Шпаргалка по "Социологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2012 в 19:00, шпаргалка

Описание

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Социология".

Работа состоит из  1 файл

СОЦИОЛОГИЯ.docx

— 162.42 Кб (Скачать документ)

П. А. Кропоткин  занимался теоретической разработкой  анархизма. Он написал много сочинений  различной направленности, но все  они имеют выход на социологические  проблемы. Главный социальный субъект, по его мнению, народ. Способом уничтожения  государства является социальная революция. Общество, покончившее в результате революции с частной собственностью, будет организовано на началах безгосударственного анархического коммунизма или коллективизма. Кропоткин считал, что анархический коммунизм способен обеспечить полную свободу личности.

Учёный  считал, что ключевая роль в обосновании  современной философии и социологии принадлежит позитивизму Конта. В духе нового мировоззрения должны быть перестроены общественные науки, в том числе и социология. Основным вопросом социологии, по его мнению, был - «является ли жизнь в обществе средством освобождения личности или  средством порабощения» [4, с.117]. Центральной  проблемой социологии он считал проблему взаимопомощи

8.Роль  О. Конта в развитии социологии. Начало формирования научного знания и способом социальному самопознанию мира положил О.Конт (1798-1857). В своем главном труде «Курс позитивной философии» он не только дал название, но и определил место дисциплины в научном знании. Свои усилия Конт сосредоточил на разработку философской работы и дал название позитивизм. Конт стремился на основе нового мышления преодолеть индивидуализм и групповой субъективизм при выработке знаний об общественной жизни.

По мнению ученого наука должна отказаться от неразрешимых философских вопросов, от тех которых невозможно не доказать, не опровергнуть. Наука должна опираться  только на факты доступные эмпирическому (опытному)наблюдению.

По Конту  так же. Социология исследует взаимосвязь  социальных фактов в рамках больших  целостностей и систем, и состоит  из социальной статистики и социальной динамики.

Благодаря Конту социология добилась признания как позитивная наука, и это признание было выраженно в следующем:

  1. Социальное явление и процессы схожи с природой, т.е. качественно они таковы как и природные.
  2. Методы исследования применяются в естественных науках, могут быть использованы и при изучении общественных явлений(наблюдений, сравнений, экспериментов)
  3. Задачи социологии по Конту – это вырабатывание эмприческообоснованных концепций и положений, которые должны стать социальным явлением и процессом.

Современники  критиковали Конта, т.к. считали, что  действия людей которые вкладывали в них определенный смысл отличные от природных процессов и явлений.

В 20-е  годы XIX века и в последующие десятилетия были отмечены интересом к позитивистсконатуралистическому мировоззрению. 

   Именно  он стал автором термина «социология» в своей работе «Курс позитивной философии», опубликованной в 1839 г.

   Для Конта социология – это наука, изучающая процесс совершенствования  разума человека и его психики  под влиянием общественной жизни. Он считал, что главным методом, инструментом, с помощью которого ученые будут  изучать общество, является наблюдение, сравнение (в том числе историческое сравнение) и эксперимент. Основной тезис Конта – необходимость  строгой проверки тех положений, которые социология рассматривала.

   Подлинными  знаниями он считал те, которые получены не теоретическим путем, а путем  социального эксперимента.

   Необходимость возникновения новой науки Конт обосновывал исходя из выдвинутого  им закона о трех стадиях развития интеллектуального развития человека: теологической, метафизической и позитивной.

   Первая, теологическая, или фиктивная, стадия охватывает древность и раннее средневековье (до 1300 г.). Она характеризуется господством религиозного мировоззрения. На второй, метафизической стадии (с 1300 по 1800 гг.) человек отказывается от апелляции к сверхъестественному и пытается все объяснить при помощи абстрактных сущностей, причин и других философских абстракций.

   И наконец, на третьей, позитивной стадии человек отказывается от философских абстракций и переходит к наблюдению и фиксации постоянных объективных связей, которые являются законами, управляющими явлениями действительности. Таким образом, мыслитель противопоставлял социологию как позитивную науку теологическим и метафизическим спекуляциям об обществе. С одной стороны, он критиковал теологов, которые рассматривали человека как отличного от животного, считали его созданием Бога. С другой, он упрекал философов-метафизиков в том, что они понимали общество как создание человеческого разума.

   Переход между этими стадиями в различных  науках происходит независимо и характеризуется  возникновением новых фундаментальных  теорий.

   Итак, первым социальным законом, выдвинутым Контом в рамках новой науки стал закон о трех стадиях интеллектуального  развития человека. Вторым стал закон о разделения и кооперации труда.

   Согласно  этому закону социальные чувства  объединяют только людей одной профессии. В результате возникают корпорации и внутрикорпоративная мораль, которая  способна разрушить основы общества – чувства солидарности и согласия. Это является еще одним аргументом необходимости возникновения такой  науки, как социология.

   Социология  должна выполнять функцию обоснования  рационального, правильного государственного и общественного порядка.

   Именно  изучение социальных законов позволит государству проводить правильную политику, которая должна реализовывать  принципы, определяющие структуру общества, обеспечивающие гармонию и порядок. В рамках этой концепции Конт рассматривает  в социологии основные общественные институты: семью, государство, религию  – с точки зрения их общественных функций, их роли в деле социальной интеграции.

   Теорию  социологии Конт делит на два самостоятельных  раздела: социальную статику и социальную динамику, в чем нетрудно видеть явную симпатию ученого к физике.Социальная статика изучает социальные связи, явления общественного строения. Этот раздел выделяет «структуру коллективного существа» и исследует условия существования, присущие всем человеческим обществам.

   Социальная  динамика должна рассматривать теорию общественного прогресса, решающим фактором которого, по его мнению, выступает духовное, умственное развитие человечества. Целостную же картину общества, по мнению Конта, дает единство статики и динамики общества.

   Это обуславливается его представлением общества как единого, органического  целого, все части которого взаимосвязаны  и могут быть поняты только в единстве.

   В рамках этих же воззрений Конт противопоставлял своим концепциям концепции индивидуалистических теорий, которые рассматривали общество как продукт договора между индивидами.

   Основываясь на естественном характере общественных явлений, Конт выступал против переоценки роли великих людей, указывал на соответствие политического режима уровню развития цивилизации.

   Значение  социологической концепции Конта  определяется тем, что на основе синтеза  достижений обществознания того периода  он впервые обосновал необходимость  научного подхода к изучению общества и возможность познания законов  его развития; определил социологию как особую науку, опирающуюся на наблюдение; обосновал закономерный характер развития истории, общие контуры  социальной структуры и ряда важнейших  институтов общества.

9.Роль  Э. Дюркгейма в становлении  и развитии социологии.

На рубеже XIX-XX вв. ученые Э.Дюркгейм и М.Вебер предложили концепции пред развития социологии на последнем десятилетие. Существует особая реальность, которая не изучает ни одна существующая наука. Эту реальность образуют социологические факторы и их объяснения по Дюркгейму – это «способ мышления деятельности и чувств находящиеся вне индивида и наделенные принудительной силой».

Дюркгейм  рассматривал историю человечества, как естественный эксперимент, который  дает социологии бесчисленные количества эмпирических данных, этнографических, архивных  и иных данных.

Свой  подход к пониманию метода и предмета социологии Дюркгейм сформулировал  в виде правил, а важнейшая его  книга «Правила социологического метода».

Дюркгейм  удалось обосновать понятие социологии, солидарности, аналогии. Главным трудом стала книга «Самоубийство». Вклад  Дюркгейма в развитие социологии так же состоит в том. Что он развил идею: «социологическая реальность не просто существует независимо от индивида, но и доминирует над индивидом в реальности». 

Как отмечалось выше, социология вычленилась в качестве самостоятельной отрасли знания вследствие своей претензии на научное исследование общества. Однако в истории социологии никогда не существовало согласия в том, каков критерий научности. Один из крупнейших историков социологии Ю. Н. Давыдов считает необходимым говорить о последовательном возникновении в рамках социологии, по крайней мере, трех типов научности: классического, неклассического и промежуточного, электрического.

Классический  тип научности, по его мнению, был  представлен такими видными социологами, как О. Конт, Г. Спенсер, Э. Дюркгейм. Основные принципы классической методологии  сводятся к следующим: 1) Социальные явления подчиняются законам, общим  для всей действительности. 2) Поэтому  социология должна строиться по образу естественных «позитивных» наук. 3) Методы социального исследования должны быть такими же точными. 4) Важным критерием  научности является объективность  содержания знания. Это значит, что  социологическое знание не должно содержать  в себе субъективные впечатления  и умозрительные рассуждения, но описывать социальную действительность, независимо от нашего к ней отношения. Этот принцип нашел свое выражение  в требовании «социология как  наука должна быть свободна от ценностных суждений и идеологий».

Дюркгеймовская социология основывается на теории социального факта. Первое правило состоит в том, чтобы «рассматривать социальные факты как вещи». Второе правило состоит в том, чтобы «отмежеваться от всех врожденных идей». Третье правило состоит в признании примата целого над составляющими ее частями, то есть источник социальных фактов находится в обществе, - общество есть автономная система, управляемая своими собственными законами.

Социология, по мнению Э. Дюркгейма, основывается на познании социальных фактов. Социальный факт специфичен. Он порожден объединенными  действиями индивидов, но качественно  отличается по своей природе оттого, что происходит на уровне индивидуальных сознаний потому, что у него другое основание, другой субстрат – коллективное сознание. Для того чтобы возник социальный факт, указывает Дюркгейм, необходимо, чтобы, по крайней мере, несколько индивидов объединили свои действия и чтобы эта комбинация породила какой-то новый результат. Признание объективной реальности социальных фактов является центральным  пунктом социологического метода, по Дюркгейму.

10.Роль  П. Сорокина в развитии социологии.

   Питирим Александрович Сорокин (1889–1968) считается  американским социологом, однако он начинал  свою научную деятельность в России. Выдающимся вкладом П. Сорокина в  социологию является создание им социальной аналитики, социальной механики (рассматривающей  процессы взаимодействия людей), социальной генетики (занимающейся рождением и  развитием социальной жизни и  ее институтов), практической социологии (в рамках которой была разработана теория стратификации и социальной мобильности – вертикальной и горизонтальной).

   Социокультурная динамика П. Сорокина объясняла исторический процесс как движение типов культур, основанное на чувственном, рациональном и идеалистическом познании реальности. Он выдвигал проблему социального равенства людей перед законом, осуждал разрушение, которое несет в себе революция, подчеркивал, что главное – создание ценностей и созидательный труд. В последние годы жизни выдвинул теорию конвергенции, т. е. слияния капитализма и социализма в единое общество.

   П. Сорокин занимался вопросом о  классах в рамках проблемы социальной мобильности. Он считал, что классы возникли в новое время в связи  с образованием избыточного продукта и ростом неравенства, переходом  к товарному капиталистическому производству и борьбой между  производителями благ и владельцами  продукта производства. Все теории классов П. Сорокин разделил на 2 большие группы: монистические, когда  классы определяли на основании одного признака, и плюралистические, когда  за основу брали много признаков.

Информация о работе Шпаргалка по "Социологии"