Региональные рынки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2012 в 14:30, лекция

Описание

Регион может достичь наибольших результатов при активном участии в территориальном разделении труда и развитии на его основе рациональных торгово-экономических связей как с партнерами внутри региона, так и с внешним миром. Обеспечивается это эквивалентными отношениями хозяйствующих субъектов, реализуемыми посредством региональных рынков.

Содержание

1. Сущность категории «Региональный рынок». Система региональных рынков.
2. Экономическое пространство и коньюнктура рынка.
3. Управление региональными рынками.

Работа состоит из  1 файл

РЭУ_заочное отделение.docx

— 128.92 Кб (Скачать документ)

Содержание  государственного регулирования рыночных процессов на региональном уровне, его формы и методы определяются, с одной стороны, общегосударственной  экономической политикой и, с  другой стороны, региональной экономической  политикой, учитывающей особенности  развития регионов различного типа.

Основными функциями управления региональными  рынками являются:

  • аналитическая, которая подразумевает экономическую диагностику процессов развития региональных рынков и включает исследование общерегиональной конъюнктуры и конъюнктуры отдельных региональных рынков, исследование конкурентной среды региональных рынков, анализ институциональной структуры региональных рынков, исследование рыночной инфраструктуры региона, исследование структуры отдельных товарных рынков региона;

Экономическая диагностика региональных рынков представляет собой сбор, анализ и интерпретацию  данных о факторах развития социально-экономических  процессов в регионе и определение  их влияния на формирование и развитие региональных рынков.

Экономическая диагностика региональных рынков должна осуществляться исходя из следующих  принципов: системного подхода; комплексного подхода; систематического исследования; динамического подхода; учета научно-технического прогресса и структурных сдвигов; учета региональной специфики.

Основой экономической диагностики рыночных процессов в регионах являются конъюнктурные  исследования, которые включают в  себя текущие наблюдения, конъюнктурный  обзор, т. е. анализ причин исследуемых  факторов и конъюнктурный прогноз.

  • функция организации и контроля, которая включает процесс построения органов управления региональными рынками, упорядочивание их взаимосвязей и информационных потоков, а также контроль над развитием отдельных региональных рынков и региональной экономики в целом;
  • функция планирования, включающая разработку стратегических и тактических планов по развитию системы региональных рынков в целом и по отдельности;
  • функция координации, предполагающая разработку различных, нормативов, квот, законов, программ; 
  • функция мотивации, которая чаще всего выражается в предоставлении различных льгот хозяйствующим субъектам и в повышении; покупательской способности потребителей региональных рынков.

 

 

 

 

 

 

 

Региональные финансы

1. Сущность региональных финансов.

2. Региональный бюджет.

  1. Региональные внебюджетные фонды.
  2. Федеральные фонды развития регионов (федеральный фонд финансовой поддержки регионов, фонд регионального развития, фонд реформирования региональных финансов).

 

1. Сущность региональных финансов

Финансовая система страны в  целом занимается образованием, распределением и использованием денежных средств. Но для осуществления этих задач  государственные финансовые учреждения должны вступать в определенные финансовые отношения, касаются ли они отношений  с налогоплательщиками, лицами, получающими  пенсии, пособия по безработице и  другие виды социальной помощи, либо отношений  с предприятиями и корпорациями, финансово-валютных отношений с  иностранными государствами. Совокупность отношений, возникающих по поводу формирования целевых денежных фондов, называется финансовыми отношениями. Именно они лежат в основе существующей финансовой системы. Политика же, проводимая финансовой  системой, получила название финансовой политики.

Главными элементами финансовой системы  являются государственный бюджет, бюджеты  субъектов Федерации, местные бюджеты, внебюджетные фонды. Кроме того, в  финансовую систему включаются финансы  регионов, финансы административно-территориальных  единиц и финансы субъектов хозяйствования (предприятий и организаций).

Одной из важнейших составных частей финансовой системы государства  являются региональные финансы. Региональные финансы — это система экономических  отношений, посредством которой  распределяется и перераспределяется национальный доход на экономическое  и социальное развитие территории

Сущность и роль региональной финансовой системы в жизни общества проявляется  через функции: мобилизационную, распределительную  и контрольную.

Контрольная функция проявляется  лишь в процессах использования  хозяйствующими субъектами государственных средств.

Мобилизационная функция обеспечивает поступление средств для нужд региона. В результате в руках региональных органов власти сосредотачиваются большие ресурсы, расходование которых может существенно повлиять на развитие общества.

Распределительная функция связана  с перемещением доходов от производителей в иные сферы хозяйства.

В России на сегодняшний день действует  трехуровневая бюджетная система  (федеральный, региональный и местный бюджеты).

2. Региональный бюджет

Бюджет  субъекта Российской Федерации (региональный бюджет) — форма образования и  расходования денежных средств, предназначенных  для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения  субъекта Федерации. Региональный бюджет и свод бюджетов муниципальных образований, находящихся на его территории, составляют консолидированный бюджет субъекта Российской Федерации.

Бюджеты субъектов Российской Федерации  и бюджеты территориальных государственных  внебюджетных фондов разрабатываются  и утверждаются в форме законов  субъектов Российской Федерации.

В течение  финансового года органы представительной и исполнительной власти не вправе принимать решений, приводящих к  увеличению расходов бюджетов либо снижению доходов бюджетов других уровней  бюджетной системы, без внесения изменений и дополнений в соответствующие  бюджеты, компенсирующие увеличение расходов, снижение доходов.

Бюджет  должен составляться на основе прогноза социально-экономического развития региона. Согласно действующему законодательству прогноз долгосрочного социально-экономического развития территории разрабатывается  на основе данных социально-экономического развития территории за последний отчетный период, на основе текущего прогноза социально-экономического развития территории до конца базового года и на основе тенденций развития экономики и социальной сферы  на планируемый финансовый год и  предшествует составлению проекта  бюджета. Изменение прогноза социально-экономического развития территории в ходе составления  и рассмотрения проекта бюджета  должно вызывать соответствующее изменение  основных характеристик проекта  бюджета.

Доходы регионального бюджета  формируются за счет закрепленных и  регулирующих источников доходов. Основу закрепленных доходов региональных бюджетов составляют налоги республик в составе РФ, налоги краев, областей, автономных округов, местные налоги. Под воздействием производительных сил, а также региональных особенностей часть хозяйственных связей замыкается рамками региона. На этой основе формируются масштабы и особенности местных рынков, местной администрации, местных финансов. Региональные органы заинтересованы в закрепленных источниках доходов. Закрепленные средства принадлежат субъекту бюджетного права, то есть полностью или в твердо фиксированной доле на постоянной или долговременной основе поступают в соответствующий бюджет, минуя вышестоящие бюджеты. Они позволяют шире проявлять хозяйственную инициативу, добиваться увеличения платежей в бюджет, оказывать экономическое влияние на предприятия. Постоянно увеличивающиеся расходы региональных бюджетов при недостаточном росте объема закрепленных доходов вызвали необходимость наделения средствами этих бюджетов. Это осуществляется, главным образом, за счет регулирующих источников, то есть средств, поступивших из источников вышестоящих бюджетов. Последние охватывают широкую группу налогов, субсидий, специальных фондов (например, подоходный налог с населения - до 80%, прибыль предприятий - 30%), акцизы. НДС - 9.09 - 20%).

Нужно отметить, что значительная часть федерального и регионального  бюджетов формируется за счет налоговых  поступлений. Налоги — обязательные платежи предприятий и отдельных  лиц в государственный или  местный бюджеты. Более половины налоговых поступлений концентрируется  в федеральном бюджете. Это происходит за счет высокой доли централизации  косвенных налогов (около 80%). Прямые же налоги концентрируются на региональном уровне - это подоходный налог с физических лиц (13%), налог на прибыль предприятий (28%), платежи за пользование природными ресурсами, налог на имущество (2% от среднегодовой стоимости имущества) и т. д.

Расходы региональных бюджетов предполагает обеспечение затрат на социальные нужды (не менее 50% всех расходов), на поддержание  общественного порядка (примерно 20%), затраты на дотации предприятиям государственного сектора и развитие инфраструктуры. В зависимости от ориентации регионального регулирования структура расходной части может меняться.

Важным звеном финансовой системы  региона являются и финансовые ресурсы предприятий. Главным источником формирования средств предприятий является прибыль, которая образуется в результате их производственной деятельности. Значительный объем финансовых ресурсов предприятий направляется на содержание под ведомственных им объектов жилищно-коммунального и культурно-бытового назначения. Кроме того, предприятия выделяют материальные, финансовые и трудовые ресурсы на общегородские мероприятия, поскольку региональные органы власти не всегда располагают для этого необходимыми ресурсами (реконструкция городских коммуникаций, долевое участие в строительстве и т. д.).

 

3. Региональные внебюджетные фонды

Особое финансовое звено образуют специальные региональные внебюджетные фонды, имеющие определенную самостоятельность. Главная цель создания таких фондов - концентрация средств предприятий на финансирование общерегиональных мероприятий.

Внебюджетный фонд — обособленная частъ финансовых ресурсов региона, не входящая в состав регионального бюджета и имеющая самостоятельные источники формирования и целевое направление использования.

В регионах формируются и действуют:

— территориальные подразделения  федеральных внебюджетных фондов;

— региональные внебюджетные фонды, средства которых являются региональной собственностью;

— внебюджетные фонды муниципальных  образований.

Такие фонды создаются на основании  решений региональных представительских  органов. В соответствии с их решением исполнительные органы открывают в банках специальные счета для хранения средств, поступающих в фонды. Для управления фондом создается коллегиальный орган, состоящий из представителей региональных органов власти и заинтересованных предприятий и организаций.

Структура доходов и расходов каждого бюджетного фонда устанавливается в Положении  о фонде, а их сумма определяется в региональном бюджете. Формирование доходов и расходование денежных средств внебюджетного фонда  ведется в соответствии с региональным законом о бюджете такого фонда, где фиксируется структура доходов  и расходов. Такие бюджеты составляются органами управления фондом и представляются на утверждение региональной администрацией одновременно с проектом закона о  бюджете региона.

Доходы фонда складываются из добровольных взносов и пожертвований граждан, предприятий, организаций; доходов  от местных аукционов, денежно-вещевых  лотерей, ярмарок.

Коллегиальный орган принимает  решение об использовании средств  фонда.

Ресурсы фонда используются: на строительство  центров культуры и досуга населения, развитие производственной, социальной, экологической, рыночной инфраструктуры, общественного транспорта и т. д. Ресурсы фонда также могут  использоваться региональными органами власти в экстренных ситуациях и  выполнять роль резерва для маневрирования средствами в своих целях.

Из средств  бюджетных и внебюджетных фондов могут выдаваться ссуды в порядке  и на условиях, определяемых законом  о региональном бюджете. В законодательном  акте о бюджете внебюджетного  фонда предусматривается предельная сумма средств выделяемых на возвратной основе, а также условия их предоставления.

Временно  свободные средства внебюджетных фондов в порядке и на условиях, предусмотренных  региональным законодательством, могут  размещаться в активы, приносящие доход. В законодательном порядке  может быть определен норматив страхового запаса. Остатки на счетах внебюджетных фондов в банках не должны быть ниже установленного страхового запаса.

4. Федеральные фонды развития регионов

В настоящее  время финансовая помощь регионам из федерального бюджета предоставляется  из пяти фондов:

  • Фонда финансовой поддержки субъектов РФ;
  • Фонда компенсаций; 
  • Фонда софинансирования социальных расходов;
  • Фонда регионального развития;

Фонд финансовой поддержки субъектов  РФ создается и распределяется с целью выравнивания возможностей консолидированных бюджетов регионов финансировать закрепленные за ними социально значимые расходы, а также создания стимулов для развития собственной налоговой базы и оптимизации бюджетных расходов на региональном и местном уровнях.

Информация о работе Региональные рынки