Производство в надзорной инстанции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2012 в 10:29, дипломная работа

Описание

Итак, цель работы – изучение особенностей производства в надзорной инстанции в гражданском (арбитражном) процессе.
Объектом исследования являются надзорное производство в гражданском и арбитражном процессах.
Предмет изучения – новеллы и проблемы, существующие при разрешении дел в надзорной инстанции в гражданском (арбитражном) процессе.

Работа состоит из  1 файл

Диплом основной.docx

— 89.73 Кб (Скачать документ)

      Заседание Президиума завершается после выступлений  участвующих лиц принятием постановления. Применительно к порядку принятия решения (ст. 167 АПК РФ) Президиум проводит обсуждение в условиях, обеспечивающих тайну совещания.

      Принятие  постановления Президиумом должно соответствовать общим правилам разрешения вопросов судом, рассматривающим  дело в коллегиальном составе (ч. 1 ст. 20 АПК РФ). Все вопросы решаются большинством голосов членов Президиума. Никто из них не вправе воздержаться от голосования. Председательствующий обладает равными правами со всеми членами Президиума, но голосует последним. При равенстве голосов членов Президиума обращение как не набравшее большинства голосов отклоняется и оспариваемый судебный акт сохраняет силу.

      Одно  из центральных мест в изменениях производства в порядке надзора  занимает установление определенных критериев, при наличии которых судебный акт должен быть изменен или отменен.

      Пересмотр судебного акта в порядке надзора  продолжает оставаться исключительным. Обычная процедура проверки, как  правило, завершается апелляцией или  кассацией или при необходимых  условиях производством по вновь  открывшимся обстоятельствам. Участники  процесса располагают достаточными правовыми средствами для защиты нарушенного права. Задача Президиума - не дублировать деятельность кассационной инстанции, а выполнять особую возложенную на него законом функцию. Ее осуществление должно обеспечиваться через пересмотр судебных актов первой, апелляционной и кассационной инстанций.

      Общие правила обжалования определения  арбитражного суда установлены в  ст. 188 АПК РФ. Они применяются и при пересмотре определения в надзорном порядке, если в гл. 36 АПК РФ не установлены какие-либо особенности.

      Следует подчеркнуть, что надзорный пересмотр  определений может быть инициирован  только теми лицами, которые могут  обращаться с заявлением или представлением в ВАС, и допускается при соблюдении иных требований. В их числе - наличие  оснований, содержащихся в ст. 304 АПК РФ.

      Высшим  Арбитражным Судом РФ до настоящего времени не выработана единая позиция  по вопросу о возможности восстановления 3-месячного срока. В юридической  литературе по арбитражному процессу этот вопрос также является дискуссионным. По мнению авторов Комментария к  АПК РФ под ред. проф. М. Шакарян, "хотя в ст. 292 АПК РФ не упоминается возможность восстановления 3-месячного срока, он может быть восстановлен по общему правилу, предусмотренному ст. 117 АПК РФ". Авторы Комментария АПК РФ под ред. проф. Г. Жилина полагают, что возможность обращения в надзорную судебную инстанцию не может сохраняться сколь угодно длительный период после принятия оспариваемого судебного акта. 

3.2. Полномочия  Президиума Высшего Арбитражного  Суда РФ как надзорной инстанции

      Президиум обладает широкими полномочиями при  проверке законности судебных актов  первой, апелляционной и кассационной инстанций в рамках оснований, содержащихся в ст. 304 АПК РФ.

      Президиум может не согласиться с доводами, содержащимися в заявлении или  представлении, и с теми мотивами, которые приведены в определении о направлении дела для пересмотра в порядке надзора, принятом составом судей в соответствии с ч. 4 ст. 299 и ст. 300 АПК РФ. В этом случае он отказывает в удовлетворении заявления или представлении и признает оспариваемый судебный акт соответствующим закону, оставляя его без изменения. Этот вывод Президиум делает, если не находит оснований для надзорного пересмотра. Поскольку Президиум не принимает нового решения, в котором бы по-иному определялись права и обязанности лиц, участвующих в деле, то такое постановление не нарушает их право на судебную защиту, предусмотренное ст. 46 Конституции РФ. Такую позицию неоднократно высказывал и Конституционный Суд РФ.

      Так, было отказано в удовлетворении заявления  ООО «Гига М» № 9303 АС ГК /06. Суд не согласился с доводами, приводимыми «Гига М» и признал, что оспариваемый  судебный акт соответствует закону.

      Президиум вправе отменить судебный акт любой  нижестоящей инстанции полностью  или частично и направить дело в ту инстанцию, судебный акт которой  подвергся пересмотру. Поскольку  Президиум проверяет только вопросы  права и не вторгается в сферу  деятельности судов первой и апелляционной  инстанций в части установления фактических обстоятельств, он вправе действовать, не выходя за пределы ограничений, установленных в ч. 4  статьи  305 АПК РФ.

      Возвращая дело в нижестоящую инстанцию, Президиум  вправе дать указание о том, чтобы  новое рассмотрение проводилось в ином составе судей.

      Президиуму  предоставлено право при наличии  определенных условий отменить оспариваемый судебный акт и принять новое решение, не направляя дело на новое рассмотрение.

      Президиум отменяет судебный акт полностью  или частично и прекращает производство по делу при наличии хотя бы одного из оснований, указанных в ст. 150 АПК РФ, за исключением отказа от иска, исходя из ограничения, установленного ч. 2 ст. 49 АПК РФ.

      Президиум также может отменить или частично изменить судебный акт и соответственно оставить иск без рассмотрения с  соблюдением требований гл. 17 АПК РФ.

      Прекращение производства по делу или оставление иска без рассмотрения в надзорной  инстанции может быть только при  наличии оснований, содержащихся в ст. 304 АПК РФ.

      Исходя  из того, что Президиум может столкнуться  с ситуацией, когда по делу состоялись судебные акты судов первой, апелляционной  и кассационной инстанций, в законе предусмотрено положение, когда  оставляется без изменения один из ранее принятых по делу судебных актов.

      При отмене или изменении судебного  акта Президиум, принимая такое решение, обязан сослаться на одно или несколько  оснований, содержащихся в ст. 304 АПК РФ.

      Возможность приостановления исполнения судебного  акта в стадии надзорного производства была в АПК РФ 1995 г. и сохранена в новом АПК РФ. Однако в этот институт внесены существенные изменения. Они находятся в общем ключе новых положений АПК РФ. Основная задача, которую призвано решать приостановление исполнения, заключается в том, чтобы обеспечить на стадии исполнения защиту интересов тех участвующих в деле лиц, против которых принят судебный акт. Поэтому в случае, если судебный акт будет исполнен, то при его отмене (а именно этого добивается заявитель) поворот исполнения может оказаться невозможным. Новым является правило о встречном обеспечении, являющееся теперь еще одним условием, при наличии которого суд может принять решение о приостановлении, если признает такую меру необходимой для обеспечения баланса взаимных прав и обязанностей сторон.

      Судебная  практика выработала порядок, при котором  принималось решение о приостановлении. Он включен в новый АПК РФ. Приостановление возможно только при наличии ходатайства лица, по заявлению или представлению которого возбуждено надзорное производство. По своей инициативе суд этого сделать не может. Если заявитель мотивирует свою просьбу о приостановлении невозможностью поворота исполнения, он обязан данное обстоятельство подтвердить вескими аргументами, в том числе представить необходимые документы. Важность надлежащего обоснования ходатайства объясняется еще и тем, что приостановление исполнения является правом, а не обязанностью суда. Поэтому он должен быть убежден в необходимости принятия такой меры в строгом соответствии с требованиями ст. 90 АПК РФ.

      Встречное обеспечение на стадии надзорного производства допускается только путем внесения денежных средств на депозитный счет суда первой инстанции в размере  оспариваемой суммы. Другие формы встречного обеспечения, в том числе банковская гарантия, поручительство либо иное финансовое обеспечение, которые допускаются  при встречном обеспечении иска, не предусмотрены.

      В новом АПК РФ установлено, что ходатайство о приостановлении суд решает коллегиально в судебном заседании. По его результатам выносится определение в виде отдельного судебного акта. Исходя из общих правил, касающихся содержания определения (ст. 185 АПК РФ), следует сделать вывод о том, что суд может не только удовлетворить ходатайство о приостановлении исполнения, но и отклонить его. Обжалование указанного определения Кодексом не предусмотрено20.

      Копия определения направляется в пятидневный  срок, как это требует АПК РФ (ч. 2 ст. 186), со дня его вынесения участвующим в деле лицам.

      Еще одним новым положением, установленным  АПК РФ, является определение судом срока действия приостановления. Таким предельным сроком может быть время до окончания производства в порядке надзора, т.е. до принятия решения об отказе в передаче дела в Президиум или до рассмотрения дела Президиумом. Суд вправе установить и другой срок действия приостановления, но он по продолжительности не может выходить за пределы надзорного производства.

      Поскольку цель приостановления связывается  с невозможностью поворота исполнения в случае отмены оспариваемого судебного  акта, то с отпадением данного обстоятельства отменяется приостановление: с принятием  определения об отказе в передаче дела в Президиум или с отказом  самим Президиумом удовлетворить  заявление или представление.

      В практике применения ст. 298 АПК РФ предстоит ответить на вопрос, может ли состав судей, принявший решение о приостановлении, не отменять его в случае направления дела в кассационную инстанцию, как это предусмотрено ч. 6 ст. 299 АПК РФ.

      Приостановление исполнения отменяет либо состав судей, который принимал решение, либо Президиум  при отказе в удовлетворении обращения. Копия определения или постановления  направляется участвующим в деле лицам.

 

3.3. Вступление  в законную силу Постановления  Президиума Высшего Арбитражного  Суда РФ и его опубликование

      Постановление Президиума должно иметь реквизиты  и отвечать на все вопросы, исходя из предписаний, содержащихся в ст. 306 АПК РФ.

      В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 20 и ч. 3 ст. 21 ФКЗ "Об арбитражных судах в Российской Федерации" председательствует на заседании Президиума Председатель ВАС или в его отсутствие заместитель Председателя, который подписывает принимаемое Президиумом постановление.

      Статья 306 АПК РФ, регламентирующая содержание постановления, принимаемого Президиумом по результатам рассмотрения заявления или представления о пересмотре дела в порядке надзора, является новой. В АПК РФ 1992 и 1995 гг. такой статьи не было. Содержание постановления определялось исходя из общих требований АПК РФ и полномочий, которыми обладал Президиум.

      Постановление Президиума должно отвечать общим требованиям, предъявляемым к судебным актам. Оно должно быть законным, обоснованным и мотивированным (ч. 3 ст. 15 АПК РФ). Во многом постановление Президиума совпадает с постановлением кассационной инстанции.

      Постановление Президиума должно отражать: доводы, приведенные  в заявлении или представлении, и содержание требования, с которым  заявители обращаются в ВАС РФ; если представлен отзыв, то - возражения, приведенные в нем; объяснения, данные участвовавшими в деле лицами в ходе заседания Президиума; основания, содержащиеся в ст. 304 АПК РФ, со ссылкой на законы и иные нормативные правовые акты, исходя из которых состав суда пришел к выводу о необходимости пересмотра дела в порядке надзора; мотивы, а также выводы и решения, к которым в итоге пришел Президиум, в соответствии с его полномочиями, предусмотренными ст. 305 АПК РФ, - об оставлении без изменения или об отмене судебного акта; в случае направления дела на новое рассмотрение Президиум указывает на то, какие действия должны быть совершены лицами, участвующими в деле, и арбитражным судом.

      Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации вступает в  законную силу со дня его принятия.

      Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации подлежит опубликованию  в "Вестнике Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации".

      Правило о направлении в пятидневный  срок со дня принятия копии постановления  Президиума лицам, участвующим в  деле, существовавшее в АПК РФ 1995 г. (ч. 2 ст. 187), сохранено.

      Новым является указание на опубликование  постановления в Вестнике ВАС. Это  положение имеет важное значение в целях обеспечения единства судебной практики и свидетельствует о последовательном осуществлении принципа прозрачности правосудия. 
 

Заключение

      Выход за пределы надзорной жалобы или представления прокурора означает проверку судом надзорной инстанции - независимо от содержания надзорной жалобы или представления прокурора - законности только того судебного постановления, на которое они поданы. Исходя из этого, суд надзорной инстанции не вправе со ссылкой на интересы законности пересмотреть судебное постановление, которое не обжалуется (например, он не может по своей инициативе отменить решение суда первой инстанции, посчитав его незаконным, если обжалуется только кассационное определение).

Информация о работе Производство в надзорной инстанции