Шпаргалка по "Социологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2013 в 16:54, шпаргалка

Описание

Количественные методы в социологическом исследовании ответы на экзамен (КУрганский гос.Университет)
Социальная реальность — пространственно-временная структура, представляющая собой связи между социальными позициями в определённый момент времени. Социальное пространство — самое широкое понятие, использующееся для описания социальной реальности. Большинство социологов определяют его как результирующую социальных связей.

Работа состоит из  1 файл

Вопросы-ответы по КМС к экзамену 10 января (Автосохраненный).doc

— 621.50 Кб (Скачать документ)

 -выражают те операционалистские понятия, которые определены в программе;

- имеют количественный характер, т.е. могут быть замерены;

-наблюдаемые ситуации, т.е. те, при которых могут проявиться категории наблюдения;

-условия наблюдения, т.е. те требования к ситуации, при наличии которых наблюдение производить можно (или нельзя);

-единицы наблюдения, т.е. те акты поведения наблюдаемых, в которых проявляются категории наблюдения в оговоренных ситуациях при определенных условиях.

 

Подготовить инструментарий наблюдения, т.е.:

=дневник наблюдения, где будут фиксироваться его результаты в закодированной или общепонятной форме, а также действия наблюдателя и реакции наблюдаемых;

=карточки для регистрации единиц наблюдения в строго формализованном и закодированном виде (этих карточек должно быть ровно столько, сколько единиц наблюдения);

=протокол наблюдения - методический документ, обобщающий данные всех карточек и содержащий, как минимум, три оценочных показателя;

=коэффициент устойчивости наблюдения (КУН), характеризующий совпадение результатов, полученных одним и тем же наблюдателем в различное время;

=коэффициент согласия наблюдателей (КСН), показывающий степень совпадения данных, полученных одновременно разными наблюдателями в разное время;

=классификатор контент-анализа дневниковых и протокольных записей;

=аудиовизуальные технические средства фиксации единиц наблюдения;

=программу обработки данных наблюдения.

=Пропилотировать (апробировать) инструментарий, внести в него, если это потребуются, должные коррективы, размножить его в необходимом количестве экземпляров.

=Составить план и/или сетевой график выполнения наблюдения (кто, где, когда его проводит).

=Разработать инструкцию наблюдателям, провести их обучение и инструктаж.

=Осуществить комплекс операций непосредственного наблюдения в полном соответствии с вышеозначенными требованиями и рекомендациями, которые последуют ниже.

 

Наблюдение имеет ряд  преимуществ в сравнении с  другими социологическими методами. Главные из них - непосредственная связь исследователя с объектом его изучения, отсутствие опосредствующих звеньев, оперативность получения информации. Эти достоинства, однако, не исключают ряд недостатков. Наблюдатель вольно или невольно влияет на изучаемый процесс, вносит в него что-то такое, что не присуще его природе. Оперативность же оборачивается локальностью, ограниченностью изучаемой ситуации, неспособностью охватить совокупность всех признаков познаваемого явления. Иначе говоря, этот метод весьма субъективен, личностные качества наблюдателя неизбежно сказываются на его результатах. Поэтому, во-первых, последние подлежат обязательной перепроверке другими методами, во-вторых, к поведению наблюдателей предъявляются особые требования.

Характер этих требований зависит, прежде всего, от того, какую разновидность наблюдения они осуществляют. Различают:

-невключенное и включенное наблюдение, подразделяя последнее на скрытое (наблюдение-инкогнито) и открытое;

-лабораторное, полевое и лабораторно-полевое наблюдение;

-стандартизированное и нестандартизированное наблюдение;

-систематические, эпизодические и случайные наблюдения.

 

Невключенным называют наблюдение, предназначенное для фиксации актов традиционного (обычного, привычного) и открытого (нескрываемого от других) поведения. Осуществляя его, наблюдатель обязан находиться вне изучаемого объекта, воспринимать этот объект со стороны, никоим образом не вмешиваясь в естественный ход событий, в том числе не задавая наблюдаемым никаких вопросов. Идеальный наблюдатель невключенного наблюдения старается быть невидимкой. Поскольку этот идеал недостижим, наблюдателю надлежит вести себя так, чтобы на него обращали как можно меньше внимания, дабы уменьшить помехи, вносимые им в наблюдаемое явление. Ему противопоказана яркая (броская) одежда, экстравагантность манер поведения, излишняя демонстрация своей заинтересованности изучаемыми событиями. Он должен иметь устойчивую психику, флегматичный темперамент, способность сохранять самообладание при резких изменениях ситуации, терпение и устойчивость в сохранении своей позиции стороннего наблюдателя.

Включенное наблюдение зовется так потому, что наблюдатель преднамеренно включается (внедряется) в изучаемый объект, принимает участие в происходящих в нем процессах. Открытому варианту включенного наблюдения свойственно то, что наблюдаемые знают о факте нахождения среди них исследователя и имеют представление о целях его деятельности. Такому наблюдателю потребуется умение быстро и эффективно налаживать контакты с незнакомыми людьми, общительность, доброжелательность, тактичность, сдержанность и толерантность (терпимость к другим людям).

Включенное наблюдение, проводящееся инкогнито (скрыто), когда наблюдаемые не знают о наблюдателе, думают, что он - один из них, иногда отождествляется с научным шпионажем. Здесь наблюдателю понадобятся не только вышеназванные качества, но и артистизм, умение реагировать одновременно на многие сигналы (максимальны возможно одновременно зафиксировать девять параметров), быстро систематизировать и надолго (точнее до момента заполнения соответствующей методической документации) запомнить их, способность не сбиться с исследовательской позиции под воздействием разнообразных обстоятельств, сохранять нейтралитет при конфликтах между наблюдаемыми и многие другие качества, близкие к качествам разведчика.

Специфические требования к профессиональным знаниям и умениям, а также  личностным качествам социолога  предъявляют и другие разновидности  наблюдения. В лабораторных наблюдениях, проводимых в искусственно созданных условиях, повышается значимость умения исследователя регулировать эти условия и контролировать их влияние на наблюдаемых, а также таких черт, как принципиальность и аккуратность, техническая грамотность (в связи с использованием аудиовизуальных средств наблюдения). В полевых наблюдениях, осуществляемых в обычной социальной жизни и дающих более объективную информацию, особую роль играют знания смыслов невербальных реакций людей (улыбок, жестов), оперативная память, аналитичность мышления наблюдателя, его способность отграничивать друг от друга отдельные признаки изучаемого объекта, распределять свое внимание на все эти признаки и переключать его на один из них.

Стандартизированное наблюдение, которому свойственны четко формализованные процедуры и инструменты, предполагает повышенную способность наблюдателя к сосредоточению внимания на частностях и самоконтролю, а также пунктуальности, исполнительности и педантизму.  Нестандартизированное наблюдение, когда заранее не определена большая часть элементов, подлежащих регистрации, требует во многом противоположного - солидной теоретической подготовки в области социологии, психологии, социальной психологии и конфликтологии, умения с одинаковым вниманием следить, как минимум, за 5-7 параметрами ситуации, способности быстро переключать внимание, не зацикливаясь лишь на каком-либо одном проявлении категории наблюдения.

 

Случайные, не предусмотренные  исследовательской программой, наблюдения, при которых единицы наблюдения жестко не регламентированы, могут стать эвристически ценными лишь при условии развитости теоретического мышления, научного воображения и интуиции социолога. Но эти качества необязательны в систематическом наблюдении, нацеленном на регулярную фиксацию (по строгому графику и в четко регламентированных методических документах) единиц наблюдения, определенных не самим наблюдателем, а научным руководителем исследования.

Как видим, исследователи-наблюдатели  в разных случаях исполняют принципиально  отличительные функции - в диапазоне  от простой технической регистрации до истинно научного творчества. Успешность использования характеризуемого метода во многом зависит от того, насколько профессиональные и личностные качества соответствуют специфике типа наблюдения. Поэтому подбор, подготовка и инструктирование наблюдателей - весьма ответственный этап реализации данного метода.

Завершим описание социологического наблюдения перечнем распространенных просчетов в его применении.

1. Программа наблюдения  недостаточно продумана, нечетко  определены категории наблюдения, в силу чего в одну категорию попадают различные классы признаков.

2. Категории наблюдения не имеют  органической связи с гипотезой(ами)  исследования.

3. Категории наблюдения имеют  только описательный или только  оценочный характер.

4. В число единиц наблюдения не включены значимые свойства наблюдаемой ситуации.

5. Условия наблюдения сформулированы  аморфно, что предопределяет трудности  регистрации единиц наблюдения.

6. Массовые наблюдения  начаты раньше, чем готов весь  инструментарий.

7. Инструментарий не  получил должной апробации. 

8. Не учтена специфика  научного предназначения используемой  разновидности наблюдения.

9. Профессиональная подготовка  и личностные качества наблюдателя  не соответствуют тому набору  функций, который им реально придется выполнять.

10. Отсутствует классификатор  контент-анализа дневников наблюдателей.

11. Кодировка карточек  наблюдения не соответствует  программе обработки данных.

12. Записанная с помощью  технических средств информация  не соотнесена с данными наблюдения, полученными иными способами.

13. Итоговый протокол  наблюдения не включает всей  полученной информации.

14. Не подсчитаны коэффициенты  устойчивости наблюдения (КУН), согласие  наблюдателей (КСН) и надежности  наблюдения (КНН).

15. Результаты наблюдения не проверены другими методами.

 

  1. Контент – анализ: понятия, процедуры, виды.

Контент-анализ (содержание) — формализованный метод изучения текстовой и графической информации, заключающийся в переводе изучаемой  информации в количественные показатели и ее статистической обработке. Характеризуется большой строгостью, систематичностью.

К основным процедурам контент-анализа относятся:

  1. Выявление смысловых единиц контент-анализа, которыми могут быть:

а) понятия, выраженные в  отдельных терминах;

б) темы, выраженные в целых смысловых абзацах, частях текстов, статьях, радиопередачах и т. п.;

в) имена, фамилии людей;

г) события, факты и  т. п.;

д) смысл апелляций  к потенциальному адресату.

Единицы контент-анализа выделяются в зависимости от содержания, целей, задач и гипотез конкретного исследования.

  2. Выделение единиц счета, которые могут совпадать либо не совпадать с единицами анализа. В 1-м случае процедура сводится к подсчету частоты упоминания выделенной смысловой единицы, во 2-м — исследователь на основе анализируемого материала и здравого смысла сам выдвигает единицы счета, которыми могут быть:

 а) физическая протяженность  текстов; 

 б) площадь текста, заполненная смысловыми единицами; 

 в) число строк  (абзацев, знаков, колонок текста);

 г) длительность трансляции по радио или ТВ;

 д) метраж пленки  при аудио- и видеозаписях,

 е) количество рисунков  с определенным содержанием, сюжетом  и пр.

3. Процедура подсчета в общем  виде сходна со стандартными  приемами классификации по выделенным  группировкам. Применяется составление специальных таблиц, применение компьютерных программ, специальных формул (напр., «формула оценки удельного веса смысловых категорий в общем объеме текста»), статистические расчеты понятности и аттрактивности текста.

 

Виды контент-анализа

По функциям:

-поисковый – направленный на проверку выдвинутой гипотезы, выявление неизвестных тенденций;

-контрольный – связанный с более точным определением уже известного (более или менее) содержания.

По характеру:

-направленный, когда точно известно, что нужно измерять;

-ненаправленный, когда исследователь действует интуитивно, не систематизируя заранее объекта исследования.

 

  1. Понятия выборочного исследования в социологии.

Значение выборки  в социологическом исследовании.

Выборочное исследование используется чаще всего. Поскольку эмпирическое исследование всегда направлено на получение точной и объективной, количественной социальной информации, постольку важно при его проведении обеспечить в первую очередь репрезентативность получаемой информации. Поэтому очень большое значение имеет правильность выборки. Отбор должен проводиться таким образом, чтобы выборочная совокупность отражала тенденции всей генеральной совокупности. К примеру, при опросе 200-300 чел. полученная информация может быть экстраполирована на весь массив, т.е. на все население города. Поэтому именно выборочные исследования позволяют совершенно по-иному подойти к изучению социальных и экономических процессов в регионе, обществе в целом (в частности, составлять мнения относительно позиций десятков и сотен миллионов людей на основе опроса нескольких тысяч человек).

Информация о работе Шпаргалка по "Социологии"