Шпаргалка по "Социологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2012 в 19:00, шпаргалка

Описание

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Социология".

Работа состоит из  1 файл

СОЦИОЛОГИЯ.docx

— 162.42 Кб (Скачать документ)

Творческую  деятельность Сорокина делят на два  периода - русский (с начала 10- х по 1922г.) и американский. К началу 60-х годов П. Сорокин уже около сорока лет был "американским социологом, прочно занимавшим одно из мест в первой "десятке" ведущих социологов мира. В 1922г. опубликована работа Сорокина "Система социологии", которая была представлена на публичный диспут в качестве докторской диссертации. В "Системе социологии" П.А. Сорокиным выдвигаются основные принципы, на базе которых он предлагал создать социологию. Он разработал структуру социологии, главные её направления и основные задачи каждого из них. "Социология изучает общество с трех главных точек зрения:

1) его  строения и состава

2) данных  в нем процессов или его  жизнедеятельности

3) происхождения  и развития общества и общественной  жизни  - таковы основные

задачи  изучения социологии"

Сорокин разделил социологию на теоретическую  и практическую. Теоретическая

социология  изучает явления человеческого  взаимодействия с точки зрения

сущего.

Теоретическая социология подразделяется на:

1. социальную  аналитику, изучающую строение, как  простейшего социального явления,  так и сложных социальных единств,  образованных той или иной  комбинацией простейших социальных  явлений.

2. социальную  механику, изучающую процессы взаимодействия  людей и тех сил, которыми  оно вызывается и определяется.

3. социальную  генетику; "Задача генетической  социологии - дать основные исторические  тенденции в развитии общественной  жизни людей" Социология практическая  изучает явления человеческого  взаимодействия с точки зрения  должного. Социология практическая, по Сорокину, включает в себя

социальную  политику. Концепции локальных цивилизаций (Н. Данилевский, О. Шпенглер, А. Тойнби).

Авторами  цивилизационного подхода являются Данилевский, Тойнби, Шпенглер и др. Они исходили из того, что нет единого пути развития всего человечества. Оно развивается локальными (человеческими) цивилизациями, которые не повторяют друг друга, а создают уникальные образцы культуры неповторимые и свойственные только данной цивилизации. Разные авторы насчитали 7, 11 и более цивилизаций, такие как Древний Египет, Древняя Греция, Римско-Эллинская, Китайская и др. Показателем и выразителем, как и источником развития цивилизаций выступает культура, понятие прогресса отсутствует. Существуют разные варианты цивилизационного подхода:

1. Культурологический  подход использовал немец Шленгер, взгляды которого были широко распространены в первой половине 20в. Он считал, что каждая культура имеет собственную цивилизацию, но каждая культура существует изолировано и замкнуто. Она появляется на определенном этапе исторического процесса, а затем погибает. Таких культур Шленгер насчитал 8: индийская, китайская, вавилонская, египетская, античная, арабская, русская и западноевропейская. Любая культура как и цивилизация переживает возрасты отдельного человека: детство, юность, зрелость и старость. Смерть культуры по его мнению начинается с возникновения цивилизации, когда вся культура сосредотачивается в крупных городах, а вся остальная часть общества превращается в провинцию. Городской житель лишен традиций и растворяется в бесформенной массе. Большие города цивилизованы, но не имеют культуры.

2. За 50 лет до Шпенглера русский ученый  Данилевский утвердил идею о  национальных цивилизациях. В своей  книге «Россия и Европа» он  доказал, что всякое племя или  семейство народов характеризующееся  языком или группой близких  языков, составляет культурно-исторический  тип.

3. Тойнби  описывал историю человеческого  общества не прямой линией  прогресса, а представлял в  виде ряда цивилизаций, каждая  из которых возникает, развивается,  а затем деградирует и погибает. Он рассматривал цивилизации  в качестве «кирпичиков» из  которых строится здание истории  человечества. Под цивилизацией  он понимал устойчивую общность  людей, объединенных прежде всего  духовными традициями, а также  географическими рамками. Духовные  традиции по его мнению —  это прежде всего религиозные  традиции и различал цивилизации:  шумерскую, вавилонскую, минойскую,  эллинскую и ортодоксальная христианская, индусская, исламская и т.д.  Согласно его классификации в  истории человечества существуют  около 30 локальных цивилизаций.

4. Современные  представления о цивилизации  рассматриваются как нечто единое, находящееся вне рамок социальных  систем. Это связано с идеей  целостности, единства мира. Цивилизация  представляет собой совокупность  материальных и духовных достижений  общества. Категория «цивилизация»  используется в смысле обозначения  а) культурно-исторического типа, характеризующего регионально- традиционные  особенности развития общества; б) обозначения цивилизованных  обществ, сохраняющих в течение  длительного времени свою жизненную  целостность (майя, шумеры, инки, этруски  и т.д.). Главная мысль в содержании  категории «цивилизация» сводится  к многообразию исторического  процесса, который проходит путь  от локальных, региональных стадий  к общепланетарному уровню. В социологии наиболее популярна стадийная точка зрения на развитие человечества. Вместе с тем в последнее время предпринимались попытки соединить достоинство обоих подходов, сняв их недостатки. Считают, что вплоть до нового времени развитие носило более разорванный характер, а с нового времени все более общий, единый прогрессивный характер.

    47.Социальное  развитие, социальная стабильность, социальные изменения в обществе.

Социальное развитие общества, тем более его структурных  элементов (государства, институтов, организаций) осуществляется не прямой линии от низшего к высшему, а по восходящей спирали. Это означает, что не всегда и не во всем в “борьбе” прогресса  и регресса “победу” одерживает прогресс. Возможны и “поражения”. Например, деятельность отдельных организаций  государства может быть реакционной, возможен откат назад и общества в целом. История знает немало подобных примеров. Однако, в целом  общественное развитие идет по восходящей, тенденция его развития —это движение к более высокой организации  общественной жизни.

Таким образом, социальное развитие характеризуется  самовоспроизводством общественных систем и прогрессивной направленностью.

Из анализа  сущности социального развития видно, что оно является результатом  разрешения социальных противоречий: прогресса и регресса, старого  с новым, нарождающегося с отмирающим. Чтобы углубиться в проблему социального  развития, следует раскрыть, что  представляют собой социальные противоречия, их классификацию, причины возникновения  и способы разрешения.

Социальные противоречия как источник социального развития, их классификация и характеристика основных видов.

Социальные противоречия —это отношения между противоположностями  в любом социальном явлении, образовании  или обществе в целом. Они возникают  в процессе развития прежде всего  социальной сферы или сферы социальных отношений, выражающих противоположные  или расходящиеся тенденции этого  развития

Социальная стабильность.

Стабилизация  экономической, политической и социальной жизни современного российского  общества – это то, чего ждут и  на что надеются россияне. Под стабильностью понимается способность системы функционировать, сохраняя неизменной свою структуру и поддерживая равновесие. Социальная стабильность есть важнейшее условие нормального существования любого общества.

В современной  ситуации зачастую возникают представления  о том, что всякие изменения ведут  только к ухудшению материального  положения людей, их благосостояния и тем самым подрывают основу стабильности всего общества. В действительности социальная стабильность не является синонимом неизменности социальных систем и отношений. Такая неподвижность  в обществе есть признак не стабильности, а застоя.

В социологическом  смысле социальная стабильность – это воспроизводство социальных структур, процессов и отношений в рамках целостности самого общества. Причем это воспроизводство не есть простое повторение предыдущих ступеней, а включает в себя многообразные элементы изменчивости.

Стабильное общество – общество развивающееся и в  то же время сохраняющее свою устойчивость. Это общество с отлаженным процессом  и механизмом социальных изменений, сохраняющими его стабильность и  исключающими такую политическую борьбу, которая ведет к расшатыванию его устоев. Вместе с тем стабильными  могут быть и авторитарные, и тоталитарные общественные системы. Однако в конце  концов такие системы “взрываются”, становятся средоточием социальных раздоров, конфликтов и общей нестабильности.

Таким образом, стабильность в обществе достигается  не за счет неизменности, неподвижности, а за счет осуществления назревших  социальных изменений в нужный момент и в нужном месте.  Социальные изменения являются необходимым условием и элементом социальной стабильности.

Социальные изменения — представляют собой смену состояний, свойств и связей социальных систем.

В соответствии со строением и главной характеристикой  любой системы можно выделить следующие виды изменений вообще и социальных изменений в частности:

Содержательные  изменения

Под содержанием  в науке понимают совокупность элементов  системы, поэтому здесь речь идет об изменении элементов системы, их возникновении, исчезновении или  изменении ими своих свойств. Поскольку элементами социальной системы  выступают социальные субъекты, то это могут быть, например, изменение  кадрового состава организации, т. е. введение или упразднение каких-то должностей, изменение квалификации должностных лиц или изменение  мотивов их активности, что отражается в повышении или понижении  производительности труда.

Структурные изменения

Это изменения  совокупности связей элементов или  строения данных связей. В социальной системе это может выглядеть, например, как перемещение человека в должностной иерархии. При этом не все люди понимают, что произошли  структурные изменения в коллективе, и могут быть не способны адекватно  реагировать на них, болезненно воспринимать указания начальника, который еще  вчера был рядовым сотрудником.

Функциональные  изменения

Это изменения  в выполняемых системой действиях. Изменения функций системы могут  быть вызваны изменением как ее содержания или структуры, так и окружающей социальной среды, т. е. внешних связей дайной системы. Например, изменения  функций государственных органов  могут быть вызваны и демографическими изменениями внутри страны, и внешними воздействиями, в том числе военными, со стороны других стран.

Развитие

Особый тип  изменения - развитие. О его наличии принято говорить в определенном отношении. В науке под развитием принято считать направленное и необратимое изменение, приводящее к появлению качественно новых объектов.Объект, находящийся в развитии, на первый взгляд, остается самим собой, но новая совокупность свойств и связей заставляет воспринимать этот объект совершенно по-новому. Например, ребенок и выросший из него специалист в какой-либо области деятельности — это, по существу, разные люди, они оцениваются и воспринимаются обществом по-разному, поскольку занимают в социальной структуре совершенно разные позиции. Поэтому о таком человеке говорят, что он прошел путь развития.

Изменения и  развитие являются одним из основных аспектов рассмотрения всех наук.

Информация о работе Шпаргалка по "Социологии"