Региональные рынки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2012 в 14:30, лекция

Описание

Регион может достичь наибольших результатов при активном участии в территориальном разделении труда и развитии на его основе рациональных торгово-экономических связей как с партнерами внутри региона, так и с внешним миром. Обеспечивается это эквивалентными отношениями хозяйствующих субъектов, реализуемыми посредством региональных рынков.

Содержание

1. Сущность категории «Региональный рынок». Система региональных рынков.
2. Экономическое пространство и коньюнктура рынка.
3. Управление региональными рынками.

Работа состоит из  1 файл

РЭУ_заочное отделение.docx

— 128.92 Кб (Скачать документ)

По оценке специалистов в области экономики  труда, значительно возросла дифференциация региональных рынков труда. Наиболее низкий уровень общей безработицы (4—6%) отмечен в следующих регионах: Москва, Татарстан, Башкортостан, Тульская, Тюменская, Самарская, Воронежская  области. В 39 регионах уровень безработицы  заметно превышал среднероссийский уровень, причем в некоторых (Ингушетия, Дагестан, Калмыкия и др.) — в 4—5 раз.

В каждом регионе рынок труда формируется  под влиянием проводимой в нем  политики, сложившихся социальных, культурных, трудовых традиций. Регионы  с напряженной ситуацией на рынке  труда характеризуются сильным  разбросом значений макроэкономических и социальных показателей, а для  регионов, в которых состояние  рынка труда близко к критическому, трудно прогнозировать его развитие только на основе этих показателей.

Рассматривая  региональный рынок труда, как правило анализируют численность постоянного населения в трудоспособном возрасте. По данным Госкомстата, численность постоянного населения России в трудоспособном возрасте составляет более 82 млн. чел. (56% от общей численности населения).

По отдельным  регионам России показатель доли трудоспособного  населения в общей численности  характеризуется так:

— I группа регионов (с удельным весом постоянного  населения в общей численности  более 65%); Магаданская и Камчатская области; Ханты-Мансийский, Чукотский и Ямало-Ненецкий автономные округа; всего 5 регионов.

— II группа (от 60,1 до 65,0%): Сахалинская, Амурская, Тюменская, Томская, Мурманская области, республики Коми, Саха (Якутия); Эвенкийский, Таймырский (Долгано-Ненецкий) и Ненецкий округа; Хабаровский, Приморский края; всего 12 регионов.

— III группа (от 55,1 до 60,0%): республики Карелия, Марий  Эл, Мордовия, Чувашия, Калмыкия, Татарстан, Ингушетия, Удмуртия, Бурятия, Хакасия; Алтайский, Краснодарский, Красноярский и Ставропольский края; Кемеровская, Новосибирская. Омская, Иркутская, Читинская, Калининградская, Челябинская, Свердловская, Пермская, Оренбургская, Курганская, Ростовская, Ульяновская, Саратовская, Самарская, Пензенская, Волгоградская, Астраханская, Липецкая, Архангельская, Вологодская, Ленинградская, Новгородская, Владимирская, Ивановская, Калужская, Московская, Орловская, Смоленская, Ярославская, Кировская, Новгородская области; Еврейская автономная область; города Москва и Санкт-Петербург; всего 50 регионов.

— IV группа (от 50,1 до 55,0%): Псковская, Брянская, Костромская, Рязанская, Тверская, Тульская, Белгородская, Воронежская, Курская, Тамбовская области; Коми-Пермяцкий и Агинский Бурятский автономные округа, республики Адыгея, Дагестан, Чеченская, Кабардино-Балкария, Карачаево-Черкессия, Северная Осетия — Алания, Башкортостан, Алтай; всего 20 регионов.

Менее 50% составляет доля постоянного населения  в трудоспособном возрасте к общей  численности в одном регионе: Усть-Ордынском Бурятском автономном округе.

Анализируя  эти данные, нетрудно заметить, что  наибольший удельный вес постоянное население в трудоспособном возрасте составляет в дальневосточных и  северных регионах — Магаданской, Камчатской, Сахалинской, Мурманской областях, Ямало-Ненецком, Ханты-Мансийском, Чукотском, Корякском  автономных округах, т. е. там, где низкий естественный прирост, ниже среднероссийской доля лиц пенсионного возраста. Иная картина в южных регионах — на Северном Кавказе и в Центральном Черноземье.

 

3. Государственное регулирование  рынка труда

Для осуществления  регулирующих функций на рынке труда  в стране создана система специализированных органов, состоящая из трех уровней  — федерального, регионального и  местного. На федеральном уровне регулирующие функции выполняют Министерство труда и социального развития РФ, на региональном и местном уровнях  — соответствующие структурные  подразделения региональных и местных  администраций (департаменты, комитеты, управления, отделы труда и занятости  и др.). Распространенными органами в регионах страны стали биржи  труда, центры занятости. Государственное  регулирование занятости требует  значительных затрат ресурсов, прежде всего финансовых. С этой целью в стране был создан Государственный фонд занятости населения РФ, состоящий из федеральной и территориальной частей. Средства фонда формируются за счет страховых взносов работодателей, из которых 20% передаются в распоряжение федеральных органов и 80% — в распоряжение территориальных (региональных и местных).

Механизм  государственного регулирования занятости  и труда, общий для стран рыночной экономики, включает три группы методов:

• экономические методы: льготное кредитование и налогообложение, бюджетная политика с целью стимулирования предпринимателей сохранять и создавать рабочие места, осуществлять профессиональное обучение кадров и т.п.;

• организационные  методы: создание службы занятости  и трудоустройства, информационной системы, государственной системы  профориентации, подготовки и переподготовки кадров;

• административно-законодательные  методы: регламентация порядка заключения трудовых договоров, продолжительности  рабочего времени, сверхурочных работ, введение обязательных отчислений предпринимателей в национальные фонды по обеспечению  занятости, определение квот на трудоустройство, регулирование периода трудовой жизни, определение минимальной  почасовой ставки оплаты труда и  др.

Законодательные меры должны предусматривать такие  ограничения социального расслоения общества, особенно в переходный период. При этом важно обеспечить оптимальное  сочетание в государственном  регулировании косвенного и прямого  влияния.

Меры  косвенного влияния направлены на изменение  условий хозяйствования, предполагают использование макроэкономических рычагов, охватывают широкие слои населения, воздействуют, как правило, на условия  регулирования спроса на труд.

Меры  прямого, непосредственного влияния  осуществляются посредством государственных  программ, направленных на отдельные, специфические точки рынка труда, т.е. имеют селективную направленность, воздействуют в основном на динамику предложения труда.

Меры  государственной политики могут  быть дифференцированы также следующим  образом:

•пассивная  политика занятости, сводящаяся в основном к содействию в заполнении вакантных  рабочих мест и выплате пособий  по безработице в пределах, ограниченных финансовыми возможностями органов  занятости;

•активная политика занятости, осуществляемая с  помощью инвестиционной, финансовой, кредитной, налоговой политики, направленная на предотвращение массовой безработицы.

Одним из наиболее важных путей воздействия  на состояние занятости является всестороннее развитие масштабов переподготовки высвобождаемой рабочей силы, соответствующей  структуре высвобождаемых рабочих  мест. Стратегия эффективной занятости  должна строиться не только и не столько на мерах по сдерживанию  социально-опасного уровня безработицы, сколько на проведении активной политики на рынке труда. В числе этих мер - повышение профессионально-квалификационного  уровня рабочей силы, стимулирование трудовой и предпринимательской  активности, развитие малого и среднего бизнеса и т.д. Немаловажную роль играет также эффективная оплата труда, стимулирующая трудовую мотивацию. В связи с этим регулирование занятости требует немалых затрат.

 

Дифференциация  экономического пространства РФ

1. Причины и факторы дифференциации  уровня социально-экономического  развития регионов.

2. Типология проблемных регионов.

3. Характеристика проблемных регионов.

4. Межрегиональное выравнивание: цели  и пути устранения ассиметрий в социально-экономическом развитии регионов.

 

  1. Причины и факторы дифференциации уровня социально-экономического развития регионов.

Трансформационный период 90-х годов во многом стал переломным для российских регионов по ряду причин:

  • Формирование нового геополитического и экономического пространства после распада СССР
  • Переход от административно-командной экономики к экономике рыночного типа
  • Открытие национальной экономики для внешнего рынка
  • Длительный экономический кризис
  • Кардинальное изменение политических и экономических отношений между центром и регионами.

Рассмотрим  подробнее влияние каждый из перечисленных пунктов.

1.1 Формирование  нового геополитического и экономического  пространства после распада СССР. Распад СССР радикально изменил геополитическое и геоэкономическое положение России в Евразии. Новые государства (республики бывшего СССР) отделили Россию от непосредственного соседства с Центральной и Западной Европой и Ближним Востоком. Страна лишилась большинства портов на Черном, Балтийском морях и ряда железнодорожных, автомобильных и трубопроводных коммуникаций международного значения. Нарушились экономические связи российских регионов с республиками бывшего СССР и появилась необходимость их замещения собственным производством или связями с дальним зарубежьем. Образовались пробелы в минерально-сырьевой базе (отсутствие достаточных запасов марганцевых, титановых, хромитовых руд).

Возникли  новые приграничные регионы (26 субъектов  Федерации) с их специфическими инфрастуктурными, производственными, гуманитарными проблемами. В Россию хлынул поток преимущественно русскоязычных вынужденных переселенцев и беженцев.

1.2. Переход  от административно-командной экономики  к экономике рыночного типа. Быстрый переход от административно-командной к рыночной экономике всегда приводит к социально-экономическим потрясениям. В России данный переходный процесс усложняется из-за неоднородности ее экономического пространства, сильных различий регионов по возможностям адаптации к рыночным условиям.

Особенно  уязвимыми в условиях трансформационного периода оказались три группы регионов.

К первой группе относятся регионы, ставшие  нерентабельными при переходе от плановых к рыночным ценам или  внезапно потерявших спрос на свою продукцию (такими являются регионы, насыщенные предприятиями ВПК и инвестиционного  машиностроения, лишившиеся госзаказов, промышленные районы с предприятиями, производившими потребительские товары, ставшие неконкурентоспособными на свободном рынке).

Вторую  группу образуют периферийные регионы. Их положение ухудшилось из-за опережающего роста транспортных тарифов по сравнению  с ценами на производимую продукцию, вследствие чего стали неэффективными транспортно-экономические связи  с внутренними регионами страны.

К третьей  группе относятся регионы, ранее  получавшие из федерального бюджета  значительные субсидии и дотации  и лишившиеся в новых условиях этих источников финансирования (например, многие северные регионы).

Ряд регионов может одновременно входить в  две или три вышеназванные  группы. Их общим свойством являются ограниченные возможности саморегулирования  и саморазвития в рыночной среде.

1.3. Открытие  национальной экономики для внешнего  рынка. Либерализация внешнеэкономической деятельности, несомненно, ускорила рыночные преобразования и позволила активнее использовать преимущества международного разделения труда. Регионы стали напрямую выходить на мировые товарные и финансовые рынки, привлекать иностранные инвестиции для модернизации экономики. Однако последствия либерализация существенно дифференцируются.

Выигрывают  от либерализации преимущественно  регионы - экспортеры продукции, пользующейся устойчивым внешним спросом (нефти, газа, цветных металлов, алмазов), а  также крупные торгово-посреднические и финансовые центры (Москва, некоторые  крупнейшие города РФ). В тоже время, в трудное положение попали регионы, концентрировавшие производства, не выдерживающие конкуренции с  импортируемой продукции или  сильно зависящие от дорого импортного сырья (например, текстильные районы европейского Центра).

1.4. Длительный  экономический кризис. Экономический  кризис 90-х годов охватил все  регионы России. Его основными признаками стали падение производства и инвестиций, сжатие внутреннего рынка, инфляция, безработица, снижение реальных доходов населения, рост государственного долга. Наибольший спад производства наблюдался в регионах, которые концентрируют военную промышленность (потеря госзаказа), инвестиционное машиностроение и производственные базы строительства (инвестиционный кризис), легкую промышленность (внешняя конкуренция и потеря покупательского спроса).

Инфляционный  взрыв в начале 1992 г. нанес максимальный ущерб экономике регионов, вынужденных иметь более значительные оборотные средства (из-за концентрации производств с длительным циклом и сезонного завоза грузов) и населению регионов с более высокими денежными накоплениями (Север и Дальний Восток).

Информация о работе Региональные рынки