Региональные рынки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2012 в 14:30, лекция

Описание

Регион может достичь наибольших результатов при активном участии в территориальном разделении труда и развитии на его основе рациональных торгово-экономических связей как с партнерами внутри региона, так и с внешним миром. Обеспечивается это эквивалентными отношениями хозяйствующих субъектов, реализуемыми посредством региональных рынков.

Содержание

1. Сущность категории «Региональный рынок». Система региональных рынков.
2. Экономическое пространство и коньюнктура рынка.
3. Управление региональными рынками.

Работа состоит из  1 файл

РЭУ_заочное отделение.docx

— 128.92 Кб (Скачать документ)

Существует  целый ряд причин и факторов появления зон различных типов в мировой практике зонирования:

1) экономические:  получение дополнительной прибыли  за счет более выгодного вложения  капитала на территории других  стран, а не в собственную  экономику;

2) внеэкономические:

  • технико-технологические (проблемы НТР и НТП в современной мирохозяйственной системе);
  • необходимость ускоренного создания и внедрения современной технологии, а также тиражирования лучших мировых достижений;
  • природно-географические;
  • организационные;

3) политические  либо геополитические (экономико-географические): расширение сфер и областей  мирового сотрудничества различных  стран; социально-культурные и  др.

Источниками финансирования зонирования являются:

1) централизованные  государственные капиталовложения;

2) целевые  банковские кредиты;

3) средства  предприятий и организаций, расположенных  вне зоны, но имеющих возможности  и желания по тем или иным (чаще всего экономическим, хотя  есть и другие) причинам осуществлять  вложения своих свободных средств  в экономику СЭЗ;

4) доходы  от экономики самих зон.

Срок  окупаемости инвестиций в хозяйство  зоны оценивают периодом в 4—5 лет  после начала вложений

    1. Основные типы СЭЗ.

Выделяют следующие основные типы СЭЗ, встречающиеся в мировой практике зонирования.

1. Зоны  свободной торговли.

2. Промышленно-производственные  или предпринимательские зоны.

3. Торгово-промышленные  зоны.

4. Технико-разрабатывающие  и технико-внедренческие зоны (специализированные).

5. Функциональные зоны (сервисные: банковские, страховые, рекреационно-туристические, зоны игорного и развлекательного бизнеса, историко-культурные центры, эколого-экономические).

6. Комплексные  зоны или зоны комплексного  развития территории.

7. Совместные с другими странами СЭЗ. В рамках отдельных типов зон, входящих в эту классификацию, можно выделить от дельные специфические группы и подгруппы. Так, зоны могут быть:

1) мононациональными  и интернациональными;

2) закрытыми  и открытыми;

3) территориальными (макрозонами) и точечными (микрозонами). Каждая из зон, независимо от типовой принадлежности, является социально-экономическим территориальным образованием, уникальным по своему содержанию, условиям развития, задачам и целям.

Зоны  свободной торговли (ЗСТ) представляют собой компактные территориальные  образования, выведенные за пределы  национальной таможенной территории. В таких зонах осуществляются разнообразные торговые и связанные  с ними сопутствующие операции по складированию, упаковке, простейшей доработке, маркировке, контролю качества, расфасовке, комплектации партий, ввозимых в страну и вывозимых из нее продовольственных  и непродовольственных товаров. Часто в таких зонах оказываются  и другие торговые и посреднические услуги. Большое распространение  в Западной и Центральной Европе получили такие зоны в морских  портах тех стран, где морское  и речное торговое дело имеет многовековые традиции. В Германии, Франции, Великобритании, Греции, Югославии, Болгарии и других странах Европы можно насчитать десятки городов-портов, имеющих статус ЗСТ'. Например, только в Германии их 6: Бремен, Гамбург, Бремерхафен, Киль, Нунсфахен, Этден.

Для обозначения  этого типа зон в мировой практике встречаются понятия «свободные торговые порты», «свободные портовые города», «свободные портовые зоны», «таможенные  зоны» и др. Причем практика деятельности многих городов-портов Западной Европы насчитывает уже несколько столетий.

Такие типы зон естъ и в других странах мира, хотя их названия имеют везде свою национальную специфику. Например, в КНР с 1984 г. действует 14 так называемых «открытых прибрежных городов» (ОПГ). Принято считать, что преимущества всех типов ЗСТ заключается в том, что для них характерны быстрая окупаемость вкладываемых стартовых инвестиций, всех других видов расходов (затрат) и сравнительно оперативная и простая организация дела (обустройство территории, установка границ ит. п.).

Промышленно-производственные зоны (ППЗ) характеризуются тем, что  в них создаются предприятия, производящие товары на экспорт на основе импортируемых полуфабрикатов, комплектующих изделий и других компонентов либо выпускающие на тех же основах так называемую импортозаменяющую продукцию для целей внутреннего рынка страны. Первоначально предприятия зоны осуществляют обработку импортируемых полуфабрикатов и компонентов, а также сборку и изготовление какой-либо продукции с обязательным ее экспортом. В дальнейшем они производят товары, используя уже местное сырье с применением импортной техники и технологии для нужд внутреннего рынка. Эти зоны создаются как территории со специальным таможенным режимом, где предприятия производят экспортную или импортозаменяющую продукцию, пользуясь при этом определенными налоговыми, финансовыми и другими льготами. Наиболее распространен такой тип зон в КНР и Южной Корее.

Торгово-промышленные зоны (ТПЗ) являются своеобразной комбинацией  двух первых типов зон, т.е. ЗСТ и  ППЗ. На их территории вводятся визовый, таможенный и финансово-кредитный, а также валютный и другой режимы, призванные обеспечить создание наиболее благоприятных условий производственно-сбытовой деятельности предприятий — резидентов зоны. Они получили широкое распространение  в США.

Технико-разрабатывающие  зоны (ТРЗ) представляют собой территориальные  образования, использующие национальные и зарубежные научно-исследовательские, проектно-конструкторские, производственно-технологические  и научно-производственные организации, объединенные единством целей и  задач, пользующиеся при этом единой системой фискальных и финансовых льгот. Обычно такие типы зон называют в США технопарками, в Японии — технополисами, в России и других странах СНГ — наукоградами.

Технопарки  в США, технополисы в Японии, научные парки в новых индустриальных странах получают широкую и всестороннюю поддержку государства, включая прямые инвестиции из государственного бюджета на развитие инфраструктуры этих зон, налоговые льготы и льготные кредиты, особенно для мелких инновационных фирм. Главная цель создания и функционирования зон этого типа — стимулирование инновационной деятельности всех видов (от разработки до внедрения включительно).

Функциональные  зоны (ФЗ) — наиболее многочисленная и многоликая группа зон. К ним  относятся сервисные зоны (банковские, страховые, рекреационно-туристические, историко-культурные, экологические  и т. д.). В этих и подобных административно-территориальных  образованиях устанавливается специальный  режим предпринимательской задолженности, что заставило США принять  меры в виде новых валютных вливаний в эту страну в весьма существенных размерах.

Свободно-экономические  зоны любого типа могут иметь статус требующих или не требующих жесткой  организации их границ. При этом доступ на территорию зоны может быть свободным с точки зрения пропускного (пограничного) режима, а может быть жестко регламентирован. Поэтому в  первом случае такие зоны следует  считать открытыми, во втором случае — закрытыми, или специальными.

 

3. Государственное регулирование СЭЗ

Государственное регулирование СЭЗ — это система  скоординированных действий государства, направленных на достижение целей и  задач, решаемых в ходе реализации зональной  политики в интересах эффективного функционирования национальной экономики  страны в целом и ее составляющих.

Объектами государственного регулирования зонирования  являются непосредственно СЭЗ различных  типов.

Субъектами  государственного регулирования выступают  субъекты хозяйствования в СЭЗ —  ее резиденты (промышленные предприятия, организации, предприятия сферы  услуг и т. п.).

В целях  повышения эффективности государственного регулирования СЭЗ формируется  специальный организационно-экономический механизм зонирования, который включает в себя правовой, социально-экономический, теоретико-методологический и методологический аспекты. Его суть сводится к созданию необходимой нормативно-правовой базы функционирования СЭЗ в стране, а также осуществлению финансово-кредитной, налоговой и иной экономической политики государства, направленной на повышение эффективности функционирования зон любого типа.

Инструментами государственного регулирования СЭЗ  являются структурно-инвестиционная, бюджетная, социальная, налоговая, производственно-конъюнктурная, кредитная, эмиссионная и внешнеэкономическая  политика.

Роль  государственного регулирования СЭЗ сводится к организации работ, определению приоритетов в типах зон, в выборе регионов, подготовке и обеспечении организационно-правовой базы.

Сфера государственного регулирования СЭЗ охватывает все  финансовые, организационно-экономические, нормативно-правовые проблемы, предвидеть и решить которые на более низком уровне хозяйствования объективно невозможно. В подобной регламентации нуждается  широкий спектр отношений между  хозяйствующими субъектами всех уровней: финансовых, организационно-экономических, нормативно-правовых и др.

Процесс государственного регулирования СЭЗ  можно рассматривать на нескольких уровнях: межгосударственном и государственном, внутризональном (в рамках конкретной СЭЗ конкретного типа).

На каждом из этих уровней регулирование практики зонирования имеет свою специфику.

На межгосударственном уровне — это определенные правила «экономической игры», которые каждое государство устанавливает на своей территории. Эти правила обязательны для всех участников СЭЗ, поскольку при достигнутой степени интеграции производительных сил и разделении труда без определенной регламентации и упорядочения взаимоотношений им не обойтись. В последние годы все чаще в мирохозяйственной практике получают распространение СЭЗ, охватывающие территорию группы государств и действующие по общим для них правилам.

На федеральном  уровне — это выработка государственными органами законодательной власти свода соответствующих законов и создание нормативно-правовой базы для формирования и эффективного функционирования СЭЗ, а также обеспечения целого комплекса мер по стабилизации экономической, правовой и социальной ситуации в стране. Иными словами, создание в СЭЗ макроэкономической среды, благоприятной для развития всех форм и методов хозяйствования, присущих рыночной экономике.

Исходя  из содержания государственного регулирования  практики зонирования определяются и формулируются его цели и задачи.

К числу  основных целей и задач, стоящих  и решаемых с помощью государственного регулирования СЭЗ на государственном (федеральном и региональном) уровне, следует отнести:

• выбор  приоритетов в типах создаваемых в стране зон, в развитии экономики регионов и страны в целом и разработку на этой основе концепции социально-экономического развития;

• формирование необходимой нормативно-правовой и  организационно-экономической базы для осуществления зонирования;

• адаптацию  всех элементов хозяйственного механизма  СЭЗ друг к другу и складывающейся конъюнктуре в производстве и  распределении;

• обоснование  и установление всех видов льгот, требующихся для реализации каждой из принятых к реализации программ в СЭЗ;

• обеспечение  экономической безопасности принимающей  страны.

На внутритональном  уровне государственное регулирование  сводится к формированию внутри каждой конкретной зоны определенных условий, без которых невозможно ее нормальное функционирование:

• организация  крупных акционерных обществ, располагающих  солидным капиталом и берущих  на себя полную материальную ответственность  за выполнение программы создания зон;

• создание центрального банка зоны, который  обеспечивал бы формирование ее бюджета, контролировал бы использование  бюджетных и кредитных средств, координировал бы взаимоотношения  с федеральным бюджетом;

• развитие специального залогового и страхового инвестиционного фонда (страховое  общество), который обеспечивал бы привлечение рублевых и валютных поступлений в необходимых объемах;

• разграничение  функций между руководством зоны (например, Советом зоны) и местными (региональными) органа-ми власти, принятие договорных соглашений между ними по проблемам владения и распределения собственности, процедуры и порядка решения вопросов ценообразования, налогообложения, лицензирования, предоставление различных льгот;

• утверждение  программ развития конкретных СЭЗ; в  этих программах предусматриваются  задачи, решаемые зоной с позиции  республиканского интереса, определяются размеры государственных капиталовложений и субсидий, устанавливаются льготы и сроки их получения;

• делегирование  властным структурам регионального  и местного уровней органами управления СЭЗ, а также отдельными производствами, предприятиями, фирмами, расположенными в зонах, определенных прав, в первую очередь в сфере финансово-экономической  деятельности.

Информация о работе Региональные рынки