Шпаргалка по "Социологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2013 в 17:25, шпаргалка

Описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по "Социологии"

Работа состоит из  1 файл

социология.docx

— 95.86 Кб (Скачать документ)

1. ПРЕДМЕТ И ОБЪЕКТ СОВРЕМЕННОЙ СОЦИОЛОГИИ

Предмет науки – логически  взаимосвязанная и непротиворечивая система фундаментальных понятий, описывающих часть объективной  реальности, на которую нацелены методы исследования данной науки. Совокупность понятий, называемая предметом науки, упорядочивает и организует отдельные  факты в регулярные, повторяющиеся  события. Социолога интересует не исключительное или уникальное, а закономерное и типичное.

Социология – это наука  о социальных системах, их функциях, законах (закономерностях, тенденциях) функционирования и развития (деятельности и взаимодействия) социальных систем и общностей (мир, общество, институт, группа, организация, семья, личность).

Социология имеет много  общего с естественными и техническими науками. Причиной данного взаимодействия является то, что объектом социологического познания является общество. Однако выделения  понятия «общество» в качестве исходного  для определения предмета социологии недостаточно. Общество является объектом изучения всех гуманитарных наук. Объектом познания является все то, на что  направлена деятельность исследователя. В соответствии с этим под объектом социологии понимается общество как  целостная социальная реальность, в  которой можно выделить объективные  социальные явления (социальные отношения, социальную организацию, социальные общности, социальные процессы, социальные институты, социальные субъекты).

В литературе можно встретить  смешение понятий «предмет» и  «объект», хотя их следует разграничивать. Понятие «объект» отражает обширную сферу, сторону реальности, которая  может привлекать внимание представителей различных наук. Предмет той или  иной науки – не просто некое  явление и процесс объективного мира, а результат теоретического мышления, позволяющего выделить именно те существенные черты объекта, которые  являются специфическими для данной науки.

Предметом социологии выступают  законы и закономерности функционирования и развития личности, социальных групп, общности и общества в целом, а  также социальная жизнь общества (взаимодействия социальных субъектов  по проблемам, связанным с социальным статусом, ролью, социализацией).

Предмет современной социологии – результат длительного исторического  развития, продукт усилий многих поколений  ученых, каждое из которых прибавило  принципы нового знания, пересматривало установившиеся представления, критиковало, дискутировало, открывало, проверяло  и таким способом тщательно просеивало все, что сегодня попало в предметную область социологии.

Первопричинами предмета социологии являются два понятия  – «статус» и «роль». Первое дает статистическую, а второе динамическую картину общества. Статусом называется позиция, положение человека в группе или обществе. Совокупность незаполненных  статусов дает нам социальную структуру  общества. Социальные статусы связаны  социальными отношениями, личные статусы  связаны межличностными отношениями. Для социологии важно не то, в  какие личные отношения вступают люди, а то, как сквозь них проглядывает нечто более фундаментальное  – социальные отношения.

4. ФУНКЦИИ СОЦИОЛОГИИ

Питирим Сорокин обозначил  одну из основных функций социологии – практическую. Именно практическая функция выражает связь социологии с жизнью, с многообразной человеческой деятельностью.

Социология выполняет  многообразные функции, в которых  проявляются ее предназначение и  роль. В наиболее общем виде их можно подразделить на основные: теоретико-познавательную, практическую, политическую и идейно-воспитательную. Однако разграничение этих функций не должно быть излишне жестким, исключающим их взаимосвязь и взаимодействие.

Реализация теоретико-познавательной функции позволяет социологии расширить  и конкретизировать знание о сущности общества, его структуре, закономерностях, основных направлениях и тенденциях, путях, формах и механизмах его функционирования и развития. Обогащение научного социологического знания происходит как на основе внутреннего  совершенствования теоретической  социологии, так и в результате динамичного развития самого объекта  изучения этой науки – социальной действительности. Здесь особая роль принадлежит эмпирической социологии и непосредственно связанным  с ней специальным научным  теориям.

Практически-политическая функция  социологии связана с тем, что  данная наука не ограничивается познанием  социальной реальности. Опираясь на это, она вырабатывает предложения и  рекомендации для политики и практики, которые направлены на совершенствование  социальной жизни, повышение эффективности  управления социальными процессами. Социология не только описывает социальную жизнь, ее проявления в различных  сферах и на разных уровнях, но и  дает им оценку с позиции гуманизма, общечеловеческих ценностей. Обогащение и совершенствование выступают  не как самоцель, а как необходимая  предпосылка в дальнейшем осознании  себя во внешнем мире.

Не только фундаментальные, но и эмпирические и прикладные исследования подчеркивают особенно близкую связь  и тесное взаимодействие социологической  теории, социальной политики и практики. Прежде всего на основе эмпирических социологических исследований обнаруживаются социальное нездоровье общества, рост социальной напряженности и т. д., а в связи с этим должны вырабатываться политические и практические меры по их преодолению и предотвращению. Особенно большое значение имеют в этой связи социальное предвидение, планирование и прогнозирование как конкретные формы реализации практически-политической функции социологии. Поэтому выделяются и такие функции социологии: социальное проектирование и конструирование, управленческая функция, организационно-техническая функция.

Идейно-воспитательная функция  социологии находит свое выражение  в той роли, которую играют социологические  исследования и их результаты в воспитательной работе. Сама по себе социология как  наука нейтральна по отношению к  классам и другим социальным группам, к их интересам и целям. Однако сами эти классы и слои группы широко используют социологические исследования и их результаты.

11. ПОЗИТИВИСТСКАЯ СОЦИОЛОГИЯ ОГЮСТА КОНТА

Огюст Конт (1798–1857) – французский мыслитель, который считается основателем социологии. Первым предложил термин «социология».

Социология мыслилась  Контом как дисциплина, которая отражает реальность последней, научной стадии развития общества и позитивной стадии развития науки. Соответственно, и социология должна опираться на методы, типичные в большей степени для естественных наук: наблюдение, сравнение и, самое главное, эксперимент.

Конт рассматривал человеческое общество как организм, который существует по законам, аналогичным тем, которые  управляют природой и другими  организмами. На основании этого  он постулировал возможность изучения жизни общества при помощи методов  естественных наук.

Помимо чисто описательной и объясняющей функции, социология, с точки зрения Конта, должна выполнять  и функцию обоснования рационального, правильного государственного и  общественного порядка. Благодаря  этому можно избежать произвола  правителей, полагающихся на свои субъективные представления.

Полагая, что общество и  общественные явления должны быть предметом  социологии, О. Конт считал, что социология должна изучать социальную статику  и социальную динамику. Изучая социальную статику, социология, по его мнению, должна открыть основные элементы структуры  общества в их взаимной связи и  определить общие условия гармонического отношения частей, образующих социальное целое.

О. Конт считал, что всегда должна существовать спонтанная или  сознательная кооперация этих частей, приводящая к социальной власти.

При рассмотрении конкретной структуры общества О. Конт исходит  из семьи, которую он считал основным элементом социальной структуры. В  ней человек живет как спонтанное социальное существо; семья представляет естественное состояние его социальности, и в ней господствуют отношения, которые можно считать естественной основой всех отношений в обществе.

Положительный вклад О. Конта  в развитие социологии заключается прежде всего в его убеждении, что ни одна отдельная общественная наука не может дать определенного знания об обществе в целом, поскольку каждая из них рассматривает социальные явления в их обособленности, а не взаимосвязи; кроме того, вклад О. Конта в развитие социологии связан с его попытками определить ее предмет и метод.

12. ОРГАНИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ ОБЩЕСТВА Г. СПЕНСЕРА

Виднейшим представителем натуралистической  ориентации в социологии был Герберт  Спенсер (1820–1903), чье учение получило название «социальный дарвинизм».

Эволюция – это универсальный  процесс, одинаково объясняющий  все изменения как природной всеобщности, так и самых частных социальных и личностных феноменов. Спенсер – сторонник так называемого организмического подхода к социальным фактам и рассматривает общество по аналогии с единым биологическим организмом. Он приравнивает общество к организму. В таком организме, как общество, Спенсер обнаруживает выделившиеся подсистемы, которые в свою очередь подразделяются дальше: внутренняя система выполняет задачу сохранения организма путем приспособления к условиям «пропитания»; внешняя система выполняет функции регулирования и контроля между подсистемами и в отношении окружающей систему среды; промежуточная система ответственна за распределение, транспортировку и коммуникацию. Спенсер считал, что эволюция любого организма:

1) тесно связана с его приспособлением к среде, т. е. в случае с обществом, к природе;

2) предполагает в первую очередь дифференциацию его органов и функций, а, следовательно, и его постоянное усложнение.

Изменение общества, его постепенная  дифференциация являются проявлением  социальной динамики, причем динамика понимается широко, так как включает не только состояние дисбаланса и  развития, но и состояние относительной  стабильности, когда процессы развития замедляются. Естественная структура  общества для Спенсера та, в которой  выделяются церковные, политические, профессиональные, семейные, промышленные институты общества.

Понятие «эволюция» в социологической  теории Спенсера играет важную роль при  объяснении не только изменения общества в целом, но и индивидуальных, частных, личностных феноменов.

Спенсер выделял два типа общества:

1) военное, т. е. основанное на принуждении и жестком социальном контроле;

2) индустриальное, представляющее больше свободы своим членам за счет ослабления централизации и контроля.

В отличие от военного общества индустриальное характеризуется большей  разнородностью, которая обеспечивает прогресс. Жесткий контроль и централизованное управление неблагоприятны для общества, так как они препятствуют его  развитию и ограничивают свободу  составляющих его индивидов.

Несмотря на то что теория Спенсера заимствовала некоторые идеи из эволюционной концепции Дарвина, он не считал, что жизнью общества управляет принцип «выживает сильнейший». Данный принцип, считал ученый, действовал лишь на примитивных стадиях развития общества. Для индустриального общества более характерен дух согласия, сотрудничества и альтруизма. Целей на этом этапе общественной жизни достигают силой убеждения, а не агрессией.

Во второй половине XX в. интерес к концепции Спенсера возродился в связи с возникновением таких направлений социологии, как системный анализ и структурный функционализм.

13. «ПОНИМАЮЩАЯ» СОЦИОЛОГИЯ М. ВЕБЕРА

М. Вебер (1864–1920) – немецкий социолог, основоположник «понимающей» социологии и теории социального действия, применивший ее принципы к экономической истории, исследованию политической власти, религии, права. Главной идеей веберовс-кой социологии является обоснование возможности максимально рационального поведения, проявляющегося во всех сферах человеческих взаимоотношений. Эта мысль Вебера нашла свое дальнейшее развитие в различных западных социологических школах и привела в 70-х гг. XX в. к своеобразному «веберовскому ренессансу».

М. Вебер ставит в качестве необходимой предпосылки социологии не общество, а отдельного осмысленно действующего индивида. Согласно Вебе-ру общественные институты (государство, право, религия и т. д.) должны изучаться социологией в той форме, в какой они становятся значимыми для отдельных индивидов. Он отрицал идеи, что общество первично в отличие от составляющих его индивидов, и «требовал» исходить в социологии из действий отдельных людей.

В этой связи можно говорить о методологическом индивидуализме Вебера.

Однако Вебер не остановился  на крайнем индивидуализме. Неотъемлемым моментом социального действия он считает  «ориентацию действующего лица на другого  индивида или окружающих его индивидов». В этой «ориентации на другого» получает свое признание и «социально общее», в частности «государство», «право», «союз» и т. д.

Отсюда «признание» –  «ориентация на другого» – становится одним из центральных методологических принципов социологии Вебера.

Социология, по Веберу, является «понимающей», поскольку изучает  поведение личности, вкладывающей в  свои действия определенный смысл. Действия человека обретают характер социального действия, если в нем присутствуют два момента: субъективная мотивация индивида и ориентация на другого (других).

По мнению Вебера, предметом  социологии должно стать не столько  непосредственное поведение индивида, сколько его смысловой результат, так как характер массового движения в большей мере определяется смысловыми установками, которыми руководствуются  составляющие эту массу индивиды.

При перечислении возможных  видов социального действия Вебер  выделяет четыре: ценностно-рациональное; целерациональное; аффективное; традиционное.

1. Ценностно-рациональное действие подчинено сознательной вере в этическую, эстетическую, религиозную или любую другую иначе понимаемую, безусловно, собственную самоценность определенного поведения, взятого просто как таковое независимо от успеха.

2. Целерациональное действие характеризуется ясным пониманием деятелем того, чего он хочет добиться, какие пути, средства для этого наиболее пригодны. Деятель просчитывает возможные реакции окружающих, как и в какой мере их можно использовать в своих целях.

3. Аффективное действие обусловлено чисто эмоциональным состоянием, осуществляется в состоянии аффекта.

4. Традиционное действие диктуется привычками, верованиями, обычаями. Оно осуществляется на основе глубоко усвоенных социальных образцов поведения.

14. СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ВОЗЗРЕНИЯ Э. ДЮРКГЕЙМА

Эмиль Дюркгейм (1858–1917) – французский социолог «классического периода», оказавший огромное влияние на становление социологии как автономной науки. Основные труды: «Общественное разделение труда», «Метод социологии», «Самоубийства», «Элементарные формы религиозной жизни».

Он полагал, что социология сможет стать наукой только в том  случае, если у нее будут собственные  предмет и метод.

Предмет социологии – это  социальные факты, которые составляют особую социальную реальность, имеющие  собственные качества и законы. Социальным фактом у него является любой социальный феномен, который накладывает определенные ограничения на действия индивида и  одновременно является внешним, объективным  по отношению к нему (не является результатом его субъективной мотивации). Примерами социального факта  могут служить закон, норма, язык, религиозные верования и обряды (то, что существует до индивида и помимо него). Именно социальные факты управляют человеком.

Информация о работе Шпаргалка по "Социологии"