Шпаргалки по "Социологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 21:11, шпаргалка

Описание

1. Виды и формы кульуры.
Все содержание К оформлено или организ-но опред-м способом. Собственно организованность - основной принцип культуры. Организована она подобно тому, как организован сам ч/к, поскольку К - способ деятельного существ-я ч/ка. А способ сущ-я не может принципиально отличаться от того, кто существует. В фил-фии способ сущ-я наз-ся формой.След-но, как ч-к есть ед-во внешнего и внутр-го, так и К предст-ет собой такое единство, т.е. предметного и личностного видов. Внешний, или предметный, вид К организован по принципу матер-го сущ-я. Это означает, что ведущую роль в нем играют

Работа состоит из  1 файл

шпоры.doc

— 334.50 Кб (Скачать документ)

Права и обязанности каждого сословия определялись юриди­ческим законом и освящались религиозной доктриной. Членство в сословии определялось наследством. Социальные барьеры меж­ду сословиями были достаточно жесткими, поэтому социальная мобильность сущ-ла не столько м-у, ск-ко внутри со­словий. Каждое сословие включало мн-во слоев, рангов, уровней, профессий, чинов. Так, гос-ной службой могли заниматься лишь дворяне. Чем выше в общ-ной иерархии стояло сословие, тем вы­ше был его статус. В противоположность кастам межсословные браки вполне допускались, допускалась и индивидуальная мо­бильность. Простой человек мог стать рыцарем, купив у правите­ля специальное разрешение. Купцы за деньги приобретали дворянские титулы. В качестве пережитка подобная практика час­тично сохранилась и в современной Англии.

7.Личность как субъект и объект

Лич-ть как субъект соц-х отнош-й, прежде всего, характер-ся автономностью, опред-й степенью независимости от общ-ва, способной противопоставить себя общ-ву. Личная независ-ть сопряжена с умением властвовать над собой, а это в свою очередь предполагает наличие у личн-ти самосозн-я, т.е. не просто сознания, мышления и воли, а способность к самоанализу, самооценке, самоконтролю. Самосозн-е личн-и трансформируются в жизненную позицию. Жизненная позиция представляет собой принцип повед-я, основ-й на мировоззренческих установках, соц-х ценностях, идеалах и нормах личн-ти, готовности к действиям.Соц-я в силу своего научного статуса изучает не ч-ка вообще, а совр-е общ-во. Поэтому ее объект — не общ-во в ч-ке (как в соц-й псих-и), а общ-во как среда (пространство) жизни ч-ка, с одной стороны, и ч-к, его роль в общ-ве, с другой. Причем в первом случае он рассматривается преимущественно как объект соц-й жизни, а во втором — как ее субъект. В соц-и личн-ть опред-ся как системное кач-во ч-ка, обусловленное его включен-ю в систему соц-х отнош-й и институтов, а также способн-ю выступать одновременно объектом и субъектом деят-ти.В обоих случаях личн-ь формир-ся в процессе взаимод-я ч-ка с окруж-м миром.  Фундамен-тальный принцип современного познания личн-ти заключается в том, чтобы рассматривать личн-ть не в отрыве от ее деят-ти, а непосредственно в контексте деят-ти, то есть как ее субъекта и в какой-то мере и как объекта. Иначе говоря, личн-ть есть порождение и продукт деят-ти, деятельностное сущ-во. В зависим-ти же от уровня орг-ции деят-ти можно выделить три взаимосвязанные стороны личн-ти: (1) “внутр-ю” или субъективную, изучаемую гл. образом общей психологией и психологией личности, (2) “внешнюю” или объективно детерминированную, опосредующую взаимодействие субъекта и окружающего мира, и исслед-ю преимущественно науками о поведении, в том числе соц-гией, (3) “смешанную” или интерсубъективную, согласующую позиции индивидов, их взаимные представления или ожидания, кот находятся в центре внимания соц-й псих-и.

8. малая группа  Мг предст-ет собой Эл-ю частицу общ-ва, в кот сосредоточены все виды соц связей. Малог группой явл-ся та группа, в кот индивиды имеют непосредственные личностные контакты друг с другом. По способу возникно-вения формальные - возникающие для выполнения определенных функций внутри систем более высокого уровня (3 - 20 чел) неформальные или контактные - возникающие на основе взаимных симпатий, интересов. Пределами их численности являются пределы эмоциональных возможностей человека (3 - 8 чел) В соц-гии МГ интерпретируют по-разному: * Ф.Оллпорт – сов-ть идеалов, представлений и привычек, повторяющихся в каждом индивидульном сознании и сущ-их только в этом созн-нии; *Дж.Хоманс – некот число лиц, взаимод-х м/у собой в течение опред-го времени и достаточно малочисенных, чтобы иметь возм-ть контактировать др с др без посредников. Соц-но значимыми признаками МГ, отличающими ее от иных общн-тей, явл-ся: *огранич-е число членов группы; *стабильность состава,*специфика внутр-ей структуры,*число связей увелич-ся в геометр-й прогрессии,*чем меньше по размерам группа, тем интенсивнее в ней взаимод-е, *размеры гр зависят от хар-ра деят-ти группы,* всупл-е в гр мотивир-ся надежой найти в ней удовлетв-е личных запросов, *взаимод-е в группе, *гр представляет каждому максимум доступных преимуществ. МГ принимает мн-во форм, однако исходных форм всего 2: 1.диада- гр, сост из 2х ч-к, у кот формир-ся устойчивые межличностные отнош-я, осн-е прежде всего на чувствах.2.триада – активное взаимод-е 3х ч-к, стабильна, меньше интимности и эмоций, лучше развито разделение труда. Групповая динамика – это сов-ть взаимодействий члено соц гр м/у собой. группа может подчиняться одному лидеру или двум. лидерство в гр может быть авторитарным и демократич-м, экспрессивным и инструментальным.  лидером явл-ся член гр, принимающий самые важные дл ягр решения на основе своего наибольшего влияния либо в силу форм-го статуса. Групповая динамика включает следующие процессы:сплочение или разобщение групп; процесс образования неофициальных групп внутри групп формальных; становление групповых норм (это важнейший процесс), т.е. спонтанно складывающихся стандартов поведения индивида. Такие нормы - стандарты делают поведение индивида предсказуемым, способствуют эффективности групповой деятельности

 

9 Каналы соц-й моб-ти. Доступность путей для соц моб-ти зависит как от индивида, так и от структуры общ-ва, в кот он живет. Открытое общ-во мало помогает индивиду, кот не подготовлен к борьбе за продвижение к высшим статусам. В некот общ амбиции молодых людей могут находить один или два возможных, открытых для них канала мобильности. В то же время в других общ-х молодежь может воспользоваться сотней путей для достиж-я высшего статуса. Одни пути достиж-я высшего статуса могут быть закрыты в связи с этнической или соц-но классовой дискриминацией, другие в силу того, что индивид из-за индивидуальных особенностей просто не способен применить свои таланты. Для преодоления культурного барьера и барьера общ-я сущ-ет неск-ко способов, к кот-м так или иначе прибегают индивиды в процессе соц-й моб-ти. 1. Изм-е образа жизни. Для усвоения нового статусного уровня необх-мо принять новый матер-й стандарт, соответствующий этому уровню. Устр-во кв-ры, покупка книг, телевизора, машины и т.д. Матер-я бытовая к-ра - это, может быть, и не очень заметный, но весьма значит-й способ приобщения к более высокому статусному уровню. Но матер-й образ жизни - это только один из моментов приобщения к новому статусу и сам по себе, без изм-я других компонентов к-ры немного значит. 2. Развитие типичного статусного повед-я. Ориентир-ная на вертик-ю моб-ть личн-ть не будет принята в более высокий соц-но-классовый слой до тех пор, пока не усвоит образцы поведения этого слоя настолько, чтобы след-ть им без к-л усилий. Аспирант, становясь постепенно профессором, или исполнитель, превращаясь в директора, должен изм-ть свое повед-е, чтобы быть принятым в новой для себя среде. Образцы одежды, словесные обороты, проведение досуга, манера общаться - все подвергается пересмотру и должно стать привычным и ед-но возможным типом поведения. 3. Изм-е соц-го окруж-я. Этот способ основан на налаживании контактов с индивидами и ассоциациями, того статусного слоя, в кот-й социализируется моб-й индивид. Идеальным условием вхождения в новый слой явл-ся положение, когда индивид полностью окружен представителями того слоя, куда он стремится попасть. 4. Брак с представителем более высокого статусного слоя во все времена служил наилучшим средством преодоления барьеров, стоящих на пути соц моб-и. Во-первых, такой брак может в значит-й степени способствовать проявлению талантов, если он дает матер-е благополучие. Во-вторых, он предост-ет индивиду возм-ть быстрого подъема, часто минуя неск-ко статусных уровней. В-третьих, брак с представителем более высокого статуса в значит-й степени разрешает проблемы соц-го окруж-я и быстрого освоения образцов к-ры высшего статусного слоя. НО если индивид не может быстро усваивать новые к-ные статусы и стандарты, то этот брак ничего не даст, т.к. представители высшего статусного слоя не будут считать индивида "своим".

 

10.Наблюдение. представляет собой целенаправленное и систематизированное восприятие изучаемого процесса или явления, черты, св-ва и особенности кот фиксируются исслед-лем. формы и приемы фиксации могут быть разли: бланк или дневник набл-ия, фото-, теле- или киноаппарат и др технич средства. Особенность набл-я – способн-ть анализировать и воспроизводить жизн-й процесс во всем его богатстве, поставлять разносторонние, порой весьма обнаженные впесатл-я ою исслед-ом объекте. здесь могут фиксироваться хар-р поведения, жесты, мимика лица, выр-е эмоций отд-х людей и целых групп. набл-е исп-ся иногда вместе с др м/дами сбора инфо. Набл-е рекомендуеца при изуч-ии степени активности людей на собраниях, митингов, интересов слушателей в процессе обучения, поведения уч-ков массовых общественно-полит-х мероприятий и т.д. Непосредственное набл-е различ-ся по степени связи наблюдателя с объектом. Включенное набл-ие характер-ся внедрением исследователя в структуру объекта (изучаемой общн-ти), а невключенное проводится с соблюдением большей соц-ой и эмоцион-й дистанции от объекта.Непосредственное наблюдение – дорогостоящая соц-ая процедура, поскольку требует исп-я квалифицированных спец-тов и по возможности такой техники документирования, как видео- и аудиозапись.

 

Соц-я возникает в к 30-х - нача­ле 40-х г XIX в. В соц-й сфере это было время крайней не­стаб-ти. Во времена решит-х и быстрых перемен у людей возникает потребн-ть в обобщающей тео­рии, способной прогнозировать, куда движется чел-во, на ка­кие ориентиры можно опереться, обрести свое место и свою роль в этом процессе. Как известно, К Маркс и Ф. Энгельс начинали свою те­оретич-ю и практич-ю деят-ть в то же время и при тех же обстоят-вах. Они, следуя рационалистической традиции, сформулированной в немецкой классической фил-и, и опираясь на свой опыт участия в революц-м дв-и, предложили ре­шить эту проблему на основе концепции научного соц-зма, серд­цевиной которой явл-ся теория социалистической революции. О. Конт и другие «отцы-основатели соц-и» — Г. Спенсер, Э. Дюрк-гейм, М. Вебер — предложили реформистский путь развития общ-ва. Основоположники соц-ии были сторонниками стабильного порядка. В усл-ях революц-го подъема они думали не над тем, как разжечь пожар гражд-й войны, а наоборот, как преодолеть кризис в Европе, установить согласие и солидарность м-у различ­ными соц-ми группами. Соц-я как раз и рассматривалась ими в качестве инструмента познания общ-ва и выработки реко­мендаций по его реформи-ю. Методической же основой рефор­мизма, с их точки зрения, явл-ся «позитивный метод». Этими различными идеологическими установками было про­диктовано и различие в истолковании тех научных открытий, кот были сделаны в 30-х —40-х годах XIX в. В этот период на первый план развития науки выходят химия и биология. Наиболее значит-ми открытиями того времени явл-ся открытие клетки нем-ми учеными Шлейденом и Шванном, на основе кот была создана клеточная теория строения живого вещ-ва, и созд-е Ч. Дарвином теории эволюции видов. Для К. Маркса и Ф. Эн­гельса эти теории послужили естественно-научными предпосылками созд-я диалектического материализма, основным Эл-м кот явл-ся учение о диалектике — «алгебра революции», как ее на­звал В. И. Ленин.Однако задолго до этого в Европе закладывались основы эмпири­ческой базы соц-гии и ее м-дов познания. Методология и мето­дика конкретно-социологич-х исслед-й разрабатывались гл образом естествоиспытателями. Уже в XVII—XVIII в. Джон Граунт и Эдмунт Галлей вырабатывали м-ды количеств-го ис­след-я соц-х процессов. Особенно активно эмпирические соц-е исслед-я в Ев­ропе начали развиваться в начале XIX века под влиянием опред-х соц-х процессов. Интенсивное развитие капитализма в нача­ле XIX в. вело к быстрому росту городов . Следствием этого была резкая соц-я дифференциация населения, рост числа бедных (пауперизация), увелич-е преступно­сти, нарастание соц-й нестаб-ти. В то же время ускоренно формир-ся «средний слой» и буржуазная прослойка, всегда высту­пающие за порядок и стаб-ть, укрепляется институт общ-го мнения, возрастает число различного рода общ-х дв-й, выступающих за соц-е реформы. Т.о., с одной стороны, отчетливо проявились «соц-е болезни общ-ва», с Дру­гой — объективно созрели те силы, кот были заинтересованы в их лечении и могли выступать в качестве заказчиков соц-ких ис­след-й, способных предложить «лекарство» от этих «болезней». Особенно интенсивно развитие капитализма в то время происх-­ло в Англии и Франции. Видимо, этим объясняется, что именно в этих странах появл-ся наибольшее кол-во работ, посвященных соц-ным проблемам развития общ-ва..Большое значение для разработки методологии и методики эмпирического соц-го исслед-я имела работа одного из крупнейших статистиков XIX в. Адольфа Кетле «О человеке и развитии способностей, или Опыт соц-й жизни»

12 Образ жизни личности.

Жизнь и деят-ть ч-ка обусловлены единством и взаимодействием биологич-го и соц-го факторов, при ведущей роли соц-го фактора."Индивид" - в значении биологич-й организм, носитель общих наследственных св-в биологич-го вида, единичный представитель чел-го рода (индивидом мы рождаемся". "Личность" – соц-но-психологич-я сущ-ть ч-ка, формирующаяся в рез-те усвоения ч-ком общ-х форм сознания и поведения, общ-но-историч-го опыта чел-ва (личностью мы становимся под влиянием жизни в общ-ве, воспит-я, обуч-я, общ-я, взаимод-я). Понятие личности вводится для опред-я соц сущ-ти ч-ка. Личность - не только объект общ-х отнош-й, она не только испытывает соц воздействия, но и преобразует их, поскольку постепенно начинает выступать как совокупность внутр-х усл-й, ч/з кот-е преломляются внешние возд-вия общ-ва. Т.о., личн-ть - не только объект и продукт общ-х отношений, но и активный субъект деят-ти, общения, сознания, самосо-знания. Быть личностью - значит осущ-лять выбор, возникающий в силу внутренней необход-ти, оценивать последствия принятого решения и держать за них ответ перед собой и обществом, в кот живешь.  Быть личн-ю - значит обладать свободой выбора и нести ответств-ть за свои решения и поступки. Личн-ть - активно осваива-ющий и целенаправленно преобр-ий природу, общ-во и самого себя ч-к. Личн-ть характер-ся 5 потенциалами:

1. познавательный потенциал - объем инфо, знаний о природном и соц мире, кот-м располагает личность;

2. ценностный потенциал - идеалы, жизненные цели, убеждения, устремления личности; 3. творческий потенциал - самостоятельно выработанные умения, способн-ти к созданию нового, к продуктивному труду, организаторской деят-ти; 4. коммуникативный потенциал - формы общит-ти, прочность контактов, устанавливаемых личностью с другими людьми;

5. художественный потенциал - уровень художест-венных, духовных потребностей личности.

Личность опред-ся: 1) тем, что и как она знает;

2) что и как она ценит; 3) что и как она созидает;

4) с кем и как она общается; 5) каковы ее художеств-е потребности и как она их удовлетворяет; а главное - какова мера ее ответственности за свои поступки, поведение, решения, судьбу. Особенная и непохожая на других личность в полноте ее духовных и физических свойств характеризуется понятием "индивидуальность". Индивидуальность выражается в наличии разного опыта, знаний, мнений, убеждений, в различиях характера и темперамента, индивидуальность свою мы доказываем, подтверждаем. Можно выделить осн-е характер-ки индивид-ти: способности, темперамент, хар-р, мировоззрение, мотивация, направл-ть (гл-е тенденции поведения). Соц-ция личн-ти – осуществляя-ющийся на протяжении всей жизни индивидов процесс воздействия на них общ-ва и его структур, в рез-те кот-го люди накапливают соц-й опыт жизнедеят-ти в конкретном общ-ве, становятся личностями.

 

13.Обществ-е мнение.

Общ-е мнение – это сост-е массового созн-я, заключающее в себе отнош-е различ-х соц-х групп к событиям и фактам соц-й действит-ти. В общественном мнении отражается переделенная позиция, дается совет или выносится решение по тем или иным соц-м проблемам. Чаще всего оно сущ-т в виде оценок. Общит-е мнение отличают относит-й распространи-тельностью, интенсивностью, достоверностью и стабильностью. Виды общественных нений.1оценочная. Оно отражает отнош-е к тем или иным соц-м факторам.2:Аналитические. Конструкти-вные. За кот-ми следует принимать к-л решения. 3Регулятивные. Кот треб-т внедрения опред-х норм общ-х отноше-ний. Факторы, влияющие на формир-е общ-го мнения: 1личный жизн-й опыт.2Групповые интересы. 3Уровень информир-ти людей. 4Деят-ть органов управл-я по созданию общ-го мнения. Обществ-е мнение может быть: монистическим (единым). Плюралистическим (множественным). Структуры общ-го мнения. рациональные Эл-ты (наше знание), эмоции., Волевые Эл-ты (напр-е действия). Формы выражения общ-го мнения. 1письмо к вышестоящим инстанциям. 2Митинги, демонстрации, пикеты.3Петиции, заявл-е от опред-х соц-х групп и партий. 4Ч-з СМИ, ч-з опред-е передачи, интервью, аналитические передачи. 5Референдум. 6Ч-з соц-кие исслед-я. Ф-ции общ-го мнения. 1экспрессивная (выражает точку зрения различ-х групп насел-я).  2Познават-я (дает инфо, кот выражает народ). 3 Консультативная (дает варианты разрешения соц-х проблем). 4Директивная (за выполнением общ-го мнения следуют реальные действия). 5Информативная. Этапы формир-я общ-го мнения. 1возникновение чувств и представление в сфере индивид-го сознания. 2Обмен индивидуальными мнениями в процессе общения и формир-е общей точки зрения. 3Выделение из групповых точек зрения типичного, что и сост-ет общ-е мнение. 4Функционирования общ-го мнения и его воздействия на реальные явл-я с целью изм-я или сохр-я их. Одной из форм существования общ-го мнения  явл-ся слухи. Слухи – соц-но-психол-кое явл-е представляя-ющее собой обобщение о некот-х событиях, еще ни чем не подтвержденных и передаются от устно от одного ч-ка к другому. Совр-е сост-е общ-го мнения. 1население нашей страны пережило информац-й обвал 2плюрализм мнений. 3Особое психол-е сост-е реванша. 4Плюрализм мнений часто носит разрушит-й хар-р, т.к. нет к-ры дискуссии. 5Ужесточение оценки критериев оценки экономич-й и полит-й ситуации в России.

 

14. ОБЪЕКТ И ПРЕДМЕТ СОЦ…

Основателем соц явл фил-ф О.Конт(сер19в). Он явл основоположником позитивизма – общ-во должно развиваться по эволюционному пути развития. Соц – наука об обществе. Критерии опред-я науки: а)объект исслед-я; б)предмет исслед-я; в)законы; г)м/ды исслед-я; д)категорийный аппарат(свой язык). Объектом соц-ой познания явл-ся общ-во. Термин «соц-» происходит от лат-го «societas» - общ-во и греч-го «logos» - учение, означая в буквальном переводе «учение об обществе». Чел-ое общ-во - это уникальное явл-е. Оно прямо или опосредованно явл-ся объектом многих наук (истории, философии, экономики, психологии, юриспруденции и др.), каждая из кот- имеет свой ракурс изуч-я общ-ва, т.е. свой предмет. Предмет соц - это соц-я жизнь общ-ва, т.е. комплекс соц-х явл-й, вытекающих из взаимодействия людей и общностей. Понятие «соц-е» расшифров-ся как относящееся к жизни людей в процессе их взаимоотношений. Жизнедеятельность людей реализуется в обществе в трех традиционных сферах (эконом-й, полит-й, дух-й) и одной нетрадиц-й – соц-й. Три первые дают гориз-е сечение общества, четвертая – вертик-е, подразумевающее деление по субъектам общ-х отношений (этносам, семьям и др.). Эти элементы соц-го устр-ва в процессе их взаимо-действия в традиционных сферах и сост-ют основу соц-й жизни, кот во всем своем многообразии сущ-ет, воссоздается и изм-ся лишь в деят-ти людей. Объект соц: а)общ-во; б)гражд-е общ-во(наличие частной собственности и свободы – высшая ступень развития общ-ва). Предмет соц– отношения м/у большими гр-ми людей(классами, стратами) по поводу соц-го равенства и неравенства; а также соц-ые системы, элементы и усл-я их сущ-ия, закономерности соц-ой жизни, все способы взаимодействия и формы объединения людей, в кот-выражается их всесторонняя зависимость друг от друга. Закон – объективная связь, кот сущ-ет м/у явлми. М/ды соц: а)опрос; б)наблюдения; в)анализ документов; г)соц-ый эксперимент; Структура соц: а)В зависимости от объекта исслед-я – общетеоретическая, отраслевая, микросоц-ия, теория среднего уровня; б)От уровня знания – теоретическая, эмпирическая; в)От целей и задач соц-го исслед-я – фундамент-я,прикладная.

Информация о работе Шпаргалки по "Социологии"