Шпаргалки по "Социологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 21:11, шпаргалка

Описание

1. Виды и формы кульуры.
Все содержание К оформлено или организ-но опред-м способом. Собственно организованность - основной принцип культуры. Организована она подобно тому, как организован сам ч/к, поскольку К - способ деятельного существ-я ч/ка. А способ сущ-я не может принципиально отличаться от того, кто существует. В фил-фии способ сущ-я наз-ся формой.След-но, как ч-к есть ед-во внешнего и внутр-го, так и К предст-ет собой такое единство, т.е. предметного и личностного видов. Внешний, или предметный, вид К организован по принципу матер-го сущ-я. Это означает, что ведущую роль в нем играют

Работа состоит из  1 файл

шпоры.doc

— 334.50 Кб (Скачать документ)

34.Соц регуляторы повед-я личн-ти

Соц порядок – упорядоч-е взаимосвязи индивидов, основ-е на опред-х правилах и обеспечив-е норм-е функционир-е общ-ва в целом. Упорядоч-ть общ-ва основывается на взаимосвязанных ролях, в соответствии с кот каждая личн-ть принимает на себя опред-е обязан-ти в отношении других и в то же время требует от ост-х вып-я ими своих обязанностей. Соц контроль -это мех-м соц-й регуляции повед-я людей, включ-й в себя совокупн-ть норм и ценностей общ-ва, а также санкций, примен-х для их превоорения в жизнь. Эл-ми соц-го контроля выст-т:*ценности - общепринятые убежд-я относит-но целей, к кот должен стремиться индивид;*соц нормы - правила повед-я ч-ка в общ-ве в соответствии с общепри-нятыми ценностями. Ценности и нормы сост-ют соц-е предписания, выраж-е в разной форме;*санкции-средства поощрения или наказания, стимулирующие людей соблюдать соц нормы. Соц нормы -предписания, треб-я, пожелания и ожидания соответствующего поведения. Нормы – идеал-с образцы. По степени определен-и и хар-ру санкций все нормы можно классифицир-ть на нормы-ожидания и нормы-правила:* нормы-ожид-я - это правила повед-я, наруш-е кот не влечет за собой сурового наказания. Соблюд-е норм-ожиданий контролируется обществ-м мнением, привычкой их вып-я;*нормы-правила - общеобязательные правила повед-я, закрепл-е в офиц-х актах гос-ва и опирающиеся на возм-тъ гос-го принуждения.Они явл-ся осн-ми инструментами соц-го контроля, их нарушение влечет за собой суровое наказание. Эти нормы зап-рещают или дозволяют конкретные виды повед-я. Санкциями наз-ся наказания и поощрения, способствующие соблюдению общепринятых стандартов повед-я. Санкции бывают двух видов: * позитивные санкции;*негативные санкции.Соц контроль осущ-ся в различ-х формах:*ч/з социализацию: люди должны делать то, что объективно необх-мо общ-ву. Социал-ция, формируя привычки, желания, традиции, явл-ся важным фактором соц-го контроля и установ-я соц-го порядка в общ-ве;* ч/з групповое давл-е: индивид, входящий в опред-ю группу, должен разделять принятые данной группой нормы, правила, обычаи, кодекс его повед-я. Каждое отклонение от такого порядка немедленно приводит к осуждению повед-я индивида группой; *ч/з принуждение, осущ-мое гос-вом во исполнение законов с help санкций.

35.Социальный конфликт(К)

Соц неоднородность общ-а, различие в уровне доходов власти, престиже и т.п. нередко приводят к конфликтам. К явл-я неотъемлемой частью общ-й жизни. К всегда связан с субъективным осознанием людьми противоречивости своих интересов как членов тех или иных соц групп. Противоречия пронизывают все сферы жизни: соц.-экон., полит-ю, дух-ю. Одновременное обострение всех этих противоречий создает кризис общества. Проявлением кризиса общ-ва служит резкий подъем соц напряж-ти. Соц-е напряжение нередко перерастает в к - это столкновение противо-положных целей, мнений, позиций и взглядов оппонентов или субъектов взаимод-я. Некот-е соц-ги марксис-го напр-я считают к временным сост-ем общ-ва, кот может быть преодолено рацион-ми способами, т.е. сущ-ет такой уровень общ-го развития когда к исчезнут. Больш-во соц-гов немарксистской ориентации считают, что сущ-е общ-ва без конфликта невозможно. Они поддерживают давнюю фил-ую традицию, согласно кот к явл-ся неотъемлемой частью бытия, главным движителем общ-го развития. А это значит, что к это не дисфункция, не аномалия, а норма отношений м/ду людьми, необх-й Эл-т соц-й жизни, кот дает выход соц напряженности, энергии деят-ти, порождая соц изм-я различного масштаба. Чтобы к возник и стал развертываться необх-мо 3 его составляющие:1.наличие объект-х предпосылок, заключ-х в более или менее значимых ущемлениях интересов, потребн-тей или прав индивида, соц группы. Соц слоя, класса, нации, со стороны других индивидов, групп, слоев, классов, наций, сосредоточивших в своих руках основные богатства общ-ва, полит. власти, рычаги распределения, идеологического давления и т.д.

2.осознание неимущими, обездоленными полит-и или духовно ущемл-ми со стороны противника; 3.активное соц действие обездоленных, ущемленных, угнетенных, напр-е на претворение своих коренных интересов. Из этой ситуации сущ-ет 2 выхода:1.обострение борьбы, к в результате 3-х причин: а) власть у немногих, а больш-во ее лишены, б) не сущ-ет спокойных, свободных путей перераспределения власти, в) больш-во безвластное не имеет возможности свободно создавать партии, союзы, блоки, способствующие перераспред-ю власти;2.преодоление к, у кот-го тоже свои усл-я и этапы. Для преодоления к люди должны осознать свои интересы, объед-ся и перераспределить власть. Соц. к вып-ют в общ-ве разные ф-ции:1,ф-ю «выхлопного клапана» в к высказываются претензии и треб-я, порождающие неудовлетворенность; 2,к — источник инноваций, т.к. конфликтующие в ходе к находят идею, решение, кот удовлетворить решению, разрешает противоречия; 3,к позволяет четче или резче размежеваться общ-ву, узнать специфику каждого участника к. По Козыру, суть к закл-ся в идеологич-х явл-х, отражающих чувства людей недовольных распред-ем власти, доходов, комфорта, недовольных своим статусом, своей ролью в общ-ве, и это чувство неудовлетв-ти заставляет формулир-ть аргументы, теории, объясняющие, что мир устроен несправедливо. Козыр говорил, что в закрытом общ-ве нормально выразить свои интересы можно только объединившись с другими недовольными и объявив войну другой части общ-ва. Рез-т - жестокая война частей общ-ва. В открытых общ-вах этого не случается, поскольку, интересы разные реализуются в наборе демократических соц. институтов.

 

36. СОЦ ПРОЕКТ Конта.

фр ученый Огюст Конт  считался родоначальником соц-ии. Соц-я, по его мнению, должна быть позитивным изучением сов-ти фундаментальных законов, охватыв-х соц явл, кот рассмт-ся во взаимосвязи: 1.для расм-я общ-ва ыыел термины «порядок» и «прогресс»; 2 в соц выделил 2 основопологающих раздела: статику и динамику; 3 понимал общ-во как живой орг-м, обладающий собств структурой, каждый Эл-т кот должен рассм-ся с точки зр-я полезности для общ-го блага. 4 выделил 4 структурных Эл-та в соц структуре общ-ва: ученые, банкиры, земледельцы,рабочие. Отношения м/у классами основываются на разделении труда и координации их деят-ти. Достичь соц-го согласия этим группам удаетя при помощи соц-х институтов: семьи, гос-ва и религии. Конт сформулир-овал з/н трех стадий прогресса чел-го общ-ва в соответствием с развитием чел-го разума: 1теологическая, 2метофизическа, 3позитивная: 1.характеризуется господством гелигиозного мировоззрения, сущ-ем натур-го хоз-ва, преобладанием военно-авторитарных полит-х режимов, дающая сверхъестеств-е объяснение природным явлениям. Она делилась Контом на 3 периода: фетишизм, политеизм и монотеизм. 2 характериз-ся разрушением католицизма, старых верований и связанного с ними общ-го порядка. но эта эпоха породила революцию, анархич-ю респ-ку, либерализм, демократию, выступающие как гл препятствие норм-му развитию общ-ва. 3хар-ся распр-ем наук и ростом их общ-го знач-я, повсеместным развитием ремесел и промышл-ти. Достоянием истории становятся военный дух и милитаристский образ жизни.

37.Соц подходы. Хаар-ка к как соц явления. 1)к является средством социализации личности, средством становления, формир-я ч-ка как личн-ти. 2)Явл-ся средством индивидуализации личн-ти, ее неповтори-мости.3)Явл предпосылкой свободы ч-ка, т.к. она освобождает от шаблонов и стереотипов, явл залогом самостоят-ти личности. 4)Явл средством воспитания дисциплины и ответственности. 5)К – это сквозная система, она пронизывает все виды человеческой деятельности. Ф-ции: *коммуникативная- выражается в ее способнти обеспечивать взаимод-е индивидов, соц-х общностей на основе общеприн-х ценностей. культура орг-ет жизнь общ-ва в усл-х сущ-я у людей разнородных соц интересов. *ф-я социализации состоит в том, что, благодаря культуре, осущ-ся передача соц опыта от одного поколения к др. В рез-те усвоения ценностей, верований, норм, идеалов происх-т формир-е личности, его подготовка к выполнению соц ролей. *регулятивная – выр-ся в том, что она формир-ет наиболее важные дух-е ориентиры, с кот должен согласовывать свое повед-е индивид. на основе общепринятых идеалов происх-т оценка повед-я личности, его осуждение или одобрение. культура посредством этой ф-ции репрессирует, подавляет те формы повед-я, кот противоречат общ-ой морали, з/ну. *ф-я отбора закл-ся в том, что отбираются те культурные формы, кот в большей степени позволяют общ-ву адаптироваться к новым условиям, эффективно реагировать на изменившиеся потр-ти населения.

К обладает след признаками сист: *сост из взаимодейст-вующих Эл-в,кот обр-ют ее внутр строение.*реагирует на внутр и внешние импульсы и таким образом постоянно изм-ся, развив-ся. Эл-ты К, то есть базисные ед-цы, из кот она сост, можно классифизировать по: *природе и процессу создания,*способу сущ-я. Культурный комплекс – сов-ть культурных черт, или Эл-в, возникших на базе исходного Эл-та и функц-но с ним связанных. Культура – сложное соц образование, имеющее внутр-ю структуру, сост из базисных Эл-в: ценности,ценностные ориентации, знания, мифы, верования, образ жизни,привычки, манеры, этикет, обычай, традиция, обряд, церемония, ритуал,нравы,з/ны, мода и тд. К как процесс. культурная динамика вкл-ет те средтва, мех-мы и процессы, кот позволяют выявить изм-я в К. Культурный конфликт представяет собой столкновение ценностей доминирующей К и субк-р. Культурный конфликт приобретает различные формы: аномия(разруш-е культ-го ед-ва из-за отсутствия чеких соц норм), кльтурное запаздывание(сост-е при кот изм-я в матер-ой сфере опережают возм-ти нематер-ой К), госп-во чужой К(навязывание собств-й К др общ-вам). Средства разрешения культурного конфликта: инновации, открытие, изобретение, диффузия.  Культ-ые изм-я можно охар-ть с help след понятий: селективность(избирательное отношение к переносу ценностей из одной к в др.), культурный лаг(ситуация, когда одни части к изм-ся быстрее, а др медленнее), культурная трансмиссия(процесс, благодаря кот К передается от предшествующих поколений к последующим ч/з научение), культ-я аккумуляция, культурное истощение, культурная интеграция, диверсификация К.

38.Теории социального конфликта

Дарендорф (р. 1929) утверждает, что все сложные орг-ции основываются на перераспред-нии власти, что люди, обладающие властью, способны с help различных средств, среди кот гл-м явл-ся принуждение, добиваться выгоды от людей, обладающих меньшей властью. Возможности распред-я власти и ав­торитета крайне ограниченны, и поэтому члены любого об­щ-ва борются за их перераспред-е. Картина соц-го мира, с точки зрения Р. Дарендорфа, представляет собой поле битвы: множ-во групп, борющихся друг с дру­гом, возник-х, исчез-х, создающих и разрушаю­щих альянсы. Ф-ция власти состоит в поддержании целостности, сохранении согласован-ти ценностей и норм, Р. Дарендорф придает наибольшее знач-е ее неинтегративному аспекту, порождающему конфликтные интересы и соответствующие ролевые ожи­дания.Обладающий властью или влиянием заинтересован в со­хранении status quo; не обладающий ими заинтересован в их перераспред-и, в изм-и сущ-го поло­жения. Этим интересам придается объективный хар-р, вытекающий из представления о включенности их во внут­р-ю структуру ролей наряду с четырьмя «функциональ­ными реквизитами» Т. Парсонса, направленными на под­держание орг-ции как таковой. К.Маркс. Проблема соц-го конфликта в соц-гии занимает очень важное место. Основателем первой соци-ской теории конфликта был К. Маркс (1818-1883). Согласно Марксу, именно конфликты объясняют соц-е изм-я и процессы, именно конфликтами обусловлен революц-й переход от одного типа общ-ва к другому (особенно всестороннее К. Маркс обосновывал неизбежность революц-го перехода от капиталистич-го общ-ва к новому, в кот власть будет в руках победившего пролетариата). Положения К. Маркса об универсальности соц-х конфликтов, о том, что они пронизывают жизнь общ-ва в целом, в той или иной форме развивались в соц-кой науке в дальнейшем.

 

 

39.Статусно-ролевая концепция личн-ти.

Личн-ть должна иметь опред-й набор качеств и занять опред-й уровень (статус) в иерархической системе общ-ва. Соц-ые статусы (позиции) – места индивида или групп в иерархически организов-й структуре общ-ва. Важнейшими показателями статуса личн-ти выступают: уровень доходов, образование, объем властных полномочий, престижность профессии. Статусы делятся на достигнутые(это статус, кот опред-ся усилиями самого ч-ка, его талантами, настойчивостью или оказывается следствием удачи и везения) и предписанные (навязанный общ-вом вне зависимости от усилий и заслуг личн-ти – раса, пол, этническое происхожд-е).Ч-ка хара-зует не один, а неск-ко статусов (статусный набор): 1)гл-ый или интегральный статус(обусловлен должностью или профессией); 2)соц-но-групповой статус(полож-е индивида в общ-ве, кот-е он занимает как представитель большой соц-ой группы – расы, нации, пола); 3)личный статус(полож-е индивида в малой гр-пе – семье, студ-кой группе);Соц-ная роль – это ожидаемое повед-е от ч-ка, занимающего опред-й статус. Т.е. соц-ная роль – это модель повед-я, ориентиро-ванная на данный статус в соответствии с ожиданиями людей. 5 осн-х хар-к роли(Парсонс): способ получ-я, эмоцион-ть, масштаб, формализация, мотивация.

 

40.Структура соц-го знания.

Соц-ие знания – ед-во теории и практики. Теорети­ч-е исслед-я объясняют соц-ю реал-ть на уровне общих и специфических тенденций ее функционирования и развития. Ориентирует  на выявление  механизмов  действий законов, форм  их проявления. Эмпирич-е соц-е исслед-я связаны с конкретной  развернутой инфо-ей  относит-но тех  или иных явл-й и процессов, опираются в отличие от теорет-х исслед-й, проводимых с help общенаучных  м/дов, на статистический анализ, м/ды конкретных соц-х  исслед-й (опросы,  соц-е  наблюдения, изучение  бюджета времени и т. п.). М/у теоретическим и эмпирическим  знанием нет абсолютной грани. Теорет-е знания — знания  универсальные, эмпирические фактофиксирующие. Теоретич-е знания опираются на эмпирическое, не суще­ственное преобладание эмпирических компонентов исслед-я над тео­ретическими компонентами не есть показатель высокого уровня развития науки. Законом  развития науки  всегда остается преобладание знания теоретического над знанием эмпирическим.  Теоретические знания опре­д-т  в конечном итоге, прогресс любой  науки, а, следовательно, и социологии.  Эмпирические исслед-я подразделяются  на фундаментальные  и прикладные. Фундаментальные  соц-е исслед-я ставят цели развития и совершенствования научных представлений об изучаемом предмете. Прикладные  исслед-я посвящаются  разрешению  к-л кон­кретной соц-й проблемы.

На  основе теоретич-го и эмпирического изучения различных со­циальных систем соц-я может давать ценные практические рекомен­дации и обоснованные прогнозы. Теоретич-я и прикладная соц-я, базируясь на  конкретных соц-ких исслед-х, не противо­стоят одна другой,а сост-ют ед-во, взаимное обогащение.

Теорет-я соц-я — совокупность многообразных концепций, разрабатывающих  аспекты  соц-го развития  общ-ва и  дающие им интерпретацию. Ед-ной  концепцией, объединяющей специфику протекания соц-х процессов и закономерностей развития общ-ва. признавался  марксизм,  а  именно — историч-й  материализм.  Вот почему теоретич-ю соц-ю зачастую прямо отождествляли с истори­ческим материализмом. В действит-ти же чел-во выработало огромное кол-во теорий и концепций, объед-щих закономерности и специфику развития чел-й цивилизации. Уже в середине XX века широко  распростр-ся концепции соц-й стратификации, индуст­р-го общ-ва, конвергенции и др. Теорет-я соц-я - это мн-во  возможных течений, школ, направлений со своих  методологический позиций   объясняющих   специфику  развития общ-ва. Что же касается марксизма, то он есть одним из направлений, кот-е во главу угла ставят приоритет экономич-х факторов в раз­витии общ-ва. Специальные же соц-е теории — это отдельные сферы  соц-го знания, кот имеют предметом исслед-я относит-но самостоятельные,  специфические подсистемы  общ-го целого  и соц-х  процессов. Изучая те  или иные  осн-е закономерности развития общ-ва теоретич-я соц-я может и не формулировать то, каким образом в тех или иных условиях развиваются различные соц-е  общности,  соц-е институты  и соц-е процессы. Именно, поэтому-то в  структуре соц-и огр-е значе­ние имеет ее  средний уровень, то есть относит-но самостоятельные теоретич-е подсистемы. Относит-но самостоятельные теоретические подсистемы  призваны, во-первых, установить объективные взаимосвязи предметной сферы (труд, семья, социальные группы, слои и т. п.) с целост­ностью  общ-й системы;  во-вторых, выявить специфические для предметной сферы  внутренние взаимосвязи и  закономерности. Соц-е социологич-е теории дают ответы на актуальные проблемы совре­менности.

Информация о работе Шпаргалки по "Социологии"