Анализ формирования и планирования выручки на примере ООО “Модуль-Т”

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 08:33, дипломная работа

Описание

Целью исследования данной работы является планирование и использование выручки от основной деятельности предприятия. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Обобщить литературные источники по вопросу планирования и использования выручки от основной деятельности предприятия;
Рассмотреть финансово-хозяйственную деятельность предприятия ООО “Модуль - Т”;
Проанализировать планирование выручки от основной деятельности на предприятии ООО “Модуль - Т”;
Провести оценку направлений использования выручки от основной деятельности на предприятии ООО “Модуль - Т”;
Изучить зарубежный опыт текущего планирования выручки на предприятиях и его применение в России;
Предложить пути повышения эффективности планирования и использования выручки от основной деятельности на предприятии ООО “Модуль - Т”.

Содержание

Введение 3
1. Теоретические основы планирования и использования выручки от основной деятельности предприятия 6
1.1. Понятие выручки от основной деятельности предприятия, ее структура и направления использования 6
1.2. Факторы, влияющие на величину выручки от основной деятельности предприятия 12
1.3. Планирование выручки от основной деятельности предприятия и направления ее использования 18
2. Анализ планирования и использования выручки от основной деятельности ООО “Модуль-Т” 27
2.1. Общая характеристика финансово-хозяйственной деятельности ООО “Модуль-Т” 27
2.2. Анализ планирования выручки от основной деятельности на предприятии ООО “Модуль-Т” 33
2.3. Анализ направлений использования выручки от основной деятельности ООО “Модуль-Т” 38
3. Основные направления совершенствования планирования и использования выручки от основной деятельности ООО “Модуль-Т” 49
3.1. Обобщение зарубежного опыта текущего планирования выручки на предприятиях и его использование в России 49
3.2. Пути повышения эффективности планирования и использования выручки от основной деятельности ООО “Модуль-Т” 59
Выводы и предложения 67
Список использованной литературы 72
Приложения 76

Работа состоит из  1 файл

Диплом.doc

— 1.41 Мб (Скачать документ)

      Предприятие осуществляет также затраты на социально-культурные мероприятия, направленные на повышение квалификации работников, подготовку кадров, улучшение социально-культурных и жилищно-бытовых условий работников предприятия. Сюда же относятся затраты на создание и реконструкцию основных фондов непроизводственного назначения, содержание клубов, дошкольных детских учреждений. Эти расходы, имеющие значение для социального развития коллективов, не включаются в себестоимость продукции и осуществляются за счет прибыли, бюджетных и целевых поступлений, средств, профсоюзных организаций, доходов от клубов, поступлений от родителей в виде платы за содержание детей в дошкольных учреждениях и другое.

      Операционные  расходы – это затраты особого  назначения: на проведение научно-исследовательских работ, изобретательство и рационализаторство, переоценку основных фондов, паспортизацию оборудования и другие. Особенность этой группы затрат состоит в том, что они носят долговременный характер, непостоянны, нестабильны по величине, окупаются на протяжении длительного периода времени, а потому не включаются в себестоимость продукции. Их назначение - способствовать повышению качества и эффективности производства. Источниками финансирования таких расходов является прибыль предприятия, бюджетные ассигнования, средства, поступающие от заказчиков на научно-исследовательские работы, выполняемые по договорам средства, учитываемые в себестоимости на проведение научных исследований и экспериментальные разработки.

      Затраты на производство и реализацию продукции, работ и услуг занимают наибольший удельный вес во всех затратах предприятия. Они складываются из затрат, связанных с использованием в процессе производства продукции, работ и услуг основных фондов, сырья, материалов, комплектующих изделий, топлива и энергии, труда и иных затрат. От формирования этой группы затрат зависит величина прибыли предприятия. Затраты на производство и реализацию продукции, работ и услуг возмещаются после завершения кругооборота оборотных средств за счет выручки от реализации продукции, работ и услуг [11, С.132].

       Затраты на производство и реализацию продукции  и услуг разнообразны и классифицируются по определенным признакам, основные из которых :

  • способ отнесения на себестоимость;
  • связь с объемом производства;
  • степень однородности затрат.

       В зависимости от способов отнесения  на себестоимость продукции затраты  подразделяются на прямые и косвенные.

       Под прямыми затратами понимаются расходы, связанные с производством отдельных  видов продукции, которые могут  быть прямо и непосредственно  включены в себестоимость. Это расходы на сырье, основные материалы, покупные изделия и полуфабрикаты, а также на основную заработную плату производственных рабочих.

       К косвенным относятся затраты, связанные  с производством разных изделий, и потому, их нельзя прямо отнести на себестоимость определенного вида продукции. Это расходы на содержание и эксплуатацию оборудования, содержание и ремонт зданий, на заработную плату вспомогательных рабочих, инженерно-технических работников и др. Такие затраты включаются в себестоимость продукции с помощью специальных методов, определяемых отраслевыми методическими рекомендациями по вопросам планирования, учета и калькулирования себестоимости продукции, работ и услуг. Деление затрат на прямые и косвенные зависит от организационной структуры производства, его специализации, методов учета расходов и других факторов.

      В зависимости от связи затрат с  объемом производства выделяются условно-постоянные и условно-переменные затраты.

      К условно-постоянным, относятся расходы, общая величина которых существенно не меняется при уменьшении или увеличении объема выпуска продукции, в результате чего изменяется их относительная величина на единицу продукции. Это расходы на отопление и освещение помещений, заработная плата управленческого персонала, амортизационные отчисления, денежные расходы на административно- хозяйственные нужды и другое.

      Условно-переменные расходы зависят от объема производства продукции, они  растут или уменьшаются  в соответствии с изменением объема выпуска продукции. К ним относятся затраты на сырье и основные материалы, технологическое топливо и энергию, основную заработную плату производственных рабочих и тому подобное.

      Внепроизводственные расходы включают расходы на упаковку изделий на складе, транспортировку продукции, комиссионные сборы и другие расходы, связанные со сбытом продукции [14, С.539].

      Таким образом, затраты на реализуемую  продукцию возмещаются за счет выручки, поступающей от реализации продукции. Затраты, включаемые в себестоимость  продукции, учитываются по пяти основным признакам: материальным затратам, затратам на оплату труда, отчислениям на социальные нужды, амортизации основных фондов и прочим затратам.

      В зависимости от связи затрат с  объемом производства выделяются условно-переменные и условно-постоянные затраты.

      Все затраты на производство и реализацию продукции составляют их полную себестоимость. В современных условиях хозяйствования предприятие может использовать один из двух методов учета выручки, в зависимости от того, что считается  моментом реализации продукции: поступление денег на расчетный счет предприятия за отгруженную покупателю продукцию или отгрузка продукции и предъявление расчетных документов покупателю.

      Для лучшего понимания структуры  выручки далее рассмотрим факторы, влияющие на ее величину. 

1.2. Факторы, влияющие  на величину выручки  от основной деятельности  предприятия

     На  величину выручки от реализации продукции  влияют многие факторы, как зависящие, так и не зависящие от деятельности предприятия.

     Непосредственно зависящими от предприятия являются:

     - объем выпускаемой продукции  (выполняемых работ, оказываемых  услуг);

     - ассортимент продукции (работ,  услуг), При формировании ассортимента и структуры выпуска продукции предприятие должно учитывать, с одной стороны, спрос на данные виды продукции, а с другой – наиболее эффективное использование трудовых, сырьевых, технических, технологических, финансовых и других ресурсов, имеющихся в его распоряжении. Система формирования ассортимента включает в себя следующие основные моменты:

     - определение текущих и перспективных потребностей покупателей;

     - оценку уровня конкурентоспособности выпускаемой или планируемой к выпуску продукции;

     - изучение жизненного цикла изделий и принятия своевременных мер по внедрению новых, более совершенных видов продукции и изъятие из производственной программы морально устаревших и экономически неэффективных изделий;

     - оценку экономической эффективности и степени риска изменений в ассортименте продукции.

     - качество и конкурентоспособность производимой продукции;

     - уровень цен.

     Выпуск  продукции в основном определяет объем реализации продукции: с увеличением ее выпуска растет объем реализации, и наоборот.

     Кроме того, сумма выручки зависит от:

     - ритмичности работы предприятия;

     - комплектности продукции;

     - характера отгрузки;

     - спроса на данную продукцию;

     - форм расчета за продукцию.

     Работа  по графику содействует равномерной  отгрузке продукции и своевременному поступлению выручки. Выпуск продукции  пользующейся спросом, обеспечивает ее полную реализацию. Применение наиболее прогрессивных форм расчетов за продукцию, своевременность выписки платежных документов и передача их в банк важный фактор в планировании выручки. Ассортимент продукции существенно влияет на размер выручки,  поскольку продукция реализуется не по одинаковым ценам. Выполнение планирования по ассортименту, это непременное условие выполнения планирования по выручке от реализации продукции. Величина выручки предприятия от реализации продукции зависит также от уровня цен: если оптовые цены на продукцию снижаются, то выручка от ее реализации уменьшается, и наоборот.

     К факторам, не зависящим от предприятия, относятся:

     - перебои в работе транспорта;

     - несвоевременная оплата продукции вследствие неплатежеспособности покупателей;

     - задержки банковских расчетов и так далее [30, C.50].

     В рыночной экономике ведущее место  занимает величина отпускных цен. Если в цену продукции не заложен определенный уровень рентабельности, то на каждой последующей стадии кругооборота капитала предприятие будет обладать все меньшими денежными средствами, что в конечном итоге отразится и на объемах производства, и на финансовом состоянии предприятия. В то же время в условиях конкуренции иногда допустимо применять убыточные цены для завоевания новых рынков сбыта, вытеснения конкурирующих фирм и привлечения новых потребителей. Предприятие, внедряющееся на новые рынки, иногда сознательно идет на снижение выручки от реализации продукции с тем, чтобы в последующем компенсировать потери за счет переориентации спроса на свою продукцию.

     После проведения в России рыночных реформ предприятия в основном применяют свободные цены, величина которых определяется спросом и предложением. В этих условиях возросло значение маркетинговых и рекламных служб предприятия.

     Однако  для узкого круга товаров, производимых так называемыми естественными монополиями, используется государственное регулирование цен. Регулируемые цены на продукцию базовых отраслей (энергоносители, транспорт) призваны оказывать сдерживающее влияние на рост издержек остальных отраслей, а также дают возможность управления инфляционными процессами на макроуровне.

     Свободные (рыночные) цены устанавливаются в  зависимости от спроса на продукцию  на рынке, определяются непосредственно  самим предприятием. Они могут  меняться на одну и ту же продукцию в зависимости от объема продаж или от условий оплаты. Как правило, чем больше объем продаж приходится на одного потребителя, тем ниже отпускная цена единицы продукции. Применение более низких цен позволяет предприятию заинтересовать выгодного потребителя в своей продукции и за счет большего объема выручки решать свои производственные и финансовые задачи. Существенное значение имеют и условия продаж. Чем скорее наступает оплата в соответствии с заключенными договорами, тем быстрее предприятие способно вовлечь средства в хозяйственный оборот и получить дополнительные преимущества, а также снизить вероятность неплатежей.

     Поэтому реализация по сниженным ценам при  условии предоплаты или оплаты по факту отгрузки для предприятия  зачастую выглядит предпочтительнее, чем, например, отгрузка продукции по более высоким ценам, но на условиях ее оплаты по мере реализации.

     Кроме того, если предприятие не имеет  льготы в виде полного освобождения от уплаты косвенных налогов, то эта группа налогов закладывается в цену товаров и соответственно поступает на денежные счета предприятия вместе с выручкой за реализованную продукцию. Косвенные налоги не входят в состав выручки от реализации продукции и учитываются отдельно. Вместе с тем для определения налогооблагаемой базы по некоторым налогам такой косвенный налог как акциз, включается в состав выручки, то есть, для налогового учета допустимо различное толкование состава выручки, поскольку это предусмотрено действующим законодательством и служит практическим целям для правильного исчисления отдельных налогов [32, С.386].

     В условиях стабильного развития экономики, когда можно с достаточной достоверностью предсказать поведение экономических субъектов в планируемом периоде, применяются аналитические методы прогнозирования оптимальной выручки. Для оценки возможных последствий в области планируемых ценовых решений используют показатель эластичности спроса. Эластичность измеряет взаимодействие между экономическими показателями. Спрос считается эластичным, если его эластичность меньше единицы, и наоборот. Если спрос на выпускаемую продукцию эластичен, то повышение цены на единицу приведет к снижению суммарного объема выручки, если спрос неэластичен, то имеется возможность увеличения цен на выпускаемую продукцию для достижения максимальной выручки [25, C.43].

Информация о работе Анализ формирования и планирования выручки на примере ООО “Модуль-Т”