Региональные рынки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2012 в 14:30, лекция

Описание

Регион может достичь наибольших результатов при активном участии в территориальном разделении труда и развитии на его основе рациональных торгово-экономических связей как с партнерами внутри региона, так и с внешним миром. Обеспечивается это эквивалентными отношениями хозяйствующих субъектов, реализуемыми посредством региональных рынков.

Содержание

1. Сущность категории «Региональный рынок». Система региональных рынков.
2. Экономическое пространство и коньюнктура рынка.
3. Управление региональными рынками.

Работа состоит из  1 файл

РЭУ_заочное отделение.docx

— 128.92 Кб (Скачать документ)

Средства  фонда (трансферты) распределяются на основе сопоставления бюджетной  обеспеченности субъектов РФ, измеренной величиной приведенных к сопоставимым условиям удельных (в расчете на душу населения) валовых налоговых  ресурсов.

Распределение трансфертов проводится в два  этапа, исходя из необходимости создания стимулов для развития собственной  налоговой базы региона (первый этап) и поддержания минимального гарантированного уровня бюджетной обеспеченности (второй этап).

Первая  часть Фонда финансовой поддержки  регионов (ФФПР) распределяется между  субъектами РФ, для которых приведенные  к сопоставимому виду удельные валовые  налоговые ресурсы (ВНР) не превышают  среднего по России показателя, пропорционально  отклонению удельных ВНР от среднего по субъектам РФ уровня и рассчитывается по формуле:

 

                                                     w х  ФФПР  х  Di

Т1   =  --------------------------,

                                                                 D

 

где w — доля первой части ФФРП в общем объеме ФФРП; ФФРП — общий объем ФФРП (без учета трансфертов Чеченской республике); Di — объем средств, необходимый для доведения приведенных удельных ВНР по данному субъекту федерации до среднего по Российской Федерации уровня (Di > 0); Di — суммарный объем средств, необходимый для доведения приведенных удельных ВНР до среднего по Российской Федерации уровня.

Вторая  часть Фонда финансовой поддержки  регионов распределяется таким образом, чтобы довести приведенные к  сопоставимому виду удельные ВНР (после  распределения первой части ФФПР) до одного и того же, максимально  возможного при заданном объеме ФФПР, уровня и рассчитывается по формуле:

 

                                             (а  х  ИНПi  +  t1)

Т2   =   ﴾х  -  -------------------------)   х  ИБРi  х Ni

                                                      ИБРi

 

где х — уровень, до которого может быть проведено повышение удельных приведенных ВНР при заданном объеме второй части ФФПР (определяется расчетно); а — средний по субъектам РФ уровень налоговых доходов на душу населения, прогнозируемый на 2001 год; ИНПi, — индекс налогового потенциала для данного региона; t1 — первая часть трансферта данному региону в расчете на душу населения; ИБРi — индекс бюджетных расходов для данного региона; Ni — численность населения данного региона (без ЗАТО и г. Сочи).

Итоговый  трансферт субъекту Федерации из Фонда финансовой поддержки регионов определяется суммированием первой и второй части трансферта.

Второй  базовый элемент системы финансовой поддержки регионов — Фонд компенсаций, созданный в 2001 году, формируется и распределяется с целью обеспечения равных возможностей финансирования из консолидированных бюджетов регионов расходов на реализацию социальных федеральных законов «О государственных пособиях граждан, имеющих детей», «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».

Формирование  в составе федерального бюджета  Фонда компенсаций означает использование  новой схемы целевого финансирования этих законов. Распределение субвенций  фонда между всеми без исключения регионами, вне зависимости от уровня их бюджетной обеспеченности, пропорционально  численности соответствующих категорий  населения.

Средства (субвенции) Фонда компенсаций на выплату пособий гражданам, имеющим  детей, рассчитываются по формуле:

 

Sд   =   Регион   х   (Di1 H1+ Di2 H2 + Di3 H3)  x  (1 + pi  1,83%),

где Sд — объем субвенций i-му субъекту РФ на выплату пособий гражданам, имеющим детей; Регион — средневзвешенный по численности населения городов и районов районный коэффициент к заработной плате в i-ом субъекте РФ (без надбавок); Di1 — число детей в семьях со среднедушевыми доходами ниже прожиточного минимума в i-ом субъекте РФ (кроме детей, на которых установлен повышенный размер пособия); Di2 — число детей одиноких матерей, имеющих право на получение пособия (с доходами ниже прожиточного минимума), в i-ом субъекте РФ; Di3 — число детей военнослужащих по призыву и детей, родители которых уклоняются от уплаты алиментов, имеющих право на получение пособия, в i-ом субъекте РФ; H1 — базовый (минимальный) размер пособия на 1 ребенка в месяц; H2 — размер пособия на 1 ребенка одиноким матерям в месяц; H3 — размер пособия на 1 ребенка военнослужащих по призыву и на 1 ребенка, родители которого уклоняются от уплаты алиментов, в месяц; p — доля расходов на выплату пособий, доставка которых осуществляется по почте, в общей сумме расходов на выплату пособий в i-ом субъекте РФ (максимальная стоимость доставки — 1,83% от размера пособия).

Средства (субсидии) Фонда компенсаций РФ на реализацию федерального закона «О социальной защите инвалидов Российской Федерации» в части, подлежащей финансированию из консолидированных бюджетов субъектов  РФ, рассчитываются по формуле:

 

Sin   =   Ri  Vуд y,

 

где Sin - объем средств i-му субъекту РФ на реализацию вышеназванного федерального закона; Ri — число лиц, подпадающих под действие указанного закона, в i-ом субъекте РФ; Vуд — коэффициент удорожания стоимости условной единицы бюджетных услуг для i-го субъекта РФ; у — максимально гарантированный объем расходов на реализацию указанного закона в расчете на 1 инвалида (руб., в год), исходя из общего объема субсидий и с учетом региональных коэффициентов удорожания бюджетных услуг.

Общий объем  средств (субвенций) Фонда компенсаций  данному региону определяется путем  суммирования субвенций на выплату  пособий на детей и реализацию федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».

Промежуточное положение между Фондом финансовой поддержки регионов (выравнивание обеспеченности по «собственным» расходам регионов) и Фондом компенсаций (финансирование федеральных мандатов) занимает Фонд софинансирования социальных расходов (ФССР).

Фонд  создан в 2002 г. для стимулирования субъектов федерации поддерживать на определенном уровне предоставление (финансирование) основных общественных услуг.

Средства (субсидии) Фонда должны распределяться между всеми без исключения регионами  для долевого финансирования (частичного возмещения) приоритетных социально-значимых расходов (прежде всего, на образование, здравоохранение, культуру, социальное обеспечение, социальную помощь населению) при соблюдении определенных условий.

Финансовая  помощь регионам на поддержку инвестиций в региональную инфраструктуру сосредоточена  в рамках Фонда регионального  развития). Сущность Фонда — объединить средства распыленные по многочисленным федеральным и региональным инвестиционным программам и предназначенные для финансирования социальной инфраструктуры, а также объектов производственной инфраструктуры, необходимых для реализации социальных гарантий, установленных законодательством РФ. Его цель — предоставление (на конкурсной основе) инвестиционных субсидий на развитие региональной производственной и социальной инфраструктуры.

Общими  принципами распределения субсидий Фонда являются:

  • целевая поддержка капитальных вложений в общественную инфраструктуру;
  • софинансирование капитальных вложений из бюджетов субъектов РФ (обратно пропорционально уровню бюджетной обеспеченности); 
  • определение долгосрочных квот субъектов федерации на основе формализованной методики и объективных критериев;
  • соблюдение регионами федеральных стандартов инвестиционного процесса.

Распределение средств финансирования инвестиционных программ по развитию социальной инфраструктуры производится, исходя из показателей  фактической и нормативной обеспеченности регионов социальной инфраструктурой; оценки усредненной стоимости единицы  учета в объеме капитальных вложений индексов бюджетных расходов регионов и налогового потенциала регионов.

Выделение средств из федерального бюджета  осуществляется пропорционально расходам на реализацию проекта (программы) из бюджетов регионов и других источников финансирования. В противном случае выделение  средств из федерального бюджета  запрещено.

Распределение средств для финансирования инвестиционных программ по развитию производственной инфраструктуры, предназначенной для выполнения социальных задач, производится, исходя из нормативов и фактического потребления услуг жилищно-коммунального хозяйства, показателей обеспеченности теплоэнергией, как совокупный показатель, характеризующий состояние производственной инфраструктуры, предназначенной для выполнения социальных задач; индексов бюджетных расходов регионов и налогового потенциала регионов.

Обязательным  условием для получения финансовых средств ФРР является разработка органами власти регионов плана инвестиционной деятельности по развитию социальной инфраструктуры на территории субъекта Российской Федерации.

 

Региональные  рынки труда

  1. Понятие рынка труда, его особенности.
  2. Дифференциация региональных рынков труда.
  3. Государственное регулирование рынка труда.

 

    1. Понятие рынка труда, его особенности

Рынок труда  представляет собой систему, в которой  взаимодействуют работодатели и  владельцы рабочей силы. Здесь  происходит стоимостная оценка труда, формируются объем и структура  спроса на рабочую силу и ее предложения. Условия рынка труда — существование  товарного рынка и денег, а  также наличие свободного наемного рабочего — продавца рабочей силы.. Рынок труда предполагает:

  • экономическую свободу работодателей и работников;
  • гибкую систему оплаты труда, которая отражает спрос и предложение рабочей силы по количеству и качеству;
  • свободное перемещение рабочей силы, предполагающее профессиональную мобильность, т.е. переквалификацию в соответствии с изменением потребностей общества в отдельных профессиях; миграционную мобильность, т.е. смену места работы, места жительства; расширение сферы трудовой деятельности за рамки основной профессии.

Главными  элементами механизма рынка труда являются: спрос на рабочую силу, ее предложение, цена рабочей силы, конкуренция между наемными работниками (за лучшие рабочие места), между работодателями (за лучших работников), между наемными работниками и работодателями (при заключении тарифных соглашений об условиях труда, его оплате и т.д.). Спрос отражает объем и структуру общественных потребностей в рабочей силе, представленных на рынке труда и обеспеченных соответствующими средствами производства, денежными ресурсами и жизненными средствами. Предложение рабочей силы — это число работников, которые желают и могут предложить свои способности на рынке труда.

Границы рынка труда зависят от совокупного  спроса на рабочую силу и общего объема ее предложения, т.е. в состав субъектов рынка труда входят как лица, ищущие работу, так и  имеющие оплачиваемую занятость.

Специфика российского рынка труда обусловлена, с одной стороны, теми диспропорциями в сфере труда, которые достались от планово-распределительной системы, а также добавились новые диспропорции при переходе к рыночной экономике.

Рынку труда  в России присущи следующие основные характеристики:

  • сокращение численности экономически активного населения;
  • сдвиг в структуре занятости по отраслям - ее перераспределение в сферу услуг;
  • изменение распределения занятого населения по секторам экономики - в направлении сокращения доли государственного сектора и увеличении частного сектора;
  • высокая концентрация занятости на крупных и средних предприятиях;
  • низкая эластичность снижения численности занятых, по сравнению с падением объемов производства в отраслях и ВВП в целом;
  • гипертрофированное развитие скрытой части рынка труда, состоящее из скрытой безработицы и скрытой занятости (неформальной). Неформальный сектор стал фактически самостоятельным сегментом рынка труда, заметно влияющим на занятость;
  • несоответствие роста и дифференциации реальной начисленной зарплаты росту и дифференциации производительности труда, фактически отсутствие влияния оплаты труда на повышение эффективности его использования;
  • резкая дифференциация показателей занятости и рынка труда по регионам.

Все это  обусловливает специфику механизма  регулирования рынка труда и  необходимость активного вмешательства  государства в его функционирование. В узком смысле механизм регулирования  рынка труда — это свод нормативных  актов законодательных или коллективно-договорных, которыми руководствуются партнеры при реализации политики занятости. В широком смысле механизм регулирования охватывает весь спектр экономических, юридических, социальных и психологических факторов, определяющих функционирование рынка труда.

 

2. Дифференциация региональных рынков труда

Региональный рынок труда - пространство в рамках субъекта Федерации, где цена и количество труда определяются взаимодействием спроса (со стороны работодателей, включая и государство) и предложения (со стороны временно незанятых людей).

Информация о работе Региональные рынки