Шпаргалки по "Социологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 13:16, шпаргалка

Описание

1. Предмет и функции социологии. Социология, как и любая другая наука, предстает в виде системы знаний, т.е. системы понятий (категорий, концептов), принципов, законов, теорий, отображающих, описывающих, объясняющих тот или иной фрагмент объективной реальности (объект социологии - общество, человек и т.д.). Сама система понятий («социальная система», «социальная структура», «социальные отношения», «социальный статус», «социальный институт», «социальная организация», «социальная роль», «социализация» и др.), выделяющая особый аспект объективной реальности, может быть определена как предмет социологии или «социальное»

Работа состоит из  1 файл

билеты соц.doc

— 368.00 Кб (Скачать документ)

Характеристики общественного мнения:

1) публичность. Носители: большие массы людей, социальные группы, которые обмениваются вопросами общественной жизни, своими суждениями;

2) суждения и те мнения, которые были услышаны, воспринимаются как свои;

3) общественное мнение рассматривает все стороны общественной жизни.

Именно благодаря общественному  мнению общественность приобретает  свой особый тип единства. Общественное мнение – это количественный продукт, но все же это не единодушное мнение и не обязательно мнение большинства. Общественное мнение можно принять за центральную тенденцию, которая устанавливается в ходе борьбы между различными мнениями, в ходе ведения дискуссий, которые ведутся в обществе.

Общественное мнение имеет функции:

1) контрольную;

2) консультативную;

3) директивную.

Общественное мнение занимает определенную позицию, дает советы, регулирует поведение  людей, решает определенные общественные вопросы, поддерживает или отвергает  некие представления, ценности и  нормы, которые присутствуют в обществе.

Общественное мнение интересуют только те проблемы и события, которые вызывают общественный интерес, актуальны, допускают возможность дискутировать по данному вопросу.

В качестве субъектов (носителей общественного  мнения) могут выступать социальные общности.

По своей структуре общественное мнение может быть монистичным, единодушным  и плюралистичным.

Характеристики общественного  мнения зависят от многих факторов: степени совпадения интересов групп, характера обсуждаемого вопроса  и т. д.

Формирование и функционирование общественного мнения могут идти стихийно, но в наше время чаще идет воздействие от политических организаций, СМИ и пропаганды.

Значение общественного мнения в общественной жизни зависит  и определяется культурой, состоянием общественного сознания, характером производственных отношений (т. е. социальными условиями), а также свободой выражения мнения, развитостью институтов (т. е. специфическими условиями).

В XX в. возрастает роль общественного мнения, оно является фактором социального управления, используется при принятии решений. При демократизации общества роль общественного мнения еще больше возрастает.

Активностью функционирования общественного  мнения в обществе, анализом высказывания занимается социология общественного  мнения.

Общественное мнение проявляется на разных уровнях:

1) как духовное отношение (через оценочные суждения);

2) духовно-практическое (через эмоционально-волевые побуждения);

3) практическое отношение (массовые действия и поступки).

Однако не в каждом обществе общественное мнение занимает главное место. Это возможно, когда в обществе реально присутствует свобода, высок уровень демократизации. Эти условия служат гарантией действенности общественного мнения.

 

 

 

 

 

23. Культура как фактор социальных изменений Предельно широкое, философское, понятие культуры: всеобщая технология человеческой деятельности. Понятие культуры в теоретической социологии: специфическая, т.е. социальная (генетически не наследуемая) совокупность средств, форм, образцов и ориентиров действий и взаимодействий людей со средой существования, вырабатываемая людьми в совместной жизни для поддержания структур деятельности и общения. В эмпирической социологии: совокупность норм, ценностей, регулирующих поведение индивидов. Структура культуры как совокупности технологий человеческой деятельности и производства ценностей предстает в следующем виде: 1. Материальная культура (производство материальных ценностей: пища, одежда, жилища, орудия труда). 2. Духовная культура (производство духовных ценностей: идеи, теории, концепции, художественные образы, нормы). 3. Социальная культура (производство социальных ценностей: социальные институты, организации, их структуры). 4. Личностная культура (производство человека как высшей ценности: различные типы личности). Социальные функции культуры: 1. Производство норм, образцов, человеческой деятельности (формирование структур социальных систем: общностей, институтов). 2. Хранение и передача социальной информации (память). 3. Социализация индивидов и групп.

Производство духовных ценностей - относительно самостоятельная сторона культуры - духовная культура. В «духовном производстве» различают неспециализированные и специализированные способы производства духовных ценностей. Неспециализированное духовное производство может быть определено как народное творчество: продуктами народного творчества являются язык, мораль, мифы, поэтическое творчество, народные танцы и т.д. Современными разновидностями народного творчества выступают: художественная самодеятельность, самодеятельное техническое творчество. Из народного творчества (неспециализированного духовного производства) выросло специализированное производство. Оно осуществляется различными профессионалами в области духовного производства (художниками, писателями, актёрами, скульпторами, учёными, богословами). Они осуществляют свою творческую деятельность в рамках исторически складывающихся и развивающихся духовных институтов: искусство, наука, религия, философия, идеология. Кроме того, в духовном производстве функционируют институты распределения духовных ценностей: школы (образование), библиотеки, средства массовой информации. На основе духовных институтов формируются духовные или идеологические организации: Большой академический театр, Российская академия наук, Русская православная церковь. Различают доминирующие культуры, контркультуру и субкультуру. Доминирующая культура - разделяется большинством членов того или иного сообщества. Субкультуры - культура выработанная в той или иной социальной группе, в том или ином обществе (молодёжная, этнического меньшинства и др.). Субкультура, противостоящая доминирующей культуре, становится контркультурой, главным признаком которой является противовес общепринятым нормам и ценностям. Основные исторические типы культуры: Восток - конфуцианско-даосистская, индо-буддийская, исламская; Запад - античная, христианская.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

24. Взаимодействие экономики, социальных отношений и культуры.

Экономика, социальные отношения  и культура - подсистемы общества, взаимно  влияют друг на друга и отражаются друг в друге.

Экономика изучает производство, проблемы товаров и услуг, спрос и предложение, экономическое поведение человека вообще, использование денег и  капитала. Социология, в свою очередь  стремится разработать модели экономического поведения различных групп и исследовать экономические силы, влияющие на жизнь людей. Таким образом, социология интересуется прежде всего социальным поведением человека в различных экономических действиях. Эта специальная отрасль социологии называется экономической социологией. Таким образом, предмет данного исследования лежит в сфере экономической социологии.

Социально-экономическое развитие и другие перемены в обществе предполагают усвоение людьми новых знаний, идей, норм, ценностей, образцов и моделей поведения. Это становится возможным при активизации механизмов социокультурного регулирования поведения и деятельности людей, позволяющих передавать и распространять прогрессивный опыт и информацию для усвоения личностью. Такое регулирование облегчает и ускоряет усвоение ценностей и норм, что обеспечивает комфортное существование в изменившихся экономических условиях. В условиях перехода к рыночным отношениям происходит внедрение механизмов социокультурного регулирования поведения и деятельности людей, позволяющих перестроить привычную установку ожидания государственных благ на проявление собственной активности и инициативы для обеспечения своего благополучия.

Западная социология(Н. Смелзер) выделяет три типа экономик (экономических систем как типов  хозяйствования), функционировавших в XX веке: ■ капитализм, демократический социализм и «коммунизм» (экономика советского типа). Капитализм - система, основанная на частной собственности, демократический социализм - смешанная система, а «коммунизм» - целиком основан на общественной собственности. Капитализм обуславливает господство крупных собственников. Смешанная экономика ведет к доминированию среднего класса. «Коммунизм» устанавливает господство номенклатуры. Культура, являясь продуктом длительной исторической эволюции, все же отражает перемены в экономике, активно воздействует на нее и модифицирует. Сравните капитализм в США и в Японии. «Коммунизм» в Советском Союзе и в Китае.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

25. Личность как социальный тип.

Типы личности – модели личности, используемые в социологии в качестве образов, образцов, основ для группировки и иного при описании, классификации, упорядочении, изучении различных множеств индивидов. Социальный тип личности – продукт сложного переплетения историко-культурных и социально-экономических условий жизнедеятельности людей.

В социологии рассматриваются различные  варианты социальной типологии личности. Например, Эрик Фромм рассматривает  социальный тип личности как господствующий тип характера – это форма  связи индивида и социума, «ядро структуры характера, которое присуще большинству членов одной и той же культуры, в отличие от индивидуального характера, который различен у людей той же самой культуры». Значение социального характера, считает Э. Фромм, состоит в том, что он позволяет наиболее эффективно приспособиться к требованиям общества и обрести чувство безопасности и защищенности. Анализируя историю человечества, Э. Фромм выделяет несколько типов социального характера: рецептивный (пассивный), эксплуататорский, накопительский и рыночный. Макс Вебер за основу типизации берет специфику социального действия, более конкретно – степень его рациональности, Карл Маркс – формационную и классовую принадлежность.

В социологии выделяются модальный, идеальный  и базисный типы личности.

- Модальный тип личности – тот, который реально преобладает в данном обществе. Идеальный тип личности не привязан к конкретным условиям. Это тип личности как пожелание на будущее, например всесторонне и гармонично развитая личность у К. Маркса или новый человек Э. Фромма.

- Базисный тип личности – тот, который наилучшим образом отвечает потребностям современного этапа общественного развития. Иными словами, социальный тип личности – это отражение того, как общественная система влияет на ценностные ориентации человека и через них – на его реальное поведение.

Также в современной социологии рассматриваются типы личности в  зависимости от их ценностных ориентаций.

- У идеалистов, наоборот, сильно выражены критическое отношение к традиционным нормам, независимость и пренебрежение авторитетами, установки на саморазвитие во что бы то ни стало.

- Традиционалисты ориентированы в основном на ценности долга, порядка, дисциплины, законопослушания, а выраженность таких качеств, как креативность, стремление к самореализации, самостоятельность, у данного типа личности весьма низкая.

Гедонистические материалисты ориентированы  в первую очередь на получение  удовольствий «здесь и сейчас», и  эта погоня за «наслаждениями жизни» приобретает прежде всего форму  удовлетворения потребительских желаний.

- Для фрустрированного типа личности характерны низкая самооценка, угнетенное, подавленное самочувствие, ощущение себя как бы выброшенным из потока жизни.

Реалисты сочетают в себе стремление к самореализации с развитым чувством долга и ответственности, здоровый скептицизм с самодисциплиной и самоконтролем.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

26. Социальный контроль.

В любом обществе существуют люди, поведение которых не соответствует  официально или фактически существующим нормам в этом обществе, – это девиантное поведение. Этим проявлениям отклоняющегося поведения в обществе противостоит социальный контроль. Можно сказать, что это такой способ устранения явлений социальной дезорганизации и регулирования общественных отношений, при котором вырабатываются такие нормы, ценности, санкции, которые гарантируют комфортное поведение.

Каждая социальная группа вырабатывает свою систему запретов, законов, вплоть до физического насилия (например, у  нас смертной казни нет, а в  США есть), а также свою систему  наград и поощрений.

Осуществляют эту функцию либо сами члены общности, либо выделенные для этого лица, имеющие определенные полномочия (родитель наказывает ребенка, автоинспектор штрафует водителя).

Еще О. Конт говорил о социальном конфликте как о способе стабилизации и укрепления социокультурной основы определенной системы.

Считается, что сам термин «социальный  контроль» был введен Габриелем  Тардом. Он рассматривал социальный контроль как средство возвращения к нормальной жизни тех людей, которые нарушили существующие нормы. Социальный контроль изучали также Росс, Дюркгейм, Парсонс. Парсонс говорил, что социальный контроль – это такой процесс, при котором расхождения между фактическим поведением и социальными ожиданиями сведены к минимуму.

Действие социального контроля базируется на признании культуры группы, воспитании образцов поведения, учете  индивидуальных особенностей людей, существовании  социальных институтов, которые могут  вмешаться в поведение человека. Действия социального контроля происходят благодаря применению санкций, привычек, обычаев. В общем виде санкция – это реакция общества на поведение индивида в социально значимых ситуациях. Важно, чтобы в системе санкций не было противоречий, иначе их эффективность снижается (например, правовые санкции не соответствуют обычаям и морали общества). Существуют следующие санкции:

1) неформальные позитивные (слава, почет);

2) формальные позитивные (грамота, одобрение обществом);

3) неформальные негативные (огорчение, неудовольствие);

4) формальные негативные (предусмотрены законом – арест, заключение в тюрьму).

В основном в процессе социального  контроля выделяют четыре метода воздействия  на личность: информирование (разъяснение  правил и норм – для переехавших  из другой страны), убеждение, принуждение, внушение.

Информация о работе Шпаргалки по "Социологии"