Шпаргалки по "Социологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 21:11, шпаргалка

Описание

1. Виды и формы кульуры.
Все содержание К оформлено или организ-но опред-м способом. Собственно организованность - основной принцип культуры. Организована она подобно тому, как организован сам ч/к, поскольку К - способ деятельного существ-я ч/ка. А способ сущ-я не может принципиально отличаться от того, кто существует. В фил-фии способ сущ-я наз-ся формой.След-но, как ч-к есть ед-во внешнего и внутр-го, так и К предст-ет собой такое единство, т.е. предметного и личностного видов. Внешний, или предметный, вид К организован по принципу матер-го сущ-я. Это означает, что ведущую роль в нем играют

Работа состоит из  1 файл

шпоры.doc

— 334.50 Кб (Скачать документ)


1. Виды и формы кульуры.

Все содержание К оформлено или организ-но опред-м способом. Собственно организованность - основной принцип  культуры. Организована она подобно тому, как организован  сам ч/к, поскольку К - способ деятельного существ-я   ч/ка. А   способ сущ-я не может принципиально отличаться от того, кто  существует. В фил-фии способ сущ-я наз-ся формой.След-но, как ч-к есть ед-во внешнего и внутр-го, так и К предст-ет собой такое единство, т.е. предметного  и  личностного видов. Внешний, или предметный, вид К организован по   принципу матер-го сущ-я. Это означает, что ведущую  роль  в  нем играют з/ны природного, матер-го мира. Совокуп-ть  матер-х ценностей наз-ют матер-й К. Внутренний, или  личн-й,  вид К организован по принципу дух-го сущ-я. Ведущую роль в нем играют идеалы и цели, побуждения и влечения самого ч/ка, его представления о себе и окр-ем его мире.  Совокуп-ть дух-х ценностей принято наз-ть дух-й К. Выделение в К  матер-й и дух-й форм сущ-я носит условный хар-р. Отделить матер-е от дух-го можно только в воображении. Собаке-ищейке бесполезно показ-ть портреты преступника или его жертвы, поскольку в них нет ничего матер-го, что она могла  бы принять за "след". А идеальную сторону портретов она воспринимать не способна. На это способен только ч/к. Для  дух-го сущ-ва все в мире пронизано духом. Некот-е люди склонны применять понятие "К" только к дух-й жизни общ-ва.      Но пренебрежение матер-й, или внешней, стороной К - отнюдь

не признак К. Таким признаком явл-ся ед-во и гармония внеш-го и внутр-го,матер-гои дух-го. Виды культ-й деят-ти в общ-ве.

Матер-е произв-во как посредник м/у  общ-вом и природой

вкл-ет в себя и специфически обществ-е виды культурной деят-ти.  К ней относится прежде всего труд. Еще К.Маркс   различал живой и овеществленный труд. К живого труда - К непосредст-венно производ-й   деят-ти и К упр-я   производством, строитель-ством, транспортом и т.д. Здесь возможно и более дробное деление: К руковод-ля, К или мастерство строителя, К  вождения авто и т.д. В конечном итоге все приходит к совокупн-ти знаний, умений, навыков отдельного ч-ка, кот и опред-ся его К и отнош-е к труду. Понятие "К" употр-ют при характер-ке историч-х эпох(средневековая К) или памятников  (археол-я К), при хар-ке общ-в и регионов    (европейская К), при хар-ке народностей (славянская К). Это понятие применяют и по отнош-ю к отд-ым сферам деят-ти и жизни  (худ-я   К, К быта, досуга, физ-я К), а также по отнош-ю к  видам искусства (музык-я к, театральная к, к зодчества). Уровень или степень развития общ-ва,  представл-е в к-л достиж-х, также характеризуют понятием "к.

2. Социальная мобильность Термин был введен в 1927 году П.А.Сорокиным. СМ представляет собой любой переход индивида от одной соц позиции к другой. Индивид – это единичный представитель человеческого рода, конкретный носитель всех соц-ых и психологических черт человечества: разума, воли, потребностей, интересов и тд. Понятие “индивид” в этом случае употребляется в значении “конкретный человек”.  Он различает 2 типа СМ: 1.гориз-ая моб-ть- изм-е соц-го положения инивида или соц оъекта, которое не приводит в повышению или понижению их статуса(напр переход индивида из из одной семьи в др, из одной религиозной гр в др). в этом случае индивид не меняет соц слоя, к кот он принадлежит.2.вертик-я представляет собой сов-ть взаимодействий, способствующих переходу индивида из одного соц-го слоя в др. это может быть служебное повышение, улучшение благосостояния, переход в более высокий соц слой. общество может возвышать статус одних индивидов и понижать положение других. в зависимости от этого различают 1.восходящую и 2.нисходящую СМ. 1.вм – или соц подъем будет означать  переход ч-ка к более высокому профессион-му, эк-му и полит-му положению. он может осущ-ся в индивидуальной и групповой формах (созд-е новых групп индивидов с включ-ем их в высший слой) 2. нм или соц падение означает выталкивание индивида с высоких соц статусов на более низкие, или понижение статуса целой группы. Маятниковая миграция: а)сезонная; б)товарная;Соц-ое перемещение – перемещение в рамках одного поколения (вертикальная), межпоколенная форма (повышение или понижение соц-го статуса ребенка по отношению статусу родителей). Характеристики соц моб-ти. Для количественной оценки процессов моб-ти обычно исп-ют показатели скорости и интенсивности СМ. Под скоростью мобильности понимается "вертикальная соц дистанция или число страт -экономических, профес-ых или политических, которые прохо-дит индивид в его движении вверх или вниз за опред-

ый промежу-ток времени). Напр, некоему индивиду в течение трех лет после окончания института и начала работы по специальности удается занять должность заведующего отделом, а его коллеге, закончившему институт вместе с ним, - должность старшего инженера. Очевидно, что скорость моб-ти выше у первого индивида, так как за указанный промежуток времени он преодолел больше статусных уровней. С другой стороны, если какой-либо индивид в результате сложившихся обстоятельств или личной слабости с высокого общественного положения скатывается на дно общества, то говорят, что у него высокая скорость СМ, но напр-я вниз по статусной иерархии. Под интенсивностью моб-ти понимается число индивидов, меняющих соц-е позиции в вертикальном или горизонт-м на-правлении за определенный промежуток времени. Число таких индивидов в какой-либо социальной общности дает абсолютную интенсивность моб-ти, а их доля в общей численности данной социальной общности показывает относительную моб-ть. Например, если мы будем учитывать число индивидов в возрасте до 30 лет, разведенных и перешедших в другие семьи, то речь пойдет об абсолютной интенсивности гор-ой моб-ти в данной возрастной категории. Если мы будем рассматривать отношение числа перешедших в другие семьи к численности всех индивидов в возрасте до 30 лет, то речь пойдет об относительной СМ в горизон-м напр-ии.

3.Выборка. Объект исслед-я чаще всего насчитывает сотни, тысячи, десятки или сотни тысяч людей. Известно, что если объект исслед-я состоит из 200-500 ч-к, они все могут быть опрошены. Такой опрос будет сплошным. Но если объект исслед-я насчит-ет более 500 человек, то единственно верным будет применение выборочного м/да. Выборка должна учит-ть взаимосвязи и взаимообусловленности качеств-х характер-к и признаков соц-х объектов; т.е., единицы опроса выбир-ся на основании учета важнейших признаков соц-го объекта образ-я, квалификации, пола и т. п. Вторая проблема: репрезентативность – это св-во выборочной сов-ти воспроизводить параметры и значит-ые Эл-ты генеральной совокуп-ти. След-но, решение второй проб-мы связано с тем, в какой мере выборочная сов-ть явл-ся моделью генер-ой сов-ти с заданной точностью. В опред-й степени генер-я сов-ть есть объект исслед-я, на кот распростр-ся выводы соц анализа. Выбор-я сов-ть – это опред число эл-в генер-й сов-ти, отобранное по строго зад-му правилу. Эл-ты выбор-й совокуп-ти (респонденты, анализируемые док-ты и т. п.), подлежащие изуч-ю (опросу, интервьюированию и т. п.), и есть единицы анализа. Ими могут выступать как отд-е люди, так и целые группы. Формир-ся выборка таким образом: на 1 этапе, напр, выбир-ся к-л трудовые кол-вы, предпр-я, учреждения, Эл-ты поселения (малые города или деревни). Среди них в свою очередь отбираются Эл-ты, имеющие типичные для всей группы признаки. Эти отоб-ранные Эл-ты наз-ся ед-цами отбора, а среди них выбир-ся ед-цы анализа. Данный м/д чаще всего наз-ют мех-ой выборкой. При такой выборке отбор может быть произведен через 10, 20, 50 и т. д. человек. Промежуток м/у отбираемыми наз-ся шагом отбора (шагом выборки).

Довольно популярен у соц-гов и статистиков м/д серийной выборки. Здесь генер-я сов-ть делится по заданному признаку (полу, возрасту, образ-ю и т. д.) на однородные части (серии). В исслед-ях примен-ся также целенапр-ная выборка. В ней чаще всего исп-ся м/ды стихийной выборки, основ-го массива и квотной выборки. М/д стихийной выборки – это обычный почтовый опрос телезрителей, читателей газет, журналов. При проведении пилотажного, или разведывательного, исслед-я обычно применяют м/д осн-го массива. М/д квотной выборки часто примен-ся при опросах общ-го мнения. Им польз-ся в тех случаях, когда до начала исслед-я имеются статистич-е данные о контр-ых признаках Эл-тов генер-ой сов-ти.

4.ГЛОБАЛ-ЦИЯ

Ускор-е соц-х процессов в совр-ном мире, формир-ние ед-го мирового сообщества способствовало появл-ю понятия «Гл-ция».Термин «гл-ия» связан с лат словом «globus» - Земля, означает общепланетарный хар-р тех или иных процессов. Совр-ые процессы глоб=ции отражают ед=ю сист социокультурных, эконом-их, полит-их и иных связей, взаимодействий и взаимоотношений. Процессы глоб-ции изучены недостаточно. Они имеют как противников, так и сторонников. Глобалисты видят в гл-ии скорое наступление светлого будущего чел-ва без границ, антиглобалисты – почти что апокалипсис в виде неминуемой американизации всего мира и превращение культурного многообразия совр-ой цив-ции в унифицированный мир комп-х игр и телесериалов. Сторонники революц-го подхода видят в глоб-ии источ-к грядущего процветания, умиротворения, ед-е для всех правила, путь выживания, повышения жизн-го уровня, достижение соц стабильности. Эволюционисты считают, что глоб-ия – это мощная, трансформирующая мир сила, ответственная за массовую эволюцию общ-в и экономик, за изм-е форм правления и всего мирового порядка. Она постепенно разрушает различия м/у отеч-ным и иностранным, м/у внутр-ми и внеш-ми проблемами. Придерживающиеся третьей точки зрения скептичны в отношении позитивных черт глоб-ции. Они считают, что, как и у каждого подлинно значимого явл, у глоб-ции, помимо позитивных, есть огромные негативные стороны. Глобализация в этом плане видится здесь едва ли не гл-м врагом религиозных и семейных ценностей, общ-й солидарности. Противники глоб-ции указывают на опасность попасть в зависимость от осн-х на насилии режимов, от преступников, от проповедников воинственных идеологий и религий. Представители этого напр-я считают, что скоротечное, непродуманное занижение и даже уничтожение нац-й идентичности грозит колоссальной дестабилизацией отдельных стран и мировой сист в целом. Совр-е возникновение гл-ции началось на осн информ-но-коммуникационной революции. По мысли Уткина можно выделить след-е факторы, опред-е процесс глоб-ции:
1. производственно-технический   2 эконом-й 3 инфо-ный 4соц-ий  5 экологич-й. Гл-цию невозможно остановить и повернуть вспять: в ее основе лежат объективные закономер-ности технологич-го, соц-го и эконом-го развития. Однако, осознавая не всегда однозначные последствия гл-ции и неравномерность ее влияния на разные общ-ва и гос-ва, сегодня возможно изм-ть ее вектор, сменить модель, осущ-ть гуманизацию гл-ции, предоставив доступ к ее плодам всему чел-ву.

 

 

5.Документ

Больш-во соц-х работ делает акцент на полевой работе либо опросе, либо же на комбинации этих двух м/дов. Док-ое иссл-е – системат-е исп-е печатных и рукописных матер-в в ходе работы — часто рассматр-ся как нечто не совсем полноценное. Однако лишь очень немногие Эл-ты полевой работы или опроса не связаны с анализом док-х материалов. Напр, в “Выборе народа” исп-сь газеты и др материалы и при подготовке, и при написании отчета об исслед-и. Док-ное иссл-е - фактически один из самых широко применяемых м/дов сбора соц-х данных. К разряду док-в, наиболее часто исп-х в соц-м иссл-и, относятся публичные и частные записи (обычно именуемые архивными источн-ми); напр, правительст-е док-ы, записи в церковных книгах, письма и судебные записки. К докам, исп-ым в иссл-и, практически всегда можно причислить инфо и рез-ты, получ-е авторами, работавшими по этой теме раньше. Многие исслед-я в равной мере состоят и из анализа материалов др работ, и из получения совершенно новой инфо. Эш-ворта интересовало, как выглядела жизнь людей, наход-ся под постоянным огнем в битком набитых окопах неск-ко недель подряд. Изучая соц-е отношения, возникавшие м/у ними, он основывался на разных док-х источ-х: офиц-х историях войны, в том числе записях отд-х дивизий и батальонов, арх-х матер-х, заметках и записках отд-х солдат, личных впечатлениях об опыте войны и других воспоминаниях. Несмотря на то, что материалы отличались др от др, Эшворту, поскольку он привлек такое кол-во различ-х источ-в, удалось дать полное и дет-е описание жизни в окопах. Важной разновидностью док-го иссл-я явл-ся вторичный анализ данных - зафиксир-х рез-тов исслед-я – получ-х др-ми учеными. Правительства и др орг-ции регулярно публикуют офиц-ю статистику многих соц явл-й: преступности среди населения, числа бракосочетаний и разводов, самоубийств, уровня безработицы и т.п. С момента возникн-я соц-гии все это исп-лось в качестве основы для иссл-й. Иссл-ли могут применить эти статистич-е данные для решения собственной исслед-ой проблемы. Данные, предост-е правительствами, чрезвычайно обширны, и включают неск-ко осн-х типов источников материалов. Напр, регулярно, ч/з опред-е интервалы времени, проводятся переписи населения, кот дают инфо по многим соц-м и экономич-м вопросам. Поскольку ответы при проведении таких опросов явл-ся обязательными, получ-й материал обычно вполне приемлем. Правит-во проводит и другие опросы с целью обеспеч-я более непрерывной инфо, чем предоставл-я периодическими переписями. Ловушки док-го иссл-я. Док-е источ-ки сильно различся по своей достоверности. и иссл-ль, кот их исп-ет, должен уметь оценить их аутентичность. Сообщения газет, напр, известны своей небрежностью в отнош-и достоверности, в особен-ти это относится к “популярным" газетам и журналам. Офиц-но публикуемая статистика, разумеется, более надежна, чем газетные репортажи. Однако даже при интерпретации статистики иссл-ль всегда обязан иметь в виду ее возм-е недостатки. Напр-, все страны ведут офиц-ю статистику различ-х типов преступлений, но относительно реального распред-я разл-х типов кримин-го повед-я она мало что говорит, поскольку регистрируются только те преступления, о кот стало известно полиции. В случае таких преступлений, как кражи, включается лишь небольшая доля реально соверш правонарушений, многие просто не попадают в поле зрения полиции

 

6.Исторические модели стратификации. Соц стратификация основывается на социальной диффе­ренциации, но не идентична ей.Соц дифференциация – расчленение соц-го целого или его части на взаимосвязанные Эл-ты, появл-ся в рез-те эволюции, перехода от простого к сложному. Дифференциация прежде всего включает разделение труда, появл-е различных профессий, статусов, ролей, групп. Соц дифференциация — это процесс, появления функц-но специализированных ин­ститутов и разделения труда.

Стратиф-ция, т. е. нерав-во в доходах, власти, престиже и образовании, возникла вместе с зарождением чел-го общ-ва. В зачаточной форме она обнаружена уже в простом (пер­вобытном) общ-ве. С появлением раннего гос-ва - вос­точной деспотии – стратиф-ция ужесточается, а по мере развития европейского общ-ва, либерализации нравов стратиф-ция смяг­чается. Сословный строй свободнее кастового и рабства, а при­шедший на смену сословному классовый строй стал еще более ли­беральным.Рабство - исторически первая система соц-й стратиф-ции. Рабство возникло в глубокой древности в Египте, Вавилоне, Китае, Греции, Риме и сохр-лось в ряде регионов практически до настоящего времени. Оно сущ-ло в США еще в XIX в. Рабство – эконом-я, соц-я и юрид-я форма закрепощения людей, граничащая с полным бесправием и край­ней степенью неравенства. Оно исторически эволюционировало. Примитивная форма, или патриархальное рабство, и развитая форма, или классич-ое рабство, сущ-но различаются. В первом случае раб обладал всеми правами младшего члена семьи:

жил в одном доме с хозяевами, участвовал в общ-й жизни, вступал в брак со свободными, наследовал имущество хозяина. Его запрещалось убивать. На зрелой стадии раба окончательно закабалили: он жил в отдельном помещении, ни в чем не участво­вал, ничего не наследовал, в брак не вступал и семьи не имел. Раз­решалось убивать его. Он не владел собственностью, но сам счи­тался собственностью хозяина («говорящим орудием»).Так рабство превращается в рабовладение.

Касты. Как и рабство, кастовый строй характеризует закрытое общ-во и жесткую стратификацию. Он не такой древний, как рабовладельческий строй, и менее распространенный. Если через рабство прошли практически все страны, разумеется, в разной степени, то касты обнаружены только в Индии и отчасти в Афри­ке. Индия - классический пример кастового общества. Оно воз­никло на развалинах рабовладельческого строя в первые века но­вой эры. Кастой наз-т соц-ую группу (страту), членством в ко­т-й ч-к обязан исключит-но рождению. Он не может пе­рейти из одной касты в другую при жизни. Для этого ему надо родиться еще раз. Кастовое положение ч-ка закреплено индусской религией (понятно теперь, почему касты мало распро­странены). Согласно ее канонам, люди проживают больше, чем одну жизнь. Каждый ч-к попадает в соответствующую касту в зависимости от того, каким было его поведение в предшест­вующей жизни. Если плохим, то после очередного рождения он должен попасть в низшую касту, и наоборот. Всего в Индии 4 основных касты: брахманы (священники), кшатрии (воины), вайшии (купцы), шудры (рабочие и крестьяне) и около 5 тыс. не основных каст и подкаст. Особо стоят неприка­саемые - они не входят ни в какую касту и зани­мают самую низшую позицию. Сословия. Формой стратификации, предшествующей классам, явл-ся сословия. В феодальных обществах, которые существо­вали в Европе с IV по XIV в., люди разделялись на сословия.Сословие - соц группа, обладающая закрепленными обычаем или юридическим законом и передаваемыми по наслед­ству правами и обязанностями. Для сословной системы, включаю­щей несколько страт, характерна иерархия, выраженная в неравен­стве их положения и привилегий. Классическим образцом сослов­ной орг-ции являлась Европа, где на рубеже XIV-XV вв. обще­ство делилось на высшие сословия (дворянство и духовенство) и непривилеги-рованное третье сословие (ремесленники, купцы, кре­стьяне). А в X-XIII вв. главных сословий было три: духовенство, дворянство и крестьянство. В России со второй половины XVIII в. утвердилось сословное деление на дворянство, духовенство, купе­чество, крестьянство и мещанство (средние городские слои). Со­словия основывались на земельной собственности.

Информация о работе Шпаргалки по "Социологии"