Шпаргалка по "Социологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2013 в 16:54, шпаргалка

Описание

Количественные методы в социологическом исследовании ответы на экзамен (КУрганский гос.Университет)
Социальная реальность — пространственно-временная структура, представляющая собой связи между социальными позициями в определённый момент времени. Социальное пространство — самое широкое понятие, использующееся для описания социальной реальности. Большинство социологов определяют его как результирующую социальных связей.

Работа состоит из  1 файл

Вопросы-ответы по КМС к экзамену 10 января (Автосохраненный).doc

— 621.50 Кб (Скачать документ)

Основные понятия, связанные с организацией:

-единица наблюдения - непосредственный источник информации в социологическом, в качестве которого могут выступать отдельный человек, группа лиц, организация, документ и т. п. в зависимости от целей и объекта исследований;

-генеральная совокупность - вся совокупность единиц наблюдения, имеющих отношение к проблеме исследования;

-выборочная совокупность - часть генеральной совокупности, которая подлежит непосредственному изучению в процессе исследования в соответствии с разработанной методикой сбора материала;

Подробно проблемы обеспечения  репрезентативности рассматриваются  статистикой. Они достаточно сложны, поскольку речь идет, с одной стороны, об обеспечении количественной репрезентации генеральной совокупности, с другой - качественной. Качественная репрезентация предполагает обеспечение в выборочной совокупности представительства всех элементов генеральной (к примеру, не может быть и речи о репрезентативности, если опрашиваются только мужчины или только женщины, только молодые люди или только старики; в выборке должны быть представлены все существующие группы). Что же касается количественной репрезентации, то здесь речь идет о том, что вое эти группы должны быть представлены в выборочной совокупности в оптимальном (достаточном для нормального представительства) количестве.

Очевидно, к примеру, что если проводить  исследование на выборке всего в 50-100 чел., то погрешность в репрезентативности полученной информации будет выше, чем при опросе 800-1000 чел. Но в тоже время совершенно бессмысленно увеличивать до бесконечности число опрашиваемых.

 

Типы и виды выборки.

Процесс обеспечения  репрезентативности информации в эмпирическом исследовании, т.е. достижения близкого соответствия выборочной совокупности генеральной реализуется в ходе организации выборки. Понятие "выборки" в социологии, рассматривается в двух значениях. Во-первых, это совокупность элементов генеральной совокупности, подлежащих изучению, т.е. выборочная совокупность. Во-вторых, выборка - это процесс формирования выборочной совокупности при необходимом условии обеспечения репрезентативности.

Типы выборок.

1. стихийный отбор, т.е. отбор по принципу добровольности и доступности вхождения единиц генеральной совокупности в выборочную. Он используется довольно часто, в частности, в почтовых и прессовых опросах. Основной недостаток подобного отбора - невозможность качественной репрезентации генеральной совокупности. Тем не менее, стихийная выборка используется и с учетом ее экономичности, а также в некоторых исследованиях, когда формирование выборочной совокупности по-иному попросту невозможно;

2. вероятностный (случайный) отбор - один из основных, используемых в социологических исследованиях. Главный принцип подобного отбора – обеспечение возможности каждой единице генеральной совокупности попасть в выборочную. С этой целью используются таблицы случайных чисел, лотерейный подбор, механический отбор;

3. квотный (стратифицированный) отбор, в основе которого лежит построение качественной модели генеральной совокупности, затем - отбор единиц наблюдения в выборочную совокупность, исходя из имеющейся модели (например по слоям населения, возрастному, половому признакам и т.д.).

Виды: одноступенчатая (простой отбор с использованием соответствующего принципа из генеральной совокупности в выборочную); серийная (в качестве единиц отбора выступают серии - семьи, классы, бригады); многоступенчатая (отбор производится в несколько этапов: сначала, к примеру, отбираются в городе предприятия, на них – цеха, в цехах – респонденты) и некоторые другие.

 

Проблемы организации  выборки.

Одна из ключевых проблем: доверять полученным в ходе него данным или нет, это то, сколько же человек должно быть опрошено для того, чтобы получить действительно репрезентативную информацию. К сожалению, единой и четкой формулы, используя которую можно было бы рассчитать оптимальный объем выборочной совокупности, не существует в природе. И объясняется это весьма просто. Дело в том, что определение объема выборочной совокупности – это проблема не столько статистическая, сколько содержательная.

Иными словами, объем выборочной совокупности зависит от множества факторов, связанных  с проведением исследования: его  целей, содержания, методов и, в первую очередь – от следующих:

§ используемые в исследовании методики сбора первичной информации;

§ уровень однородности генеральной совокупности;

§ цели и задачи исследования;

§ требующаяся точность получаемой информации.

Что касается первого из названных факторов, то его влияние на объем выборки очевидно: чем более точен и надежен метод – тем меньше объем выборочной совокупности. Одно дело, если мы использовали почтовый опрос, другое - личное интервью. Во втором случае мы, естественно, можем остановиться на минимальной границе избранного объема выборки.

Учет при определении объема выборочной совокупности другого из названных факторов также достаточно прост. Дело в том, что генеральная  совокупность, из которой выделяется в процессе исследования выборочная, может быть как гетерогенной, т.е. весьма неоднородной (к примеру, мы должны исследовать в отношении некоего товара потребительское поведение всего населения города, среди которого: и мужчины, и женщины; и молодые, и пожилые; и образованные, и малообразованные, и т.п.), так и гомогенной, т.е. достаточно однородной (к примеру, мы изучаем потребительское поведение молодых матерей в отношении памперсов или молодых ребят по поводу оценки различных марок мотоциклов).

Очевидно, что во втором случае, т.е. когда имеет место высокая степень гомогенности генеральной совокупности, мы можем ограничиться достаточно малым объемом выборки.

Третий важнейший фактор. На объем  выборочной совокупности огромное влияние  оказывают конкретные задачи исследования. К примеру, мы хотим исследовать потребительское поведение населения города. Перед нами - структура генеральной совокупности, которая представляет распределение в целом населения города и по трем квотным признакам: район города, пол, возраст.

Совершенно очевидно, что если в исследовании ставится задача изучить мнения населения города в целом - это одна ситуация; если в том числе и по возрастным группам - это другая (здесь мы имеем 3 группы); если необходимо выявить распределения мнений по возрастным и половым группам - это третья ситуация (здесь мы имеем уже шесть групп); наконец, если в исследовании нас интересует распределение информации по возрастным, половым группам и районам города (к примеру, мы хотим определить, как к покупкам того или иного товара относятся молодые женщины, проживающие в Самарском районе города), то здесь мы имеем дело уже с четвертой ситуацией (48 групп). Ясно, что для того чтобы получить репрезентативную информацию в последним случае, нужно обеспечить представительство в минимальной из этих сорока восьми групп 25-30 чел. Следовательно, минимальный объем выборочной совокупности здесь будет находиться в пределах 2000 чел.

Наконец, еще один фактор, воздействующий на объем выборочной совокупности: необходимая, требующаяся точность получаемой информации. Конечно, лучше иметь более точную информацию, но при этом необходимо иметь в виду, что каждый процент "увеличения точности" приводит к резкому увеличению расходов на исследование.

Приведем пример. Всемирно известный  исследователь общественного мнения Дж. Гэллап и его институт на протяжении многих десятилетий, проводящие опросы в США, выявили, что при общенациональной выборке в 100 чел. – ошибка выборки будет в пределах ±11%; 200 чел. - ±8%; 400 чел. - ±6%; 600 чел. - ±5%; 750 чел. - ±4%; 1000 чел. - ± 4%; 1500 чел. - ±3%; 4000 чел. - ±2%. Именно поэтому институт Гэллапа, как правило, проводит общенациональные опросы в США на выборке в 1500-2000 чел. Как видно, он предпочитает увеличение ошибки на 1% – многократному увеличению стоимости исследования.

Возникает вопрос: а можно ли в  таком случае определить ошибку выборки, т.е. пределы, в рамках которых можно  доверять полученным данным. Да, можно. Но только после завершения исследования, во-первых; и имея информацию с распределении  соответствующих признаков в генеральной совокупности – во вторых (последнее, кстати говоря, весьма проблематично: ведь нередко и само выборочное исследование проводится для того, чтобы получить подобное распределение и, далее, экстраполировать полученную информацию на всю генеральную совокупность). Если же имеются все необходимые показатели по генеральной совокупности, то в принципе, как считают некоторые авторы, можно до начала исследования определить и примерный объем выборочной.

 

  1. Случайные выборки в социологическом исследовании.

Случайная выборка. Такая выборка является наиболее точной, репрезентативность (способность выборки «правильно отражать состояние дел в генеральной совокупности, из которой она извлечена и для изучения которой предназначена»), её достигается при помощи математических методов. Особенность случайной выборки заключается в том, что все единицы генеральной совокупности имеют равную вероятность попасть в выборочную совокупность.  По определению, при случайной выборке выполняется принцип случайности. «Равенство шансов попасть в выборочную совокупность – насколько необходимое, настолько же и сложно осуществимое требование. Для обеспечения этой «статистической демократии» равенства шансов социолог, как правило, формирует основу выборки», то есть полный и точный перечень или пронумерованный список всех элементов генеральной совокупности. Например, основой выборки  могут выступать списки работников предприятия, телефонные справочники,  регистрационные списки владельцев автомобилей,  списки избирателей на избирательных участках, домовые книги, а так же составленные самим социологом различные списки в зависимости от целей исследования (список улиц, на которых потом проводится отбор респондентов).     

 Случайная выборка  обычно применяется при опросах  общественного мнения перед выборами, референдумами и другими массовыми мероприятиями.

Плюсом данного метода является полное соблюдения принципа случайности и, как следствие  – избежание систематических  ошибок.

Случайная выборка  обладает рядом недостатков, которые затрудняют ее применение на практике:

1. Необходимость наличия  списка элементов генеральной  совокупности. Трудность здесь заключается  в том, что получить такой  список далеко не всегда представляется  возможным. Следовательно, в тех  случаях, когда невозможно получить список элементов генеральной совокупности, невозможно проводить и случайный отбор.

2. Сложность проведения  опроса. Процедура опроса при случайном отборе является очень громоздкой и требующей много времени. Ведь в результате случайного отбора исследователь получает на выходе список фамилий респондентов (телефонов, адресов и т.д.), которых необходимо опросить. То есть, интервьюерам приходится «бегать» за каждым респондентом и добиваться от него согласия ответить на «парочку вопросов».

Усложняет эту задачу и то, что респондентов порой бывает не так просто найти; в случае отсутствия респондента его приходится посещать по нескольку раз (по крайней мере, не менее трех раз).

Все вышеперечисленное  ведет к повышенным временным  затратам на проведение опроса. Временные затраты можно уменьшить только благодаря привлечению дополнительных интервьюеров, т.е. только за счет дополнительных денежных расходов. Кроме этого возникает еще так называемая проблема неответивших.

3. Сравнительно большой  объем выборки. Для получения результатов со сравнительно высокой степенью точности случайный отбор требует достаточно большого объема выборки по сравнению с другими видами отбора. Другими словами, случайный отбор обладает меньшей степенью точности, что, в конечном счете, является причиной его меньшей эффективности. А выборка считается более эффективной, если: при одинаковых расходах она более точна, а при одинаковой точности она более дешевая.

 
Простой случайный отбор.     

 «Простой случайный  отбор из генеральной совокупности предполагает что:

·   генеральная совокупность однородна;

·   все её элементы доступны для исследования в одинаковой степени;

· имеется полный список элементов, составляющих генеральную совокупность (или хотя бы репрезентативная основа выборки);

·   к этому списку применяются процедуры случайного отбора, с использованием таблиц или компьютерных генераторов случайных чисел».

 

а) Метод жребия (или лотерейный метод).    

 Каждый элемент  (респондент) генеральной совокупности  заносится на карточку (это могут  быть фамилии, адреса, просто номера (в этом случае номера ставят в соответствие с людьми в списках) и т.д.), затем бумажки помещаются в урну или барабан, перемешиваются и, не глядя, вынимаются. Номера на выбранных карточках указывают на элементы генеральной совокупности, которые попадают в выборочную совокупность. После доставания каждой карточки, оставшиеся снова перемешиваются.

·   простой случайно-повторный отбор – отбор, при котором выбранная карточка возвращаются обратно в урну, и затем отбор продолжается;

·   простой случайно-безповторный отбор – отбор, при котором выбранная карточка откладываются в сторону и отбор продолжается.    

 Отбор заканчивается,  когда будет выбрано заранее  заданное количество элементов  выборочной совокупности.

Осуществление этого метода довольно трудоёмкая и продолжительная операция (особенно при больших объемах выборки), а для обеспечения равного шанса выбора каждого элемента генеральной совокупности, требуется тщательное перемешивание карточек после каждой выемки очередного номера.

Информация о работе Шпаргалка по "Социологии"