Шпаргалка по "Социологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2012 в 19:00, шпаргалка

Описание

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Социология".

Работа состоит из  1 файл

СОЦИОЛОГИЯ.docx

— 162.42 Кб (Скачать документ)

    3. Метод социологии: понятие, особенности  современной методологии исследования  социальных процессов и явлений.

Теоретические концепции — основа для эмпирических исследований. В исследованиях социология использует качественные и количественные методы. Качественные основаны на микросоциологических концепциях и используют для получения информации понимание и интерпретацию. Количественные — это статистические и математические методы.

Как фундаментальная  наука, социология объясняет социальные явления, собирает и обобщает информацию о них. Как прикладная наука, социология позволяет прогнозировать социальные явления и управлять ими.

Социология  считается молодой наукой, которая  ещё находится в процессе становления. Существует множество отраслей социологии, их число продолжает расти. С социологией  также тесно связаны такие  науки, как психологияполитологиякультурологияантропология, и другие гуманитарные дисциплины.

Социология  как наука использует ряд методов:

Источник  информации Методы
Документальный Анализ  документовконтент-анализ.
Внешние проявления социальных явлений Наблюдение
Человек Опрос (анкета, интервью)
Малая группа Социометрический  опрос
Социальный  опыт Экспертный  опрос
Организованная  группа Эксперимент

1. Наблюдение — это сбор информации путём визуального фиксирования происходящих явлений и событий. Бывает научным и обыденным, включенным и не включенным. Научное наблюдение доказывается на практике. Включенное наблюдение — это изучение социальной группы «изнутри».

2. Эксперимент — это сбор информации на основе введения определённого индикатора в социальную среду и наблюдения за показаниями изменения индикатора. Бываетлабораторный и полевой.

3. Анкетирование — сбор количественных данных на основе представленной анкеты, которая строится по методу «воронки»:

    • вводная часть (введение в проблему),
    • основная часть (вопросы по проблеме),
    • заключительная часть (социальная).

    4. Интервью — опросный метод сбора информации, предполагающий прямое взаимодействие интервьюера и респондента. Бывает свободное и стандартизированное.

    5. Анализ документов — сбор социальных данных при изучении автобиографии, произведений, картин, печатных СМИ и т. п. Необходимо отметить, что под документом в социологии понимается любой фиксированный носитель информации. Разновидностью данного метода является контент-анализ, подразумевающий перевод информации в количественные показатели и дальнейшая её статистическая обработка.

4.Структура  социологии и социологического  знания.

Структура любой науки всегда обусловлена  теми  задачами, которые  она. Ставит и теми  функциями, которые она  выполняет в обществе. Социология  не исключение. Ее структура  обусловлена, во-первых, тем, что социология решает научные проблемы, связанные с формированием знания о социальной действительности, описанием, объяснением и пониманием процессов социального развития, разработкой социологических концепций, методологии и  методов, приемов социологического исследования, анализа. Теории  и концепции, разработанные в сфере формирования знаний о социальной действительности, и образуют теоретическую, фундаментальную социологию. Во-вторых, социология изучает проблемы, связанные с преобразованием социальной действительности, анализом  путей и средств планомерного, целенаправленного воздействия на социальные процессы. Следовательно, теоретическая и прикладная  социология различаются не по  объекту и  методу исследования,  а по той цели, которую они ставят, решают ли научные или практические проблемы. Социологические знания — единство теории и. практики. Теоретические исследования объясняют социальную реальность на уровне общих и специфических тенденций ее функционирования и развития. Ориентирует  на выявление механизмов  действий законов, форм  их проявления. Эмпирические социологические исследования связаны с конкретной  развернутой информацией относительно тех  или иных явлений и процессов, опираются в отличие от теоретических исследований, проводимых с помощью общенаучных  методов, на статистический анализ, методы конкретных социологических  исследований (опросы,  социологические  наблюдения, изучение  бюджета времени и т. п.). Между теоретическим и эмпирическим  знанием нет абсолютной грани. Теоретические знания — знания  универсальные, эмпирические фактофиксирующие. Теоретические знания опираются на эмпирическое, не существенное преобладание эмпирических компонентов исследования над теоретическими компонентами не есть показатель высокого уровня развития науки. Законом  развития науки всегда остается преобладание знания теоретического над знанием эмпирическим. Теоретические знания определяют  в конечном итоге, прогресс любой  науки, а, следовательно, и социологии. Эмпирические исследования подразделяются  на фундаментальные  и прикладные. Фундаментальные  социологические исследования ставят цели развития и совершенствования научных представлений об изучаемом предмете. Прикладные  исследования посвящаются  разрешению  какой-либо конкретной социологической проблемы. На  основе теоретического и эмпирического изучения различных социальных систем социология может давать ценные практические рекомендации и обоснованные прогнозы. Теоретическая и прикладная социология, базируясь на конкретных социологических исследованиях, не противостоят одна другой, а составляют единство, взаимное обогащение. Теоретическая социология — совокупность многообразных концепций, разрабатывающих  аспекты  социального развития  общества и  дающие им интерпретацию. Единственной  концепцией, объединяющей специфику протекания социальных процессов и закономерностей развития общества. Признавался марксизм,  а  именно — исторический  материализм.  Вот почему теоретическую социологию зачастую прямо отождествляли с историческим материализмом. В действительности же человечество выработало огромное количество теорий и концепций, объединяющих закономерности и специфику развития человеческой цивилизации. Уже в середине XX века широко  распространяются концепции социальной стратификации, индустриального общества, конвергенции и другие. Конечно же, теоретическая социология — это множество  возможных течений, школ, направлений со своих  методологический позиций   объясняющих специфику  развития общества. Что же касается марксизма, то он есть одним из направлений, которые во главу угла ставят приоритет экономических факторов в развитии общества. Специальные же социологические теории — это отдельные сферы  социологического знания, которые имеют предметом исследования относительно самостоятельные,  специфические подсистемы  общественного целого  и социальных  процессов. Изучая те  или иные  основные закономерности развития общества теоретическая социология может и не формулировать то, каким образом в тех или иных условиях развиваются различные социальные  общности, социальные институты  и социальные процессы. Именно, поэтому-то в  структуре социологии огромное значение имеет ее  средний уровень, то есть относительно самостоятельные теоретические подсистемы. Относительно самостоятельные теоретические подсистемы  призваны, во-первых, установить объективные взаимосвязи предметной сферы (труд, семья, социальные группы, слои и т. п.) с целостностью  общественной системы;  во-вторых, выявить специфические для предметной сферы  внутренние взаимосвязи и  закономерности. Социальные социологические теории дают ответы на актуальные проблемы современности.

Дифференциация  социологического знания

Подразделяется  на несколько уровней:

1 уровень  – теоретическая социология

На этом уровне происходит развитие фундаментальной, методологической основы. В рамках методологии, теории происходит выявление  основных социологических подходов, изучаются предмет и объект, изучаются  персоналии (Вебер, Конт, Дарндорф) характеризуется их вклад в науку.

Теории  среднего уровня

Рассматриваются структурные компоненты науки, отраслевые ее части. На этом уровне происходит исследование взаимодействий и структур на определенных участках развития социальной жизни. –  социология направления, социология личности, социология города, медицины, семьи, религии (выделяют до 80 отраслевых и больше)

Социоинженерия

Довольно  молодой период развития социологии, этот вид развития науки появился в 80-е годы двадцатого века и социоинженерия подразделяется на социальную диагностику и социальные технологии.

А) социальная диагностика предполагает выявление  социальных проблем, анализ с помощью  определенных процедур.

Б) социальные технологии – они представляют собой  определенный алгоритм  решения  типовых задач и определенных проблем. Специфика социоинженерии состоит в том, что технологии и процедуры не создаются каждый раз заново, а могут быть многократно использованы, как некие стандарты и алгоритмы.

Прикладная  социология

На этом уровне изучается техника и методика социологических исследований, проводятся сами исследования, основная задача это  уровня социологии – разработать  и предложить методику исследования актуальных проблем, имеющих практическую значимость для общества на современном  этапе развития.

5.Место  и роль социологии в системе  общественных наук. 

До недавнего  времени самостоятельное место  социологии среди других наук было очень спорным. Некоторые ученые считали, что социология это простая  сумма достижений других (конкретных) наук, которые накапливают свой материал с помощью наблюдения фактов реальной жизни. В данном случае социология не считалась самостоятельной научной  дисциплиной.

Делались  также различные попытки отождествить социологию с какой-либо другой общественной наукой (история, право, биология и т.д.). В результате чего возникли и существуют до настоящего времени различные  школы и направления в социологии, которые связывают существование  социологии с разработкой какой-то определенной области человеческой деятельности или какого-то фактора  общественного бытия, признаваемого  решающим и определяющим для всего  дальнейшего развития.

Данный  взгляд возник на начальном этапе  развития социологии и имел определенные объективные основания. Главным  при этом было общее состояние  всех наук об обществе. В это время  они переживали переходный период в  своем развитии. Ведь уже О. Конт рассматривал прогресс человечества как  развитие знания, который проходит три этапа: от теологических систем к метафизическим, а от них к  позитивному (т.е. реальному, подлинно научному) знанию. Основы социологии закладывались  как раз в период перехода от метафизики к позитивизму, что сопровождалось существенной трансформацией методологических основ общественных наук. Наука отказалась от поддерживаемых всей предшествующей философской мыслью, в первую очередь  классической немецкой философией, цельных  метафизических систем, а в связи  с этим и от единого общего взгляда на мироздание. А новое целостное представление об обществе как единой системе со свойственными ей отношениями и противоречиями еще не было разработано. Поэтому социология, выступая “позитивной" наукой, могла только декларировать создание нового общего взгляда на мироздание и реально изучать могла только отдельные факторы, социальные учреждения и структуры, как происходит взаимовлияние между ними.

В настоящее  время социология занимает особое место  в системе общественных наук. Это  обусловлено рядом следующих  причин:

Во-первых, социология - это наука об обществе, которая изучает законы его функционирования и развития. В отличие от истории, изучающей то, что повторить нельзя и нельзя экспериментально проверить, социология в основном изучает повторяющиеся  циклы деятельности общества.

Во-вторых, социология выступает в качестве теории и методологии для всех общественных и гуманитарных наук, благодаря обшей теоретической  социологии, которая является одним  из трех уровней социологии.

В-третьих, социология разрабатывает технику  и методику изучения человека и его  деятельности, методы социального измерения  и т.п., которые необходимы и используются всеми другими общественными  и гуманитарными науками для  получения наиболее достоверной  информации об интересующем их социальном явлении или процессе.

В-четвертых, в настоящее время проводится целая система исследований на стыке  социологии с другими науками, которые  получили название социальных исследований (социально-экономические, социально-демографические, социально-политические и др.).

Интересен пример, данный П.А. Сорокиным при  определении понятия социологии, что если имеется “n” разных объектов изучения, то их будет изучать “n” частных наук, к которым присоединится “n+1” наука - социология, которая будет изучать то общее, что присуще всем этим объектам. Социология имеет большое значение для других наук, так как она дает научно обоснованную теорию об обществе и его структурах, а также помогает им уяснить законы и закономерности взаимодействия его различных структур.

6. Социология в России.

Наиболее  значимый  вклад в развитие русской социологии внесли социологии Западной Европы.

Разделяется на несколько школ:

Первая  – Французская социологическая  школа (Агуст Конт и Эмиль Дюркгейм)

Немецкая  социологическая школа (Карл Маркс  и Макс Вебер)

Американская  школа в основном опирается на отношения к человеку, к социуму, прагматично, абсолютно объективно  (как к вещи). Яркие представители  американской социологической школы  – Толкотт Парсонс, Роберт Мертон, Нейл Смелзер.

В российском обществе социология также была интересна  и в сороковые годы 19 века, социологическая  проблематика обсуждалась в журналах «Отечественные записки», «Русская мысль», «Вестник Европы» и др. журналах.

Идеи  Конта и Спенсера активно обсуждались  наиболее прогрессивной частью общества и только в годы 60-70 19 века мы можем  назвать первым этапом развития социологии в России. Поскольку в это время  общество было подготовлено  к восприятию социологических идей.

В 80-е  годы 19 века наиболее интенсивно развивается  российская социологическая мысль. И развиваются собственно российские социологические школы и течения. В основе – позитивизм Конта, эволюционизм Спенсера, активно используются идеи Карла Маркса, поскольку на российскую социальную почву они ложатся  наиболее успешно.

В российской социологической мысли появляются оригинальные школы (географическая школа  – Александр Иванов и Леонид Мечников). Также появляется субъективная школа  – Петр Лавров, Николай Михайловский, Иван Кареев и др.

В 19 веке в российском обществе доминирует субъективная школа. Ученые, придерживающиеся этих взглядов, считают движущимся мотивом  своим деятельности стремление обосновать идеи социализма и народничества. По их мнению, основное стремление человека в российском обществе это психологический  настрой индивида в проявлении социальных процессов.

Информация о работе Шпаргалка по "Социологии"