Анализ формирования и планирования выручки на примере ООО “Модуль-Т”

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 08:33, дипломная работа

Описание

Целью исследования данной работы является планирование и использование выручки от основной деятельности предприятия. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Обобщить литературные источники по вопросу планирования и использования выручки от основной деятельности предприятия;
Рассмотреть финансово-хозяйственную деятельность предприятия ООО “Модуль - Т”;
Проанализировать планирование выручки от основной деятельности на предприятии ООО “Модуль - Т”;
Провести оценку направлений использования выручки от основной деятельности на предприятии ООО “Модуль - Т”;
Изучить зарубежный опыт текущего планирования выручки на предприятиях и его применение в России;
Предложить пути повышения эффективности планирования и использования выручки от основной деятельности на предприятии ООО “Модуль - Т”.

Содержание

Введение 3
1. Теоретические основы планирования и использования выручки от основной деятельности предприятия 6
1.1. Понятие выручки от основной деятельности предприятия, ее структура и направления использования 6
1.2. Факторы, влияющие на величину выручки от основной деятельности предприятия 12
1.3. Планирование выручки от основной деятельности предприятия и направления ее использования 18
2. Анализ планирования и использования выручки от основной деятельности ООО “Модуль-Т” 27
2.1. Общая характеристика финансово-хозяйственной деятельности ООО “Модуль-Т” 27
2.2. Анализ планирования выручки от основной деятельности на предприятии ООО “Модуль-Т” 33
2.3. Анализ направлений использования выручки от основной деятельности ООО “Модуль-Т” 38
3. Основные направления совершенствования планирования и использования выручки от основной деятельности ООО “Модуль-Т” 49
3.1. Обобщение зарубежного опыта текущего планирования выручки на предприятиях и его использование в России 49
3.2. Пути повышения эффективности планирования и использования выручки от основной деятельности ООО “Модуль-Т” 59
Выводы и предложения 67
Список использованной литературы 72
Приложения 76

Работа состоит из  1 файл

Диплом.doc

— 1.41 Мб (Скачать документ)

     Анализируя  позитивные и негативные стороны  системы, можем увидеть, что, хотя она не лишена серьезных недостатков, впрочем, как любая система, применение ее более соответствует целям реализации маркетинговой стратегии организации в условиях рыночной конкуренции.

      Казалось  бы, преимущества применения системы  директ-костинг на предприятии очевидны, и понимание роли данного метода в процессе управления компанией  достаточно прозрачно, если не тривиально. Однако это не совсем так. Разнообразие литературных источников, посвященных методу директ-костинг как системы управленческого учета предприятия, порождает и разнообразие толкований характера влияния данного метода на разработку корпоративной стратегии. Рассмотрим последовательно несколько мнений различных авторов [13, C.153].

      Система директ-костинг позволяет повысить точность принимаемых решений:

      - во-первых, с точки зрения контроля, учета и планирования переменных затрат. Значимым для компании является и усиление контроля за постоянными затратами;

      - во-вторых, служит индикатором рентабельности  продукции и может быть основой управленческих решений относительно ассортимента выпускаемой продукции.

      Неопределенность  снижается в процессе вывода нового продукта на  рынок или проникновения  компании в новую сферу деятельности – за счет назначения наиболее привлекательной для потребителя цены [19, C.95].

      С точки зрения конкурентных преимуществ  организации система директ-костинг  позволяет привлечь новые потребительские сегменты, например, ориентированные на низкую цену. При этом качество продукции отнюдь не страдает, что создает благоприятный имидж, в глазах покупателя. Директ-костинг может усиливать логистические и производственные стратегии, оптимизируя их с точки зрения учета и контроля затрат.

     Анализ  затрат предприятия методом директ-костинг  начинается с их классификации.

     Основные  затраты, непосредственно связаны  с технологическим процессом  производства продукции;

     Накладные, образуются в связи с организацией, обслуживанием производства;

     Переменные  затраты, изменяются в прямой пропорции  по отношению к объему производства. Примеры таких затрат – затраты сырья и основных материалов, заработная плата основных производственных рабочих;

     Постоянные  затраты не изменяются при изменении объемов производства в краткосрочном периоде. В долгосрочном периоде, характер зависимости затрат от объемов производства может быть различным. Примеры таких затрат – арендная плата, величина амортизации.

     Часто встречаются такие  виды затрат, которые нельзя классифицировать ни как постоянные, ни как переменные, поскольку различные части затрат ведут себя по-разному: и как постоянные, и как переменные.  Такие виды затрат называют полупеременными.

     Для целей управленческого учета различают также смешанные затраты, альтернативные, необратимые затраты, вмененные затраты [24, С.320].

      Еще одна важная черта системы директ-костинг  – возможность расчета порога  рентабельности продукции. На величину порога рентабельности влияют три основных фактора: цена реализации, переменные затраты на единицу продукции и совокупная величина постоянных затрат. Уровень постоянных затрат свидетельствует о степени предпринимательского риска. Чем выше постоянные затраты, тем выше порог рентабельности, и тем значительнее предпринимательский риск. Как было сказано выше, система директ-костинг позволяет применять меры в области учета и контроля, планирования, нормирования, минимизации постоянных издержек. Все это снижает порог рентабельности продукции, уменьшая тем самым степень предпринимательского риска. Проиллюстрируем расчет порога рентабельности на рисунке 11 [18, C.249].

Рис. 11. График расчета уровня порога рентабельности

Также метод директ-костинг применяется  для реализации оптимальной конкурентной стратегии. Разработка конкурентной стратегии организации осуществляется последовательно в несколько этапов:

      1. Анализ хозяйственной деятельности организации методом директ-костинг:

    - распределение  ассортимента продукции по товарным группам;

     - классификация  затрат по видам,  периодам, источникам возникновения;

     - расчет пороговых уровней рентабельности  товарной группы;

     - расчет точки безубыточности  по каждой товарной группе  и предприятию в целом;

     - построение графиков критического объема товарной группы.

     2. Принятие стратегических решений на основе полученных выводов:

     - на основе расчета пороговых  уровней рентабельности принимается  решение о степени предпринимательского  риска организации в целом  и видов продукции;

     - принимается решение относительно целесообразности выпуска товарной группы, производится примерный перерасчет производственной программы, и анализируются полученные результаты. На их основе осуществляется выбор ассортиментной политики организации;

     - принимаются ценовые решения по видам продукции и товарным группам;

     - важным этапом в разработке  конкурентной стратегии фирмы  является анализ и выбор новых рынков.

     Большую роль здесь будут играть решения  о необходимом уровне цен, объемах  продаж, при заданном уровне рентабельности, а также критерии максимизации прибыли в долгосрочном плане. При разработке данного этапа анализа  данные на выходе принимают вид инвестиционного проекта с расчетом сроков окупаемости, времени выхода на точку безубыточности.

      3. Представляется систематизация данных, полученных в результате анализа, их обобщение и выбор стратегических мер конкурентной борьбы.

      Таким образом, каждый вывод, который будет  сделан в результате анализа, будет  основываться прежде всего на анализе  затрат методом директ-костинг.

      Полученные  в результате окончательного анализа  выводы представляют несомненный интерес и являются безусловным подтверждением факта необходимости и важности становления  директ-костинга в качестве основы системы управленческого учета предприятия.

      Чтобы получить более полную информацию о структуре доходов предприятия, совокупные постоянные издержки делят на группы по степени их отношения к производимым изделиям. Различают следующие основные группы постоянных издержек: относящиеся к определенному виду продукции, относящиеся к товарной группе, относящиеся к определенному производственному участку, общехозяйственные постоянные издержки [20, С.76].

      Рассмотрим, какие результаты можно получить, если использовать ступенчатый учет постоянных расходов и финансовых результатов. Совокупные постоянные затраты делят на прямые постоянные затраты и косвенные. Прямые постоянные затраты относятся непосредственно к данному товару (изделию, услуге), производственному участку или виду деятельности. Рассчитать их величину несложно, к конкретному виду продукции будут относиться амортизационные отчисления, по оборудованию, на котором данная продукция производится, зарплата мастеров.  Косвенные постоянные затраты – это постоянные затраты всего предприятия, оклады руководства, затраты на бухгалтерию и другие службы, на аренду и содержание офиса, амортизационные отчисления по собственным административным зданиям, расходы на научные исследования и инженерные изыскания. Косвенные затраты весьма трудно распределить по отдельным товарам. Универсальный способ — отнесение косвенных постоянных затрат на тот или иной товар пропорционально доле данного товара в суммарной выручке от реализации продукции.

      Основной  особенностью такого анализа является объединение прямых переменных затрат на данный товар с прямыми постоянными затратами и вычисление промежуточного маржинального дохода – результата от реализации после возмещения прямых переменных и прямых постоянных затрат. Направлен такой анализ на решение главнейших вопросов ценовой и ассортиментной политики: какие товары выгодно, а какие невыгодно включать в ассортимент. И какие назначать цены.

      В разработке ценовой и ассортиментной политики расчет промежуточного маржинального дохода имеет неоспоримые преимущества: повышается обоснованность выбора наиболее выгодных видов продукции, появляется возможность анализа использования производственных мощностей.

      При разработке ассортиментной политики исходят  из следующих соображений, если промежуточный  маржинальный доход покрывает хотя бы часть постоянных затрат предприятия, то данный вид продукции достоин оставаться в ассортименте. При этом предпочтение отдается тем видам продукции, которые берут на себя больше постоянных затрат. Однако здесь есть некоторые проблемы.

      Для углубления анализа, на наш взгляд, необходимо, наряду с порогом рентабельности, определять порог безубыточности по видам продукции. Порог безубыточности данного товара – это такая выручка от реализации, которая покрывает переменные затраты и прямые постоянные затраты. При этом промежуточный маржинальный доход равен нулю. Если не достигается хотя бы нулевого значения промежуточного маржинального дохода – эту продукцию надо снимать с производства, либо не планировать ее производство заранее.

      Сама  эта схема расчета чистой прибыли  формирует модель анализа цен при стремлении предприятия к максимизации чистой прибыли. Эта модель требует:

      во-первых, максимизации выручки от продаж;

      во-вторых, минимизации затрат на производство и сбыт товаров;

      в-третьих, предельного сокращения процентных выплат за кредиты и внереализационных расходов;

      в-четвертых, минимизации налоговых платежей, что по логике должно гарантировать  получение максимально возможной  чистой прибыли [29, C.151].

     В строительных организациях из-за объема учетных работ целесообразно применять маржинальный метод учета затрат. Система “директ-костинг” построена на обобщении прямых затрат по видам строительных объектов и списании косвенных затрат непосредственно на уменьшение операционной прибыли предприятия. Основой управления затратами при этой системе учета является деление затрат на переменные и постоянные. При этом основное внимание уделяется управлению постоянными расходами и калькулированию себестоимости по ограниченным затратам [31, C.19].

      Учет  по ограниченной себестоимости продукции (лишь по переменным расходам) позволяет упростить нормирование, планирование, учет и контроль. Себестоимость становится более обозримой, а отдельные затраты контролируемыми, так как чем больше контролируемых объектов, тем сильнее рассеивается внимание и слабее становится контроль. Этот метод предоставляет управленческую информацию менеджерам, бухгалтерам, аудиторам для выявления оптимальных пропорций между переменными и постоянными затратами, ценой и объемом реализации с целью минимизации предпринимательского риска [28, C.32].

      В строительных организациях для ориентации в сложных рыночных условиях необходима разнообразная информация, поэтому  имеет место интеграция системы  управленческого учета “директ-костинг” с системой “стандарт-кост”, которая  предполагает разработку стандартов (норм) по каждой статье расходов и дальнейший учет фактических затрат с выделением отклонений. При этом разрабатываются стандарты переменных и постоянных затрат, калькулируется себестоимость продукции (работ, услуг), а учет организуется как учет стандартов и отклонений от них [15, C.80].

      Таким образом, предложенная методика планирования состоит в относительной простоте и выявлении отклонений затрат от норм и планов. Также эта методика благодаря своей простоте делает информацию доступной для внутренних  и внешних пользователей.

      Изучив  зарубежный опыт планирования выручки, перейдем к исследованию путей повышения эффективности планирования и использования выручки от основной деятельности ООО “Модуль-Т”. 

3.2. Пути повышения  эффективности планирования и использования выручки от основной деятельности ООО “Модуль-Т”

      В связи с усилением роли управленческого  учета в принятии стратегических и тактических решений и необходимостью формировать экономически обоснованную себестоимость возникают вопросы выбора и построения на предприятии оптимальной системы учета затрат, изменяется отношение к методологии построения учета, к вопросам планирования показателей деятельности [27, С.153].

      Одно  из основных понятий, применяемых в  управленческом учете - себестоимость. Этот показатель отражает эффективность производственно-хозяйственной деятельности. При прочих равных условиях, чем ниже себестоимость продукции, тем более конкурентоспособной становится продукция предприятия, тем выше величина прибыли и, следовательно больше источников для реализации инвестиционных, социальных и иных программ. Себестоимость можно рассчитать несколькими различными методами, одним из подобных методов является “Директ-костинг”. Он имеет ряд преимуществ и недостатков, но во многих случаях он дает более эффективную оценку ситуации, нежели методы, основанные на учете полных издержек [3, С.121].

Информация о работе Анализ формирования и планирования выручки на примере ООО “Модуль-Т”