Шпаргалка по "Социологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2012 в 19:00, шпаргалка

Описание

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Социология".

Работа состоит из  1 файл

СОЦИОЛОГИЯ.docx

— 162.42 Кб (Скачать документ)

СОЦИОЛОГИЯ

1.Возникновение  и развитие классической социологии

Становление и развитее социологии имеет длительную историю. Т.к стремление осмыслить  характер между взаимоотношений  людей было свойственно в самом  начале развития общества.

Наиболее  древним напоминаем письменным о  развитии общества Законы царя Хаммурати 27 в до н.э.(Шумерско Вавилонское царство)

Социальные  устройства времени были зафиксированы  в законах. Большая роль в управлении обществом в Китайской династии 5-1 до.н.э

Древняя Греция и Рим внесли свой вклад  в социальное осмысление общества. (Платон и его труд- «Государство»), Аристотель- «Правителя»

В этих работах прослеживается 2 направления  общественной жизни. По мнению Платона  «Всё и вся подчиняется государственным  интересам становления и совершенствования  государства»

Аристотель  обращает внимание на человека- «человек-общественное животное, но вместе с тем должен быть другом самому себе»

Индивидуальное  отношение человека к государству  способствовало к формированию социального  самопознания и выявилось что  социальное самопознание чрезвычайно  разнообразное и обширная деятельность человека.

Также было выявлено что каждой эпохи свойственно  иное, собственное воспроизводство  понимания общественной жизни. На рубеже 4-5 вв. богослов и философ Августин Блаженный в трактате «О граде  Божьем рассказывает, о самопонимании Богу. Конкуренция за благо земляное присутствует определенная благодать как определенная сфера внутри которую человек проживают свою жизнь »показывает сложность многомерность общественной жизни где на ряду с очередной долей внутри которой человек проживает жизнь бессмысленно. Только в 13 в н.э возникает форма институционализация светской жизни и социального самосознания людей-университеты..

Гейдинбергский -1765 первый институт.

Вместе  с тем и в церковном знании утверждается новая культура. Культура властвования разума, действия здравого смысла.

В эпоху  средневекового возрождения 16-17 н.э. Происходит изменение темы личности, упор на человека как творце социальной жизни на собственном, индивидуальном опыте.

В новое  время (17-18вв) социальное самопознание преодолевает религиозную форму  и обретает идеологию направления. Возникли 2 идеологических класса социализм  и либерализм.

Эти 2 теории берут начало с работ двух философов. 1 работа Никола Макиавелли его труд «Государь», 2-Томас Гоббс - «Утопии».

В 18 в.,в веке Просвещения бурно развивается общественная мысль.

Во Франции- Вольтер, Жак Жан Руссо, Денни  Дидро.

В Германии – Имануэль Кант, В Англии- Джон Локк, Адам Смит «О происхождении богатств народов»

По мнению Канта. Человек должен иметь мужество, опираясь на свой собственный разум.

После Французская революция (1879 г) продолжались разработки идеологических процессов  в сфере экономики.

В Англии И.Бентан и Джон Миль обосновали экономические аспекты общественной жизни.

В 19 в  в общественной жизни в социальном самопознании общества сформировался вызов, ответом которого стал переход от пред социологии к социологии собственно.

Социальные  знания представляют собой новый  этап в истории осмысления общественных явлений.

Обусловлено появление науки социологии:

1Реакция  на недовольство общество социальной  философии ,которые давала категории  :счастье, радости, но не смогла  ответить на более злободневные  вопросы.

Таким образом революция провозгласившая  идеалы всеобщая свобода равенство, социология разрушила монархическое  устройство общества.

Революция сделала равноправными работников, но материально - экономическое неравенство  осталось. Люди стремились обрести  благополучие и ценности: славу, комфорт, благосостояние.

Социальные  конфликты в условиях устремления  людей к материальным ценностям. Конфликты материальные разрастаются, ведут к деструктивному хаосу, разрушению порядка.

В качестве последней Французской революции  скептической отношение по поводу устройства общества и это заставило усомниться в философских методах познания мира.

Тождество человеческого разума и устройство мира на рациональных началах.

Промышленные  революции 18-19 вв. установило новый  социальный порядок ,то стало причиной урбанизации, что изменило в корни  жизненный уклад человечества.

С одной  стороны новое общество утверждало свободу и права человека, духовную, экономическую независимость граждан, а с другой стороны ограничивала возможности индивида.

Большую роль оказали естественные науки (математика, химия, физика),т.к. Социологи используют методы этих наук ,также как эксперимент, наблюдение.

2.на  развитие социологии влияние  оказала социальная философия,  все этапы развития.

3. конкретные  социологические исследования опираются  на достижения экономических  наук(демография, статистика)

Постепенно  социология приобрела своеобразные науки, постепенно институционализировалась.

1.Выявились  методы исследования. Объект и  Предмет науки.

2.Созданы  специализированные специальные  издания (журнал «Социологи»,  «Социс»)

3.ВВедение  научных дисциплин в учебные  планы, учебных заведениях.

США и  в западной Европе все стадии институционализации  пройдены в 19 веке. В России в царское  время социология бурно развивалась, в советское стала менее научной  и продолжала 20 г 20в. 

2. Объект и предмет социологии, ее функции и значение в  современном обществе.

     Появление социологии как самостоятельной  науки было вызвано развитием  общества и обществознания в конце XVIII и начале XIX века. В это время  мир переживал глубокие социальные перемены, связанные с переходом  от традиционного к современному индустриальному обществу. Новые  формы экономической и политической жизни требовали конкретного  научного анализа. Возникла потребность  перехода от общих абстрактных философских  размышлений об обществе к позитивной науке об обществе как живом функционирующем  образовании. Несомненно, социология имела  богатую разнообразную предысторию, но собственная ее история начинается в XIX веке, когда был поставлен  вопрос о создании позитивной науки  об обществе, опирающейся на строго установленные научные факты. А  поскольку строгие научные методы познания в этот период времени были выработаны и применялись естествознанием, социология испытывает его влияние. В период своего становления социология развивается под общим знаменем позитивизма.

     Социология (по Ядову) - наука о законах становления, функционирования, развития общества в целом, социальных отношений и социальных общества, механизмах взаимосвязей и взаимодействия между этими общностями, а так же между общностями и личностями. 

     Объект  науки - то, на что направленно изучение (внешняя часть реальности) Объектом социологического познания является общество.

     Подход  с позиции анализа общества как  целостности характерен также для  философии и истории. Однако для  философии это целостность мира, для истории - целостность единого  исторического процесса. В социологии целостность общества раскрывается как конкретная реальность с помощью  не только теоретических, но и эмпирических методов. Социология не ограничивается рассмотрением общества как целостного образования. Она раскрывает механизмы  его функционирования, развития.

     Целостность раскрывается в социологии как система  социальных механизмов, вызывающих движение, развитие общества. Поэтому предметом  социологии является общество как целостный  организм, социальные механизмы его  функционирования и развития.

     Социология  отличается от других наук методами изучения. В отличие от философии социология изучает общество через призму человеческой деятельности, она раскрывает потребности, интересы, ценностные ориентации, деятельность людей, их связи друг с другом, общество рассматривается социально целым, как система социального взаимодействия, как столкновение различных интересов, ориентации, видов активности.

     Основными элементами социологии являются личность, социальная группа, социальная общность. Личность рассматривается не с точки  зрения ее уникальных способностей, неповторимых черт, а в системе социальных связей как представитель социальной группы, определенного общества.

     Человек всегда включен в сложную систему  социально-классовых, поселенческих, профессиональных, демографических и иных групп, выражает их интересы, ориентации, овладевает их социальным опытом.

     Общности  анализируются с позиций их места  в системе социальных связей, как  элементы взаимодействия. Социология рассматривает сложную систему  социальных связей: 1) личности и общности; 2) общностей друг с другом; 3) личности, общности и социального целого; 4) общества и природы. При этом анализируются  разные уровни взаимосвязи: связи, взаимодействия, отношения.

     Социальное  взаимодействие - это процесс взаимного  влияния и совместной деятельности. Взаимодействие приводит к становлению  новых, более устойчивых и самостоятельных  связей - социальных отношений. Как  писал немецкий социолог М. Вебер, общество - это и есть социальное взаимодействие.

     Сложное взаимодействие социально целого, особенного и единичного понимается как социальный механизм. Это взаимодействие факторов, вызывающих развитие. П. Сорокин считал, что системы социального взаимодействия передают через понятие социального  пространства целостность социального  мира.

     Поскольку социология изучает социальное взаимодействие, можно определить социологию как  науку о социальной активности и  механизмах, ее обеспечивающих и регулирующих.

     Иногда  в толковании предмета социологии разграничиваются и даже противопоставляются две  тенденции: макросоциологическая и микросоциологическая. Первая определяет социологию как науку, которая выражает целостность общества, раскрывает законы целостного развития. Вторая представляет социологию как науку о поведении. В действительности между этими толкованиями нет противоречия поскольку целостность общества раскрывается через анализ поведения. Э. Гидденс делает вывод, что «социология - наука, изучающая взаимосвязи микро- и макропроцессов через сферу повседневной жизни человека».

     Таким образом, социологический подход к  изучению общества, социологическое  видение общества это всегда анализ явления, процесса в системе социальных связей, анализ с точки зрения его  соотношения с социально целым.

     Социологический подход позволяет не только описывать  явления, процессы, но и объяснять  их, давать модель явлений и общества в целом. Анализ процесса в динамике позволяет улавливать тенденции  изменений и формулировать прогнозы относительно дальнейшего развития. 

    Функции социологии:

  • Теоретико-познавательная (накопление и систематизация знаний) позволяет социологии расширять и конкретизировать знания о сущности общества, его структуре, закономерностях развития. Поскольку социология дает исходные представления об обществе, как целостной системе, часть ее познавательных функций носит методологический характер. Положения социологии имеют методологическое значение для других наук об обществе.
  • Практическая функция социологии связана с выработкой предложений и рекомендаций направленных на совершенствование социальной жизни. Социолог определяет оптимальный путь решения практических проблем, разрабатывает методы, способы, приемы, процедуры управленческих решений, т.е. разрабатывает социальную технологию.
  • Описательная
  • Прогностическая (составление прогнозов)
  • Преобразовательная (использование социологического знания в различных областях социальной практики) означает, что на основе полученных в процессе конкретных социологических исследований данных можно создавать прогноз развития той или иной области общественной жизни.
  • Мировоззренческая
  • Идеологическая Социологические исследования оказывают идеологическое, воздействие. Они привлекают внимание к реальным социальным противоречиям, активизируют деятельность, мобилизуют на качественные преобразования, содействуют формированию социального мышления. В современных условиях, различные политические деятели все чаще обращаются к социологии, ссылаются на социологическую информацию и возникает опасность превращения социологии в инструмент политики. В деятельности социолога большое значение приобретают вопросы профессиональной этики. Таким образом, идеологическая функция социологии выражается в объективном отражении социальной действительности, нейтральном отношении к классам, слоям, группам.

Информация о работе Шпаргалка по "Социологии"