Шпаргалка по "Социологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2012 в 19:00, шпаргалка

Описание

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Социология".

Работа состоит из  1 файл

СОЦИОЛОГИЯ.docx

— 162.42 Кб (Скачать документ)

Таким образом, каждая цивилизация отличается от другой типом хозяйствования, типом  культуры, политическим устройством. Специфика  цивилизаций определна собственным историческим опытом, а также культурному и подобно живому организму , цивилизация проходит определенные стадии развития после чего и дает основу новой цивилизации.

По Тойби циклы жизни цивилизации состоят: Рождение-рост-цветение-плодоношение-увядание.

Сравнивая с человеком: Детство-отрочество-юность-зрелость-старость.

Таким образом, чтобы сформироваться и  развиться цивилизации необходима политическая независемость и отсутствие давления со стороны других более развитых цивилизаций.

По  мнению Данилевского у цивилизации  существует 3 основных формы взаимодействия цивилизаций:

1. «првивка» - форма  взаимодействия предпологает простое взаимствование элементов чужой цивилизации без учета специфики своей цивилизации без глобальных изменений в структуре хозяйствования и политического устройства ( насождение западной культуры, эпоха Петра 1 , который пытался при сохранении крепостного строя в России создать промышленность по западному образцу бесспособную армию и флот). «Прививка» не дает действенных результатов, способных изменить, ускорить собственное развитие.

2. «Колонизация» - предпологает захват  более развитой цивилизацией  территорией менее развитой и полную ассимиляцию последствий, практически при такой форме взаимодействия неразвитой цивилизации погибает (Ацтеки, Майя).

3. «Удобрение» - предпологает взаимствование друг у друга новейших технологий равноправными обществами, находящимися на одних и тех же формах развития, этот тип взаимодействия полезен для обоих обществ т.к у взаимствовающих цивилизаций не подавляется собственное устройство чужого опыта.

По мнению Данилевского существует 2 типа обществ, существенно отличающихся друг от друга  по структуре соиальных связей и темпах развития  (это Европейская и Западные модели).

Европейская модель базируется на частно - собственичиских отношений, в которых смена формации означает модификацию этих значений и государство выполняет роль инструмента в руках господствующих, частных собственников.

В восточной  модели общества, названной Марксом  «азиатским способом производства» , существует неразчлененность  социальных связей, слитность административно – политических, экономических, военных, религиозных и др. сфер .

При главенствующей функции административно - политической и управленческой.

Таким образом,  в отличие от западного  типа общества основным структурным  элементом в восточном обществе является коллективная собственность  и соответственно  главным было эффективное управление этой собственностью.

21.Личность  и общество. Личность - система социально значимых качеств индивида, мера овладения им социальными ценностями и его способность к реализации этих ценностей.

Если  понятие индивида включает в себя общие качества homo sapiens - представителя человеческого рода как биологического вида, то понятие личности связано с понятием индивидуальности - с творческим преломлением в индивиде общесоциальных качеств с неповторимой системой отношений конкретного человека к миру, с его индивидуальными способностями социального взаимодействия.

Как личность человек характеризуется уровнем  развития его сознания, соотнесенностью  его сознания с общественным сознанием, которое, в свою очередь, определяется уровнем развития данного общества. В свойствах личности проявляются  возможности данного человека к  участию в общественных отношениях.

Существенной  стороной личности является ее отношение  к обществу, к отдельным людям, к себе и своим общественным и  трудовым обязанностям. Личность характеризуется  уровнем осознанности своих отношений  и их устойчивостью.

В личности существенна не только ее позиция, но и способность к реализации своих  отношений. Это зависит от уровня развития творческих возможностей человека, его способностей, знаний и умений, его эмоционально-волевых и интеллектуальных качеств.

Человек не рождается с готовыми способностями, интересами, характером и т.п. Эти  свойства формируются при жизни  человека, но на определенной природной  основе.

Наследственная  основа человеческого организма (генотип) определяет его анатомо-физиологические  особенности, основные качества нервной  системы, динамику нервных процессов.

В биологической  организации человека, в его природе  заложены возможности будущего его  психического развития. Но человеческое существо становится человеком только благодаря социальной наследственности - благодаря освоению опыта предшествующих поколений, закрепленного в знаниях, традициях, предметах материальной и духовной культуры, в системе  общественных отношений.

Природные стороны человека не следует противопоставлять  его социальной его сущности. Сама природа человека является продуктом  не только биологической эволюции, но и продуктом истории. Биологическое  в человеке нельзя понимать как наличие  в нем какой-то "животной" стороны. Все природные биологические  задатки человека являются человеческими, а не животными задатками.

Но становление  человека как личности происходит только в конкретных общественных условиях. Требования общества определяют и модели поведения людей, и критерии оценки их поведения.

То, что  на первый взгляд представляется естественными  качествами человека (например, черты  его характера), в действительности является закреплением в личности общественных требований к ее поведению.

Движущей  силой развития личности являются внутренние противоречия

между постоянно растущими общественно  обусловленными потребностями и  возможностями их удовлетворения. Развитие личности - это постоянное расширение ее возможностей и формирование новых  потребностей.

Уровень развития личности определяется характерными для нее отношениями. Низкие уровни развития личности характеризуются  тем, что ее отношения обусловлены  в основном утилитарными, меркантильными интересами. Наиболее высокий уровень  развития личности характеризуется  преобладанием общественно значимых отношений. Регулируя свою жизнедеятельность  в обществе, каждый индивид решает сложные жизненные задачи. Личность проявляется в том, как она  решает эти задачи. Одни и те же трудности, коллизии преодолеваются различными людьми разными способами (вплоть до преступных).

Понять  личность - это значит понять, какие  жизненные задачи и каким способом она решает, какими исходными принципами решения этих задач она вооружена.

Различаются личности социализированные - адаптированные к условиям своего социального бытия, десоциализированные - девиантные, отклоняющиеся от основных социальных требований (крайние формы этого отклонения - маргинальность) и психически аномальные личности (психопаты, невротики, лица с задержками психического развития и с личностными акцентуациями - "слабыми местами" в психической саморегуляции).

Можно выделить ряд особенностей социализированной  личности, находящейся в пределах психической нормы.

Наряду  с социальной приспособленностью развитая личность обладает личностной автономией, утверждением своей индивидуальности. В критических ситуациях такая  личность сохраняет свою жизненную  стратегию, остается приверженной своим  позициям и ценностным ориентациям (целостность личности). Возможные  психические срывы в экстремальных  ситуациях она предупреждает  системой средств психологической  защиты (рационализацией, вытеснением, переоценкой ценностей и др.).

Личность  в норме находится в состоянии  своего непрерывного развития, самоусовершенствования и самореализации, постоянно открывая для себя новые горизонты на своем  человеческом пути, испытывает "радость  завтрашнего дня", изыскивает возможности  актуализации своих способностей. В  трудных условиях - толерантна, способна к адекватным действиям.

Психически  уравновешенный индивид устанавливает  доброжелательные отношения с другими  людьми, проявляет чуткость к их потребностям и интересам.

В построении своих жизненных планов стабильная личность исходит из реальных возможностей, избегает завышенных притязаний. Развитая личность обладает высокоразвитым чувством справедливости, совести и чести. Она решительна и настойчива в  достижении объективно значимых целей, но не ригидна - способна к коррекции своего поведения. На сложные требования жизни она способна реагировать тактической лабильностью без психических надломов. Источником своих удач и неудач она считает себя, а не внешние обстоятельства. В сложных условиях жизни она способна взять ответственность на себя и пойти на оправданный риск. Наряду с эмоциональной устойчивостью, она постоянно сохраняет эмоциональную реактивность, высокую чувствительность к прекрасному и возвышенному. Обладая развитым чувством самоуважения, она способна посмотреть на себя со стороны, не лишена чувства юмора и философского скепсиса.

22.Понятие и общая характеристика процесса социализации личности.

Социализация- это процесс приобретения людьми опыта и социальных установок  соответствующих их социальных ролям. Социализация преследует 2 цели: 1 —  способствовать нашей интеракции; 2- обеспечить сохранение общества благодаря  усвоению его новыми членами сложившихся  в обществе убеждения и образцов поведения. Успешная социализация обусловлена  социальными ожиданиями и стремлениями личности к конформизму. Примеры  успешной социализации можно найти  в школьной среде, когда дети завоевавшие  авторитет среди сверстников  устанавливают образцы поведения  которым следуют все остальные(формальные, неформальные). Социализация осуществляется также под влиянием родителей, учителей, начальников и иных лиц, под их влиянием формируются физические, интеллектуальные, социальные навыки индивида,необходимые ему для исполнения социальных ролей. Социализация необходима потому что люди почти не имеют врожденных моделей поведения, но наделены огромной способностью овладевать сложными навыками, такими допустим как усвоение языка. Выделяются несколько факторов, которые способствуют социализации личности это окружающая среда, физические черты человека, его индивидуальный опыт, культура в которой живет и формируется личность.

23.Основные  теории социализации личности.

Ученые  рассматривают социализацию личности с разных позиций и по мнению ученого  Чарльза Кули социализация зависит  от окружения и в своей теории «зеркального я» он рассматривает социализацию как процесс интеракции взаимодействия в результате которой индивид  ведет себя так чтобы получить одобрение «значимого другого», то есть одобрение людьми которые дороги людьми. Зеркальная состоит из 3 элементов: 1 как по нашему мнению нас воспринимают другие(я уверена что люди обращают внимание на мою новую прическу) 2 как по нашему мнению они реагируют  на то что видят(я уверена что  им нравится моя новая прическа) 3 как индивид отвечает на воспринятую  значимым другим реакцию(скорее всего  всегда так буду причесываться). Таким  образом по Кули формируется самооценка индивида. Под воздействием реакции  значимых других может сформироваться завышенная самооценка, если ребенка  хвалят незаслуженно или заниженная, если ребенка часто порицают и  он не может определить свое место  в обществе, сформировать адекватную самооценку. По теории Эрика Берна  процесс социализации делит людей  на 2 типа «победителей» и «неудачников». «победители» - это те кто ставит перед собой цель и достигает  ее, они первоначально могут не достигать поставленной цели это  у них временно не получается, но адекватная самооценка полученная в  детстве поможет ему найти  путь к цели. «неудачники» как правило  формируются из тех детей воспитанием  которых родители не занимались, либо делали это неправильно, когда ребенок  хотел что то сделать сам ему  это делать не давали торопили и  вместо моральной поддержки переключали  его деятельность на другое. По Эрику  берну родители своими оценками поведения ребенка программируют сценарий его жизненного пути, если они верят в силы своего сына или дочери то формируют оптимистичный сценарий его жизни, если нет то формируется негативный пессимистичный сценарий жизни. По Берну также важно каков сценарий жизни самих родителей так как в основном дети воспроизводят жизненный путь отца или матери, хотя возможен и антисценарий. Джордж Герберт Мид в своем анализе считал что процесс формирования личности включает три стадии: 1 имитация здесь копирует поведение взрослых не понимая его 2 игровая на этой стадии дети воспринимают поведение как исполнение определенных ролей 3 это стадия коллективных игр, в это время дети учатся оправдывать ожидания не только одного человека но и всей группы, допустим игрок футбольной команды умеет придерживаться определенных правил учится реагировать на ожидания другого, учится ощущать себя в команде в группе, так приобретается ощущение социальной идентичности. По мнению Зигмунда фрейда социализация предполагает не только руководство социальными нормами которые приобретает индивид при социализации, но также биологическими природными инстинктами, по его мнению человек всегда находится в конфликте с обществом который возникает потому что биологические потребности и желания индивида не всегда совпадают с принятыми в обществе нормами и запретами. Согласно Фрейду биологические побуждения особенно сексуальные часто противоречат нормам культуры и тогда социализация есть процесс обуздания этих побуждений. По ему мнению выделяется «Ид»- «Оно», «я» - «эго», «супер эго» - «сверх я». Это я контролирует поведение человека, напоминает светофор и помогает человеку ориентироваться в этом мире. Позволяет снять напряженность связанную с ид. Супер эго — это идеализированный родитель, он осуществляет нравственную, оценочные функцию, то есть супер эго регулирует наше поведение и стремится усовершенствовать его в соответствии со стандартами родителей а в дальнейшем и общества в целом. По мнению Фрейда эти 3 компонента призваны воздействовать на формирование ребенка в соответствии с принципом социальной реальности, так как личность должна ожидать пока представится подходящее время, место, условия чтобы уступить напору ид. Так же должны подчиняться моральным требованиям предъявляемым супер эгом. Как только человек устепае супер эго он испытывает либо гордость либо чувство вины

Информация о работе Шпаргалка по "Социологии"