Шпаргалки по "Социологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 13:16, шпаргалка

Описание

1. Предмет и функции социологии. Социология, как и любая другая наука, предстает в виде системы знаний, т.е. системы понятий (категорий, концептов), принципов, законов, теорий, отображающих, описывающих, объясняющих тот или иной фрагмент объективной реальности (объект социологии - общество, человек и т.д.). Сама система понятий («социальная система», «социальная структура», «социальные отношения», «социальный статус», «социальный институт», «социальная организация», «социальная роль», «социализация» и др.), выделяющая особый аспект объективной реальности, может быть определена как предмет социологии или «социальное»

Работа состоит из  1 файл

билеты соц.doc

— 368.00 Кб (Скачать документ)

1. Предмет и функции социологии. Социология, как и любая другая наука, предстает в виде системы знаний, т.е. системы понятий (категорий, концептов), принципов, законов, теорий, отображающих, описывающих, объясняющих тот или иной фрагмент объективной реальности (объект социологии - общество, человек и т.д.). Сама система понятий («социальная система», «социальная структура», «социальные отношения», «социальный статус», «социальный институт», «социальная организация», «социальная роль», «социализация» и др.), выделяющая особый аспект объективной реальности, может быть определена как предмет социологии или «социальное». Социальное - это постбиологические условия бытия человека, возникающие в ходе взаимодействия людей. Метод в социологии - это система принципов и способов построения социологического (эмпирического и теоретического) познания, обеспечивающая знания об обществе и о социальном поведении индивидов. Являясь частью научного (социально-гуманитарного) знания, социология испытывает на себе влияние других социально-гуманитарных (психологии, истории, политологии и др.) и естественнонаучных дисциплин (биологии, медицины, математики и др.). В характеристике современного научного знания принято использовать термин «парадигма». В социологии парадигма может быть определена как общие представления о характере социальной реальности, общие принципы ее объяснения, образец, на который ориентируется исследователь. По общенаучным парадигмам выделяют: классическую, неклассическую и постнеклассическую социологии. Современной социологии присущ многовариантный, полипарадигмальный характер. Современная социология представляет разветвленную систему знаний. Уровни социологического знания представлены: эмпирической социологией (устанавливает и обобщает социальные факты), теориями среднего уровня (призваны обобщать и структурировать эмпирические данные), теоретической социологией (создает теории, раскрывающие универсальные закономерности и принципы построения различных социальных систем). Различают также макросоциологию и микросоциологию. Макросоциология - область развития социологии, охватывающая общественные мировые системы и их взаимодействие, различные типы культур, социальные институты и общественные структуры, глобальные процессы и общество как целостный социальный организм, его функционирование и изменение. Микросоциология - область развития социологии, охватывающая социальное поведение, межличностные отношения, мотивации действий, стимулы групповых поступков, социализацию и индивидуализацию личности. Социологическое знание становится фактором, влияющим на общество. Социология представляет важную информацию для принятия решений по вопросам социальной политики. Социологам принадлежит ведущая роль в изучении общественного мнения, т.е. мнения населения о какой-либо общественной проблеме. Информацию о социальных фактах социологи собирают, используя следующие основные етоды: опроса, анализа документов, наблюдения и др. Социология выполняет следующие функции: познавательную - всестороннее научное исследование общества, элементов его структуры, общественных процессов и явлений, выявление и формулирование социальных законов, построение социологической теории; управленческую - поиск разумных способов решения общественных проблем и проблем, которые возникают в результате того или иного воздействия на общество; рогностическую - выработка кратко-, средне- и долгосрочных прогнозовотносительно перспектив будущего развития общества, тех или иных общественных структур и процессов, а также возможных последствий принятия конкретных мер, направленных на регулирование общественных отношений; социального проектирования и конструирования - разработка научнообоснованных проектов и моделей общества, отдельных общностей или групп, имеющих те или иные социальные характеристики, в качестве экспериментальных или эталонных; мировоззренческую - формирование научно-социологического общественного мировоззрения; воспитательную - внедрение в массовое сознание определенных социокультурных ценностей и норм, ориентирующих индивидов на оптимальные для данной социокультурной системы общественные отношения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.Предыстория и социально-философские предпосылки социологии как науки.

В истории социального познания следует выделять два больших периода: донаучный ( с 1 т. л. до н. э. мысли об обществе встречались уже в письменных источниках Др. Египта, Вавилона, Индии, Китая) и научный (с сер. XIX в.). В первый период (период предыстории или предсоциологии) социальная мысль развивалась в рамках религиозных, утопических и философских учений. Наиболее развитые теории общества в древности появились в античной Греции. Так, Платон (проблемам общества посвятил следующие труды: «Государство», «Политик» и «Законы». Платон в этих произведениях установил: наличие в обществе разделения труда;значимость разделения труда для общества и человека; зависимость человека от общества;предвосхитил учение о классовой борьбе. Аристотель (384 - 322 гг. до н.э.) на основе изучения сведений и законов 158 государств написал трактат «Политика». Он один из первых подошел к пониманию причин неустойчивости политического устройства (неустойчивости социальных систем), вскрыл основные тенденции (закономерности), порождающие эту неустойчивость, выявил важнейшие элементы общества: семью, население, государство, частную собственность и др. Аристотель определил человека как «общественное животное». В Средние века социальные идеи развивал Фома Аквинский. Он написал трактат «О правлении государей». В нем он указывает на то, что люди по природе своей являются общественными существами. Государство - естественное и необходимое образование, стоит над сословиями и социальными слоями, служит защитой общих интересов.

В переходный период от Средних  веков к Новому времени следует  отметить ряд сочинений и трактатов, сыгравших важную роль в развитии социальной мысли, в подготовке условий возникновения социологии: Это - Т. Мора «Утопия» (1516 г) Т. Кампанелла «Город солнца» (1623 г.), Н.Макиавелли «Государь» (1532г) Жана Бодена «Шесть книг о республике» (1576г.). Важнейший вклад в становление и развитие социологии внесли выдающиеся социальные мыслители и философы Т Гоббс (1588 -1679 гг.), Д. Локк (1632-1704 гг.), Ж. Ж. Руссо (1712-1778 гг.), Г. В. Ф. Гегель (1770 -1830 гг.), большое значение имеет его понимание человека как деятельного существа. Необходимо отметить роль А. Сен-Симона (1760-1825 гг.), оказавшего значительное влияние как на К. Маркса, так и на О. Конта. Важный вклад в становление социологии как науки внесли труды, представителей так называемой классической политической экономии А.Смита (1723-1790 гг.) и Д. Рикардо (1772-1823 гг. В становлении социологии как науки различают: классический и неклассический этапы. В настоящее время некоторые исследователи выделяют появление постнеклассической (постмодернистской) науки и в рамках её, следовательно, постнеклассический этап социологии. Название этапов связано с выделением 3-х больших парадигм в естествознании. Однако хронологические рамки естественнонаучных периодов и социологии отличаются. В естествознании классический этап (XVII - XIX), неклассический (с I пол. XX), постнеклассический (современная наука). Считается, что социология в качестве самостоятельной науки как целостной системы сформировалась в середине XIX в. А в качестве основателей классической социологии, т.е. социологии, опирающейся на принципы классики, чаще всего называют: О. Конта, Г. Спенсера и К. Маркса. В качестве представителей неклассической социологии называют: Г. Зиммеля, М. Вебера, Э. Дюркгейма, В. Парето, Г. Моска. Постнеклассическая социология представлена следующими направлениями во второй половине XX в.: функционализм, конфликтологическая социология, символический интеракционизм, бихевиоризм, теория социального обмена, феноменологическая социология и др.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Социологический проект О. Конта.

Огюст Конт (1798–1857) – французский мыслитель, который считается основателем социологии. Первым предложил термин «социология».

Однако существует мнение, что первенство Конта во многом формальное и ограничивается лишь созданием термина; в этом случае действительными создателями социологии считают Т. Гоббса, Ш. Монтескье, Дж. Локка или социалистов (Сен-Симона, Фурье, Оуэна).

В общественной жизни указанным  стадиям соответствуют три другие: примитивная, промежуточная и научная.

Между историей науки и историей общества, с точки зрения Конта, существует очень тесная связь, поскольку первичным фактором в существовании общества является духовное, умственное развитие. На него оказывают влияние также раса, климат, средняя продолжительность жизни человека и связанный с ней прирост населения, которые вместе приводят к разделению труда и обусловливают развитие интеллектуальной сферы.

Социология мыслилась Контом как  дисциплина, которая отражает реальность последней, научной стадии развития общества и позитивной стадии развития науки. Соответственно, и социология должна опираться на методы, типичные в большей степени для естественных наук: наблюдение, сравнение и, самое главное, эксперимент.

Конт рассматривал человеческое общество как организм, который существует по законам, аналогичным тем, которые управляют природой и другими организмами. На основании этого он постулировал возможность изучения жизни общества при помощи методов естественных наук.

Помимо чисто описательной и  объясняющей функции, социология, с  точки зрения Конта, должна выполнять и функцию обоснования рационального, правильного государственного и общественного порядка. Благодаря этому можно избежать произвола правителей, полагающихся на свои субъективные представления.

Полагая, что общество и общественные явления должны быть предметом социологии, О. Конт считал, что социология должна изучать социальную статику и социальную динамику. Изучая социальную статику, социология, по его мнению, должна открыть основные элементы структуры общества в их взаимной связи и определить общие условия гармонического отношения частей, образующих социальное целое.

О. Конт считал, что всегда должна существовать спонтанная или сознательная кооперация этих частей, приводящая к социальной власти.

При рассмотрении конкретной структуры  общества О. Конт исходит из семьи, которую он считал основным элементом социальной структуры. В ней человек живет как спонтанное социальное существо; семья представляет естественное состояние его социальности, и в ней господствуют отношения, которые можно считать естественной основой всех отношений в обществе.

Положительный вклад О. Конта в  развитие социологии заключается прежде всего в его убеждении, что  ни одна отдельная общественная наука  не может дать определенного знания об обществе в целом, поскольку каждая из них рассматривает социальные явления в их обособленности, а не взаимосвязи; кроме того, вклад О. Конта в развитие социологии связан с его попытками определить ее предмет и метод.

О. Конт (1798-1857) ввел в научный оборот термин «социология» и определил социологию (социальную физику) в качестве венца всей системы наук. Основная идея О. Конта отделить науки от «метафизики» и богословия. Социальная теория О. Конта состоит из двух частей: 1) социальной статики и 2) социальной динамики. Основное внимание он уделяет «социальной динамике», потому что «социальная статика» описывает законы существования, а «социальная динамика» - законы и этапы изменения общества. Изучение динамики важно, так как она способствует реформам и помогает исследовать естественные изменения, происходящие в результате распада или переустройства социальных структур. Первичным фактором «социальной динамики», т.е. изменений развития общества, он считает духовное умственное развитие, к вторичным он относит: климат, расу, среднюю продолжительность человеческой жизни, прирост населения. Кроме того, О. Конт считал, что человеческое сознание проходит три фазы развития: теологическую, метафизическую и позитивную. Теологическая и метафизическая стадии опирались на умозрительное знание, не подкрепляемое фактами и их анализом, которое не возможно ни опровергнуть, ни проверить. Этим двум стадиям О. Конт противопоставляет позитивную стадию, которая характеризуется активным использованием научных методов анализа. Социология мыслилась как дисциплина, отражающая реальность последней научной стадии развития общества и позитивной стадии развития науки. Соответственно социология и должна опираться на методы характерные для естествознания и отвечать на вопрос: «как?» в отличие от теологии и метафизики, которые отвечают на архаичные вопросы «почему?» и «зачем?».

4. Классические социологические теории. В учебной и научной литературе по СОЦИОЛОГИИ понятие «классик» может быть использовано двояко: во-первых, как определение ученого, внесшего выдающийся вклад в развитие социологии, и, во-вторых, как указание на использование исследователем преимущественно методологии классической парадигмы. Так как развитие социологии XX века во многом исходило из социологического наследства, оставленного Марксом, Вебером, Дюркгеймом, их и еще некоторых других социологов принято называть классиками социологии в первом смысле.

Главным вкладом К. Маркса в развитие социологии считается научный анализ социальной структуры современного ему капиталистического общества. К Маркс и Ф. Энгельс рассматривали общество как качественно отличную от природы часть мира. Подчеркивали приоритетную роль экономического фактора в развитии общества и создали учение об общественно-экономической формации как единице измерения общественного развития. Они указывали на ведущую роль интересов больших социальных групп (классов, наций) - теория классовой борьбы и учение о диктатуре пролетариата. Трудящиеся массы рассматриваются в качестве движущей силы социального прогресса. Вклад Маркса в области анализа классов и социальных изменений сохраняет значение и в настоящее время.

Основная идея М. Вебера состоит в том, что важнейшей задачей науки является

понимание социальных процессов и их научное объяснение. Суть «понимания», состоит в умении исследователя интерпретировать объективные мотивы индивидуального действия. Это предполагает понимание следующего: при помощи каких осмысленных действий люди осуществляют свои намерения, как и почему им это удается; какие последствия имеют их действия для осмысленного поведения других людей; каковы субъективные мотивы их деятельности. В центре его теории понятие «социальное действие». Социальное действие, по его мнению, есть элементарная частица человеческого поведения, которая характеризуется: осмысленностью с точки зрения целей и средств их достижения; ориентацией на других людей, учитывающей влияние на них и их ответную реакцию. М. Вебер выделил четыре идеальных типа социального действия: целерациональное - направленное на достижение какой-либо рациональной цели; ценностнорациональное - основанное на вере в этическую, общественную, религиозную и иную ценность данного действия; аффективное - эмоциональное, основанное на чувствах, а не разуме; традиционное - обыденное, производимое в силу традиции, обычая, привычки. Ему удалось проанализировать связь хозяйственной жизни общества, материальных и идеологических интересов различных социальных групп. По Веберу, идеологические (религиозные) ценности могут быть мощной силой влияния на социальные изменения.

Концепция Э. Дюркгейма получила название социальный реализм. Научные взгляды этого исследователя существенно отличаются от взглядов основоположника социологии О. Конта. Сущность социального реализма, по мнению Э. Дюркгейма, состоит в том, что природу социальных явлений следует объяснять социальными фактами, под которыми он понимал идеи, нормы, ценности, вырабатываемые коллективным сознанием людей и принудительно воздействующие на их поведение. Данная мысль созвучна идеям К. Маркса об особенностях методологии социальных наук в отличии от естественных. Важнейшими признаками социальных фактов являются: их объективное существование по отношению к отдельным индивидам; их принудительное воздействие на индивидов, которое осуществляется через социальные институты (семья, религия, право и т.д.). Э. Дюркгейм также является основоположником научного метода в социологии, сущность которого состоит в рационалистическом, то есть, строго логическом объяснении всех явлений общественной жизни. Э. Дюркгейм считал, что общество - это надиндивидуальное бытие, потому что, объединяясь в группы, люди подчиняются правилам и нормам, которые он называет «коллективным сознанием». Его идеи лежат в основе современного структурно-функционального анализа.

Информация о работе Шпаргалки по "Социологии"