Разработка методики оценки эффективности труда персонала и планирование развития карьеры и профессионального роста сотрудников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2012 в 20:09, курсовая работа

Описание

На сегодняшний день эффективность действующей системы материального стимулирования является головной болью большинства российских предприятий. Система материального стимулирования должна выполнять функции невидимого контролера, когда отдельный работник (подразделения) объективно (через существующий на предприятии механизм премирования) поощряется действовать в интересах предприятия в целом. В противном случае возникает так называемый эффект moral hazard (объективная заинтересованность работника в действиях, не совпадающих с интересами предприятия.

Работа состоит из  1 файл

Курсач.docx

— 175.27 Кб (Скачать документ)

Ценности ориентации и  мотивы труда на предприятии

Мотивация труда – это  стремление работника удовлетворить  свои потребности по средствам трудовой деятельности. Чем больше число разнообразных  потребностей реализует человек  посредством труда, чем разнообразнее  доступные ему блага, тем важнее роль труда в его жизни и  выше трудовая активность. Можно выделить несколько групп мотивов труда: мотивы содержательности труда, его  общественной полезности, статусные  мотивы, связанные с общественными  признаками, мотивы получения материальных благ и другие.

Важное значение в удовлетворении потребностей имеют стимулы, то есть побуждения к действию. Стимулирование опосредовано через мотивацию. Подход к трудовому стимулированию состоит  в выделении и сопоставлении, с одной стороны, системы стимулов, с другой, - системы мотивов и  потребностей, на удовлетворение которых  направлены эти стимулы. Следовательно, одной из важнейших управленческих задач является обеспечение такого воздействия стимулов на мотивы, которое  вызвало бы наиболее целесообразное для организации трудовое поведение  работников.

Социологический опрос показал, как распределяются мотивационные  тенденции у сотрудников предприятия (см. таблицу 10).

Шкала состоит из 10 вопросов, в которой предполагается сравнить пары вопросов. Например, первое предложение  и второе, первое и третье и т. д., затем сравнить второе и третье и т. д. В конце выбираются в  приоритете которым был отдан  выбор. [23]

Таблица 10

Ценностные ориентации руководителей, специалистов и работников предприятия  ДРСУ – 4 

 

Вопрос

Высшее звено

Среднее звено

Низовое звено

Количество выбо ров

% вы бора

Количество выбо ров

% вы бора

Количество выбо ров

% вы бора

1

2

3

4

5

6

7

1. Зарабатывать себе на  жизнь

15

33,3

21

23,3

19

21,1

1

2

3

4

5

6

7

2. Обеспечить свое будущее

7

15,5

8

8,9

9

10

3. Обеспечить себе положение  влияния

2

4,4

6

6,7

7

7,8

4. Завоевать достойное  место в жизни

6

13,3

12

13,3

11

12,2

5. Развивать свои способности

0

0

4

4,4

8

8,9

6. Быть уверенным в завтрашнем  дне

4

8,9

19

21,1

11

12,2

7. Иметь постоянных собеседников

1

2,2

4

4,4

5

5,5

8. Завоевать признание  и уважение

3

6,7

5

5,5

7

7,8

9. Обеспечить себе материальный  комфорт

6

13,3

9

10

8

8,9

10. Быть при деле

1

2,2

2

2,2

5

5,5

Итого

45

100

90

100

90

100


 

  

 

Вопрос

Исполнители

Итого

Количество выбо ров

% вы бора

Количество выбо ров

% вы бора

1

8

9

10

11

1. Зарабатывать себе на  жизнь

35

25,9

90

25

1

8

9

10

11

2. Обеспечить свое будущее

10

7,4

34

9,4

3. Обеспечить себе положение  влияния

8

5,9

23

6,4

4. Завоевать достойное  место в жизни

17

12,6

46

12,8

5. Развивать свои способности

6

4,4

18

5

6. Быть уверенным в завтрашнем  дне

16

11,8

50

13,9

7. Иметь постоянных собеседников

6

4,4

16

4,4

8. Завоевать признание  и уважение

12

8,9

27

7,5

9. Обеспечить себе материальный  комфорт

14

10,4

37

10,3

10. Быть при деле

11

8,1

19

5,3

Итого

135

100

360

100


 

 

Из таблицы 9 видно, что  у служащих предприятия важнейшее  значение приобретают: зарабатывать себе на жизнь выбрало 25 % опрошенных, быть уверенным в завтрашнем дне 13,9 % и  завоевать достойное место в  жизни 12,8 %. Так например, разброс  по ценности работы, как средство существования  колеблется от 21,1 % до 33,3 %. В то же время  эта ориентация для всех категорий  работников получила приоритет.

Второй приоритет получила такая ценность работы как уверенность  в завтрашнем дне (13,9 %). Это обусловлено, по видимому, увеличивающейся в городе безработицей, ожидаемому сокращению численности работников предприятия  и боязнью потерять работу. [33]

Таблица 11

Мотивы труда руководителей, специалистов предприятия ДРСУ – 4

(в % к числу опрошенных)  

 

Вопросы

Категории работников

Средние

Высшее звено (7)

Среднее звено (10)

Низовое звено (10)

Исполнители (15)

Мотивы труда:

Постановка четких целей

40

50

50

86,7

56,7

Вознаграждения соразмерные  труду

60

60

70

93,3

70,825

Возможность профессионального  роста

0

20

50

46,7

29,175

Безопасная среда

20

30

20

26,7

24,175

Удовлетворенность работой

60

60

70

46,7

59,875

Доверие руководителя

60

70

60

66,7

64,175

Имидж предприятия

100

80

60

33,3

68,325


 

 

Третий приоритет получила такая ценность работы, как завоевать  достойное место в жизни (12,8 %), что говорит о существенном значении для работников предприятия о  их социальной значимости желания продвижения  по службе, разброс по предприятию  незначителен – от 12,2 % в низовом  звене до 13,3 % в высшем звене.

Четвертый приоритет получил  критерий обеспечить себе материальный комфорт. Он оценивается в 10, 3, а колебание  его по предприятию составляет от 8,9 % до 13,3 %.

Пятый приоритет – обеспечение  своего будущего (9,4 %). Это очень важный критерий, который определяет внутреннюю мотивацию работы, наиболее сильную  и эффективную. Наиболее низок он у исполнителей и составил 7,4 %, что  говорит о трудовой пассивности, результат отчужденности труда, возможно вызванный низкой заработной платой и задержками ее выплаты на многие месяцы. [24]

Ценности труда (см. таблицу 11) обуславливают и его соответствующие  мотивы. Так с ценностью труда  как средство существования (25 %) тесно  связан мотив вознаграждения сотрудников  труду (70,825), который в целом по предприятию получил первый приоритет. Материальная заинтересованность безусловно является одним из основных общечеловеческих стимулов трудовой активности, однако срабатывает он далеко не всегда. Это  находит подтверждение и в  данном социологическом исследовании. Отдельные категории работников отдали первый приоритет другим факторам мотивации: имиджу предприятия –  высшее звено и среднее звено. [11]

Значимость работы – важный фактор мотивации

Важным фактором является сознание удовлетворенности выполняемой  работы, он получил в среднем четвертый  приоритет. О важности работы говорит  и ее масштабность, то есть на какой  уровень она направлена (смотреть таблицу 12). Ответы представлены руководителей высшего, среднего и низового звеньев управления и исполнителей. [12]

Таблица 12

Удовлетворенность выполняемой  работы 

 

 

Высказывания

Вполне удовлетворен

Удовлетворен

Не удовлетворен

Чел.

%

Чел.

%

Чел.

%

1. Ваше удовлетворенность  предприятием, где Вы работаете

21

52,5

16

40

3

7,5

2.  Ваша удовлетворенность  физическими условиями труда 

18

45

15

37, 5

7

17, 5

3. Ваша удовлетворенность  работой

15

37,5

16

40

9

22,5

 

4. Ваша удовлетворенность  слаженностью действий работников  между собой

22

55

8

20

10

25

5. ваша удовлетворенность  стилем руководства Вашего начальника

28

70

8

20

4

10

6. Ваша удовлетворенность  заработной платой в смысле  соответствия ее с Вашими трудозатратами

16

40

11

27,5

13

32,5

7. Ваша удовлетворенность  служебным продвижением

12

30

9

22,5

19

47,5

8. Ваша удовлетворенность  тем, что на своей работе  вы можете использовать свой  опыт и способности

16

40

11

27, 5

13

32, 5

9. Ваша удовлетворенность  требованиями Вашей работы к  интеллекту человека

14

35

12

30

14

35

10. Ваша удовлетворенность  длительностью рабочего дня 

40

100

-

-

-

-

11. В какой степени Ваша  удовлетворенность работой повлияла  бы на Ваше решение, если 

бы ВЫ искали работу в настоящее  время?

21

52,5

15

37,5

4

10 


 

 

Как видно из таблицы 11 работники  удовлетворены своим предприятием, где они работают 52 % из ниже опрошенных и 7,5 % неудовлетворены.

В целом же по предприятию  видно, что более 50 % работников предприятия  удовлетворены своей работой, что  является положительным моментом в  работе предприятия в целом. Это  и характеризует чувство гордости у работников за свою работу. [35]

Мотивы труда, определяемые руководителем.

Почти все приоритеты отданы мотивам труда, так или иначе  связанным с руководителем.

Третий приоритет отдан  высокому доверию руководителя (64, 175 %); пятый – четко поставленным целям (56, 7 %); шестой – возможности  роста (34, 175 %); седьмой – возможности  учиться и совершенствоваться (29, 175 %). Взаимодействие с руководителем  имеет для подчиненного очень  важное значение. Вовлеченность личности в работу всегда опосредовано тем, как  руководитель относится к работникам. Если он видит в них только исполнителей подчеркивая при этом, что они  обязаны подчиняться его распоряжениям, и мало считается с их мнением, то они быстро охладевают к работе. Если же он видит в них партнеров  по совместной работе и подчеркивает при этом важность личного вклада каждого в эту работу и проявляет  постоянное внимание к мнениям, то работники  отвечают заинтересованностью в  выполнении работ. Что по этому поводу показало социологическое исследование представлено в таблице 13. Таблица  состоит в виде анкеты включающая 24 вопроса, выявляющих отношения подчиненного или группы подчиненных к руководителю по трем параметрам: гностическому (демонстрирующему уровень компетентности начальника как специалиста),  эмоциональному (помогающему выявить, на сколько  руководитель симпатичен подчиненному как личность) и поведенческому (показывающему, как складываются реальные взаимоотношения  младшего и старшего). 

 

 

 

Таблица 13

Анализ отношения группы подчиненных к руководителю

Вопросы

Ответы

ДА

% к числу опрошенных

1

2

3

1. Руководитель хорошо  знает, как способен работать  каждый из его подчиненных

24

60

2. Мне трудно ладить  с руководителем: 

18

45

3. Руководитель – справедливый  человек 

31

77, 5

1

2

3

4. Руководитель умело намечает  меры, способствующие более эффективной  работе п/п

29

72,5

5.Руководителю явно не  хватает чуткости в отношении  с людьми

32

80

6. Слово руководителя –  закон для членов коллектива

39

97,5

7.Руководитель скрупулезно  планирует работу, никогда не  отвлекается от заранее составленного  плана

26

65

8. Я вполне доволен руководителем

32

80

9. Руководитель недостаточно  требователен к подчиненным

7

17,5

10. руководитель всегда  дает разумный совет

26

65

11. Я вполне доверяю  руководителю

34

85

12. Оценка руководителя  очень важна для меня

40

100

13. Руководитель работает  никогда не отвлекаясь от установленного  порядка, действует строго по  инструкции

24

60

14. Работать с руководителем  одно удовольствие

14

35

15. Руководитель уделяет  мне мало внимания

8

20

16. Руководитель, как правило,  не учитывает моих индивидуальных  способностей

12

30

17. Руководитель плохо  чувствует мое настроение

21

52,5

18 Руководитель всегда  выслушивает мое мнение

40

100

19. У меня нет сомнения  в правильности методов и средств,  применяемым руководителем

19

47,5

20. Я не стану делиться  с руководителем своими сокровенными  мыслями

38

95

21. Руководитель хорошо  знает мои сильные и слабые  стороны

22

55

22.Руководитель наказывает  за малейший проступок

31

77,5

23. Я хотел бы стать  похожим на руководителя

21

52,5

24. У нас с руководителем  чисто деловые отношения, он  не интересуется моими личными  делами, положением в семье.

24

60

Информация о работе Разработка методики оценки эффективности труда персонала и планирование развития карьеры и профессионального роста сотрудников