Шпаргалка по "Социологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2013 в 17:25, шпаргалка

Описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по "Социологии"

Работа состоит из  1 файл

социология.docx

— 95.86 Кб (Скачать документ)

Место независимой, хорошо осведомленной  и критически настроенной публики  заняла неструктурированная и в  значительной степени безразличная масса.

Радикальные теоретики видят  угрозу качеству культуры не со стороны  этой массы, а со стороны упомянутой публики.

Наиболее четко это  выражено в определении «капиталистической индустрии культуры» Франкфуртской  школы критической теории, ибо  капиталистические средства массовой информации имеют способность управлять  вкусами, недостатками и потребностями  масс.

Однако консервативные и  элитарные теоретики культуры, возглавляемые  Ортегой-и-Гассетом (1930) и Т. С. Элиотом (1948), придерживаются противоположной точки зрения: благодаря возрастанию власти массы подвергают опасности творческие в культурном отношении элиты.

33. РАЗВИТИЕ И МЕХАНИЗМЫ РАСПРОСТРАНЕНИЯ КУЛЬТУРЫ

Социальная культура –  это регулятивный механизм, обеспечивающий взаимодействия, между людьми.

В культурологии принято  выделять следующие источники развития культуры:

1) инновацию как изобретение или выработку новых идей, образов, моделей или принципов действия, политических или социальных программ, нацеленных на изменение общественного бытия, выдвижение новых форм деятельности или организации общества;

2) обращение к культурному наследию, под которым следует понимать сумму всех культурных достижений данного общества, его исторический опыт, сохранившийся в арсенале общественной памяти, включая и подвергшееся переоценке прошлое. Такое наследие обладает вневременной ценностью для общества, так как к нему относятся достижения, которые сохраняют способность перехода к новым поколениям в новой эпохе;

3) заимствования (диффузионизм, распространение культуры). Если традиция – передача культуры из поколения и времени, то заимствования – это ее распространение в социальном или географическом пространстве, освоение тех или иных элементов культуры из одного общества как источника в другое как принимающее. Среди факторов, влияющих на характер займа культурных ценностей, их степень и эффективность, выделяют:

а) степень интенсивности контакта;

б) условия контакта;

в) состояние и степень дифференциации общества;

4) синтез – взаимодействие и соединение разнородных элементов, при котором возникают культурное явление, течение, стиль или модель социокультурного устройства, отличающиеся от обоих составляющих компонентов и имеющие собственное качественное содержание и форму. Распространение ценностей культуры осуществляется через общественную систему образования (общего, специального, политического, художественного и т. д.). От степени развития и качественных характеристик данной системы во многом зависят уровень духовной жизни общества и состояние кадров производства. Важную роль играют средства массовой информации.

Важным механизмом распространения  культуры является тиражирование, в  ходе которого уникальный образец воспроизводится  во многих экземплярах.

Распределение многообразной  духовной деятельности членов общества по различным родам и видам  делает необходимым обмен элементами культуры, осуществлению которого способствуют духовное общение людей, обмен опытом, достижениями науки. Важны коммуникативное  сохранение и передача информации, составляющей достижения культуры. В  этой связи используются устные, письменные, аудио-визуальные или электронные типы передач. Разработчик общей теории коммуникаций – социолог и культуролог Г. Мак-луэн. По его концепции именно развитие коммуникативных средств определяет и общий характер культуры, и смену исторических эпох. Безусловно, здесь трудно переоценить важность введения письменности. Во-первых, она служила сохранению прошлого опыта знаний. Во-вторых, возникла возможность принятия новых элементов.

34. КУЛЬТУРА КАК ФАКТОР СОЦИАЛЬНЫХ ИЗМЕНЕНИЙ

Культура – это освоение, совершенствование всего того, что  человек находит естественно  данным, стихийно возникшим в природе  и обществе, в себе самом; все созданное  разумом и руками человека. Культура представлена в продуктах материального  и духовного труда, в нормах и  ценностях, существующих в обществе.

Культура не существует без  человека. Он осваивает ее через  ценности, язык, общение, воспитание. Именно приобщение человека к культуре определяет степень его развития. Человек  осваивает нормы, обычаи, но в то же время и изменяет культуру.

В культуре существуют различные  сферы отношений. Особое место занимают моральные и эстетические аспекты. Мораль определяет человеческие положения  «плохо – хорошо», причем для разных народов и в разное время моральные  принципы различны. Моральные аспекты  общества на протяжении столетий очень  изменились (например, институт семьи  и брака – сегодня гражданский  брак считается нормальным, но этого  не было какое-то время назад, а для  отдельных народов и сегодня  считается аморальным).

Культурные нормы и  правила поведения людей тоже складываются на протяжении столетий, передаются от поколения к поколению, но тоже претерпевают определенные изменения. Знание о культуре приобретается  путем сложного процесса, который в сущности является социальным по своему происхождению. Люди действуют на основе культуры и подвергаются ее обратному воздействию, а также порождают ее новые формы и значения. Поэтому культуры характеризуются историческим характером, относительностью и многообразием. Они подвергаются влиянию изменений в экономической, социальной и политической организации общества. Кроме того, люди культурно трансформируются благодаря уникальной способности быть рефлективными.

Нормы культуры изменчивы, так  как сама культура носит открытый характер и отражает все те изменения, что происходят в обществе, т. е. культура содержит в себе и устойчивые, и изменчивые моменты. Устойчивыми являются традиции – те ценности, обычаи, обряды, которые передаются поколениям. Благодаря им общество продолжает развиваться, уже опираясь на имеющийся человеческий опыт.

Традиции общества нельзя грубо разрушить. Но и не обновляясь культура тоже не может существовать. Единство традиций и обновления – универсальная характеристика любой культуры.

Не всегда все новое  становится частью культуры, оно должно стать общественным, получить отзыв  в сердцах людей. Хотя признание  чего-то нового не обязательно происходит «здесь и сейчас», это может произойти  и по истечении столетий. Все новое  проверяется временем, оценивается  поколениями людей.

Современное общество пронизано  новизной, каждый пытается стать создателем нового, войти в историю и культуру.

Развитие культуры – очень  противоречивый процесс. Обновление в  культуру вносит мода, которая олицетворяет изменчивость, непрерывную смену  культурных образцов и норм.

Россия с ее огромным количеством  народов впитала в себя разные религиозные, нормативно-ценностные, культурные образцы. Формируются разные типы людей  со своим специфическим мышлением, ценностными ориентациями.

Таким образом, культура (ее обновление) является одним из факторов, благодаря которым происходят социальные изменения в обществе.

35. КУЛЬТУРНЫЕ УНИВЕРСАЛИИ

Культура – это творение человека и использование символов, поделок. Культура может пониматься как «жизненный путь» всего общества, и это будет включать нормы  обычаев, одежды, языка, ритуалов, поведения  и систему убеждений. Социологи  подчеркивают, что поведение человека – это прежде всего результат не столько природы (биологических детерминантов), сколько воспитания. Человеческое поведение фактически не может существовать вне влияния культуры. То, что первоначально кажется естественной особенностью нашей жизни, – сексуальность, старение, смерть, – сделала значимым культура и ее преобразующее влияние. Даже потребление продовольствия, при очевидной естественности, пронизано культурными значением и обычаями.

Культурные универсалии  – это такие нормы, ценности, правила, традиции и свойства, которые присущи  всем культурам, независимо от географического  места, исторического времени и  социального устройства общества.

Культура рассматривается  в социологии как сложное динамичное образование, имеющее социальную природу  и выражающееся в социальных отношениях, направленных на создание, усвоение, сохранение и распространение предметов, идей, ценностных представлений, обеспечивающих взаимопонимание людей в различных  социальных ситуациях.

Объектом социологического исследования являются конкретное распределение  существующих в данном обществе форм и способов освоения, создания и  передачи объектов культуры, устойчивые и изменчивые процессы в культурной жизни, а также обусловливающие  их социальные факторы и механизмы. В этом контексте социология изучает  широко распространенные, устойчивые и повторяющиеся во времени многообразные  формы отношений членов социальных общностей, групп и общества в  целом с природным и социальным окружением, динамику развития культуры, которая позволяет определить уровень  развития культуры сообществ и, следовательно, говорить об их культурном прогрессе  и регрессе.

Каждое конкретное сообщество (цивилизация, государство, народность и т. д.) создает на протяжении многих веков свою собственную культуру, которая сопровождает индивида на протяжении всей его жизни и передается из поколения в поколение. В результате возникает множество культур. Перед социологами встает проблема определить, существует ли что-либо общее в человеческой культуре или, выражаясь научным языком, существуют ли культурные универсалии.

В 1959 г. американский социолог и этнограф Джордж Мердок выделил более 70 универсалий – общих элементов всех культур: возрастная градация, спорт, нательные украшения, календарь, соблюдение чистоты, общинная организация, приготовление пищи, кооперация труда, космология, ухаживание, танцы, гадание, разделение труда и т. д.

Культурные универсалии  возникают потому, что все люди, в какой бы части света они  ни жили, физически устроены одинаково: они имеют одни и те же биологические  потребности и сталкиваются с  общими проблемами, которые ставит перед человечеством окружающая среда.

Люди рождаются и умирают, поэтому у всех народов существуют обычаи, связанные с рождением  и смертью. Поскольку они живут  совместной жизнью, у них появляются разделение труда, танцы, игры, приветствия  и т. п.

41. СОЦИАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ

Социализация – процесс  формирования личности, в ходе которого индивид усваивает умения, образцы  поведения и установки, свойственные его социальной роли.

Данный процесс не следует  понимать как механическое перенесение  извне вовнутрь, поскольку в ходе социализации человек преобразует  ценности своего окружения в свои собственные.

Социализация включает в  себя как стихийное, так и целенаправленное воздействие. В последнем случае это воспитание, которое противопоставляется  собственно социализации.

Процесс социализации проходит стадии, которые называют еще основными  жизненными циклами. Это детство, юность, зрелость и старость. По степени  достижения результата или завершенности  процесса социализации можно выделить начальную, или раннюю, социализацию, охватывающую периоды детства и  юности, и продолженную, или зрелую, социализацию, охватывающую два других периода.

Существует два понимания  социализации:

1) социализация может рассматриваться как процесс усвоения социальных норм, в ходе которого индивид превращает внешние нормы, навязанные ему окружением, во внутренние, которым он подчиняется добровольно. Другими словами, личность делает нормы частью своего «я»;

2) социализация может рассматриваться также как важная составляющая социального взаимодействия: индивиды стремятся повысить самооценку, приводя свои действия в соответствие с ожиданиями других, и благодаря этому стремлению они социализируются.

Выделяются следующие  стадии социализации:

1) первичная социализация, или стадия адаптации (от рождения до подросткового периода ребенок усваивает социальный опыт некритически, адаптируется, приспосабливается, подражает);

2) стадия индивидуализации (проявляется желание выделить себя среди других, критическое отношение к общественным нормам). В подростковом возрасте стадия индивидуализации, самоопределения характеризуется как промежуточная социализация, так как мировоззрение и характер подростка пока еще неустойчивы. Юношеский возраст (18–25 лет) характеризуется как устойчиво-концептуальная социализация, когда вырабатываются устойчивые свойства личности;

3) стадия интеграции (появляется желание найти свое место в обществе). Интеграция проходит благополучно, если свойства человека принимаются группой, обществом. В обратном случае невозможны следующие исходы:

а) сохранение своей непохожести и появление агрессивных взаимодействий с людьми и обществом;

б) изменение себя;

в) конформизм, внешнее соглашательство, адаптация;

4) трудовая стадия социализации охватывает весь период зрелости человека, весь период его трудовой деятельности, когда человек не только усваивает социальный опыт, но и воспроизводит его за счет активного воздействия человека на среду через свою деятельность;

5) послетрудовая стадия социализации рассматривает пожилой возраст как возраст, вносящий существенный вклад в воспроизводство социального опыта, в процесс передачи его новым поколениям.

42. ПОНЯТИЯ «СОЦИАЛЬНЫЙ СТАТУС» И «СОЦИАЛЬНАЯ РОЛЬ»

В противоположность макросоциологическому взгляду «сверху вниз» микросоциология рассматривает проблематику личности непосредственно в поле межличностного взаимодействия. Поэтому и процесс очеловечивания (социализации), и процедуры встраивания личности в разнообразные общности и структуры здесь рассматриваются преимущественно сквозь призму ролевых концепций.

В социальной системе каждый человек занимает несколько позиций. Каждая из этих позиций, предполагающая определенные обязанности, называется статусом. Человек может иметь  несколько статусов. Однако чаще всего  только один из них определяет его  положение в обществе. Такой статус называется главным, или интегральным. Главный статус чаще всего обусловливается  должностью человека и отражается как  во внешнем поведении (одежде, лексиконе  и др.), так и во внутренней позиции (установках, ориентациях, мотивациях и т. д.). Социологи различают следующие статусы:

Информация о работе Шпаргалка по "Социологии"