Шпаргалка по "Социологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2012 в 19:00, шпаргалка

Описание

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Социология".

Работа состоит из  1 файл

СОЦИОЛОГИЯ.docx

— 162.42 Кб (Скачать документ)

Наиболее  значимым фактором развития русской  социологической мысли стала  публикация работы Максима Ковалевского (1851-1916) под названием «Социология». Ковалевский понимал эволюцию как  науку об организации и эволюции общества. Он подчеркивал что эволюция имеет дело со сложнейшим переплетением  экономических , психологических, географических факторов, при чем ни один из них  не является определяющим.

Задачу  социологии Ковалевский видел в  преодолении односторонности социологических  школ, в необходимости интегрировать  все положительное в них на почве социального прогресса. Социологическая  наука России развивалась в русле синтеза позитивных сторон разных школ, направлений, и на рубеже 19-20 века социологи России внесли существенный вклад в развитие мировой социологической мысли.

Также значимы идеи Ковалевского о том, что социальные группы, социальные общности должны обладать знаниями о  себе. И если они этого не осознают, то задача ученого объяснить этим группам общности наличие в них  социальных противоречии и достоинств.

По Ковалевскому сложность жизни общества объясняется  наличием в нем многообразных  сфер деятельности   (наука, религия, политика, производство, культура, образование), поэтому это многообразие может  способствовать и прогрессу и  деградации общества и все сферы  деятельности содержат в себе как  общественную, так и личностную составляющие. Т.е. в обществе все проникнуто личностью.

Владимир  Соловьев, российский ученый (1853-1900), писал: «Бесконечное содержание потенциально, заключающиеся в личности, действительно  осуществляется в обществе, которое  есть расширенная или восполненная личность. Так же как личность есть сосредоточенное или сжатое общество»  Таким образом, в конце 19 века и  начале 20 восприняв идеи марксизма  и позитивизма, российские социологи, развив эти направления, стали приверженцами  школы так называемого неопозитивизма.

Наиболее  значимый вклад ученого - (1888-1968) –  Петилим Александрович Сорокин.

Он был  крупнейшим социологом России, затем  США. В России опубликовал в 1920 –  «Социология» . В этой работе Сорокин  рассматривает социальное, как область  взаимодействия, выделяет основные структурные  элементы действия, его символические  аспекты. Также большой вклад  внес Сорокин в систему анализа  социальной структуры общества, определил  критерии социальной стратификации  и социальной дифференциации общества. Теория Сорокина о социальной стратификации  и социальной мобильности получила всемирную известность и по настоящее  время социологи всего мира опираются  на идеи Сорокина  .

По Сорокину – социальная стратификация –  это дифференциация определенной совокупности людей на классы или слои  в  иерархической последовательности. Стратификация предполагает наличие  высшего. Среднего и низшего классов. Слоев общества, которые пользуются социальными благами, ценностями в  неравной мере, поскольку социальная дифференциация или разрешает или  препятствует доступу к материальным или социальным благам.

Основной  труд Сорокина – четырехтомник «социальная  и культурная динамика». После революции 1917 года большие перемены ожидали  социологию, поскольку немарксиская  социология была под запретом. Те студенты, которые читали Спенсера, Конта, Дюргейма, подвергались прямым репрессиям. Враги, не воспринявшие идеи марксизма. В 1922 году закрываются кафедры общей социологии в Москве и Петербурге. Также закрываются журналы, раньше публиковавшие труды по социологии (Экономист, Мысль).

После революции наиболее значимым трудом, собственно марксиского направления, стала книга Николая Бухарина «Теория исторического материализма». В 20-е годы российские социологи еще пытались продолжать исследования, разрабатывать теорию и работатьв университетах, поскольку представители дореволюционных школ в России еще остались, но к первой половине 30-х годов восторжествовала марксистская точка зрения, по которой все сводилось к взаимодействию и антагонизму имущих и неимущих. Эта позиция была поддержана Иосифом Сталиным в его работе об «Историческом и деалитческом материализме». Таким образом, Россия все больше закрывалась от западной социологии и до конца 50-х годов 20 века российская социологическая мысль не получила должного развития, поэтому в 50-е годы ученым пришлось возрождать, а кое-где и заново создавать эту науку. (Заславская, Левада, Грушин).

В годы 70-60 20 века, успешно развивались различные социологические направления, потому что российские ученые получили доступ к достижениям социологов  западной Европы и США.  В России, в таких городах как Москва, Новосибирск, Нижний Новгород, стали создаваться социологические исследовательские центры (Левада-центр, ВЦИОМ)

В 10966 году в России начала действовать российская ассоциация социологов.

Институциализация в 50-е годы.

Наиболее  известный журнал российских социологов – «Социологические исследования», «Социс». Был создан в 1974 году.

Таким образом, к концу 70-х годов 20 века,  в российской социологии утвердились  идеи неомарксизма, структурного функционализма, идеи плюрализма.

В период перестройки, гласности и реформ, в 80-90 годы российская социология переживала определенный период развития, поскольку  возрос спрос на социологические  исследования, маркетинговые, политический консалтинг.

7.Основные  направления российской социологии.

Народническое

Народничество возникло в России в 60-70-е годы. Социальной базой этого направления было преобладание в стране класса мелких производителей, крестьянских хозяйств, развивавшихся по товарному и  капиталистическому пути. Народничество  остро ставило вопрос не только о  судьбах России вообще, но и о  развитии капитализма в стране в  частности, выступало против царизма  и феодально-крепостнических пережитков в стране, требуя их уничтожения

Русское народничество делилось на 2 течения: религиозное и революционное. В XIX веке большим влиянием пользовалось революционное народничество, а  в XX веке - религиозное. По вопросам тактики народничество делилось на три направления:

а) народники- пропагандисты во главе с П. Л. Лавровым,

б) народники-заговорщики, или бланкисты, во главе с П. Н. Ткачёвым,

в) народники-анархисты  во главе М. А. Бакунина и П. А. Кропоткина.

Народники-пропагандисты  считали, что важной предпосылкой революции  в России является необходимость  предварительной разработки революционных  принципов, революционных идей и  пропаганды их в обществе, прежде всего  среди широких масс крестьян.

Лавров  считается основоположником субъективной социологии. Перед этим новым понятием он ставит целый комплекс проблем. Социология должна раскрыть форму и содержание исторического процесса, определить понятие прогресса, установив его  движущие силы и критерии.

Народники-заговорщики, или бланкисты, не верили в революционные силы народа и все надежды возлагали на меньшинство, которое должно путём тайного заговора свергнуть самодержавие и захватить политическую власть в свои руки.

Ткачев - виднейший теоретик революционного народничества. С первых шагов своего революционного пути он был связан с наиболее радикальными группировками  народников, среди которых существовало убеждение в неизбежности близкой  революции. В 70-х годах Ткачёв создал свою революционную программу, подкреплённую  соответствующими социологическими обоснованиями. Существенной частью социологии Ткачёва  является идея о соотношении постепенности  и скачков в общественном развитии. Эпоха плавного развития сменяется  эпохой революционной ломки устаревших форм общественной жизни. В процессе развития общества постепенно назревает  потребность преобразований.

Народники-анархисты  считали государство главным  врагом народа и призывали его  разрушить. Они говорили, что народ  давно готов к революции, его  надо лишь поднять на бунт, отказаться от любой государственной формы  правления, создав независимые общины, связанные договорными условиями.

Бакунин, в отличие от Лаврова, считал, что  народ надо не учить, а побуждать  к бунту. Какого бы философского вопроса  не касался Бакунин, каждый раз он стремится повернуть его лицом  к общественной жизни. Он считал, что  если философия занимается общими проблемами бытия и познания, то её продолжение - социология.

Революционное народничество создало такую  организацию, как «Земля и воля», которая в 1879 году раскололась на «Народную волю» и «Чёрный  передел».

Либеральное

Это направление  появилось в России в 50-х годах XIX века. Исходным моментом активизации  либерального движения была Крымская война. Поражение России в войне, экономическая отсталость страны и  резкое обострение классовых противоречий обнаружили несостоятельность николаевского  режима и ускорили процесс осознания  дворянством и буржуазией катастрофического  положения страны [3, с. 25].

Представителем  либерального направления был Чичерин  Б. Н. Свой вклад он внёс в такие  науки, как правоведение, политика, история, философия и социология. Им написаны такие работы, как «Опыты по истории русского права», «Собственность и государство» и др.

Чичерин связывает социологию с философией и выводит её из последней. Марксистская социология (исторический материализм) толкуется авторомкак «экономический материализм». В общем социологическая концепция Чичерина отличается охватом всего предметного поля и очень тщательной аргументацией.

Своё  мнение было у Чечерина и насчёт таких вопросов, как семья, гражданское общество, государство. Он считал, что «семья предшествует обществу, формы брака меняются и всегда отражают признаки зрелости общества. Гражданское общество - это совокупность частных отношений между лицами» [1, с. 160]. По его мнению, государство возвышается над обществом, оно является выражением общих интересов и целей народов и призвано устранять общественные противоречия. Продолжателями Чичерина были Струве, Булгаков, Бердяев.

Марксистское

Во второй половине XIX века значительное влияние  в Европе приобрела социально-философская  и экономическая теория немецкого  мыслителя К. Маркса. В 40-50-е годы течение в России было мало известно, только с конца 60-70-х годов оно  набирает силу и становится авторитетным среди широкого круга. Одна из основных причин растущей влиятельности марксистской теории заключалась в её социально-политической направленности на изменение типа общественного устройства через структуры власти.

Плеханов - один из авторитетов марксистской социологии, он опубликовал много работ, посвящённых марксистской критике народничества, пропаганде марксизма. Социологическая концепция Плеханова достаточно полно представлена в его произведениях, таких как: «Социализм и политическая борьба», «Основные вопросы марксизма» и др. Ему принадлежит заслуга социалистического обоснования необходимости ведения политической борьбы рабочей партии для решения насущных социальных задач угнетённых классов, прежде всего рабочего класса. Основным теоретико-методологическим принципом для Плеханова служит материалистическое понимание истории, т. е. принцип материализма в объяснении действий, как отдельной личности, так и больших социальных групп.

В основе экономического материализма лежат  следующие положения:

1) фундаментом  и причиной всей социально-культурной  жизни является экономическая  структура,

2) исторический  процесс должен объясняться из  борьбы классов, происходящей  на почве экономических отношений  и интересов,

3) социальная  эволюция совершается на основе  объективных законов, независимых  от воли и сознания индивидов,

4) капитализм  саморазрушается и посредством революции сменяется социологизмом.

Наряду  с экономическим материализмов  в 90-е годы возникает и «легальный марксизм», его сторонниками являлись Струве, Булгаков, Бердяев, Франк.

Работы  Бердяева носят ярко выраженный социально-философский  характер. Он определяет содержание социологии и её место в системе наук. Он относит социологию к конкретным наукам, аналитическим; считает, что  в задачу социологии и наук того же уровня не входит исследование общества как единого целого образования. В основе общества Бердяев ставит пять принципов: аристократизм, иерархизм, консерватизм, свобода, индивидуализм. В целом, по его мнению, возможны два понимания общества и пути его развития: общество строится как природа или как дух; в обществе различают несколько уровней социальности. Одним из первых в мировой философии и социологии Бердяев уделил внимание феномену массового человека, обратился к вопросу о роли техники в развитии общества.

Анархическое

Анархизм, как течение общественной мысли  зародилось на Западе, однако большой  вклад в него внесла российская мысль. Сторонниками этих идей являются М. А. Бакунин и П. А. Кропоткин, П. Н. Ткачёв.

Информация о работе Шпаргалка по "Социологии"