Налоговая система и налогообложение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 10:47, дипломная работа

Описание

Актуальность темы дипломной работы обуславливается тем, что экономические преобразования в Казахстане и реформирование отношений собственности существенно повлияли на реализацию государством своих экономических функций и закономерно обусловили реформирование системы налогов. На пути к рыночной экономике налоги становятся наиболее действенным инструментом регулирования новых экономических отношений. В частности, они призваны ограничивать стихийность рыночных процессов, воздействовать на формирование производственной и социальной инфраструктуры, укрощать инфляцию.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………3
1 ПОНЯТИЕ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ И НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ В КАЗАХСТАНЕ……………………………………………………………………...5
1.1 Понятие и сущность налогообложения и налоговой системы………………5
1.2 Основные этапы становления налоговой системы Республики
Казахстан……………………………………………………………………………10
2 НАЛОГ НА ИМУЩЕСТВО И ЕГО РОЛЬ В ФОРМИРОВАНИИ ДОХОДНОЙ ЧАСТИ МЕСТНЫХ БЮДЖЕТОВ………………………………..18
2.1 Экономическое содержание и значение налога на имущество …………….18
2.2 Анализ деятельности Налогового Департамента Алматинской области по поступлению налога на имущество за 2008-2011 гг……………………………..33
3 ПРОБЛЕМЫ МЕХАНИЗМА ВЗИМАНИЯ НАЛОГА НА ИМУЩЕСТВО И ПУТИ ЕГО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ………………………………………….48
3.1 Проблемы механизма взимания местных налогов..…………………………48 3.2 Основные направления совершенствования механизма взимания местных налогов, а также имущественного налога в РК …….………………………… 60
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………….74
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.………………………………76

Работа состоит из  1 файл

умирбеков нов.doc

— 760.50 Кб (Скачать документ)

Источник: Отчет 1-Н Налогового департамента Алматинской области за 2008г.

 

Из данной таблицы  видно, что в 2008 году положение поступлений в бюджеты обстоят не лучшим образом. По некоторым платежам наблюдается уменьшение денежных поступлений.

Так поступления по КПН  были недоисполнены. Фактическое поступление  платежей по КПН составило 10714184,5 тыс.тенге, что на -2008605,5 тыс.тенге ниже запланированной суммы (12722790,0 тыс.тенге). Это связано со сдачей дополнительных расчетов авансовых платежей к уменьшению, в результате чего образовалось переплата в лицевых счетах, и в этой связи налогоплательщиками оплата налогов не производилась.

Фактическая сумма поступлений  по НДС составляет 52497997,5 тыс.тенге, а это на 7752865,5 тыс.тенге больше прогнозируемой суммы (44745132,0 тыс.тенге). И это очень хорошие результаты несмотря на замедление бизнес-активности в связи с кризисным состоянием, которое не могло не сказаться на поступлениях налогов [17].

По таможенным платежам тоже идет не до исполнение на -5451431,7 тыс.тенге. Фактическое поступление в бюджет по данному платежу составляет 17299463,3 тыс.тенге. На неисполнение плана повлияло снижение темпов роста импорта в строительных и других отраслях экономики Алматинской области. [1

Если смотреть в целом  по поступлениям в республиканский  бюджет, то здесь перевыполнение плана  на сумму 635454,3 тыс.тенге и составило 84018993,3 тыс.тенге. Это связано с перевыполнением плана по таким платежам в бюджет как разные налоговые и неналоговые поступления, НДС.

Что касается местного бюджета, то здесь по некоторым платежам идет не до выполнение плана, так выполнение плана по акцизам составило 95,7%  и по отдельным его пунктам. Но в общем наблюдается перевыполнение бюджета на 798875,2 тыс.тенге, что является положительным моментом, несмотря на сложности данного года, а именно связанные с финансовым кризисом.

На основании данных таблицы 8 наглядно изобразим выполнение прогноза поступлений налогов и других обязательных платежей в местный и республиканский бюджет Алматинской области за 2008 год.(диаграмма 1)

Диаграмма 1. Выполнение плана поступлений налогов и других обязательных платежей в бюджет Алматинской области за 2008г.

Источник: данные налоговой  отчетности 1-Н НД Алматинской области за 2008г

 

Далее рассмотрим выполнение прогнозных данных по поступлению налогов и других обязательных платежей в бюджет по Налоговому департаменту Алматинской области за 2009г (таблица 9).

Таблица  9

Поступление налогов  и других обязательных платежей в  бюджет по Налоговому департаменту Алматинской  области за 2009г., тыс.тенге

КБК

НАИМЕНОВАНИЕ ПЛАТЕЖЕЙ

Прогноз

2009 года

Факт

01.01.2010г.

 

% исполн. к прогнозу

 

Отклонения (+;-)

 

Всего доходов ГБ

104 673 991

117959 382

112,7

13 285 391

 

Всего доходов РБ

65 570 715

74 794 158

114,1

9 223 443

101100

Подоходный налог

6 710 256

7 929 353

118,2

1219 097

105100

Налог на добавленную стоимость

42 811 778

49 513 296

115,7

6701 518

 

в т. ч НДС на импорт

28 668 247

33 662 303

117,4

4 994 056

105200

Акцизы

1 824 132

2 250 270

123,4

426 138

 

в т. ч Акцизы на импорт

1 824 132

2 248 270

123,3

424 138

105300

Поступления за использование природных  и других ресурсов

287 162

333 910

116,3

46 748

105400

Сборы за ведение предпринимательской  и профессиональной деятельности

 

230 060

 

234 686

 

102,0

 

4 626

105501

Налог на игорный бизнес

803 172

1 038 195

129,3

235 023

продолжение таблицы 9

106100

Таможенные платежи

10 995 801

11 180 543

101,7

184 742

107

Прочие налоги (код 107109)

249

221

88,7

-28

108100

Государственная пошлина

952 612

984 430

103,3

31 818

2

Неналоговые поступления

748 448

1 120 644

149,7

372 196

3

Поступления от продажи основного  капитала

207 048

208 610

100,8

1 562

301101

Поступления от продажи имущества, закрепленного за гос учреждениями,финансируемыми из РБ

207 048

208 610

100,8

1 562

 

Всего доходов МБ

39103000

43165224

100.4

4 061 948

101200

Индивидуальный подоходный налог

8 233 774

9 514 497

115,6

1 280 723

103100

Социальный налог

7 033 538

8 294 780

117,9

1 261 242

104100

Налог на имущество

3 721911

4 208 596

113,1

486 685

104300

Земельный налог

602 256

667 677

110,9

65 421

104400

Налог на транспортные средства

1 242 649

1394 513

112,2

151 864

104500

Единый земельный налог

61619

77 275

125,4

15 656

105200

Акцизы

14 041225

14 283 956

101,7

242 731

105300

Поступления за использование природных  и других ресурсов

777 328

972 555

125,1

195 227

105315

Плата за пользование земельными участками

114 759

134 216

117,0

19 457

105400

Сборы за ведение предпринимательской и профессиональной деятельности

280 947

337 655

120,2

56 708

105502

Фиксированный налог

42 835

65 863

153,8

23 028

107110

Прочие налоговые поступления  в МБ

35

107

306,1

72

108100

Государственная пошлина

478 746

527 815

110,2

49 069

2

Неналоговые поступления

935 099

1 004 155

107,4

69 056

3

Поступления от продажи основного  капитала

1651314

1 815 780

110,0

164 466

301102

Поступления от продажи имущества, закрепленного за гос. учреждениями, финансируемыми из МБ

17 769

32 285

181,7

14516

301103

Поступления от продажи гражданам  квартир

802 659

825 986

102,9

23 327

303101

Поступления от продажи земельных  участков

829 002

953 417

115,0

124 415

03202

Плата за продажу права аренды земельных  участков

1 884

4 092

217,2

2 208


Источник: Отчет 1-Н Налогового департамента Алматинской области за 2009г.

 

 Из данной таблицы  видно, что за 2009 год наблюдается  исполнение и переисполнение  плана по всем видам  поступлений  в бюджеты. Что является хорошим  показателем экономического развития области.

Как видно из таблицы 9 по КПН идет переисполнение поступлений. Так фактически в бюджет поступило 7 929 353 тыс. тенге, что 18,2% больше, чем было запланировано (6 710 256 тыс. тенге). Перевыполнение плана связано с увеличением сумм выплат дивидендов юридических лиц - нерезидентов в результате роста налогооблагаемого дохода юридических лиц - нерезидентов, осуществляющих деятельность в Республики Казахстан через постоянное учреждение, а также получающих доходы из источников в Республике Казахстан [18].

Фактическая сумма поступлений  по НДС составляет 49 513 296 тыс. тенге, а это на 15,7% больше прогнозируемой суммы (42 811 778 тыс.тенге). И это очень хорошие результаты в связи с кризисным состоянием, которое не могло не сказаться на поступлениях налогов.

По таможенным платежам тоже идет переисполнения плана на 1,7%. Фактическое поступление в бюджет по данному платежу составляет 11 180 543 тыс.тенге.

  Если смотреть в целом по поступлениям в республиканский бюджет, то здесь перевыполнение плана на 14,1% и составило 74 794 158 тыс.тенге.

Что касается местного бюджета, то здесь перевыполнение бюджета  на 4 061 948 тыс. тенге, что является положительным моментом, несмотря на сложности данного года, связанный с посткризисным периодом.

На основании данных таблицы 9 построим диаграмму 2.

 

Диаграмма 2. Выполнение плана поступлений налогов и других обязательных платежей в бюджет Алматинской области за 2009г.

Источник: данные налоговой  отчетности 1-Н НД Алматинской области за 2009г

 

Теперь проанализируем поступления налогов и других платежей в бюджет Алматинской области за 2010г.

 

Таблица  10

Поступление налогов  и других обязательных платежей в  бюджет по Налоговому департаменту Алматинской  области за 2010г., тыс.тенге

КБК

НАИМЕНОВАНИЕ ПЛАТЕЖЕЙ

Прогноз

2010 года

Факт

01.01.2011г.

 

% исполн. к прогнозу

 

Отклонения (+;-)

 

Всего доходов ГБ

126447355

141949548

112,3

15502194

 

Всего доходов РБ

77617525

86407420

111,3

8789895

101100

Подоходный налог

12403922

13730020

110,7

1326098

105100

Налог на добавленную стоимость

44994069

47708176

106,0

2714107

 

в т. ч НДС на импорт

25468829

26932369

   

105200

Акцизы

1397805

1416189

102,6

72983

 

в т. ч Акцизы на импорт

       

105300

Поступления за использование природных  и других ресурсов

248271

393708

156,8

145437

105400

Сборы за ведение предпринимательской  и профессиональной деятельности

243157

291680

120,0

48523

105501

Налог на игорный бизнес

1890144

2720200

143,9

830056

106100

Таможенные платежи

13226751

16064639

121,5

2837888

107

Прочие налоги (код 107109)

200

231

115,7

31

108100

Государственная пошлина

983913

1161951

118,1

178038

2

Неналоговые поступления

822015

1459363

177,5

637348

3

Поступления от продажи основного  капитала

7225

6610

91,5

-615

301101

Поступления от продажи имущества, закрепленного за гос. учреждениями, финансируемыми из РБ

7225

6609

91,5

-616

 

Всего доходов МБ

48829830

55542129

113,7

6712299

101200

Индивидуальный подоходный налог

9805936

11506565

117,3

1700629

103100

Социальный налог

7223297

8760310

121,3

1537013

104100

Налог на имущество

5945675

6465424

108,7

519749

104300

Земельный налог

605253

677451

111,9

72198

104400

Налог на транспортные средства

2765820

3079739

111,3

313919

104500

Единый земельный налог

67548

91497

135,5

23949

105200

Акцизы

17936314

18871441

105,2

935127

105300

Поступления за использование природных  и других ресурсов

1048562

1358139

129,5

309577

105400

Сборы за ведение предпринимательской и профессиональной деятельности

352609

397591

112,8

44982

105502

Фиксированный налог

79614

89647

112,6

10033

107110

Прочие налоговые поступления  в МБ

46

49

105,8

3

108100

Государственная пошлина

517889

570006

110,1

52112

продолжение таблицы 10

2

Неналоговые поступления

961504

1079813

112,3

118309

3

Поступления от продажи основного  капитала

1519763

2594461

170,7

1,074698

301102

Поступления от продажи иму-щества, закрепленного за гос. учреждениями, финансир. из МБ

32760

45591

139,2

12831

301103

Поступления от продажи гражданам  квартир

351005

1167494

332,6

816489

303101

Поступления от продажи земельных  участков

1181353

1326347

117,2

194994

303202

Плата за продажу права аренды земельных  участков

4645

55028

1184,7

50383


Источник: Отчет 1-Н Налогового департамента Алматинской области за 2010г

 

По данным таблицы 10, мы наблюдаем выполнение прогнозных данных на 112,3%. При прогнозе 126447355 тыс.тенге фактическое поступление составило 141949548 тыс.тенге. По всем видам налогов, поступающих как в местный, так и в республиканский бюджеты планы поступлений были выполнены и перевыполнены, кроме поступления от продажи основного капитала и поступления от продажи имущества, закрепленного за государственными учреждениями, финансируемыми из РБ наблюдается не исполнение плана.

Наглядно изобразим  выполнение плана поступлений налогов  и других обязательных платежей за 2010 год с помощью диаграммы 3

Диаграмма 3. Выполнение плана поступлений налогов и других обязательных платежей в бюджет Алматинской области за 2010г.

Источник: данные налоговой  отчетности 1-Н НД Алматинской области за 2010г

 

 Теперь проанализируем поступления налогов и других платежей в бюджет Алматинской области за 2011г.

 

Таблица 11

Выполнение прогнозных данных по поступлению налогов и  других обязательных платежей в бюджет по  Алматинской области за 2011г., тыс.тенге

Наименование  платежа

 

Прогноз

2011 года

Факт

01.01.2012г.

 

% исполн. к прогнозу

 

Отклонения (+;-)

Всего доходов ГБ

139037233

148928435

107,1

9891202

Всего доходов РБ

77215332

79974508

103,6

2759176

Корпоративный подоходный налог

11056561

11361361

102,8

304800

Налог на добавленную  стоимость

45745679

44620734

97,5

-1124945

в т. ч НДС на импорт

26633317

25205502

94,6

-1427815

Акцизы

3238645

3842846

118,7

604201

Поступления за использование  природных и других ресурсов

487018

520189

106,8

33171

Сборы за ведение предпринимательской  и профессиональной деятельности

4111391

425840

103,5

14449

Налог на игорный бизнес

2958658

2988423

101,0

29738

Таможенные платежи

10432311

12556080

120,4

2123769

Прочие налоги (код 107109)

131

138

105,5

7

Государственная пошлина

1462021

1488345

101,8

26324

Неналоговые поступления

857737

1687228

196,7

829491

Поступления от продажи  основного капитала

3900

6355

164,5

2455

Поступления от продажи  имущества, закрепленного за государственными. учреждениями.финансируемыми из РБ

 

3900

6083

156,0

2183

Всего доходов МБ

 

 

 

 

 

61821901

68953927

111,5

7132026

Индивидуальный подоходный налог

11886564

14221095

119,6

2334531

Социальный налог

9094064

10595614

116,5

1501550

Налог на имущество

8068569

8205864

101,7

137295

Земельный налог

608029

648118

106,6

40089

Налог на транспортные средства

2780055

3020477

108,6

240422

Единый земельный налог

78423

95310

121,5

16887

Акцизы

24170243

25102398

103,9

932155

Поступления за использование  природных и других ресурсов

1363952

1614738

118,4

250786

Сборы за ведение предпринимательской и профессиональной деятельности

476694

553485

116,1

76791

Фиксированный налог

87107

93922

107,8

6815

Государственная пошлина

521680

554984

106,4

33304

Неналоговые поступления

1314401

1979117

150,6

664716

Поступления от продажи  основного капитала

1372120

2269597

165,4

897477

Поступления от продажи  иму-щества, закрепленного за гос. учреждениями, финансир. из МБ

46783

69767

149,1

22984

Поступления от продажи  зем. участков

1304794

1542701

118,2

237907

продолжение таблицы 11

Плата за продажу права  аренды земельных участков

20543

22552

109,8

2009


Источник: Отчет 1-Н Налогового департамента Алматинской области за 2011г

 

Как видно из таблицы 11 фактические поступления по корпоративному подоходному налогу 2011 г. составили 11 361 361 тыс. тенге, при плане 11 056 561 тыс. тенге, что в процентах составило 102,8 %, отклонение составило 304 800 тыс. тенге.

В 2011 году фактические поступления по налогу на добавленную стоимость всего составили 44 620 734  тыс. тенге, прогнозируемые поступления НДС  45 745 679 тыс. тенге, в процентах 97,5%, отклонение составило 1 124 945тыс. тенге.

 Фактические поступления за использование природных ресурсов   составили 520 189 тыс. тенге, прогнозируемые поступления за использование природных ресурсов   487 018 тыс. тенге, в процентах 106,8%, отклонение составило 33 171 тыс. тенге.

Поступления таможенных платежей составили  12 556 080 тыс. тенге, прогнозируемые поступления таможенных платежей -  10 432 311 тыс. тенге, в процентах 120,4%, отклонение составило 2 123 769 тыс. тенге.

Поступления индивидуального  подоходного налога составили  14 221 095 тыс. тенге, прогнозируемые поступления 11 886564тыс. тенге, в процентах 119,6 %, отклонение составило 2 334 531тыс. тенге.

По социальному налогу в 2011 году  фактические поступления составили 10 595 614 тыс. тенге, прогнозируемые поступления 9 094 064 тыс. тенге, в процентах 116,5 %, отклонение составило 1 501 550 тыс. тенге.

Фактические поступления по налогу на имущество составили 8 205 864 тыс. тенге, прогнозируемые поступления -  8 068 569 тыс. тенге, в процентах 101,7 %, отклонение составило 137 295 тыс. тенге.

По земельному налогу фактические поступления  648 118 тыс. тенге, прогноз на 2011 год 608 029 тыс. тенге, в процентах 106,6%, отклонение составило 40 089 тыс. тенге.

Поступления налога на транспортные средства  за 2011 год составили 3 020 477тыс. тенге, при плане 2 780 055тыс. тенге, отклонение от нормы составили  240 422 тыс. тенге, в процентах 108,6%.

Поступления по  ЕЗН, составили в 2011 году 95 310 тыс. тенге, прогнозируемые поступления планировались 78 423тыс. тенге, отклонение 16 887, в процентах к прошлому году121,5 %.

Акцизы в местный бюджет всего составляли в 2011 году  2502 398 тыс. тенге, план 24 170 243тыс. тенге, отклонение –932 155тыс. тенге, в процентах  103,9%.

По данным таблицы, наблюдается выполнение прогнозных данных на 107,1%. При прогнозе 139 037 233 тыс.тенге фактическое поступление составило 148 928 435 тыс.тенге. По всем видам налогов, поступающих как в местный, так и в республиканский бюджеты планы поступлений были выполнены и перевыполнены, кроме поступления по налогу на добавленную стоимость. Итого в республиканский бюджет сумма налогов и других обязательных платежей поступила в сумме 79 974 508 тыс. тенге, планировалось 77 215 332тыс. тенге, в процентах 103,6%, отклонение составило 2 759 176тыс. тенге. В местный бюджет сумма налогов и других обязательных платежей поступила 68 953 927 тыс. тенге, планировалось 61 821 901 тыс. тенге, в процентах 111,5 %, отклонение составило 7 132 026тыс. тенге.

Информация о работе Налоговая система и налогообложение