Шпаргалка по "Социологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2013 в 16:54, шпаргалка

Описание

Количественные методы в социологическом исследовании ответы на экзамен (КУрганский гос.Университет)
Социальная реальность — пространственно-временная структура, представляющая собой связи между социальными позициями в определённый момент времени. Социальное пространство — самое широкое понятие, использующееся для описания социальной реальности. Большинство социологов определяют его как результирующую социальных связей.

Работа состоит из  1 файл

Вопросы-ответы по КМС к экзамену 10 января (Автосохраненный).doc

— 621.50 Кб (Скачать документ)
  1. Основные подходы к изучению социальной реальности в теоретической социологии.??????

Социальная  реальность — пространственно-временная структура, представляющая собой связи между социальными позициями в определённый момент времени. Социальное пространство — самое широкое понятие, использующееся для описания социальной реальности. Большинство социологов определяют его как результирующую социальных связей. Например, Пьер Бурдье считает, что социальное пространство — систематизированные пересечения связей между социальными позициями, обладающими силовым воздействием на людей, занимающих данную социальную позицию. Пётр Штомпка полагает, что социальное пространство — сеть событий в определённый момент времени.

М.Фуко создал концепцию дисциплинарного пространства: способ организации социального пространства есть способ проявления социального контроля, форма власти.

Ю.Лотман рассматривал социальное пространство как разграничения на внутреннее и внешнее. Это семиотический процесс. Внутреннее пространство воспринимается как упорядоченное, организованное, значимое, а внешнее — наоборот. Граница носит символический характер и проявляется через язык, знания, ритуалы.

И.Гофман анализировал микросоциальные пространства и поделил социальное пространства на два плана — передний, соответствующий нормам, и задний, ненормативный

 

  1. Количественный и качественный подходы в эмпирических исследованиях.

Количественные методы могут быть охарактеризованы как "формализованные" и "массовые". Под формализацией  в данном случае понимается степень направленности методики на фиксацию строго определенного набора анализируемых переменных и количественное их измерение. Характерная особенность формализованных методических инструментов состоит в том, что в них исследуемые переменные заданы разработчиком заранее. Изменение этого набора переменных в ходе исследования, т. е. "подстройка" инструментария является невозможным. Высокая степень формализации количественных методик сочетается с их ориентацией на массовый сбор однотипных первичных данных и их статистическую обработку. К числу формализованных количественных методов социологического исследования относятся: статистика, анкеты с закрытыми вопросами, структурированное наблюдение, контент-анализ.

В противоположность количественным, качественные (неформализованные) методы ориентированы не на массовый сбор данных, а на достижение углубленного понимания исследуемых социальных явлений. Отсутствие формализации делает невозможным массовый охват обследуемых объектов, в результате чего число единиц обследования часто снижается до минимума. Отказ от широты охвата компенсируется "глубиной" исследования, т. е. детальным изучением социального явления в его целостности и непосредственной взаимосвязи с другими явлениями. К числу неформализованных методов относятся: включенное неструктурированное наблюдение, индивидуальное глубокое интервью и фокус-группы, так называемый "традиционный" анализ текстов, изучение личных документов (автобиографий, писем и др. ).

Хотя с интуитивной точки  зрения ясно, что названные группы методов взаимно дополняют друг друга, в истории социологии вопрос о характере этого взаимодополнения часто становился ареной острой идейной борьбы. В качестве примера можно указать, что классическая работа У. Томаса и Ф. Знанецкого Польский крестьянин в Европе и Америке, основанная на материалах писем и дневников, после выхода в свет была подвергнута жесткой критике за ее "ненаучность". Для понимания сути возникавших споров целесообразно дать краткий исторический очерк этой проблемы.

 

  1. Основные количественные методы сбора информации в социологии.

Анализ документов. Любое социологическое исследование обычно начинают с анализа документов. Документом можно назвать любой предмет, специально созданный человеком или группой людей в целях хранения и передачи информации. В документах используются различные способы закрепления информации: с помощью слов, цифр, символов, рисунков. Анализ документов - это совокупность методических приемов и процедур, применяемых для извлечения из документальных источников социологической информации при изучении социальных процессов и явлений в целях решения определенных исследовательских задач.

Использование документальных источников информации в научном исследовании позволяет: быстро и при минимальных  затратах получить сведения об объективных фактах, явлениях, событиях, связанных с темой исследования; узнать о субъективных взглядах, точке зрения, позиции авторов документов.

В социологии применяют  следующие методы изучения документов:

-     неформализованный  (традиционный);

-     формализованный.

В свою очередь формализованный  вид анализа документов может  быть представлен тремя разновидностями:

-     контент-анализом  или анализом содержания (от англ. – content – содержание);

-     анализом  статистической информации;

-     информационно-целевым анализом текстовой информации.

Контент-анализ - это формализованный (количественный) метод изучения документов, предполагающий оценку их содержания путем подсчета признаков, существенных для исследования и удобных для последующих обобщений. Процедура контент-анализа позволяет воссоздать социальную реальность по индикаторам, содержащимся в различных источниках информации. Как правило, такими источниками являются периодическая печать, радио- и телепередачи, информация сети интернет, одним словом, информация, имеющая значительный объем и тенденцию к постоянному обновлению.

Метод контент-анализа широко применяется в политологических исследованиях. Объектом их исследования выступают такие документальные источники, как: протоколы заседаний органов власти (Парламента, законодательных органов всех уровней), планы проведения заседаний, количество и содержательная сторона политических решений всех органов власти и многое другое. Например, в 1994 и 1995 годах анализировались президентские послания США Билла Клинтона. Послания содержат от 7 до 10 тысяч слов. Сначала были сформированы категории слов, относящихся к экономике, бюджету страны, образованию, преступности, вопросам семьи, международным делам, социальной помощи. По изменению относительных частот в посланиях 1994 и 1995 годов были сделаны выводы об изменении политики государства в различных областях. Аналогичные исследования начали проводиться с посланиями президента России.

Опросные методы. Опрос - самый распространенный метод сбора первичной информации. Назначение опроса - сбор сведений о состоянии общественного (коллективного) мнения больших или малых социальных групп через получение и последующее обобщение индивидуальных оценок (высказываний, суждений), сделанных отдельными респондентами в процессе личных контактов (бесед) с социологом.

Опрос является важнейшим, а в некоторых  случаях единственным способом изучения субъективных взглядов людей. Но выводы из данных, полученных методом опроса, не всегда соответствуют объективному положению вещей, иногда отражают лишь оценочные мнения опрашиваемых. Поэтому надежность информации, полученной с помощью опроса, следует дополнительно уточнять и проверять другими методами: анализом документов, наблюдением, экспериментами, а также специальными приемами верификации.

Среди основных видов опросов, применяемых в прикладном социологическом  исследовании, выделяют: анкетные опросы, интервьюирование, экспертные опросы, социометрические опросы и  тестирование.

анкетирование (опрашиваемый заполняет вопросник сам, это может происходить как в присутствии анкетера, так и без него)  По форме проведения оно может быть индивидуальным или групповым. Оно бывает также очным и заочным. Наиболее распространены формы заочного: почтовый опрос, опрос через газету, журнал.)) и интервьюирование (при его проведении происходит личное общение интервьюера с респондентом; интервьюер сам задает вопросы опрашиваемому и фиксирует полученные ответы).

Анкета - размноженный на компьютере или типографским способом документ, содержащий в среднем от 30 до 40 вопросов, адресованных респонденту. Логика построения вопросов в анкете соответствует целям исследования и служит получению только такой информации, которая проверяет гипотезы. Вопросы в анкете формулируются максимально конкретно и точно. Нельзя допускать неясностей и двусмысленности.

В зависимости от того, какое количество людей будет опрошено, анкетирование бывает сплошным или выборочным. При сплошном анкетировании опрашивается вся генеральная совокупность, а при выборочном только ее часть - выборочная совокупность.

Интервью - это метод получения информации по определенной теме путем непосредственного целенаправленного диалога интервьюера с респондентом. Формализованное - вопросы задаются по заранее подготовленному вопроснику с использованием карточек "закрытых вопросов" (анкета интервью), не допуская изменений в формулировке и порядке постановки вопросов. Полуформализированное -  в ходе диалога задаются заранее разработанные вопросы по теме и дополнительные.

Социометрический опрос. Цель социометрического опроса - получение данных о межличностных отношениях в малых социальных группах с помощью, так называемых социометрических критериев. Обработанная и проанализированная социометрическая информация дает возможность диагностировать в обследованных группах точки психологической напряженности, определять их причины и своевременно влиять на структуру коллективов, изменяя их состав так, чтобы взаимоотношения индивидов базировались на чувствах симпатии, взаимной совместимости, исключающей антагонистические конфликты в процессе совместной деятельности.

Эксперимент. Метод эксперимента направлен на получение информации, основывающийся на изучении поведения объекта исследования под воздействием заранее заданных и контролируемых факторов, искусственно введенных в исследуемый объект или окружающую его среду.

При проведении эксперимента важно  учитывать, что он предполагает нарушение  естественных связей изучаемого объекта, в результате чего может измениться и его сущность.

Наблюдение - метод прямой регистрации событий очевидцем в процессе их протекания. Чаще всего этот метод применяется тогда, когда информация, необходимая социологу, не может быть получена никакими иными способами, например, при изучении поведения людей на митингах или во время массовых зрелищ (например, соревнований по футболу).

Выделяют две основные разновидности наблюдения: включенное и невключенное. Если социолог изучает поведение забастовщиков, уличной толпы, подростковой группировки или бригады рабочих со стороны (в специальном бланке регистрирует все типы действий, реакции, формы общения и т.д.), то он проводит невключенное наблюдение. Правило невлюченного наблюдения: нужно стремиться видеть, не будучи видимым и не становясь участником наблюдаемого события.

Если же социолог встал  в ряды забастовщиков, присоединился к толпе, участвует в подростковой группировке или если устроился работать на предприятие (участие может быть анонимным или неанонимным), то он проводит включенное наблюдение.

 

  1. Опрос как наиболее распространенный количественный метод.

 Основное предназначение социологических  опросов — получение информации  о мнениях людей, их мотивах  и оценках социальных явлений,  о феноменах и состояниях общественного,  группового и индивидуального  сознания. Поскольку эти мнения, мотивы и феномены выступают свойствами изучаемых социологией объектов, постольку опросы дают о них необходимую информацию Значимость опросов возрастает, если об исследуемом явлении нет достаточной документальной информации, если оно недоступно непосредственному наблюдению или не поддается эксперименту. В таких ситуациях опрос может стать главным методом сбора информации, но обязательно дополняемым другими исследовательскими методиками.

Опросные методы разнообразны. Наряду с общеизвестным анкетированием они выражаются в виде интервьюирования, почтовых, телефонных, прессовых, факсовых, экспертных и т.д

Любой социологический опрос нельзя проводить до тех пор, пока не станет предельно ясно, зачем и как это нужно делать, т.е проведению опроса должна предшествовать разработка исследовательской программы, четкое определение целей, задач, понятий (категорий анализа), гипотез, объекта и предмета а также выборки и инструментария исследования.

Каждый опрос предполагает упорядоченный  набор вопросов (опросный лист), служащий достижению цели исследования, решению его задач, доказательству и опровержению его гипотез. Формулировки вопросов должны тщательно продумываться во многих отношениях, но прежде всего как способ фиксации категорий анализа. Он предполагает обязательное заполнение «паспортички», куда вносятся те данные о каждом респонденте, необходимость которых диктуется опять-таки исследовательской программой.

Должен проводиться с соблюдением следующих, как минимум, правил:

1. Респондент знает,  кто и зачем его опрашивает.

2. Респондент заинтересован в опросе.

3. Респондент не заинтересован  в выдаче ложной информации (говорит  то, что думает на самом деле).

4. Респондент однозначно  понимает содержание каждого  вопроса.

5. Вопрос не содержит  в себе несколько подвопросов.

6. Все вопросы ставятся таким образом, чтобы на них можно было дать обоснованный и точный ответ.

7. Вопросы сформулированы  без нарушения лексических и  грамматических нормативов.

8. Формулировка вопроса  соответствует уровню культуры  респондента.

9. Ни один из вопросов  не имеет оскорбительного для респондента смысла, не унижает его достоинства.

Информация о работе Шпаргалка по "Социологии"