Шпаргалки по "Социологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 13:16, шпаргалка

Описание

1. Предмет и функции социологии. Социология, как и любая другая наука, предстает в виде системы знаний, т.е. системы понятий (категорий, концептов), принципов, законов, теорий, отображающих, описывающих, объясняющих тот или иной фрагмент объективной реальности (объект социологии - общество, человек и т.д.). Сама система понятий («социальная система», «социальная структура», «социальные отношения», «социальный статус», «социальный институт», «социальная организация», «социальная роль», «социализация» и др.), выделяющая особый аспект объективной реальности, может быть определена как предмет социологии или «социальное»

Работа состоит из  1 файл

билеты соц.doc

— 368.00 Кб (Скачать документ)

Глобализация – процесс все  возрастающего воздействия различных  факторов международного значения (например, тесных экономических и политических связей, культурного и информационного  обмена) на социальную действительность в отдельных странах. Глобализация - изменение всех сторон жизни общества под влиянием общемировой тенденции к взаимозависимости и открытости. Сегодня уже нельзя не принимать во внимание феномен всемирного расширения следующих ценностей: права человека, демократия, рыночное общество, материальное благополучие, потребительская культура, досуг и его осуществление. Следует учитывать диффузию западной цивилизации на Восток и распространение парадигм Востока на Западе. В сфере экономики глобализация проявилась в образовании таких финансовых организаций, как Международный валютный фонд, Международный банк реконструкции и развития, а также транснациональных корпораций; в сфере политики - в образовании таких организаций как ООН, ЮНЕСКО, а также появлении разнообразных военных блоков. А в сфере культуры - это прежде всего унификация стиля жизни вследствие развития средств связи. Глобализацию трудно оценить однозначно. Положительным является то, что данный процесс помогает быстро и эффективно решать проблемы, возникающие в результате катастроф, стихийных бедствий, эпидемий, дают людям доступ к благам о которых они ранее даже не знали. Отрицательным является то, что неповторимые культурные организмы теряют свою специфичность жизнь становится все более однообразной во всем мире, развитые государства под видом упрочения международных связей превращают другие государства в сырьевые придатки и источник дешевой рабочей силы.Самый мощный фактор глобализации – экономический, проявляющийся в наличии транснациональных корпораций, действующих одновременно во многих странах и использующих новые исторические интересы в своих интересах.

 

10. Социальные группы и общности.

Социальные группы и общности –  это такие объединения людей, которые способствуют удовлетворению потребностей этих людей в результате совместных действий. Люди осознанно объединяются, реально понимая, что совместными усилиями они добьются больших результатов, нежели каждый в отдельности. В любом обществе есть много таких групп и общностей. Есть три основных признака, определяющих суть этих объединений:

1) группы и общности – это органически целостный механизм;

2) устойчивость и определенность границ таких объединений – стабильность существования;

3) в группах и общностях существуют определенные социальные отношения, которые определяют социальные ценности определенных масс людей. Но все же необходимо разграничивать понятия «социальная группа» и «социальная общность».

Социальные группы более стабильны  и устойчивы, сплоченны и однородны, нежели социальные общности. Для социальных общностей характерны неустойчивость состава, неопределенность границ. По количественному составу они могут быть от двух и до бесконечности числа людей; по продолжительности существования – от нескольких минут и до столетий; по сплоченности – от аморфных образований до коллектива. Примером социальных общностей являются политические движения,спортивные, любительские объединения.

Можно сделать вывод, что не любое  сплочение и объединение людей  можно назвать социальной группой. Поэтому такие объединения –  кратковременные, неустойчивые (толпа, очередь) – называют квазигруппами.

Разные социологи рассматривали социальные группы, Р. Мертон выделял три важных признака социальной группы:

1) взаимодействие людей в этом объединении;

2) понимание людьми своей принадлежности к определенной группе;

3) признание принадлежности других людей к этой группе.

Социальные группы (общности) по численности бывают: малые (2-15 человек) и большие. Малые группы, несмотря на свой малочисленный состав, очень устойчивы, ее члены имеют процент совпадения норм и ценностей. Большие социальные группы носят и непосредственный, и опосредованный характер (территориальные, национальные). Можно сказать, что размер группы влияет на их функционирование.

Также существуют первичные (семья, друзья) и вторичные (политические, экономические) социальные группы. Первичные характеризуются  межличностным взаимодействием, а вторичные – безличностным, которое направлено на достижение конкретных целей этой группы людей.

И хотя в современном мире все  больше возрастает господство вторичных  групп, первичные все равно играют очень важную роль.

По социальному положению различают следующие социальные группы:

1) социально-классовые;

2) социально-демографические (мужчины, женщины, дети, родители и т. д.);

3) этносоциальные (нации, племена);

4) социально-территориальные (город, деревня);

5) социально-профессиональные и др.

В некоторых обществах большую  роль играют религиозные группы.

Существует великое множество  социальных групп и общностей, и  их особые свойства проявляются при  взаимодействии с другими элементами общественной структуры – социальными  институтами и организациями.

 

 

 

 

 

 

 

11. Виды общностей и групп. Различают квазигрупповые и групповые общности. Квазигрупповые характеризуются: аморфностью (рыхлой структурой); неупорядоченностью, случайным характером образования; ситуативным способом существования; открытостью, размытостью границ; межгрупповой природой (гетерогенностью). Примеры: аудитория, толпа, очередь и т.д. Группы или групповые общности подразделяются на малые и большие. Групповым общностям свойственны: целостность, органический характер, определённость и устойчивость границ (относительно высокая стабильность); способность осуществлять многообразные виды деятельности; выраженная гомогенность (однородность) состава (наличие признаков, присущих всем индивидам); вхождение в более широкие общности в качестве их структурного образования. Основные виды больших групп: демографические, этнические, социально- классовые, профессиональные, территориальные и др. Самой большой общностью современности является общество как мировая система. Демографические общности в совокупности образуют демографическую структуру, составной частью которой является тендерная структура, отражающая социальные отношения между мужчинами и женщинами в обществе. Демографические общности - группы, различающиеся по полу, возрасту, семейному положению. Группы: мужчины, женщины, дети, молодёжь, взрослое население, старики. Этнические общности - совокупность различных этносов. Этнос - совокупность индивидов, обладающих общими чертами и стабильными особенностями культуры, включая язык и психологический склад, а также осознанием своего единства и отличия от других подобных образований (самосознанием). Этнические общности: этнографические группы, народности, племена. Совокупность классов и классоподобных групп образуют социально-классовую структуру общества. Основания, по которым отличают один класс от другого: отношение к собственности (К. Маркс); отношение к власти (Р. Дарендорф); отношение к группе признаков - богатство - власть - престиж (М. Вебер). Социально-территориальные общности - совокупность людей, объединённых единством отношения к определённой территории: двор (дом) - хутор - деревня (село, станица, аул), район (сельский) - город - область (край) - республика - регион - страна. «Общество» и «цивилизация» являют примеры самых крупных общностей: супер-общностей, макро-общностей.

 

12. Общность и личность Общественное состояние - естественное состояние человека. На это указывал ещё Аристотель, определяя человека как «политическое животное». С рождения человек получает телесную ориентацию, в которой запрограммирована возможность его универсального социально-деятельного развития. Человек - это социальное или природно-социальное существо; индивид - это единичный представитель человеческого рода, семьи, общности; личность - конкретное выражение сущности человека, совокупность социально значимых черт, качеств, отношений индивида; индивидуальность - уникальное выражение личностных качеств. По К. Марксу, сущность человека не есть абстракт, присущий отдельному индивиду, в своей действительности она есть совокупность всех общественных отношений. Компоненты социальной структуры личности: 1. Память - система знаний, интегрированных личностью. 2. Культура - совокупность социальных норм и ценностей, которыми индивид руководствуется в своей деятельности. 3. Деятельность - определяется образом жизни личности. 4. Убеждения - стереотипы или стандарты (образцы поведения), при помощи которых человек проявляет свои социальные качества. Стереотипы усваиваются под влиянием его социального окружения. Обладание этими компонентами обеспечивается процессом социализации личности. Социализация личности - это процесс интеграции индивида в общество, в различные типы общностей.

Общность - составляющая среды социализации. Механизм социализации состоит в усвоение элементов культуры, социальных норм и ценностей общности (общностей), которые окружают индивида. Культуры общностей (семьи, малой группы, класса, этноса и т.д.) выступают основой формирования социально значимых черт личности. В процессе социализации выделяют две фазы: социальная адаптация и интериоризация. Социальная адаптация - приспособление индивида к социально-экономическим условиям, к ролевым функциям, социальным нормам общностей. Интериоризация - процесс превращения внешних требований (норм, ценностей и т.д.) во внутренние мотивы поведения человека внутри общности (общностей) - социальной среде. Но личность не растворяется в социальной среде, модифицирует нормы и ценности культуры общностей своим индивидуальным их восприятием и наложением на них своего опыта. Возникает диалог личности и общности (общества). (См. вопросы: 25 и 28).

 

 

 

13. Малые группы и коллективы

Непосредственным проводником  влияния общества и больших социальных групп на индивида (как в общем  и наоборот: индивида на общество) является малая группа . Она представляет собой небольшое объединение людей (от 2 – 3 до 20 – 30 человек) , занятых каким-либо общим делом и находящихся в прямых взаимоотношениях друг с другом. Малая группа представляет собой элементарную ячейку общества. В ней человек проводит большую часть своей жизни.

Малые группы - группы людей, в которых  общественные отношения выступают в форме непосредственных личных контактов (Г: Андреева).      

  Малую группу характеризует психологическая  и поведенческая общность ее членов, которая выделяет и обособляет группу, делает ее относительно автономным социально-психологическим образованием. Малая группа принимает различные формы: диада, триада, разветвленные и многоярусные образования( семья, компания друзей, студенческая группа, бригада, спортивная команда, рота, взвод и т.д.). В структуре малой группы выделяют: лидера, ядро (авторитетные лица), рядовых членов группы и аутсайдеров. Малая группа выступает как первичная организация людей. По характеру объединения людей в малые группы выделяют следующие их виды: диффузная группа (на основе личных симпатий, например, приятельский коллектив); ассоциация (на основе лично значимых целей, например, объединение охотников, рыболовов и т.д.); корпорация (на основе частно-групповых интересов, например, промышленники, банкиры и т.д.). Группы, сплотившиеся вокруг общих целей, общих ценностей, норм и традиций, становятся коллективами. Различают коллективы - первичные и вторичные: первичные обладают признаками малых групп, вторичные представляют разветвленную систему первичных коллективов.

 

 

14. Социальная организация Большая часть групп существует в виде организаций. Организация - это система отношений, объединяющих некоторое множество индивидов для достижения определённых целей. Социальная структура организации - это целерациональное взаимодействие ее подсистем, индивидов и социальных групп, которые обеспечивают достижение ею цели, что свидетельствует о ее самоорганизационной природе. Формирование человеческих организаций - социальный процесс. Организация обеспечивает эффект приращения, концентрацию усилий в ходе совместной деятельности, который называют синергией. Признаки организации (существенные): наличие цели, конкретно воплощаемые отношения общественной власти, совокупность функционирования статусов и ролей, иерархия, правила, регулирующие отношения между ролями, формализация значительной части отношений и целей. Функция организации - упорядоченность действий её членов. По формам различают: деловые организации (предприятия и учреждения), общественные союзы, промежуточные формы организаций (кооперативы), ассоциативные (семья, научная школа, неформальная группа), поселения. В целях эффективности работы организаций ими осуществляется руководство. Существует несколько базовых моделей управления организациями: директивный, демократический и пассивный. Директивный (автократический) предполагает, что руководитель держит дистанцию, избегает неформальных контактов; берет на себя всю полноту власти и ответственности за все, происходящее в организации; лично контролирует весь объем отношений, стараясь влиять не только на результат, но и на процесс; решения принимает единолично; работники получают лишь самую необходимую информацию. Демократический (коллегиальный) предполагает ориентацию как на формальные, так и на неформальные отношения с подчиненными; руководитель поддерживает товарищеские отношения, не допуская фамильярности; стремится разделить власть между собой и подчиненными; при принятии решений учитывает мнение коллектива; стремится контролировать только конечный результат, не вдаваясь в подробности процесса; работники получают достаточно полную информацию о своем месте в выполнении общего задания, о перспективах своего коллектива. Пассивный (попустительский) предполагает максимально неформальные отношения с сотрудниками, руководитель предоставляет подчиненным полный простор деятельности; решения принимаются коллегиально; руководитель включается в производственный процесс, осуществляет контроль, стимулирует работу лишь в случае необходимости.

 

15. Социальные движения Социальные движения - совокупность коллективных действий, направленных на поддержку социальных изменений или поддержку сопротивления социальным изменениям в обществе или социальной группе. Это определение объединяет: политические, религиозные, национальные, классовые (рабочее, крестьянское и т.п.), молодежные, экологические, антиглобалистские, феминистские и др. движения. Социальные движения обладают признаками квазигрупповой общности, проходят ряд стадий (беспокойства, возбуждения, формализации и институализации). Прослеживается связь социальных движений с социальными изменениями прослеживается. Она заключается в том, что целью социальных движений является утверждение в общественную жизнь каких-либо новых элементов (новых законов, отношений, привычек), либо отрицание (приостановка, предотвращение или обращение вспять) существующих элементов (загрязнения окружающей среды, роста преступности). Социальные движения приводят к социальным изменениям, это их конечная и главная цель. Исследователи особо подчеркивают роль СМИ в процессе появления и функционирования современных социальных движений, потому что они формируют общественное мнение, которое позволяет гражданам выйти за пределы личного мира, обратиться к опыту других людей. Средства массовой информации создают возможности для сравнения собственной жизни с жизнью других. Люди обнаруживают, что лишены многих благ, приобретают психологическую готовность к участию в социальных движениях. Через СМИ граждане узнают о политических взглядах и желаниях других людей, благодаря чему формируется солидарность, выходящая за узкие локальные рамки.

 

16. Социальное неравенство Социальное неравенство - положение, при котором люди не имеют равного доступа к социальным ценностям. Неравенство отчетливо проявляется в более крупных и сложных обществах. В основе функционалистских теорий лежит идея о том, что некоторые виды деятельности общество ценит выше, чем другие. Сторонники конфликтологических теорий полагают, что неравенство вызвано более выгодным положением тех, кто контролирует общественное богатство. В европейской традиции было выработано несколько теорий социального неравенства. Наибольшую известность получили теория классов и теория элит. Понятие класса было введено и разработано экономистами и философами (А. Смит, К-А Сен-Симон, Ф. Гизо и др.) еще в XVIII в. Но подлинным смыслом его нагрузил только К. Маркс. Его теория объясняет социальное неравенство при помощи понятия конфликта. Один класс занимает господствующее положение и владеет средствами производства, а так же другим эксплуатируемым классом. Это положение вещей можно изменить, если сам эксплуатируемый класс объединит свои усилия и совершит революцию. В теории М. Вебера основное отличие от Маркса заключается в том, что класс не является субъектом действия и классы возникают только в капиталистическом обществе. Он не предложил четкой классовой структуры, но ее можно реконструировать: рабочий класс, лишенный собственности; мелкая буржуазия; технические специалисты и интеллигенция; администраторы и менеджеры; владельцы средств производства. Теория элит возникла и сформировалась как реакция на радикальные социалистические учения, прежде всего марксизм. Существуют два подхода к определению элит: 1) властный (элитой являются те, кто обладает властью) Ч. Миллс, Г. Моска); 2) меритократи- ческий (элита - это те, кто обладает особым достоинством и личными качествами, независимо от принадлежности к власти) В. Парето. (См. вопросы: 17,18,19,20,39 и 46).

Информация о работе Шпаргалки по "Социологии"