Анализ формирования и планирования выручки на примере ООО “Модуль-Т”

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 08:33, дипломная работа

Описание

Целью исследования данной работы является планирование и использование выручки от основной деятельности предприятия. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Обобщить литературные источники по вопросу планирования и использования выручки от основной деятельности предприятия;
Рассмотреть финансово-хозяйственную деятельность предприятия ООО “Модуль - Т”;
Проанализировать планирование выручки от основной деятельности на предприятии ООО “Модуль - Т”;
Провести оценку направлений использования выручки от основной деятельности на предприятии ООО “Модуль - Т”;
Изучить зарубежный опыт текущего планирования выручки на предприятиях и его применение в России;
Предложить пути повышения эффективности планирования и использования выручки от основной деятельности на предприятии ООО “Модуль - Т”.

Содержание

Введение 3
1. Теоретические основы планирования и использования выручки от основной деятельности предприятия 6
1.1. Понятие выручки от основной деятельности предприятия, ее структура и направления использования 6
1.2. Факторы, влияющие на величину выручки от основной деятельности предприятия 12
1.3. Планирование выручки от основной деятельности предприятия и направления ее использования 18
2. Анализ планирования и использования выручки от основной деятельности ООО “Модуль-Т” 27
2.1. Общая характеристика финансово-хозяйственной деятельности ООО “Модуль-Т” 27
2.2. Анализ планирования выручки от основной деятельности на предприятии ООО “Модуль-Т” 33
2.3. Анализ направлений использования выручки от основной деятельности ООО “Модуль-Т” 38
3. Основные направления совершенствования планирования и использования выручки от основной деятельности ООО “Модуль-Т” 49
3.1. Обобщение зарубежного опыта текущего планирования выручки на предприятиях и его использование в России 49
3.2. Пути повышения эффективности планирования и использования выручки от основной деятельности ООО “Модуль-Т” 59
Выводы и предложения 67
Список использованной литературы 72
Приложения 76

Работа состоит из  1 файл

Диплом.doc

— 1.41 Мб (Скачать документ)

     Ценообразование имеет первостепенное значение в  случаях, когда:

     - предприятие впервые устанавливает цену при выпуске новой продукции;

     - организационно-технические условия вынуждают предприятие изменить цены;

     - конкуренты изменяют цены;

     - нужно решить вопрос об изменении структуры цен взаимосвязанных друг с другом изделий, с точки зрения спроса на них и их себестоимости [9, С.214].

     Эти обстоятельства относятся к маркетинговым  исследованиям, но одновременно связаны с производством, снабжением и сбытом продукции, с формированием выручки от реализации продукции.

     При формировании выручки от реализации продукции цена выполняет несколько функций:

     - учетную – так как служит средством учета выручки от реализации продукции, затрат на производство и реализацию продукции, эффективности производства;

     - стимулирующую – так как высокие цены стимулируют выпуск конкретной продукции;

     - распределительную – так как отклонение цены на продукцию данного предприятия от средних сложившихся цен, отражает направление распределения прибыли, или в пользу производителя, или в пользу потребителя. При помощи цен доходы перераспределяются между предприятиями, отраслями, регионами;

     - регулирующую – учитывается спрос и предложение на конкретную продукцию и, закон денежного обращения, конкуренция выравнивает цены и предельные издержки производства, позволяет достичь эффективного использования ресурсов.

     Эти функции полностью реализуются  в условиях рыночных отношений [35, C.32].

     Таким образом, уровень свободных и регулируемых цен является важнейшим фактором, влияющим на выручку от реализации продукции, а следовательно, и величину прибыли.

     Все предприятия, кроме тех, которые  продают унифицированные изделия на рынках с высоким уровнем конкуренции, располагают определенной степенью свободы в установлении цен на свою продукцию и поэтому самостоятельно выбирают политику ценообразования.

     Объем выручки от реализации зависит от выбора стратегии ценообразования на продукцию. Политика ценообразования на предприятии в условиях рынка разрабатывается с учетом издержек производства, спроса и предложения продукции, конкуренции на рынках сбыта, влияния государственного регулирования. Поэтому предприятие сначала устанавливает исходную цену, а затем корректирует ее с учетом действующих внешних факторов рынка. Чтобы четко выполнять вышеназванные функции, предприятие обязано спланировать ее величину и направления использования. 

1.3. Планирование выручки  от основной деятельности  предприятия и  направления ее использования

      В зависимости от целей планирования выручку от реализации продукции можно планировать на предстоящий год, на квартал и оперативно.

      Годовое планирование выручки, так же как  и затрат на реализуемую продукцию, в настоящее время затруднено из-за нестабильных условий хозяйствования. Квартальное планирование выручки возможно и необходимо для определения прибыли, оперативное  в целях контроля за поступлением фактической выручки на расчетный счет предприятия.

      Общая сумма выручки от реализации продукции на предстоящий период (год, квартал) включает: выручку от реализации товарной продукции и полуфабрикатов собственного производства; выручку от выполнения работ и оказания услуг промышленного и непромышленного характера [38, C.89].

      Выручка от реализации продукции рассчитывается на основе объема реализованной продукции, исходя из действующих цен без налога на добавленную стоимость, акцизов, товарных и сбытовых скидок (по экспортируемой продукции – без экспортных тарифов).

      Налог на добавленную стоимость, хотя и включен в цену товара, не принадлежит предприятию и как косвенный налог поступает в бюджет. Торговые и сбытовые скидки также не являются доходом предприятия-производителя, они поступают посредническим организациям, реализующим его продукцию. Экспортные тарифы оплачивают предприятия – экспортеры продовольствия, минерального сырья и топлива, черных и цветных металлов, кожевенного и текстильного сырья авиатехники, вооружения и другой продукции. Экспортные тарифы поступают в бюджет, а потому не учитываются при определении выручки.

      Величина  выручки от выполненных работ  и оказанных услуг зависит  от объема работ и услуг и соответствующих  расценок и тарифов по каждому направлению реализации работ, услуг [21, С.471].

      Денежные  поступления, связанные с выбытием основных средств, материальных оборотных и нематериальных активов, продажная стоимость валютных ценностей, ценных бумаг не включается в состав выручки от реализации продукции. Результаты по таким операциям рассматриваются как доходы или убытки и учитываются при определении общей (балансовой) прибыли. Денежная выручка по этим операциям может планироваться  оперативно, например, при составлении платежного календаря.

      Планирование  выручки от реализации осуществляется одним из двух методов:

      - метод прямого счета: 

      В = Р * Ц (1)

где, В – выручка от реализации;

      Р – объем реализованной продукции (выполненных работ) в натуральном выражении;

      Ц – цена без налогов в виде надбавок (НДС, акцизы).

      - расчетный метод: 

      Врп = О1 + ТП – О2 (2)

где, Врп – планируемая сумма выручки от реализации продукции;

      О1 – нереализованные остатки готовой  продукции на начало планируемого периода;

      ТП  – товарная продукция, предназначенная  к выпуску в планируемом периоде;

      О2 – остатки нереализованной продукции  на конец планируемого периода [17, C.75].

      Все остальные части расчета выручки  от реализации продукции выражены в ценах реализации: остатки на начало года – в действовавших ценах периода, предшествующего планируемому; товарная продукция и остатки нереализованной продукции в ценах планируемого периода.

      В основе определения товарного выпуска  в действующих ценах реализации лежит объем производственной программы, которая составляется на основе полученных предприятием госзаказов, заключенных хозяйственных договоров на поставку продукции и заявок потребителей.

      Остатки нереализованной продукции на начало планируемого периода в действующих ценах на предприятии не учитываются, кроме того, в момент планирования точные данные об этих остатках могут отсутствовать.

      Поэтому в расчет принимается ожидаемая величина остатков нереализованной продукции так же, как и при планировании затрат на реализуемую продукцию, а стоимость остатков в ценах реализации определяется с помощью коэффициента пересчета.

      Он  равен частному от деления объема продукции в ценах периода, предшествующего планируемому, на производственную себестоимость продукции того же периода.

      Стоимость остатков нереализованной продукции  на конец планируемого периода в действующих ценах рассчитывается аналогично производственной себестоимости этих остатков, то есть, исходя из однодневного выпуска продукции в действующих ценах и соответствующей нормы запаса в днях. Стоимость однодневного выпуска в ценах реализации определяется при годовом планировании по данным четвертого квартала, при квартальном – по данным соответствующего квартала.

      Состав  остатков нереализованной продукции, при планировании выручки по поступлению денег на расчетный  счет (в кассу предприятия), на начало года включают готовую продукцию на складе, в том числе: товары отгруженные, документы по которым не переданы в банк; товары отгруженные, срок оплаты которых не наступил; товары отгруженные, не оплаченные в срок покупателем; товары на ответственном хранении у покупателя.

      На  конец года остатки нереализованной  продукции принимаются в расчет только по готовой продукции на складе и товарам отгруженным, срок оплаты которых не наступил [26, С.14].

      При планировании выручки по отгрузке нереализованной  продукции является только готовая  продукция на складе предприятия.

      Отгруженная продукция считается реализованной, а следовательно, оплаченной в ближайшее  время. На практике, к сожалению, более  вероятна другая ситуация – длительный период осуществления расчетов или не поступление платежа от покупателя продукции.

      На  случай не поступления платежей от покупателей предусматривается создание фонда риска, или, иначе говоря, резерва по сомнительным долгам предприятия. Сомнительным долгом считается дебиторская задолженность предприятия, которая не погашена в сроки, установленные договорами, не обеспечена гарантиями.

      На  стадии планирования выручки это  учесть невозможно, поэтому предприятия, определяющие выручку по отгрузке, имеют право образовывать резерв по сомнительным долгам, средства которого учитываются на отдельном счете (счет 82), и относить не поступающие от дебиторов долги в течении года на счет резерва.

      Источник  образования резерва – прибыль  до ее налогообложения. Резерв можно  образовать в конце года за счет отчетной прибыли после проведения тщательной инвентаризации по расчетам для выявления всех сомнительных дебиторов, которые не в состоянии погасить задолженность. Величину резерва определяют по каждому сомнительному долгу в зависимости от финансового состояния должника и вероятности погашения долга полностью или частично.

      В следующем году отчисления в резерв могут происходить ежеквартально. Если до конца года, следующего за годом создания резерва, он не будет использован, то неизрасходованные суммы присоединяют к прибыли соответствующего года.

      Другой  способ исчисления сомнительных долгов – определение процента сомнительных долгов в общей сумме дебиторской задолженности покупателей (заказчиков) по наблюдениям за несколько лет. Этот процент служит основой для расчета первоначальной суммы резерва.

      В конце отчетного года в резерв осуществляют доначисления по проценту сомнительных долгов и установленной суммы дебиторской задолженности [36, С.290].

      Планирование  выручки от реализации продукции  тесно связано с условиями поставки продукции и применяемыми формами расчетов. Многие предприятия практикуют полную или частичную предоплату поставляемой продукции. Понятно, что это в какой-то мере снимает проблему нереализованных остатков продукции, отгруженной потребителю, и обеспечивает поступление выручки поставщику.

      Обоснованному планированию размера выручки от реализации продукции и сроков ее поступления могло бы способствовать использование товарных векселей. Вексель – это не только форма расчетов, но форма кредитования покупателя поставщиком. Рассчитываясь векселем, покупатель минует банк, что зачастую предпочтительнее.

      Например, предприятия-смежники, имеющие налаженные производственные связи, хорошо знают платежеспособность друг друга и могут осуществлять расчеты и коммерческое кредитование, не прибегая к услугам банков.

      Это приводит к ускорению расчетов и более эффективному использованию оборотных средств, не говоря о снижении потребности в банковском кредите [34, С.318].

      Если  поступление выручки на денежные счета предприятия представляет собой завершение кругооборота оборотных  средств предприятия, то ее использование представляет собой, как начало нового кругооборота, так и стадию распределительных процессов.

      На  этой стадии формируется доходная база бюджетов разных уровней, и обеспечиваются, тем самым, общегосударственные  интересы, а также образуются собственные финансовые ресурсы предприятия.

      Поступая  на предприятие, выручка от реализации распределяется по направлениям возмещения потребленных средств производства, а также формирует валовой  и чистый доход. Выручка от реализации должна покрывать совокупные затраты предприятия и приносить ему прибыль.

      Поступление выручки на денежные счета предприятия  завершает кругооборот средств. Дальнейшее использование поступивших  средств – это начало нового оборота. Одновременно происходит распределение чистого дохода в интересах предприятия, физических лиц, государства, других заинтересованных лиц. Направления использования выручки представлены на рисунке 1.

Информация о работе Анализ формирования и планирования выручки на примере ООО “Модуль-Т”