Региональные рынки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2012 в 14:30, лекция

Описание

Регион может достичь наибольших результатов при активном участии в территориальном разделении труда и развитии на его основе рациональных торгово-экономических связей как с партнерами внутри региона, так и с внешним миром. Обеспечивается это эквивалентными отношениями хозяйствующих субъектов, реализуемыми посредством региональных рынков.

Содержание

1. Сущность категории «Региональный рынок». Система региональных рынков.
2. Экономическое пространство и коньюнктура рынка.
3. Управление региональными рынками.

Работа состоит из  1 файл

РЭУ_заочное отделение.docx

— 128.92 Кб (Скачать документ)

Региональные  рынки

  1. Сущность категории «Региональный рынок». Система региональных рынков.
  2. Экономическое пространство и коньюнктура рынка.
  3. Управление региональными рынками.

 

1. Сущность категории «Региональный  рынок».

Регион  может достичь наибольших результатов  при активном участии в территориальном  разделении труда и развитии на его  основе рациональных торгово-экономических  связей как с партнерами внутри региона, так и с внешним миром. Обеспечивается это эквивалентными отношениями  хозяйствующих субъектов, реализуемыми посредством региональных рынков.

Региональный  рынок представляет собой территориальную  организацию сферы обращения, где  происходит согласование интересов  производителей и потребителей. Региональный рынок имеет открытый характер и  развитые экономические связи с  другими регионами страны и мира.

По своей  экономической сущности региональный рынок – это совокупность высоколокализованных социально-экономических процессов и отношений в сфере обмена (обращения), формируемых под влиянием особенностей спроса и предложения каждого территориально-административного образования и с учетом адекватных методов конъюнктуры рынка и процессов принятия коммерческих решений.

Развитый  региональный рынок может эффективно функционировать при научно обоснованной системе изучения спроса, тенденций  и его закономерностей развития:

- общего  объема спроса и объема спроса  на отдельные группы и виды  товаров;

- структуры  спроса одноименных товаров различных  предприятий;

- сезонных  колебаний спроса по отдельным  товарам;

- требований  покупателей к качеству товаров.

Изучение  спроса дает информацию, позволяющую  прогнозировать емкость и структуры  рынка, а также предполагаемые сдвиги в совершенствовании географии  производства и потребления товаров  и услуг.

Региональные  рынки неоднородны. Так, по территориальной  организации сферы обращения  можно выделить поселенческие рынки  в населенных пунктах сельской местности, городские, областные, республиканские, межобластные, межреспубликанские и межрегиональные.

Для каждого  вида рынков присущи соответствующие  инфраструктура с особенностями  размещения, развития и функционирования, емкость рынка, каналы и схемы  товарообразования.

Потребность в товарах и услугах находится  в прямой зависимости от платежеспособного  спроса и развития непроизводственной сферы в регионе.

Платежеспособный  спрос населения характеризуется  суммой денежных ресурсов, которую  оно может направить на приобретение товаров и потребление платных  услуг. Структура платежеспособного  спроса в разных районах страны и  для различных социально-экономических  групп населения определяется характером развития производительных сил в  данном экономическом районе. Характерной  чертой развития регионального рынка  товаров и услуг является непрерывное  расширение его емкости и качественных параметров. Емкость рынка – это возможный объем реализации товаров на внутреннем рынке, определяемый размерами платежеспособного спроса потребителей при данном уровне цен. Кроме населения потребителями товаров и услуг на рынке выступают организации и учреждения непроизводственной сферы и предприятия региона.

Региональные  рынки можно объединить в систему, которая представляет собой совокупность рыночных образований различного типа, цель которых – обеспечение эффективного развития и функционирования регионального воспроизводственного процесса, воспроизводства орудий, предметов труда и рабочей силы. В систему региональных рынков входят:

    • потребительский рынок;
    • рынок средств производства;
    • финансовый рынок;
    • рынок недвижимости;
    • рынок труда;
    • рынок информации.

Входящие  в систему региональные рынки  различного типа функционально связаны  взаимодействием субъектов рыночных отношений и элементов производительных сил, воспроизводство которых происходит под влиянием региональных факторов и предпосылок. Все региональные рынки взаимосвязаны и взаимодействуют  в интересах субъектов рыночных отношений. При этом формируются  предпосылки для регионального  воспроизводственного процесса. Взаимодействие региональных рынков осуществляется саморегулируемым механизмом региональных отношений и регулирующим вмешательством государства и региональных администраций.

Важнейшим элементом рыночной системы региона  является региональный потребительский  рынок.

Региональный  потребительский рынок представляет собой территориальную систему социально-экономических отношений в сфере обмена, обеспечивающую удовлетворение потребностей населения.

Региональный  потребительский рынок включает в себя три сегмента: рынок продовольственных  товаров, рынок непродовольственных  товаров, рынок потребительских  услуг.

Существенная  роль среди факторов, оказывающих  влияние на региональный потребительский  рынок, принадлежит социально-демографическим  и географическим сдвигам в структуре  населения, изменениям потребительских  предпочтений, изменениям в уровне и структуре цен, формированию новых  информационных технологий, появлению  новых форм торгового оборудования, технологий производства и реализации товаров.

С целью  максимального удовлетворения запросов потребителей в различных товарах, а также рационализации затрат изготовителей  на разработку программ производства и реализации товаров осуществляется сегментация рынка — это выделение  относительно однородных групп потребителей с точки зрения их положительного отношения к производителям товаров. К основным критериям сегментации относятся:

  • географический (величина региона, климатические условия, административное деление, удаленность от предприятий-производителей и т. п.);
  • демографический (пол, возраст, размер и жизненный цикл семьи, количество детей и др.);
  • социально-экономический (социальная и профессиональная принадлежность, уровень образования и доходов, национальность, религиозные убеждения и др.).

Все эти  критерии рассматриваются во взаимосвязи  и являются общими, объективными. Однако однородные с точки зрения этих критериев  потребители могут быть дифференцированы по их поведению на рынке.

К субъективным поведенческим критериям относятся:

    • стиль жизни;
    • личностные качества;
    • мотивы и др.

Механизм  формирования и функционирования потребительского рынка региона представляется как  взаимодействие объективно действующих  факторов, явлений и процессов  в сфере производства, распределения, обмена и потребления товаров  и услуг, сложившихся на данной территории.

Функционирование  регионального потребительского рынка  определяется связями: между потребностями  населения региона и производством; спросом и предложением на региональном рынке товаров и услуг; дифференциацией  доходов и характером потребления; уровнем и структурой потребления; текущим потреблением и накоплением; обобществленной и индивидуализированной  формами потребления, и др.

Насыщенность  и емкость регионального потребительского рынка во многом предопределяются эффективностью хозяйственной деятельности в регионе. Именно от нее во многом зависит  конечное потребление населения  региона.

Региональный  потребительский рынок воздействует на ряд фаз, тесно связанных между  собой в едином процессе: потребности  населения региона – производство (предложение) – денежные доходы населения  – реализация (торговля) – потребление (удовлетворение потребностей). Блок потребностей в начале процесса выступает в  роли заявок производству, ориентирует  его на определенный объем и структуру  производственных ресурсов. Он является важнейшим фактором формирования политики приоритетов в производственной программе региона.

Пространственно данный рынок определяется территорией, на которой покупатели могут приобрести товар или услугу.

Региональные  регулирующие органы используют следующие  методы для воздействия на потребительский  рынок:

- прямое  директивное централизованное установление  цен и тарифов на продукцию  и услуги общероссийских монополистов;

- установление  федеральными и региональными  органами предельных посреднических  наценок вне зависимости от  числа посредников;

- снятие  любого вида преград для конкретного  ценообразования в немонополизированных  секторах экономики и т.д.

Субъектами  спроса на региональном потребительском  рынке являются индивиды и семьи, покупающие товары и услуги для личного  потребления и проживания на данном регионе. Рынки потребительских  товаров характеризуются массовым потреблением, конкуренцией, децентрализованной структурой.

Основными путями сбыта товаров на региональном рынке являются: оптовая торговля, мелкооптовые торговцы, розничная торговля. Региональная политика в области  сбыта товаров дополняется стимулированием  торгово-сбытовой деятельности, техническим  обслуживанием, системой мер по развитию регионального потребительского рынка  в целом.

Региональный  рынок средств производства представляет собой систему социально-экономических отношений в сфере обмена, обеспечивающую процесс производства орудиями и предметами труда и размещенную на определенной территории.

Субъектами  регионального рынка средств производства выступают производители орудий и предметов труда и потребители всех отраслей хозяйства, использующих эту продукцию в своем производственном процессе. При этом субъекты рынка могут быть расположены на территориях других регионов. Ресурсы этого рынка формируются преимущественно за счет межрегиональных экономических связей.

Соотношение спроса и предложения на региональном рынке средств производства находится под влиянием таких факторов, как фаза экономического цикла, пропорции экономического развития региона, уровень развития рыночной инфраструктуры, изменения законодательства в данной области, платежеспособность потребителей средств производства, темпы научно-технического прогресса, степень развития межрегиональных связей, уровень интенсивности конкуренции и т. п.

К основным товарным группам регионального  рынка средств производства относятся:

    • рынки топливно-энергетических ресурсов;
    • рынки черных и цветных металлов;
    • рынки леса и лесопродукции;
    • рынки стройматериалов;
    • рынки машиностроительной продукции, включающие: рынок

- станкостроительной  и станкоинструментальной продукции;

- рынок  сельскохозяйственных машин;

- рынок  продукции лесного и деревообрабатывающего  машиностроения и т.п.

Рынок средств производства регулируется государством с помощью административных и экономических методов.

К административным методам относятся:

  • квотирование по отдельным видам продукции;
  • ограничение масштабов и сфер деятельности отдельных производителей;
  • прямое участие в деятельности предприятий;
  • участие в формировании спроса на отдельные виды средств производства (госзаказы, субсидии и субвенции производителям средств производства).

К экономическим методам относятся:

  • налоговое регулирование, регулирование цен на определенные виды средств производства;
  • регулирование предложения и спроса на отдельные виды средств производства (льготы производителю, ускоренная амортизация, государственные гарантии под кредиты коммерческих банков, льготные условия на аренду и продажу объектов федеральной собственности, обеспечение свободного доступа к государственным патентам и другой научно-технической информации).

Региональный  финансовый рынок представляет собой  территориальную систему социально-экономических отношений по вопросам купли, продажи и размещения финансово-кредитных ресурсов.

Субъектами  регионального финансового рынка  выступают финансово-кредитные институты, посредники, хозяйствующие субъекты и физические лица, использующие финансовые ресурсы.

Этот  рынок состоит из взаимосвязанных  и взаимодействующих сегментов. Так, по признаку обслуживания движения основного и оборотного капитала выделяются региональный рынок краткосрочных кредитов (денежный рынок) и региональный рынок среднесрочных и долгосрочных кредитов (рынок капиталов).

Информация о работе Региональные рынки