Шпаргалка по "Социологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2012 в 19:00, шпаргалка

Описание

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Социология".

Работа состоит из  1 файл

СОЦИОЛОГИЯ.docx

— 162.42 Кб (Скачать документ)

Основываясь на результатах своих исследований, Сорокин отмечал тот факт, что  в истории сложно организованных обществ во все исторические эпохи  сохранялась определенная степень  социальной мобильности, даже в кастовых обществах, таких как Древняя  Индия, где невозможен был переход  из одной касты в другую, существовала некоторая степень мобильности  внутри самих этих каст. С другой стороны в истории человечества не существовало такого общества, где социальная мобильность была бы полностью неограниченной и неконтролируемой. 
Согласно Сорокину, в любом 
обществе существовали так называемы каналы социальной мобильности— это те группы и организации, которые отбирали людей с определенными качествами и распределяли их по различным социальным позициям. К числу таких каналов мобильности Сорокин относил армию, церковь, образовательные учреждения, политические профессиональные объединения, причем значения каждого из такого каналов социальной мобильности могло различаться в различных обществах. 
Так, например, во времена Римской Империи или Франции в эпоху Наполеона важнейшим каналом мобильности являлась армия. В странах средневековой Европы эту роль исполняла церковь, а в Древнем Китае данная функция принадлежала системе образования. В современном ему 
обществе, как отмечал Сорокин, основными каналами мобильности выступали образовательные учреждения, а так же политические и профессиональные организации.

В Современном  обществе

   Представления о факторах, критериях и закономерностях  стратификации современного российского  общества позволяют выделить слои и  группы, различающиеся как социальным статусом, так и местом в процессе реформирования российского общества. Согласно принятой академиком Т. Н. Заславской гипотезе российское общество состоит из четырех социальных слоев: верхнего, среднего, базового и нижнего, а также десоциализированного «социального дна».

   Под верхним слоем понимается прежде всего реально правящий слой, выступающий  в роли основного субъекта реформ. К нему относятся элитные и  субэлитные группы, занимающие наиболее важные позиции в системе государственного управления, в экономических и силовых структурах. Их объединяют факт нахождения у власти и возможность оказывать прямое влияние на процессы реформ.

   Второй  слой назван средним, во-первых, с учетом его положения на социальной шкале  и, во-вторых, потому что он является зародышем «среднего слоя» в  западном понимании этого термина. Правда, большинство его представителей не обладают ни обеспечивающим личную независимость капиталом, ни уровнем  профессионализма, отвечающим требованиям  постиндустриального общества, ни высоким  социальным престижем. К тому же пока этот слой слишком малочислен, чтобы  служить гарантом социальной стабильности. Однако полноценный средний слой в России может сформироваться лишь на основе социальных групп, образующих сегодня соответствующий протослой. Это мелкие предприниматели, полупредприниматели, менеджеры средних и небольших предприятий, среднее звено бюрократии, старшие офицеры, наиболее квалифицированные специалисты и рабочие.

   Базовый социальный слой очень массивен. Он охватывает более двух третей российского  общества. Его представители обладают средним профессионально-квалификационным потенциалом и относительно ограниченным трудовым потенциалом.

   К базовому слою относятся основная часть  интеллигенции (специалистов), полуинтеллигенция (помощники специалистов), служащие из технического персонала, работники массовых профессий торговли и сервиса, а также большая часть крестьянства. Хотя социальный статус, менталитет, интересы и поведение этих групп различны, их роль в переходном процессе достаточно сходна. Это в первую очередь приспособление к изменяющимся условиям с целью выжить и по возможности сохранить достигнутый статус.

   Структура и функции нижнего слоя, замыкающего  основную, социализированную часть  общества, представляются наименее ясными. Отличительными чертами его представителей являются низкий деятельностный потенциал и неспособность адаптироваться к жестким социально-экономическим условиям переходного периода. В основном этот слой состоит либо из пожилых, малообразованных, не слишком здоровых и сильных людей. Определить данный слой можно на основе таких признаков, как очень низкий личный и семейный доход, низкий уровень образования, занятие неквалифицированным трудом или отсутствие постоянной работы.

   Что касается социального дна, то главной  его характеристикой служит изолированность  от институтов большого общества, компенсируемая включенностью в специфические  криминальные и полукриминальные институты.

    36.Понятие, структура, виды,  функции социальных институтов.

   1. Понятие социального института

   Социальные  институты – устойчивые формы  организации и регулирования  общественной жизни. Их можно определить как совокупность ролей и статусов, предназначенных для удовлетворения определенных социальных потребностей.

   Термин  «социальный институт» как в  социологии, так и обиходном языке  или в других гуманитарных науках выступает в нескольких значениях. Совокупность этих значений можно свести к четырем основным:

   1) определенная группа лиц, призванных к выполнению дел, важных для совместной жизни;

   2) определенные организационные формы комплекса функций, выполняемых некоторыми членами от имени всей группы;

   3) совокупность материальных учреждений и средств деятельности, позволяющих некоторым уполномоченным индивидам выполнять общественные безличные функции, имеющие целью удовлетворение потребностей или регулирование поведения членов групп;

   4) иногда институтами называются некоторые социальные роли, особенно важные для группы.

   Например, когда мы говорим, что школа –  это социальный институт, то под  этим мы можем понимать группу людей, работающих в школе. В другом значении – организационные формы функций, выполняемые школой; в третьем значении важнейшим для школы как института будут учреждения и средства, которыми она располагает, чтобы выполнять функции, порученные ей группой, и наконец в четвертом значении институтом мы назовем социальную роль учителя. Следовательно, мы можем говорить о различных способах определения социальных институтов: материальных, формальных и функциональных. Во всех этих подходах мы можем, однако, выделить определенные общие элементы, которые и образуют основной компонент социального института.

   2. Виды социальных институтов

   Всего существует пять фундаментальных потребностей и пять основных социальных институтов:

   1) потребности в воспроизводстве рода (институт семьи);

   2) потребности в безопасности и порядке (государство);

   3) потребности в добывании средств существования (производство);

   4) потребности в передаче знаний, социализации подрастающего поколения (институты народного образования);

   5) потребности в решении духовных проблем (институт религии). Следовательно, социальные институты классифицируются по общественным сферам:

   1) экономические (собственность, деньги, регулирование денежного обращения, организация и разделение труда), которые служат производству и распределению ценностей и услуг. Экономические социальные институты обеспечивают всю совокупность производственных связей в обществе, соединяя экономическую жизнь с другими сферами социальной жизни. Эти институты складываются на материальном базисе общества;

   2) политические (парламент, армия, полиция, партия) регулируют использование этих ценностей и услуг и связаны с властью. Политикой в узком значении этого слова называется комплекс средств, функций, основывающихся главным образом на манипулировании элементами силы для установления, исполнения и поддержания власти. Политические институты (государство, партии, общественные организации, суд, армия, парламент, полиция) в концентрированной форме выражают существующие в данном обществе политические интересы и отношения;

   3) институты родства (брак и семья) связаны с регулированием деторождения, отношений между супругами и детьми, социализацией молодежи;

   4) институты образования и культуры. Их задача состоит в укреплении, создании и развитии культуры общества, в передаче ее следующим поколениям. К ним относятся школы, институты, художественные учреждения, творческие союзы;

   5) религиозные институты организуют отношение человека к трансцендентным силам, т. е. к силам сверхчувствительным, действующим вне эмпирического контроля человека, и отношение к священным предметам и силам. Религиозные институты в некоторых обществах оказывают сильное влияние на ход взаимодействий и межчеловеческих отношений, создавая систему доминирующих ценностей и становясь доминирующими институтами (влияние ислама на все стороны общественной жизни в некоторых странах Ближнего Востока).

   3. Функции социальных институтов

   Социальные  институты выполняют следующие  функции или задачи в общественной жизни:

   1) создают возможность членам общества удовлетворять различного рода потребности;

   2) регулируют действия членов общества в рамках социальных отношений, т. е. обеспечивают выполнение желательных действий и осуществляют репрессии по отношению к нежелательным действиям;

   3) обеспечивают устойчивость общественной жизни, поддерживая и продолжая безличные общественные функции;

   4) осуществляют интеграцию стремлений, действий и отношений индивидов и обеспечивают внутреннюю сплоченность общности.

37.Семья  как важнейший социальный институт общества.

Первоначальную  основу семейных отношений составляет брак. Брак - это исторически меняющаяся социальная форма отношений между  женщиной и мужчиной, посредством  которой общество упорядочивает  и санкционирует их половую жизнь  и устанавливает их супружеские  и родственные права и обязанности. Но семья, как правило, представляет более сложную систему отношений, чем брак, поскольку она может  объединять не только супругов, но и  их детей, а также других родственников.

Поэтому семью следует рассматривать  не просто как брачную группу, но как социальный институт, то есть систему  связей, взаимодействий и отношений  индивидов, выполняющих функции  воспроизводства человеческого рода и регулирующих все связи, взаимодействия и отношения на основе определенных ценностей и норм, подверженных обширному социальному контролю через систему позитивных и негативных санкций.

Семья как социальный институт проходит ряд  этапов, последовательность которых  складывается в семейный цикл или  жизненный цикл семьи. Исследователи  выделяют различное количество фаз  этого цикла, но главными среди них  являются следующие:

1. вступление в брак - образование семьи;

2. начало деторождения - рождение первого ребенка;

3. окончание деторождения - рождение последнего ребенка;

4. "пустое гнездо" - вступление в брак и выделение из семьи последнего ребенка;

5. прекращение существования семьи - смерть одного из супругов. 

На каждом этапе семья обладает специфическими социальными и экономическими характеристиками.

В социологии семьи приняты такие общие  принципы выделения типов семейной организации. В зависимости от формы  брака выделяются моногамная и полигамная семьи. Моногамная семья предусматривает  существование брачной пары - мужа и жены, полигамная - или муж, или  жена имеет право иметь несколько  жен или мужей.

Информация о работе Шпаргалка по "Социологии"