Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2012 в 14:30, лекция
Регион может достичь наибольших результатов при активном участии в территориальном разделении труда и развитии на его основе рациональных торгово-экономических связей как с партнерами внутри региона, так и с внешним миром. Обеспечивается это эквивалентными отношениями хозяйствующих субъектов, реализуемыми посредством региональных рынков.
1.	Сущность категории «Региональный рынок». Система региональных рынков.
2.	Экономическое пространство и коньюнктура рынка.
3.	Управление региональными рынками.
Третий этап (1957-1964 г.г.) это очень короткий семилетний период, когда было предпринята попытка реформы управления путем создания совнархозов. Приоритеты ведомственно-отраслевого управления сохранились, предполагалось лишь обеспечить ослабление отраслевых ведомств за счет передачи некоторых управленческих функций на места, т.е. в регионы. Совнархозы не только не были хозяевами на территории, но часто противостояли местным органам власти. Обсуждение Закона о совнархозах дало новый импульс развитию теорий территориального управления. Необходимость специализации регионов базировалась не на отраслевой, а на общеэкономической эффективности, не только на отраслях материального производства, но и на других сферах.
Одновременно 
появилось большое количество публикаций 
противоположного содержания, основанных 
не упрощенном понимании термина ТПК, 
когда производство рассматривается не 
в общеэкономическом смысле, а в узком 
значении непосредственного материального 
производства. В дальнейшем, тенденция 
к упрощенному территориально-
Четвертый 
этап (1965-1985 г.г.) характеризуется возрождением 
попыток сочетания отраслевого и территориального 
развития. Хотя приоритет ведомственно 
отраслевых интересов сохранялся, понятие 
ТПК вошло в директивные документы, и они 
стали рассматриваться, прежде всего, 
как непосредственно управляемые формы 
организации хозяйства. На этом этапе 
появляются работы по территориальным 
социально-экономическим системам. Сочетание 
теорий территориально-
Следующий период (с 1986 г. по настоящий момент) условно называемый перестройкой характеризуется на первых порах полной неопределенностью в плане социального целеполагания и экономического механизма управления.
Вступление 
России в трансформационный период 
послужило мощным толчком для 
начала глубоких преобразований, затрагивающих 
экономические отношения, политическую 
систему и идеологию общества. 
Практически одновременно с либерализацией 
экономики и появлением новых 
негосударственных субъектов 
В этих условиях 
уменьшение территориальных диспропорций 
станет возможным только путем формирования 
и реализации комплексной высокоэффективной 
государственной политики, всемерно 
учитывающей интересы разноуровневых 
территориально-
4. 
Пути совершенствования 
С учетом 
вышеизложенного можно выделить 
два магистральных направления 
совершенствования 
1. Усиление 
региональных аспектов 
2. Совершенствование 
федеральной региональной 
4.1. Усиление 
региональных аспектов 
Наиболее 
близки к проблематике территориального 
и регионального развития подразделы 
о социальной поддержке населения, 
пенсионной реформе, стратегии жилищной 
политики и развитии жилищно-коммунального 
хозяйства, миграционной политике, реформировании 
налоговой системы и 
Для преодоления 
чрезмерного отставания ряда регионов 
по уровню доходов и социальной обеспеченности 
населения важное значение будут 
иметь гарантирование за счет бюджетных 
средств минимальных социальных 
стандартов (учитывающих региональные 
особенности) и нормативов минимальной 
бюджетной обеспеченности, вводимая 
адресность социальных выплат и льгот, 
постепенное повышение 
Стимулирующее воздействие на региональное развитие должны оказывать мероприятия по созданию благоприятного предпринимательского и инвестиционного климата. Разработка этих мероприятий должна учитывать позитивный опыт ряда регионов.
Важное значение для повышения экономической заинтересованности и ответственности региональных властей должно иметь совершенствование методики расчета трансфертов из ФФПР (введение объективных оценок бюджетных потребностей и налогового потенциала регионов) и выполнение принципа жестких бюджетных ограничений. Повышение бюджетных доходов не должно изыматься в вышестоящие бюджеты, а ухудшение экономической ситуации в регионе не должно компенсироваться (кроме чрезвычайных ситуаций) притоком средств из вышестоящих бюджетов. Стабильные бюджетно-налоговые условия должны поддерживать заинтересованность регионов в увеличении своей доходной базы и достижении финансовой самодостаточности.
Для более 
рационального и справедливого 
формирования финансовых ресурсов регионов 
следует пересмотреть действующий 
порядок налогообложения по месту 
государственной регистрации 
Реализация 
региональных аспектов социальной, макроэкономической, 
структурной, инвестиционной и других 
политик не обеспечивает решения 
всех проблем территориального развития 
Российской Федерации и не исключает 
необходимости единой федеральной 
региональной политики как ядра системы 
государственного регулирования территориального 
и регионального социально-
4.2. Федеральная 
региональная политика. Основной 
целью федеральной 
Для достижения этой цели необходимо решение следующих задач:
Основными 
направлениями федеральной 
Инвестиционная деятельность государства по улучшению качества экономического пространства. Ограниченные инвестиционные ресурсы федерального бюджета необходимо направлять, в первую очередь, на те нужды, которые соответствуют важнейшим целям и функциям Федерации, но не являются столь же важными или не представляют достаточного коммерческого интереса для частных инвесторов, региональных и муниципальных властей. С этой точки зрения наиболее приоритетной сферой федеральной инвестиционной политики является производственная инфраструктура федерального значения: магистральный транспорт, единая энергетическая система, сети телекоммуникаций. Только федеральный центр может определять стратегию развития базовой инфраструктуры и аккумулировать необходимые для ее реализации собственные и привлекаемые финансовые ресурсы.
Создание 
системы экономических 
Постепенная переориентация межбюджетных финансовых трансфертов на стимулирование экономики регионовреципиентов будет способствовать их более активному включению в общероссийский рынок.
Для поддержания и стимулирования межрегиональной интеграции особое значение будет иметь политика в области энергетических и транспортных тарифов.
Регулирование 
тарифов особенно важно для сохранения 
и развития связей между Дальним 
Востоком, Сибирью и центральными 
регионами страны. Это подтверждает 
практика льготных тарифов (до 50% скидки) 
на перевозки топлива, рыбы и некоторых 
других грузов на Дальний Восток и 
с Дальнего Востока, а также на 
перевозку экспортируемого 
В связи 
с реформированием МПС 
Осуществление 
мероприятий федеральной 
Трансферты 
из ФФПР будут в дальнейшем использоваться, 
главным образом, для уменьшения 
наиболее острых проявлений дифференциации 
социального положения регионов 
и временной компенсации 
При оказании 
федеральной финансовой помощи регионам 
Правительство Российской Федерации 
будет руководствоваться 
Одной из важнейших задач федерального центра является фактическое выполнение конституционных норм о свободном перемещении товаров, услуг и финансовых средств по всей территории Российской Федерации, недопущении фрагментации экономического пространства в виде внутренних таможенных границ и административных барьеров в виде запретов и ограничений на вывоз ввоз товаров в различных явных и скрытых формах. Формирование единого экономического пространства подразумевает также обеспечение для всех граждан равного доступа к социальным гарантиям и бюджетным услугам, снятие ограничения на передвижение активного населения, создание реальных условий для свободного выбора места проживания, в том числе упрощение и отмену порядка регистрации по месту жительства.