Шпаргалка по "Социологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2012 в 19:00, шпаргалка

Описание

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Социология".

Работа состоит из  1 файл

СОЦИОЛОГИЯ.docx

— 162.42 Кб (Скачать документ)

   П. Сорокин выделил формы проникновения  людей из одного слоя в другой –  индивидуальные и коллективные переходы, разделил мобильность по видам (на экономическую, политическую, профессиональную), по типам, выявил горизонтальную и вертикальную мобильность. Горизонтальная мобильность  – это перемещение индивида или  объекта из одной группы в другую, находящуюся на одном и том  же уровне (смена семьи, религии, работы, места жительства). А вертикальная – это переход по восходящей или  нисходящей из одного слоя в другой (например, человек получил высшее образование, и его статус стал выше). В тоталитарном обществе, где передвижение ограничено, а люди прикреплены к  одному месту жительства и работы, социальная мобильность может быть нулевой. Она может быть интенсивной  в демократическом обществе, где  ценится инициатива и предприимчивость работника. П. Сорокин выяснил, что  интенсивность социальной мобильности  меняется во времени и пространстве, но постоянных тенденций нет. Закономерность общественного развития состоит  в балансировке страт. 
 

    11.Роль  М.Вебера в становлении и развитии  социологии.

Наиболее  удачное и актуальное решение  проблемы дано в концепции «Понимающая социология» М.Вебер(1864-1920) ее автор.

По Веберу предметом социологии стало важное ощущение мотивации поведения индивида. Вебер дает понятие социальным действиям, т.е. по веберу важно выявить мотивы. Движущие силы тех или иных социальных действий.

Социальными по Веберу называются те действия, которые  соотносятся с действиями других людей и ориентированы на них.

Ключевой  категорией стало понятие так  называемого «идеального типа» . Это служит средством упорядоченности  общества.

    В своем  труде «Хозяйство и общество»  Вебер утверждал концепцию рационального  общества: в последствии этой концепции  послужило воплощение судьбы западного  общества, носителем которого является – «рациональная бюрократия»

Макс  Вебер (1864 - 1920) - немецкий социолог, социальный философ, культуролог и историк. Его можно смело назвать Леонардо да Винчи социологии. Его базисные теории сегодня составляют фундамент  социологии: учение о социальном действии и мотивации, об общественном разделении труда, об отчуждении, о профессии  как призвании. Он разработал: основы социологии религии; экономической  социологии и социологии труда; социологии города; теорию бюрократии; концепцию  социальной стратификации и статусных  групп; основы политологии и института  власти; учение о социальной истории  общества и рационализации; учение об эволюции капитализма и института  собственности. Достижения Макса Вебера просто невозможно перечислить, настолько  они огромны. В области методологии  одним из самых главных его  достижений является введение идеальных  типов. М. Вебер считал, что главная  цель социологии - сделать максимально  понятным то, что не было таковым  в самой реальности, выявить смысл  того, что было пережито, даже если этот смысл самими людьми не был осознан. Идеальные типы позволяют сделать  исторический или социальный материал более осмысленным, чем он был  в самом опыте реальной жизни.

Идеи  Вебера пронизывают все здание современной  социологии, составляя его фундамент. Творческое наследие Вебера огромно. Он внес вклад в теорию и методологию, заложил основы отраслевых направлений  социологии: бюрократии, религии, города и труда.

Сам М. Вебер создал много научных трудов, в том числе: "Протестантская этика  и дух капитализма" (1904--1905), "Хозяйство  и общество", "Объективность  социально - научного и социально - политического  познания", "Критические исследования в области логики наук о культуре", "О некоторых категориях понимающей социологии" (1913), "Основные социологические  понятия".

Развитие  социологических представлений  об обществе все время шло по нарастающей - от Платона и Аристотеля к Макиавелли и Гоббсу, а от них к Конту  и Марксу. С каждым шагом наши знания углублялись и обогощялись. Наивысшим выражением стали идеи М. Вебера. Он не только создал самую сложную теорию общества в рассматриваемый исторический период, но и заложил методологический фундамент современной социологии, что было сделать еще труднее. Благодаря М. Веберу, а также его коллегам немецкая школа доминировала в мировой социологии вплоть до Первой мировой войны.

12.Эксперимент  и наблюдение как методы сбора  социологической информации.

Социология  использует методы исследования и сбора  информации заимтвованные у других наук, такие как эксперимент, наблюдение, сравнительный метод. Кроме того, социологами разработаны и используются количественные методы сбора и обработки социологической информации. Среди них выделяются: опрос, как наиболее перспективный и разработанный количественный метод. Опросы могут быть анкетные, телефонные, почтовые, прессовые, интерактивные, в виде интервью.

При реализации методик сбора и обработки  информации, используются математические и статистические приемы, а также  в последнее время на них основанные различные компьютерные программы. Одним из основных методов сбора  социологической информации, является контент -анализ. Помимо методов количественных, опирающихся на математику и статистику, социологи применяют качественные методы. Наиболее распространенным среди них является метод фокус-групп.

Качественные  методы исследования в отличии от количественных, охватывают небольшие  совокупности людей и при использовании  этих методов исследователи обращают внимание на не измеримость тех или  иных показателей, а на содержание индивидуальных мнений, оценок, высказываний.

Первый  метод, который используют социологи  – это наблюдение. Выделяют включенное и простое наблюдение. (невключенное наблюдение). При включенном наблюдении, исследователь имитирует вход в социальную среду и анализирует события как бы внутри.

Простое наблюдение, невключенное, регистрирует исследователь процессы и явления, как бы со стороны.  Под наблюдением понимается прямая регистрация событий исследователем, и в отличии от обыденного наблюдения, научное предполагает :

  1. Подчиненность наблюдения ясным целям и задачам
  2. Наблюдение планируется и проводится по заранее обдуманной процедуре.
  3. Все данные наблюдений фиксируются в протоколах или бланках наблюдения
  4. Информация, полученная путем наблюдения, должна поддаваться контролю на обоснованность и устойчивость.

Итак, процедура  наблюдения складывается из ответов  на вопросы – что наблюдать, как  наблюдать чтобы не влиять на естественный ход событий, как вести записи, чтобы наблюдаемые в процессе социальных взаимодействий не ощутили  дискомфорта?

Роберт  Бейлз. Впервые котролируемое наблюдение использовал американский ученый Роберт Бейлз, изучая фазы групповой деятельности. Учеными были выявлено, что для надежности полученных данных необходимо выполнять следующие правила:

  1. Один и тот же объект необходимо наблюдать в разных ситуациях –нейтральных, стрессовых, т.д.
  2. Вести наблюдение должны несколько сотрудников для сопоставления полученных ими результатов.
  3. Необходимо использовать другие методы сбора социологической информации, такие как интервью, опрос и т.д.

    Метод – эксперимент.

    Это создание определенной ситуации, определенных условий для групп обследуемых  и наблюдения за изменениями происходящему  в результате действий этих условий.

    Эксперимент логически предполагает использование  выбора экспериментальной категории  людей (группа или несколько групп), помещение этих людей в необычную  экспериментальную ситуацию, с тем  чтобы проследить изменения интересующих ученого характеристик, их вектор, величину, устойчивость..

    Эксперимент предполагает, что некая замкнутая  система реагирует на изменения, привносимые исследователем по определенному  сценарию. В этом случае выбираются контрольные характеристики, наиболее важные с точки зрения изучаемой  проблемы, во-вторых изменения контрольных  характеристик должно зависеть от тех  характеристик, экспериментальной  группы, которые вводит исследователь. Различают:

    А) линейный – при нем, анализу подвергается одна и та же группа, которая одновременно является и контрольной (по сравнению  с ее первоначальным состоянием) и  экспериментальной.

    Б) при  параллельном  эксперименте одновременно участвуют две группы – контрольная  и экспериментальная, состав этих групп  идентичен по всем контрольных характеристикам, влияющим на ход эксперимента. Во время  эксперимента, характеристики контрольной  группы не меняются, остаются постоянными, а характеристики экспериментальной  группы изменяются.  По итогам эксперимента, контрольные характеристики групп  сравниваются и ученым делается вывод  о причинах и величине изменений.

    Эксперименты  также делятся по характеру экспериментальной  ситуации, на полевые и лабораторные.  В полевых условиях, объект исследования – группа, находится в естветвенных условиях функционирования.  В полевых условиях, члены группы могут быть осведомлены об эксперименте, а могут быть не осведомлены.

    В лабараторных же условиях, экспериментальная группа формируется искусственно и члены группы об этом естественно осведомлены.

13. Методы сбора социологической информации.

Социология  использует методы исследования и сбора  информации, заимствованные у других наук, такие как: эксперимент, наблюдение, сравнительный метод. Кроме того социологами разработаны и используются количественные методы сбора и обработки  социологической информации. Среди  них выделяется опрос как наиболее перспективный и разработанный  количественный метод. Опросы могут  быть: анкетные, телефонные, почтовые, прессовые, интерактивные, в виде интервью.

При реализации методик сбора и обработки  информации используются математические и статистические, а также на них  основанные различные компьютерные программы. Одним из основных методов  социологии является контент анализ. Помимо методов количественных опирающихся на математику и статистику, социологи применяют качественные методы, наиболее распространенным среди них является метод фокус-групп. Качественные методы исследования в отличии от количественных, охватывают небольшие совокупности людей и при использовании этих методов, исследователи обращают внимание не на измеримость тех или иных показателей, а на содержание индивидуальных мнений, оценок, высказываний.

Первый  метод, который используют социологи - это наблюдение. Выделяют включенное и простое наблюдение(не включенное). При включенном наблюдении исследователь имитирует вход в соц. среду и анализирует события как бы внутри. Простое наблюдение( не включенное) регистрирует исследователь процессы и явления, как бы со стороны. Под наблюдением понимается прямая регистрация событий исследователя, и в отличие от обыденного наблюдения научное предполагает:

1)подчиненность  наблюдения ясным целям и задачам.

2)наблюдение  планируется и проводится по  заранее обдуманной процедуре.  Все данные наблюдений фиксируются  в протоколах или бланках наблюдения.

4) информация  полученная путем наблюдения  должна поддаваться контролю  на обоснованность и устойчивость.

Процедура наблюдения складывается из ответов  на вопросы: что наблюдать? Как наблюдать, чтобы не влиять на естественный ход  событий? Как вести записи чтобы  наблюдаемые в процессе соц. взаимодействий не ощутили дискомфорта? Впервые  контролируемое наблюдение использовал  Роберт Бейлз, изучая фазы групповой деятельности. Ученым было выявлено, что для надежности полученных данных необходимо выполнять следующие правила:

1)один  и тот же объект необходимо  наблюдать в разных ситуациях  (нейтральных, стрессовых )

2)вести  наблюдение должны несколько  сотрудников для сопоставления  полученных ими результатов.

3)Необходимо  использовать другие методы сбора  социологической информации, такие  как интервью, опрос и т.д.

Эксперимент-это создание определенных ситуаций, условий для групп обследуемых и наблюдение за изменениями, происходящими в результате действий этих условий. Эксперимент логически предполагает использование выбора экспериментальной категории людей (группа или несколько групп; помещение этих людей в необычную экспериментальную ситуацию с тем, чтобы проследить изменения интересующих ученого характеристик их вектор величину устойчивость). Эксперимент предполагает, что некая замкнутая система реагирует на изменения привносимые исследователем написанные по определенному сценарию. В этом случае выбираются контрольные характеристики наиболее важные с точки зрения изучаемой проблемы. Во- вторых изменение контрольных изменений должно зависеть от тех характеристик экспериментальной группы, которые вводит исследователь. Различают линейный и параллельный эксперименты.

а) при  линейном эксперименте анализу подвергается одна и та же группа которая одновременно является и контрольной (по сравнению  с ее первоначальным состоянием).

б)при  параллельном эксперименте одновременно участвуют 2 группы: контрольная и  экспериментальная. Состав этих групп  идентичен по всем контрольным характеристикам, влияющим на ход эксперимента. Во время  эксперимента характеристики контрольной  группы не меняются, остаются постоянными, а характеристики экспериментальной  группы изменяются. После эксперимента контрольные характеристики сравниваются, и ученым делается вывод о причинах и величине изменений. Эксперименты так же делятся по характеру на: полевые и лабораторные.

Информация о работе Шпаргалка по "Социологии"