Региональные рынки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2012 в 14:30, лекция

Описание

Регион может достичь наибольших результатов при активном участии в территориальном разделении труда и развитии на его основе рациональных торгово-экономических связей как с партнерами внутри региона, так и с внешним миром. Обеспечивается это эквивалентными отношениями хозяйствующих субъектов, реализуемыми посредством региональных рынков.

Содержание

1. Сущность категории «Региональный рынок». Система региональных рынков.
2. Экономическое пространство и коньюнктура рынка.
3. Управление региональными рынками.

Работа состоит из  1 файл

РЭУ_заочное отделение.docx

— 128.92 Кб (Скачать документ)
:justify">В то же время, именно на этом этапе появляются теории управления региональным развитием, сохранившие значение до сегодняшнего момента. В частности, это концепция  энергопроизводственных циклов территориально производственных комплексов (ЭПЦ-ТПК).

Третий  этап (1957-1964 г.г.) это очень короткий семилетний период, когда было предпринята попытка реформы управления путем создания совнархозов. Приоритеты ведомственно-отраслевого управления сохранились, предполагалось лишь обеспечить ослабление отраслевых ведомств за счет передачи некоторых управленческих функций на места, т.е. в регионы. Совнархозы не только не были хозяевами на территории, но часто противостояли местным органам власти. Обсуждение Закона о совнархозах дало новый импульс развитию теорий территориального управления. Необходимость специализации регионов базировалась не на отраслевой, а на общеэкономической эффективности, не только на отраслях материального производства, но и на других сферах.

Одновременно  появилось большое количество публикаций противоположного содержания, основанных не упрощенном понимании термина ТПК, когда производство рассматривается не в общеэкономическом смысле, а в узком значении непосредственного материального производства. В дальнейшем, тенденция к упрощенному территориально-производственному комплексообразованию получила и официальное признание.

Четвертый этап (1965-1985 г.г.) характеризуется возрождением попыток сочетания отраслевого и территориального развития. Хотя приоритет ведомственно отраслевых интересов сохранялся, понятие ТПК вошло в директивные документы, и они стали рассматриваться, прежде всего, как непосредственно управляемые формы организации хозяйства. На этом этапе появляются работы по территориальным социально-экономическим системам. Сочетание теорий территориально-производственного и социально-экономического комплексообразования обусловило активизацию работ по территориальной организации общества, но и в этом случае не было ориентации на решение стратегических проблем территориального управления.

Следующий период (с 1986 г. по настоящий момент) условно называемый перестройкой характеризуется на первых порах полной неопределенностью в плане социального целеполагания и экономического механизма управления.

Вступление  России в трансформационный период послужило мощным толчком для  начала глубоких преобразований, затрагивающих  экономические отношения, политическую систему и идеологию общества. Практически одновременно с либерализацией экономики и появлением новых  негосударственных субъектов собственности, приватизацией предприятий, в стране происходит децентрализация власти и управления, значительное расширение прав территорий в регулировании  социально-экономических процессов. Однако формирующаяся система отношений, основанная на многосубъективном балансе интересов, потенциально обладая неизмеримо большими резервами социальной эффективности, одновременно создает предпосылки для резкого усиления пространственной дифференции темпов социально-экономического развития, что в свою очередь требует разработки концептуально новых подходов к решению неизбежно возникающих проблем согласования интересов разноуровневых административно-территориальных и отраслевых структур.

В этих условиях уменьшение территориальных диспропорций станет возможным только путем формирования и реализации комплексной высокоэффективной  государственной политики, всемерно учитывающей интересы разноуровневых территориально-административных образований различной отраслевой специализации. И если в дореформенный период мероприятия, реализуемые в рамках государственной региональной политики, как правило, ограничивались регулированием развития крупных, территориально и экономически целостных регионов, то сегодня целесообразно ставить вопрос о формировании комплексной пространственной (территориальной) политики, целью которой является упрочнение и создание единого национального экономического пространства, а объектом вся совокупность разноуровневых элементов территориальной структуры национальной экономики.

 

4. Пути совершенствования государственной  региональной политики в России

С учетом вышеизложенного можно выделить два магистральных направления  совершенствования государственной  региональной политики в РФ:

1. Усиление  региональных аспектов социально-экономической  политики.

2. Совершенствование  федеральной региональной социально-экономической  политики

4.1. Усиление  региональных аспектов социально-экономической  политики. Выполнение регионально-ориентированных  мероприятий социальных и экономических  реформ может решать существенную  часть задач, связанных с преодолением  негативных тенденций в российском  экономическом пространстве и  реализацией стратегии территориального  развития страны.

Наиболее  близки к проблематике территориального и регионального развития подразделы о социальной поддержке населения, пенсионной реформе, стратегии жилищной политики и развитии жилищно-коммунального  хозяйства, миграционной политике, реформировании налоговой системы и межбюджетных отношений, развитии транспортной и  производственной инфраструктуры, а  также большинство подразделов  по структурной политике.

Для преодоления  чрезмерного отставания ряда регионов по уровню доходов и социальной обеспеченности населения важное значение будут  иметь гарантирование за счет бюджетных  средств минимальных социальных стандартов (учитывающих региональные особенности) и нормативов минимальной  бюджетной обеспеченности, вводимая адресность социальных выплат и льгот, постепенное повышение минимальной  заработной платы и пенсий (с учетом районных коэффициентов) до уровня регионального  прожиточного минимума, федеральная  политика увеличения занятости и увеличения пособий по безработице, введение федеральных жилищных стандартов. Реализация указанных мер позволит уже в ближайшие годы сократить число регионов, в которых значительная часть населения находится ниже границы бедности.

Стимулирующее воздействие на региональное развитие должны оказывать мероприятия по созданию благоприятного предпринимательского и инвестиционного климата. Разработка этих мероприятий должна учитывать  позитивный опыт ряда регионов.

Важное  значение для повышения экономической заинтересованности и ответственности региональных властей должно иметь совершенствование методики расчета трансфертов из ФФПР (введение объективных оценок бюджетных потребностей и налогового потенциала регионов) и выполнение принципа жестких бюджетных ограничений. Повышение бюджетных доходов не должно изыматься в вышестоящие бюджеты, а ухудшение экономической ситуации в регионе не должно компенсироваться (кроме чрезвычайных ситуаций) притоком средств из вышестоящих бюджетов. Стабильные бюджетно-налоговые условия должны поддерживать заинтересованность регионов в увеличении своей доходной базы и достижении финансовой самодостаточности.

Для более  рационального и справедливого  формирования финансовых ресурсов регионов следует пересмотреть действующий  порядок налогообложения по месту  государственной регистрации предприятий (трансрегиональных корпораций), который приводит к неоправданной концентрации налоговых доходов в отдельных регионах при отсутствии налоговой обеспеченности регионов, где размещаются основные производства и объекты социального назначения.

Реализация  региональных аспектов социальной, макроэкономической, структурной, инвестиционной и других политик не обеспечивает решения  всех проблем территориального развития Российской Федерации и не исключает  необходимости единой федеральной  региональной политики как ядра системы  государственного регулирования территориального и регионального социально-экономического развития.

4.2. Федеральная  региональная политика. Основной  целью федеральной региональной  политики является укрепление  единого социального и экономического  пространства Российской Федерации  на основе развития федеративных  экономических отношений.

Для достижения этой цели необходимо решение следующих  задач:

  • усиление процесса межрегиональной интеграции;
  • снижение дифференциации уровней социально-экономического развития регионов;
  • обеспечение свободного перемещения товаров, услуг и капитала по всей территории Российской Федерации;
  • обеспечение равных конкурентных условий в хозяйственной деятельности, определение условий предоставления государственной помощи;
  • создание условий для межрегиональной конкуренции по привлечению капиталов;
  • законодательное определение и реализация принципов федеративных экономических отношений в процессе разграничения компетенций между уровнями государственной власти Российской Федерации.

Основными направлениями федеральной региональной политики по усилению межрегиональной  экономической интеграции должны стать:

  • инвестиционная деятельность по улучшению качества экономического пространства;
  • создание системы экономических регуляторов, ориентированных на усиление интегрированности пространства;
  • развитие правовой и институциональной базы интеграции.

Инвестиционная  деятельность государства по улучшению  качества экономического пространства. Ограниченные инвестиционные ресурсы  федерального бюджета необходимо направлять, в первую очередь, на те нужды, которые соответствуют важнейшим целям и функциям Федерации, но не являются столь же важными или не представляют достаточного коммерческого интереса для частных инвесторов, региональных и муниципальных властей. С этой точки зрения наиболее приоритетной сферой федеральной инвестиционной политики является производственная инфраструктура федерального значения: магистральный транспорт, единая энергетическая система, сети телекоммуникаций. Только федеральный центр может определять стратегию развития базовой инфраструктуры и аккумулировать необходимые для ее реализации собственные и привлекаемые финансовые ресурсы.

Создание  системы экономических регуляторов, ориентированных на усиление интеграции. Межрегиональной экономической  интеграции способствует развитие и  совершенствование не только материальной инфраструктуры, но и денежной, кредитной, платежно-расчетной систем.

Постепенная переориентация межбюджетных финансовых трансфертов на стимулирование экономики  регионовреципиентов будет способствовать их более активному включению в общероссийский рынок.

Для поддержания  и стимулирования межрегиональной  интеграции особое значение будет иметь  политика в области энергетических и транспортных тарифов.

Регулирование тарифов особенно важно для сохранения и развития связей между Дальним  Востоком, Сибирью и центральными регионами страны. Это подтверждает практика льготных тарифов (до 50% скидки) на перевозки топлива, рыбы и некоторых  других грузов на Дальний Восток и  с Дальнего Востока, а также на перевозку экспортируемого кузнецкого угля в западные морские порты.

В связи  с реформированием МПС суживается сфера государственного регулирования  железнодорожных тарифов. Однако естественная монополия на дальние и сверхдальние перевозки массовых грузов в значительной мере сохранится (особенно в широтном направлении, где нет водных путей, а в азиатской части и конкурентоспособных  автодорог). Поэтому сохранится необходимость  регулирования транспортных тарифов. Аналогичные проблемы существуют при регулировании тарифов на электроэнергию, особенно в периферийных районах.

Осуществление мероприятий федеральной политики по гарантированию минимальных социальных стандартов, повышению минимальной  заработной платы и пенсий, увеличению занятости в социально напряженных  регионах и повышению пособий  по безработице, а также законодательное  закрепление за каждым уровнем бюджета  сбалансированных доходных и расходных  полномочий должно повысить бюджетную  самодостаточность регионов и снизить  межрегиональную социальную дифференциацию.

Трансферты  из ФФПР будут в дальнейшем использоваться, главным образом, для уменьшения наиболее острых проявлений дифференциации социального положения регионов и временной компенсации повышенных расходов в коммунальной сфере. Число  регионов получателей трансфертов  из ФФПР будет сокращаться.

При оказании федеральной финансовой помощи регионам Правительство Российской Федерации  будет руководствоваться следующими подходами:

  • использование нормативных методов при определении объективно необходимых бюджетных расходов субъектов Российской Федерации;
  • наличие и реализация в регионе программ увеличения собственных доходов и последовательного сокращения получаемой помощи из федерального бюджета;
  • ответственность руководителей органов власти различных уровней за нецелевое расходование средств федерального бюджета;
  • повышение регулирующей, координирующей и контролирующей роли федерального центра при оказании государственной помощи для решения социально-экономических проблем, относящихся к предметам совместного ведения;
  • обязательное долевое участие субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления в реализации соответствующих программ и проектов, для которых предусматривается оказание федеральной помощи;
  • обязательная оценка эффективности принимаемых решений по оказанию федеральной финансовой помощи и др.

Одной из важнейших задач федерального центра является фактическое выполнение конституционных  норм о свободном перемещении  товаров, услуг и финансовых средств  по всей территории Российской Федерации, недопущении фрагментации экономического пространства в виде внутренних таможенных границ и административных барьеров в виде запретов и ограничений на вывоз ввоз товаров в различных явных и скрытых формах. Формирование единого экономического пространства подразумевает также обеспечение для всех граждан равного доступа к социальным гарантиям и бюджетным услугам, снятие ограничения на передвижение активного населения, создание реальных условий для свободного выбора места проживания, в том числе упрощение и отмену порядка регистрации по месту жительства.

Информация о работе Региональные рынки