Шпаргалки по "Социологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 13:16, шпаргалка

Описание

1. Предмет и функции социологии. Социология, как и любая другая наука, предстает в виде системы знаний, т.е. системы понятий (категорий, концептов), принципов, законов, теорий, отображающих, описывающих, объясняющих тот или иной фрагмент объективной реальности (объект социологии - общество, человек и т.д.). Сама система понятий («социальная система», «социальная структура», «социальные отношения», «социальный статус», «социальный институт», «социальная организация», «социальная роль», «социализация» и др.), выделяющая особый аспект объективной реальности, может быть определена как предмет социологии или «социальное»

Работа состоит из  1 файл

билеты соц.doc

— 368.00 Кб (Скачать документ)

Индустриальное общество приходит на смену традиционному и характеризуется высоким развитием промышленности. Экономическое развитие осуществляется за счет потребительского отношения к природе. Постиндустриальное общество нарождается в настоящий момент. В этом обществе все большую роль начинают играть знания, технологии и информация. Большое развитие получает сфера обслуживания, которая выходит на первый план по сравнению с промышленностью. Этот тип общества характеризуется разочарованием во всесилии науки и на первый план выходят экологические ценности. Понятие постиндустриальное общество было введено Д. Беллом в 1974 г. Особое место занимают концепции нелинейного развития: теории культурно-исторического развития Н. Данилевского, О. Шпенглера, А. Тойнби, социокультурной динамики П. Сорокина и др. Согласно теориям культурно- исторического развития общество имеет циклический, повторяющийся характер. Одним из примеров циклических процессов в жизни общества можно считать исторические циклы, которые проходят все цивилизации - от их возникновения через расцвет к распаду.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

32. Формирование мировой системы. Мировая система - общество, возникающее в результате установления всё более расширяющихся всеобщих контактов. В ряду макросоциологических понятий определение мировой системы занимает высшую ступеньку. Действительно, государство и страна по смыслу уже мировая система. Общество занимает промежуточное положение: оно может быть очень конкретным и локальным, а может быть абстрактным и глобальным (человечество).

Мировую систему надо понимать в  узком и широком смысле. Мировая  система – концепция современного социального мира, которая рассматривает  его как целостность, связанную с международным разделением труда и не регулируемую никакой политической структурой. И. Валлерштайн (197б г.) предложил различать:

1) мировые империи;

2) мировые экономические системы. Мировая империя включает несколько территорий, объединенных военной и политической властью. Империи инков, Александра Македонского, Дария I, Наполеона, наконец, СССР, который также относят к типу мировых империй, представляют собой очень разнородные (культурно, социально, экономически, реже – религиозно), обширные по территории, непрочные образования. Они создаются принудительно и быстро распадаются. Мировые империи – множество территорий, политически объединенных в одно государственное образование.

Мировая экономическая система  – совокупность территорий или стран, объединенных экономическими связями. Мировые экономические системы – страны, развивающие сходную экономику, но политически в одно государство не объединенные. древности они практически совпадали с мировыми империями либо служили их источником. Если множество территорий объединено только тем, что с них собирают налоги или дань, то это экономическая система. У нее нет единого политического центра и органа управления. Последняя из мировых экономических систем – современный капитализм.

Связи между государствами  становятся все более тесными, причем могут носить политический, экономический, культурный характер. Создание мировой системы способствует процессам глобализации.

Глобализация - изменение всех сторон жизни общества под влиянием общемировой тенденции к взаимозависимости и открытости. Сегодня уже нельзя не принимать во внимание феномен всемирного расширения следующих ценностей: права человека, демократия, рыночное общество, материальное благополучие, потребительская культура, досуг и его осуществление. Следует учитывать диффузию западной цивилизации на Восток и распространение парадигм Востока на Западе. Реальной альтернативой глобализации является регионализация. Сущность этого явления представлена в модели многополюсного мира. Регионализация характеризуется: 1) многополярностью - возникновением нескольких мировых центров, объединяющих вокруг себя страны и народы мира (ими могут стать: Россия, США, Европейское сообщество, Япония или Китай); 2) наличием региональных экономических зон (Европейский Союз, зона "большой китайской экономики", ареал японской интеграции,); 3) географической близостью, которая оказывает прямое и косвенное влияние на характер течения экономических процессов в регионах; 4) этноцивилизационной общностью, которая сплачивает каждую глобальную экономическую зону; 5) транспортными, электронными и информационными коммуникациями, скрепляющими в единую многополярную систему экономические зоны и объединения; 6) геополитическим кодом - геополитической картиной мира, в которой интегрированы исторические традиции, оценки, стереотипы мышления. Основной тенденцией современного миропорядка является усиливающееся соперничество между процессами глобализации и регионализации (процессами формирования целостного или многополюсного мира). (См. вопрос 9).

 

 

 

 

 

 

 

33. Место России в мировом сообществе. Состояние социальных процессов, переживаемых Россией и определяющих ее положение в современном мире, описывается теорией модернизации. В центре этой теории - обоснование общей модели глобализации цивилизации, суть которой состоит в описании характера и направлений перехода от традиционного к современному (индустриальному и постиндустриальному) обществу в результате научно-технического прогресса. Россия, как и некоторые другие страны, переживает «вторичную», «отраженную», «неорганическую» модернизацию или модернизацию «вдогонку». Вторичная модернизация предполагает, что одни элементы «убежали» вперед, их уровень более или менее соответствует уровню развития аналогичных элементов в передовых странах, а другие - еще отстают в своем развитии. В социально-политической сфере основным содержанием развития России на современном этапе является преодоление бедности большинства населения, укрепление демократии, преодоление остатков авторитаризма, в экономике - создание развитого рынка. Существуют три точки зрения на будущее России: 1) атлантизм (западничество): Россия - европейская держава и только в этом качестве она может сохраниться и процветать; 2) национал-патриотизм (почвенничество): у России особый путь, это самодостаточное государство, заимствование чужого опыта для нее губительно; 3) евразийство: Россия - мировая держава, центр Евразийского континента, ее роль в мире будет возрастать, в то время как США уже в обозримом будущем вступят в полосу глубокого кризиса и утратят свои лидирующие позиции в мире, что уже очевидно и происходит на наших глазах.

 

34. Методы социологического исследования: наблюдение и опрос

Методы социологических исследований (М.с.и.) - способы построения и обоснования социологического знания; совокупность приемов процедур и операций эмпирического и теоретического познания социальной действительности. М.с.и. включают: методы сбора информации (наблюдение, опрос, анализ документов, эксперимент и др.); методы обработки и анализа данных (факторный, латентно-структурный, корреляционный, регрессивный, дисперсионный анализ, ранжирование, шкалирование, индексирование и т.д.); методы построения теории: (дедуктивный, индуктивный, сравнительный, причинный, структурно-функциональный, генетический и др.).

Наблюдение - один из методов сбора информации в социологии. Осуществляется путем непосредственной регистрации исследователем событий, явлений и процессов, происходящих в определенных условиях. Наблюдение как метод социологического исследования имеет ряд очевидных преимуществ. Еще до разработки программы исследования специалист должен почувствовать специфику объекта, ознакомиться с местной практикой распределения авторитетов, ценностей, социальных ролей, понять особенности среды и т.п

Опрос - один из наиболее распространенных методов сбора информации в социологии посредством обращения с вопросами к определенной группе людей (респондентов).

Основное назначение метода - получение информации о состоянии общественного, группового, индивидуального мнения, а также информации о фактах и событиях, отраженных в сознании опрашиваемого. Выводы из полученной в ходе опроса информации нуждаются в сопоставлении с данными, полученными другими методами, которые характеризуют объективное состояние изучаемых явлений.

Основной областью применения опроса является изучение сферы сознания людей. Опрос также применяется в исследовании таких явлений и процессов, которые мало доступны непосредственному наблюдению. В качестве объекта исследования может выступать социальная общность, группа, коллектив или индивид. Если группа, коллектив или индивид выступают как данность, которую социолог может отобрать для изучения, то социальная общность формируется самим социологом.

Необходимо учитывать, что данные опроса в любом случае выражают лишь субъективное мнение опрошенных. Из этого факта вытекают ограничения в применении данного метода. Опросы бывают: письменные (анкетирование), устные (интервьюирование), очные и заочные, выборочные и сплошные (референдум), общенациональные, региональные, локальные.

 

 

 

 

 

35. Методы социологического исследования: анализ документов и эксперимент

Метод анализа документов (или документальный метод) — это один из основных методов  сбора данных в социологических  исследованиях, предполагающий использование информации, зафиксированной в рукописном или печатном тексте, на магнитной ленте, кинопленке и других носителях информации. Представляет собой оценку различных документов (документ - любой объект, содержащий информацию) с помощью анализа их содержания. Анализ документов позволяет получать сведения о прошедших событиях, непосредственное наблюдение которых уже невозможно. Изучая документы, в которых те или иные явления жизни, события прослеживаются в течение многих лет, можно выявить тенденции и направленность их изменения. Так, для отечественных исследователей особую важность приобретает обширная социальная статистическая информация, которая долгое время была закрытой и, следовательно, использовалась в крайне ограниченном объеме. Однако эта информация обеспечит возможность реалистического анализа прошлого нашего общества, более полного понимания происходивших в то время процессов и явлений, что позволит избежать подобных ошибок в будущем. Различают: качественный анализ, контент- анализ (анализ содержания), внешний и внутренний анализ, биографический метод и метод официальных документов. Социальный эксперимент (С.э.) - метод изучения социальных явлений и процессов путем наблюдений за изменениями в социальном объекте под воздействием факторов, которые контролируют и направляют его развитие в соответствии с программой и практическими целями исследования. Эксперимент – это опытное исследование воздействия отдельного фактора (или нескольких факторов) на интересующую исследователя переменную. Экспериментальное исследование строится в соответствии с правилами индуктивного вывода о наличии причинно-следственной связи между событиями. Лабораторный (или истинный) эксперимент нацелен на проверку теоретической гипотезы и осуществляется в условиях максимального контроля над уровнем воздействия независимой переменной и очищения (изоляции) этого воздействия от посторонних влияний. В социальных науках от лабораторного эксперимента принято отличать полевой эксперимент, проводимый в естественных условиях и имеющий целью не столько проверку научной гипотезы о причинно-следственной связи между переменными, сколько оценку эффективности различных программ или методов воздействия.  Социальное экспериментирование позволяет ответить на самые разнообразные вопросы, относящиеся преимущественно к сфере практической политики и администрирования, например, влияет ли отмена смертной казни на показатели преступности, растет ли посещаемость музеев при снижении цен на входные билеты и т.п.

С.э. предполагает внесение изменений в сложившиеся отношения, контроль за влиянием изменений на деятельность и поведение личности и социальных групп, анализ и оценку результатов этого влияния, позволяет проверять гипотезы и получать новое знание.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

36.Социометрия.

Социометрия - метод исследования малых групп, коллективов, организаций с помощью описания системы межличностных отношений между их членами.

Социометрия — теория измерения межличностных отношений, автором которой является американский психиатр и социальный психолог Джекоб Морено. Реже социометрией называют методику изучения внутригрупповых связей и иерархии в малых группах. Представляет собой набор прикладных методик, используемых при изучении структуры группы и социальной дистанции между ее членами с точки зрения их личностных предпочтений.

Одной из инноваций Морено является так называемая социограмма. Это схема, которая представляет собой несколько концентрических кругов. Каждый из кругов соответствует количеству предпочтений в данной группе (чем ближе к центру — тем больше предпочтений). Предпочтения выявляются путём опросов или других исследований. В центр помещается наиболее популярный член группы (или несколько членов), далее — менее популярные, по мере убывания, вплоть до изгоев (крайний,внешний круг). Между индивидами прочерчиваются линии со стрелками, обозначающие обоюдную либо одностороннюю симпатию или антипатию. Повторные измерения, проведенные в той же группе, позволяют исследовать динамику отношений.

Продуктом социометрических опросов являются социограммы и  социометрические таблицы, выявляющие социометрический статус индивидов  в малой группе: «лидеров», «предпочитаемых» «изолированных», «отвергаемых».

Модифицированный вариант  социометрии может применяться и для исследования более крупных групп, например, организаций или групп населения.

 

37. Сплошном и выборочный опрос. (Сплошное и несплошное исследование?) Сплошной и выборочный опросы (С.о. и В.о.) - виды опроса как эмпирического метода исследования. С.о. - опрос, охватывающий всю генеральную совокупность (опросу подвергается все множество лиц, имеющих отношение к данному вопросу). В.о. или выборка представляет часть генеральной совокупности. Обязательным условием В.о. является репрезентативность выборки (выборочной совокупности) т.е. выборка должна представлять структуру генеральной совокупности и ее свойства. Есть два метода построения выборки: вероятностный и целевой. Соответственно и выборка будет двух типов: вероятностная и целевая. Существуют несколько типов вероятной выборки, различающихся характером выборочной процедуры: простая случайная, систематическая, стратифицированная, кластерная и многоступенчатая. Процедура построения простой случайной выборки заключается в следующем: во-первых, необходимо иметь список всей генеральной совокупности (предположим, поток студентов из 100 человек); во-вторых, необходимо определить объем выборки (предположим, 20 человек); в-третьих, необходимо выбрать случайно 20 фамилий и опрашивать этих студентов в зависимости от целей исследования. Например, как влияет на успеваемость студента проживание с родителями, на съемной квартире или в общежитии.

Помимо вероятностной  выборки существует выборка не основанная на вероятностях. В ее основании лежит следование каким-либо субъективным критериям (доступность, типичность, равная представленность). В социологической литературе выделяют следующие типы не основанных на вероятности выборок: выборка доступных случаев, метод «снежного кома», квотная выборка. Выборка доступных случаев может быть обоснована в экспериментах (например, психологических). Доступную выборку может составлять студенческая группа. Идея метода «снежного кома» заключается в том, что первоначально идентифицированная исследователем небольшая группа людей служит источником сведений о других членах генеральной совокупности. Идея квотной выборки заключается в том, что изучаемая совокупность разбивается на социально-демографические группы, которые исследователь считает важными (критерии: пол, возраст, семейное положение, социальный статус). Затем, зная пропорцию данных: групп в генеральной совокупности, социолог составляет полевые задания для интервьюеров, указывая, кого нужно опросить. Целевые процедуры формирования выборки имеют существенные недостатки: субъективность суждения, опыта теоретических предпочтений. Последний вопрос, связанный с формированием выборки. Как определить ее размеры? Выделяют целый ряд факторов. К основным, можно отнести два: ценность и новизна информации, которая получается в результате исследования, а также затраты на проведение опроса, в том числе и временные.

 

 

 

38. Прикладная социология - область социально- практического применения теоретического и эмпирического социологического знания, социологической методологии, информации и методов исследования с целью реализации практических проблем и задач в различных сферах социальной жизни. В США прикладную социологию называют также «проблемно ориентированной», «прикладной социальной наукой», «ориентированной на клиента», в то время как социологией академической (см.) считается фундаментальная, базисная, чистая, "ориентированная на дисциплину" наука. Прикладная социология — это социологическая работа, сделанная для кого-то. Обычно это клиент или заказчик: государственное учреждение, правительственные организации, частная фирма, федеральные органы власти и др. Прикладная социология в США отличается от академической не только содержанием и характером научной деятельности. Главное здесь — ориентация на практическую пользу, а не на прирост знания, научный вклад в фундаментальные открытия. Она иначе связана с заказчиком, здесь приняты другие критерии оценок конечного результата, оплаты труда и профессиональной карьеры, в гораздо большей степени прикладники зависят от экономического положения компании-работодателя и конъюнктуры на рынке труда.

Информация о работе Шпаргалки по "Социологии"