Региональные рынки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2012 в 14:30, лекция

Описание

Регион может достичь наибольших результатов при активном участии в территориальном разделении труда и развитии на его основе рациональных торгово-экономических связей как с партнерами внутри региона, так и с внешним миром. Обеспечивается это эквивалентными отношениями хозяйствующих субъектов, реализуемыми посредством региональных рынков.

Содержание

1. Сущность категории «Региональный рынок». Система региональных рынков.
2. Экономическое пространство и коньюнктура рынка.
3. Управление региональными рынками.

Работа состоит из  1 файл

РЭУ_заочное отделение.docx

— 128.92 Кб (Скачать документ)

Для достижения целей и выполнения задач национальной политики зонирования применяется  целый комплекс методов государственного регулирования СЭЗ, который охватывает весь арсенал способов прямого и косвенного регулирования социально-экономического развития зоны. Сюда входят:

• государственные инвестиции в государственные предприятия, промышленную и социальную инфраструктуру СЭЗ;

• контроль государственного сектора, находящегося в границах СЭЗ;

• государственные  закупки и заказы на продукцию, производимую в зоне;

• расходы  по социальному страхованию;

• валютный контроль и ограничения экспорта капитала;

• контроль над доходами, ценами и потребительским  кредитом;

• лицензирование строительства и размещение предприятий, технологий и материалов;

• национализация отдельных отраслей и объектов, находящихся  в «зоне»;

• проведение НИОКР в государственных центрах;

• налоговые  льготы на инвестиции и поддержку  регионов «зоны»;

• введение импортных депозитов;

• госкредиты;

• регулирование  учетной ставки процента и объемов  банковского кредита и др.

 

Региональная  политика: содержание, специфика, этапы  становления в России и за рубежом.

    1. Региональная политика: цели, объекты и содержание.
    2. Этапы становления региональной политики за рубежом.
    3. Становление региональной политики в России.
    4. Пути совершенствования государственной региональной политики в России.

 

1. Региональная политика: цели, объекты  и содержание

Региональная (социально-экономическая) политика государства - сфера деятельности по управлению политическим, экономическим, социальным и экологическим развитием страны и отражающая как взаимоотношения  между государством и регионами, так и регионов между собой.

Объединение в рамках региона различных подсистем  социально-экономических отношений  в свою очередь определяет множественность  направлений региональной политики, среди которых основными являются:

  • Экономическая политика, направленная на смягчение региональных экономических диспропорций.
  • Социальная политика, направленная на сглаживание региональной дифференциации в уровне жизни, а также общее улучшение качества социальной среды.
  • Демографическая политика, предполагающая регулирование со стороны государства естественного и механического движения населения.
  • Экистическая (поселенческая) политика, направленная на повышение эффективности использования территориальных ресурсов конкретного региона путем оптимального размещения производства, коммуникаций и мест расселения с учетом природных, экономических, архитектурно-строительных и инженерно-технических факторов.
  • Экологическая политика, предполагающая предотвращение детериорациии, улучшение экологической ситуации в регионе.
  • Научно-техническая политика, нацеленная на регулирование взаимосвязей между размещением научных центров и производительных сил, региональные перемещения научных кадров и т.д.

Однако  своеобразным жестким ядром региональной политики является реализация экономических  целей регионального развития, так  как механизмы достижения необходимых  социальных, демографических и социологических  условий неизбежно связаны с  наличием достаточного объема финансовых ресурсов и использованием финансово-экономических  рычагов стимулирования и принуждения (например, формирование на региональном уровне эффективной системы экологических  налогов и штрафов способно стать  предпосылкой для активизации природоохранной  деятельности предприятий).

Другой  особенностью взаимодействий выделенных направлений региональной политики является взаимопереплетение объектов исследования и необходимость интегрального подхода к регулированию региональных процессов.

2. Этапы становления региональной  политики за рубежом

2.1. Необходимость  региональной политики в странах  с рыночной экономикой. Выделение  региональной политики в качестве  самостоятельного направления деятельности  государства произошло сравнительно  недавно. За рубежом начало  ее формирования как системного  явления непосредственно связано  с переосмыслением роли государства  в экономике, в первую очередь  под влиянием Великой Депрессии.  В России (СССР) разработка принципиальных  теоретико-методологических основ  региональной политики началась  чуть раньше, в 20-х г.г. нашего века, вместе с началом работ по экономическому районированию и определению административно-территориального устройства страны.

За этот период региональная политика прошла сложный, зачастую мучительный путь развития в поисках оптимальных  моделей взаимодействий разноуровневых субъектов, разрабатывая новые и модифицируя действующие нормы, регулирующие региональные условия воспроизводства, совершенствуя теоретические и методологические аспекты региональных исследований.

Первоначально, в странах с рыночной экономикой под региональной политикой обычно понимался комплекс различных законодательных, административных и экономических  мероприятий, проводимых как центральными правительственными органами, так и  территориальными органами власти и  направленных на развитие так называемых депрессивных и вновь осваиваемых  районов, выявление рациональной сети городов и их размеров, размещение отдельных предприятий и отраслей промышленности и т.п..

2.2. Основные  этапы становления региональной  политики в странах с развитой  рыночной экономикой. В развитии  зарубежной региональной политики  можно выделить несколько этапов.

Первый  этап: 30-е г.г. 20 века. Принятие первых программ помощи отдельными старопромышленным и слаборазвитым территориям, необходимость которых определялась последствиями кризиса 1929-1933 г.г. Тогда региональные мероприятия были широко развернуты только в двух государствах Великобритании и США, где спад производства затронул сферы сосредоточения традиционных отраслей и слаборазвитые аграрные районы.

Второй  этап: 40-50-е г.г. 20 века. В это время расширяется круг стран, практикующих региональные мероприятия. Очередной экономический кризис (послевоенный) снова привел к спаду в традиционных отраслях промышленности и обострению социально-экономических проблем в Эльзасе, Лотарингии и Северном районе Франции, Южной Бельгии, Руре и Сааре в ФРГ, Новой Англии и Средне-Атлантических штатах в США, ряде районов на севере и западе Великобритании.

Третий  этап: 60-е начало 70-х гг. 20 века. В  этот период формируется целостная  система региональной политики стран  Запада. Произошло утверждение системы  регионального программирования, совершенствуется инструментарий региональной политики. Наряду с исторически первым направлением региональной политики, связанным с  развитием проблемных регионов, начинают проводиться мероприятия по разгрузке  крупнейших городских агломераций. Увеличение ассигнований на региональные программы стало возможным благодаря  устойчивым темпам экономического роста.

Четвертый этап: середина 70-х годов 1993 г. (год подписания Маастрихтских соглашений). Для этого периода характерно действие двух разнонаправленных тенденций. С одной стороны подписание Маастрихтских соглашений давало мощный импульс для проведения принципиально новой наднациональной политики по регулированию регионального развития в рамках ЕС. С другой стороны активизируется деятельность местных органов власти, направленная на реализацию специфических целей развития местных сообществ, которая находит свое формальное отражение в принятой ЕС в 1990 г. Европейской Хартии о местном самоуправлении. Этот этап развития региональной политики проходил на фоне нового экономического кризиса, охватившего страны Запада после 1974 г. Вследствие ослабления инвестиционной деятельности несколько сузился инструментарий региональной политики, что, однако не смогло остановить развитие системы регионального программирования и в какой-то степени стимулировало выделение двух вышеназванных новых направлений. Так, интерес к наднациональной политике во многом был связан с усилием макроэкономического компонента в государственном антикризисном регулировании. Условия кризиса, в свою очередь, стимулировали увеличение разрывов в уровнях социально-экономического развития стран ЕС.

Активизация как специфического направления  муниципальной политики, обусловлено  ускоренными темпами передачи на муниципальный уровень не только прав, но и обязанностей, ранее возложенных  на центральные и региональные органы власти. При этом перемещение полномочий зачастую не подкреплялось перемещением на муниципальный уровень адекватных источников доходов.

Пятый этап: с 1993 г. по настоящее время. Подписание Маастрихтских соглашений открыло дорогу к превращению Европы национальных государств в Европу регионов. И хотя эти идеи преимущественно реализуются сообщества, в случае их успеха, они знаменуют принципиально новый рубеж в развитии региональной политики в целом.

2.3. Позитивный и негативный опят реализации региональной политики. Таким образом, эволюция региональной политики на Западе в целом шла в общем русле трансформации роли контрактного государства в современной рыночной экономике. Факторами, смягчающими неизбежные противоречия между разноуровневыми властными структурами стали спецификация и защита Федеральным Центром прав собственности, возникающих на региональном и местном уровне управления, которая в свою очередь опирается на четкую спецификацию полномочий в сфере обеспечения населения чистыми общественными и локальными общественными благами, а также закрепление за территориальными органами власти источников дохода, достаточных для выполнения их полномочий. Важную роль в повышении эффективности работы разноуровневых органов управления сыграла институционализация норм и правил поведения, складывающихся в процессе их постоянных взаимодействий. В частности в отдельные направления юридических наук выделились муниципальное и региональное право.

Вместе  с тем необходимо отметить, что, несмотря на расширение самостоятельности территориальных  органов власти, конечные результаты реализуемых мероприятий в значительной степени определялись сохранением  и развитием конституирующей  роли Центра, выступающего гарантом соблюдения прав, как населения отдельных  территориальных образований, так  и общества в целом.

Безусловно, деятельность государства в сфере  региональной политики не является априорно эффективной. К наиболее часто встречающимся  в этой сфере провалам государства  можно отнести:

  • несоответствие между объемом закрепленных полномочий и источниками их финансирования для органов власти разных уровней;
  • несовершенство критериев оценки эффективности деятельности федеральных, региональных и местных органов власти;
  • вероятность достижения результатов, отличных от поставленных (например, в силу асимметричности информации в отношении особенностей социально-экономического развития отдельных территорий страны или напротив, манипулировании на региональном и местном уровнях при выполнении предписаний Федерального Центра);
  • неравномерное распределение ресурсов (например, при отсутствии или неэффективности систем межбюджетных отношений).

Однако  равноценных субститутов государству  в этой сфере пока не существует и дальнейшее развитие региональной политики государств с рыночной экономикой, очевидно, будет идти в направлении совершенствования уже достигнутых результатов.

 

3. Становление региональной политики  России

Эволюция  региональной политики России имеет  свою историю и свои особенности. При этом, несмотря на внутренний антагонизм сущностных характеристик государств с рыночной и плановой экономикой достаточно часто можно наблюдать близость, как времени, так и миссии или конечного предназначения реализуемых программ управления региональным развитием.

На сегодня  в развитии российской региональной политики можно выделить пять этапов. Их последовательность и содержание обусловлены не логикой самого процесса регионального развития, а скорее изменением логики общественных условий  развития страны.

Первый  этап (1920-1932 г.г.). В этот период был сформирован ряд принципиальных подходов к размещению хозяйственных объектов, территориальной организации общества, а именно:

  • необходимость создания общегосударственной системы центров, способных организовать реализацию хозяйственной и социальной политики в территориальном разрезе;
  • создание экономически эффективной территориальной организации производства, в первую очередь промышленности, и формирование экономически завершенных территориальных хозяйственных единиц. Экономический принцип районирования предполагал выделение в качестве района своеобразной, по возможности законченной в экономическом смысле территории. Каждый из выделенных районов целевым образом организовался в крупную хозяйственную систему. Этот подход усиливался энергетическим принципом, означавшим целенаправленное формирование в пределах района энерготехнологического комплекса на основе естественных и общественных ресурсов.

Второй  этап (1933 1956 г.г.) характеризуется полным отходом от экономического принципа региональной политики. В сталинскую административно-командную модель не вписывался объективный процесс районирования, направленный на усиление относительной экономической обособленности районов, а следовательно, их самостоятельности. Принцип комплексного территориально-экономического развития стал подменяться понятием всестороннее развитие, что на практике означало стремление территорий к определенной натурализации своей экономики и достижения, в конечном счете, большей экономической автономности.

Информация о работе Региональные рынки