Региональные рынки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2012 в 14:30, лекция

Описание

Регион может достичь наибольших результатов при активном участии в территориальном разделении труда и развитии на его основе рациональных торгово-экономических связей как с партнерами внутри региона, так и с внешним миром. Обеспечивается это эквивалентными отношениями хозяйствующих субъектов, реализуемыми посредством региональных рынков.

Содержание

1. Сущность категории «Региональный рынок». Система региональных рынков.
2. Экономическое пространство и коньюнктура рынка.
3. Управление региональными рынками.

Работа состоит из  1 файл

РЭУ_заочное отделение.docx

— 128.92 Кб (Скачать документ)
ify">5. Кардинальное  изменение политических и экономических  отношений между центром и  регионами. Формирование новых экономических отношений в России сочетается с переходом от прежнего высоко централизованного государства к системе реального федерализма. Этот этап проходит через многочисленные коллизии в отношениях между центром и регионами, в том числе в экономической сфере: распределение налогов, государственной собственности, финансовых трансфертов, природных ресурсов и т.д. Процесс разделения предметов ведения между федеральной власть, субъектами федерации и местным самоуправлением пока не смог преодолеть правовую асимметрию (неравные права субъектов РФ: республик, краев, областей, автономных округов) и сопровождается нарушениями иерархии законов, вспышками сепаратизма, межэтническими конфликтами.

Огромные  различия между регионами и напряженные  отношения с центром, появление  многих проблемных регионов, дезинтеграция  экономического пространства - все  это в значительной степени определяет неповторимое лицо современной России. Региональное многообразие исключает  для России возможность перенесения  опыта какой-либо одной страны или  использования какой-либо одной  из апробированных в мировой практике моделей переходной экономики.

Рост  дифференциации регионов по уровню социально-экономического развития, наблюдаемый практически  по всем статистическим показателям, стал одним из результатов рыночных реформ в российской экономике. Процесс  рыночных преобразований повлек за собой  разные темпы экономического спада, а затем роста экономики регионов. Рыночные реформы увеличили дифференциацию российских регионов по всем статистическим показателям.

Диспропорции  в распределении экономического потенциала по регионам России проявляются  и в том, что отдельные регионы  оказались как бы в привилегированном  положении: их территории располагают  значительными сырьевыми ресурсами, соответственно бюджеты имеют более  устойчивую доходную базу. Другие регионы  оказались в бедственном положении  из-за резкого спада промышленного  производства. Таким образом, к факторам, оказывающим значительное влияние  на социально-экономическую ситуацию в регионах России, относятся:

  • географическое положение;
  • природно-климатические условия;
  • природно-ресурсный потенциал;
  • демографический потенциал и структура населения;
  • структура и специализация хозяйства;
  • финансовая обеспеченность;
  • уровень социально-экономического развития региона.

 

2. Типология проблемных регионов

Современное экономическое пространство России, разнородное по уровню экономического и социального развития, включает множество больших и малых  территорий с различными аномалиями. Каждый российский регион имеет свой набор проблем, однако далеко не каждый из них следует относить к числу  проблемных. В теории региональной экономики лишь особые территории называют проблемными регионами.

Проблемные  регионы. Проблемный регион — это  территория, которая самостоятельно не в состоянии решить свои социально-экономические  проблемы или реализовать свой высокий  потенциал и поэтому требует  активной поддержки со стороны государства.

Основными качественными признаками проблемных регионов являются:

  • особая кризисность проявления той или иной крупной проблемы, создающая угрозу социально-экономическому положению в стране, политической стабильности, экологическому равновесию;
  • наличие ресурсного потенциала (производственного, научно-технического, трудового, природного), использование которого особенно важно для национальной экономики;
  • особое значение геополитического и геоэкономического положения региона для стратегических интересов страны;
  • недостаток у региона собственных финансовых ресурсов для решения проблем общенационального и мирового значения.

Специалистами различных научных институтов регионального  профиля разработано достаточно большое количество классификаций (типологий) регионов, однако наибольшее распространение получили региональные типологии, предложенные Советом по изучению производительных сил (СОПС), которые ориентированы на цели, задачи и механизмы региональной политики. Основная типология имеет три  измерения: уровень социально-экономического развития, динамичность развития и  природно-географические условия (климат, положение относительно центра страны, тяготение к регионам мирового рынка  и т. п.). На основе наблюдаемых типологических признаков выделяются три главных  типа проблемных регионов в современной  России, по отношению к которым  целесообразно применять особые методы регулирования: отсталые (слаборазвитые), депрессивные и кризисные.

Отсталые (слаборазвитые) регионы - имеющие традиционно  низкий уровень жизни по сравнению  с основной массой регионов страны.

Депрессивные  регионы - территориальные образования, в которых по экономическим, политическим, социальным, экологическим и иным основаниям перестали действовать  условия и стимулы развития

Кризисные регионы - территории, подвергшиеся разрушительному  воздействию природных или техногенных  катастроф, регионы широкомасштабных общественно-политических конфликтов, вызывающих разрушение накопленного экономического потенциала и значительных размеров вынужденную эмиграцию населения, регионы, в которых глубина экономического кризиса может вызвать необратимые  социальные и политические деформации.

 

3. Характеристика проблемных регионов

Отсталые (слаборазвитые) регионы. Понятие отсталости региона является относительным. Оно имеет смысл только в контексте общей социально-экономической ситуации в стране. К данному типу проблемных регионов принято относить регионы, имеющие традиционно низкий уровень жизни по сравнению с основной массой регионов страны.

Характерными  чертами развития слаборазвитых  регионов являются:

  • Состояние длительного застоя
  • Низкая интенсивность хозяйственной деятельности
  • Малодиверсифицированная отраслевая структура экономики
  • Слабый научно-технический потенциал
  • Низко развитая социальная сфера.

На сегодня, к данной категории регионов можно  отнести следующие регионы:

  • Большинство республик Северного кавказа
  • Республики и автономные округа юга Сибири
  • Республика Марий Эл
  • Республика Калмыкия.

Если  несколько смягчить критерии выделения, к категории отсталых также можно  отнести ряд областей Центрально-Черноземного экономического района и автономных округов Севера.

В ряде регионов, относимых к этой группе, социально-экономическая  ситуация отягощается политическими, этническими, криминальными, экологическими проблемами. Для выделения отсталых регионов применяется ряд количественных критериев. Однако окончательное решение  о придании тому или иному региону  статуса «отсталого» должно быть политическим.

К сожалению, степень дифференциации уровня социально-экономического развития регионов России сегодня столь велика, что преодолеть ее в ближайшем обозримом будущем не представляется возможным. Как показали расчеты, для ряда регионов время, необходимое для преодоления отставания от среднероссийских показателей уже превышает сотню лет (таблица 1).

Целью государственной  региональной политики в этих условиях может быть только преодоление центробежных тенденций и сокращение отставания наименее развитых регионов от среднероссийского  уровня. При этом даже наиболее отсталые регионы РФ сегодня обладают потенциальными конкурентными преимуществами, которые  могут стать основой для вывода на новый уровень развития.

Так, потенциальными конкурентными преимуществами республик  Северного Кавказа являются:

  • Выгодное геоэкономическое положение для развития связей России с Закавказьем и Ближним востоком, транзита между Каспийским и Черным морями
  • Курортно-рекреационный комплекс
  • Нефтяные месторождения на шельфе каспийского моря
  • Возможность добычи вольфрамового, молибденового, цинкового, медного сырья
  • Подземные термальные воды, являющиеся ресурсом для развития местной энергетики, коммунального и тепличного хозяйства.

Таблица 1

Число лет, необходимых для достижения среднероссийского уровня ВРП на душу населения наиболее отсталыми  регионами

Ежегодный темп прироста среднероссийского  ВРП на душу населения = 3%

 

Ежегодный темп прироста регионального

ВРП на душу населения = 4%

Ежегодный темп прироста регионального

ВРП на душу населения = 10%

Дагестан

158

24

Ингушетия

139

21

Калмыкия

125

19

Северная 

Осетия

113

17

Тыва

110

17

Адыгея

95

14

Кабардино-Балкария

94

14


 

Перспективными  направлениями для развития отсталых анклавов Центрально-Черноземного и Волго-Вятского экономических районов могли бы стать:

  • Преодоление общего экономического кризиса
  • Увеличение спроса на профилирующую продукцию проблемных регионов (особенно сельского хозяйства)
  • Усиление мобильности трудовых ресурсов (рассасыванием безработицы).

Перспективными  направлениями для развития регионов южной Сибири могли бы стать:

    • Восстановление традиционных отраслей хозяйственной деятельности
    • Улучшение транспортной доступности
    • Развитие курортно-рекреационных зон
    • Развитие собственной энергетики
    • Производство экологически чистой сельскохозяйственной продукции.

Государство может оказывать поддержку экономически слабым регионам в форме развития производственной инфраструктуры, стимулирования притока частных инвестиций, некоторых  налоговых и кредитных льгот  и преференций, селективного дотирования  предприятий, обеспечивающих минимальную  занятость, и т. п. Однако масштабы такой  экономической поддержки в ближайшие  годы не могут быть значительными  и достаточными, учитывая ограниченность финансовых ресурсов.

Поэтому пока главный путь — это саморазвитие регионов на основе использования собственного потенциала и конкурентных преимуществ.

Депрессивные  регионы - это территории, которые в настоящее время отличаются более низкими, чем в среднем по стране, показателями социально-экономического развития, но в прошлом были развитыми, а по некоторым показателям занимали ведущее место в стране. Эти территориальные образования не могут рассчитывать на саморазрешение депрессивной ситуации и требуют для этого чрезвычайной, специально организуемой поддержки извне, со стороны государства в целом. В этом должно быть заинтересовано и само государство, потому что точки депрессии рано или поздно становятся центрами политических, социально-экономических, экологических напряжений в масштабах всей страны. Типичным примером можно считать резкие повороты в развитии реформ после выступлений населения шахтерских поселков в 1991-1992 гг.

Отличительными признаками депрессивных регионов являются:

  • Высокий уровень накопленного научно-технического потенциала
  • Значительная доля промышленности в структуре экономики
  • Относительно высокий уровень квалификации кадров.

Чаще всего регион переходит  в депрессивное состояние под  влиянием следующих причин:

  • Снижение конкурентоспособности основной продукции
  • Отказ от системы госзаказа и сокращение инвестиционного спроса
  • Истощение минерально-сырьевой базы
  • Структурные сдвиги в экономике страны.

Информация о работе Региональные рынки