Налоговая система и налогообложение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 10:47, дипломная работа

Описание

Актуальность темы дипломной работы обуславливается тем, что экономические преобразования в Казахстане и реформирование отношений собственности существенно повлияли на реализацию государством своих экономических функций и закономерно обусловили реформирование системы налогов. На пути к рыночной экономике налоги становятся наиболее действенным инструментом регулирования новых экономических отношений. В частности, они призваны ограничивать стихийность рыночных процессов, воздействовать на формирование производственной и социальной инфраструктуры, укрощать инфляцию.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………3
1 ПОНЯТИЕ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ И НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ В КАЗАХСТАНЕ……………………………………………………………………...5
1.1 Понятие и сущность налогообложения и налоговой системы………………5
1.2 Основные этапы становления налоговой системы Республики
Казахстан……………………………………………………………………………10
2 НАЛОГ НА ИМУЩЕСТВО И ЕГО РОЛЬ В ФОРМИРОВАНИИ ДОХОДНОЙ ЧАСТИ МЕСТНЫХ БЮДЖЕТОВ………………………………..18
2.1 Экономическое содержание и значение налога на имущество …………….18
2.2 Анализ деятельности Налогового Департамента Алматинской области по поступлению налога на имущество за 2008-2011 гг……………………………..33
3 ПРОБЛЕМЫ МЕХАНИЗМА ВЗИМАНИЯ НАЛОГА НА ИМУЩЕСТВО И ПУТИ ЕГО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ………………………………………….48
3.1 Проблемы механизма взимания местных налогов..…………………………48 3.2 Основные направления совершенствования механизма взимания местных налогов, а также имущественного налога в РК …….………………………… 60
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………….74
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.………………………………76

Работа состоит из  1 файл

умирбеков нов.doc

— 760.50 Кб (Скачать документ)

Происходящая переориентация в экономических отношениях привела к переходу с преимущественно административных норм перераспределения стоимости к налогам. В этой ситуации возросла значимость налогового менеджмента, от которого зависит как финансовая устойчивость производственной и коммерческой деятельности субъектов экономики, так и благополучие государства.

Вместе с тем отсутствие четких базовых принципов привело  к появлению многочисленных налогов и сборов, введение которых сопровождалось законодательными актами, что вело к путанице и противоречивости налоговой системы и обусловило введение с 1 января 1991 г. Закона СССР «О налогах с предприятий, объединений и организаций», что по сути стало той наработкой, с которой осталась Республика Казахстан, как и другие страны СНГ, для создания собственной налоговой системы.

Разрыв хозяйственных  связей, которым сопровождался процесс  распада единой страны, повлек за собой: спад производства на всех предприятиях республики, имеющих преимущественно  сырьевую направленность производственно-хозяйственной деятельности; увеличивающееся количество убыточных, обанкротившихся и останавливающихся предприятий; галопирующую инфляцию. Это стало объективными причинами смещения приоритетов в целевых установках социально-экономического развития республики, оказавшими решающее значение на формирование собственной налоговой системы.

Республика встала перед  проблемой формирования многообразия форм собственности, разделения имущественных  прав и ответственности между предприятиями и гражданами, субъектами экономики и государством, создания стабильной, поступательно развивающейся и социально ориентированной экономики. Решение этих проблем становится кардинальным условиям формирования налоговой системы Казахстана. Эти проблемы усугублялись субъективными причинами, а именно: отсутствием какого-либо опыта самостоятельной разработки национальной налоговой системы, функционирующей в условиях рынка, и соответствующих квалифицированных кадров, способных решить теоретико-методические и практические задачи системы налогообложения и организации потоков движения средств от субъектов экономики в казну государства [10,C.40-45].

Решение этой проблемы связано  со стратегией налогового менеджмента, предполагающей выбор и обоснование налоговой политики государства, отражающей цель и степень государственного вмешательства в экономику. Соответственно сложившейся ситуации стратегической целью налоговой системы становится максимизация доходной части бюджета путем стимулирования наращивания капитализированной стоимости субъектов налогообложения. Для достижения этой цели необходимо:

- определение источников  средств;

- расширение налогооблагаемой  базы;

- разработка программ  вложения и использования бюджетных  средств.

В рамках первого направления  определяются источники средств, показывающие, откуда и в каком размере брать средства и какова должна быть оптимальная структура источников. Второе и третье направления также взаимосвязаны между собой и зависят от развития производственных отношений. Масштабность задач обусловливает необходимость поэтапного эволюционного развития национальной налоговой системы[11,17c.].

Выделение этапов в становлении  и развитии налоговой системы целесообразно увязать с изменениями экономической политики государства при переходе от одной модели рыночных преобразований к другой. Исходя из критерия первичности производственно-экономических отношений, по нашему мнению, в Казахстане можно выделить следующие этапы становления и развития национальной налоговой системы: В. Пушкарева в развитии налогообложения выделяет три периода, каждый из которых характеризуется теми или иными признаками и особенностями:

Первый период развития налогообложения, включающий в себя хозяйственные системы древнего мира и средних веков, отличается неразвитостью и случайным характером.

Именно на этом этапе в зачаточном состоянии появляются налоги и механизмы их взимания. Возникновение налогов относят к периоду становления первых государственных образований, когда появляется товарное производство, формируется государственный аппарат – чиновники, армия, суды. Первоначально налоги существовали в виде бессистемных платежей, носящих преимущественно натуральную форму. 

Именно в конце XVII - начале XVIII в. наступает второй период развития налогообложения, когда налоги становятся ведущим источником доходной части бюджетного устройства. В этот период происходит формирование первых налоговых систем, включающих прямые и косвенные налоги.

Особую роль играли акцизы, взимавшиеся, как правило, у городских  ворот со всех ввозимых и вывозимых  товаров, а также подушный и подоходный налоги.

Третий период развития налогообложения начавший свою историю  в XIX веке, отличается уменьшением числа налогов и большим значением права при их установлении и взимании. Постепенно в обществе наряду с развитием финансовой науки происходит становление научно-теоретических воззрений на природу, проблемы и методики налогообложения[12,C.20-23].

Формирование налоговой  системы Республики Казахстан можно  разделить на следующие этапы:

Первый этап (1991 - 1994гг.) характеризуется созданием национальной налоговой системы путем использования различных инструментов, в частности, таких как определенные виды налогов и их элементы для накопления государственного бюджета и предотвращения инфляции. Основные статьи Закона "О налогах" от 25 декабря 1991 г. были направлены на упорядочение налогов, снижение инфляции, которая достигала более 2000% в год и достижение макроэкономической стабилизации. При этом высокий динамизм и непредсказуемость изменения внутренних и внешних условий ориентированы на приоритетность решения преимущественно краткосрочных целей.

Второй этап (1995 - 1998гг.) становления и развития национальной налоговой системы характеризуется достижением макроэкономической стабилизации, созданием благоприятных условий для активной финансово-хозяйственной деятельности субъектов экономики, ведущей к устойчивости налогооблагаемой базы и увеличению возможности решения социальных проблем.

Макроэкономическая стабилизация стимулирует развитие производственно-коммерческой деятельности путем достижения определенного соотношения между средствами, остающимися у налогоплательщиков (позволяющими ему развиваться), и средствами, которые перераспределяются через налоговый и бюджетный механизмы и позволяют ориентироваться на среднесрочные цели.

Перед принятием, в апреле 1995г., нового налогового законодательства положение в Казахстане было крайне тяжелое. Но работали вовсе, либо функционировали  с неполной неделей или с большими перерывами до 60% промышленных предприятий.

В списке кандидатов в  банкроты 12 крупнейших предприятий. Всеобщие неплатежи, огромный дефицит государственного бюджета (т.к. налогов в казну практически  никто не платит). Сколько налогов в республике толком никто не знал. По одним данным их всего 43 (из них 16 общегосударственных, 10 обязательных местных, 17 разрешенных местных), по другим 47 налогов (и 8 видов отчислений во всякого рода фонды). Схемы налогообложения ставили в более выгодное положение не производителя благ, а того, кто этими товарами торговал или распределял финансирование инвестиций под товары.

Правительство, принимая новый Налоговый Кодекс, ставило перед собой следующие цели:

1. Упрощение, устранение  противоречий;

2. Превращение его  в единое целое на всей территории  республики Казахстан;

Предполагалось сократить  количество налогов до 40-45%, а подоходного  налога с граждан до 40%, чтобы не ослаблять стимулы деловой активности, уточнить ставки всех налогов: земельного, на имущество, физических лиц, рентные платежи и т.д. Главное должна быть прекращена практика ведения новых неэффективных налогов.

По заданию Правительства  республики, Минфина и других государственных  структур было разработано несколько  альтернативных проектов “Кодекс о налогах”. Принципы “правительственного проекта” по утверждению разработчиков, практиков и ученых следующие: справедливость, то есть исключение льготирования одних налогоплательщиков за счет других, простота и экономическая нейтральность, сопоставимость налоговых ставок, чтобы на одни и те же товары не было бы большого развития в налогах республики и у партнеров в других странах. Продумывалась также прогрессивно-регрессивная форма налогообложения, ужесточающая ответственности, как налогоплательщика, так и налоговых служб за нарушение закона, создание налоговой милиции.

Третий этап (1999 - 2001 гг.) связан с началом экономического роста, который характеризуется увеличением таких макроэкономических показателей, как валовой внутренний продукт, валовой национальный продукт и валовой национальный доход.

В этот период начинается объективный процесс расширения налогооблагаемой базы, ведущий к увеличению поступлений в виде налогов в государственный бюджет. Меняющиеся налоговые отношения определяют необходимость перехода на новые принципы организации налогового регулирования и формирования государственного бюджета.

 Основной задачей  третьего этапа является усиление  правовых аспектов взаимоотношений  между государственными органами, имеющими отношение к бюджету, фискальными органами и налогоплательщиками. В целом, структура налогов, которая была заложена в 1995 году, достаточно оптимальна[13,C.10-12].

Четвертый этап, начало которого можно датировать 2002 г., связан с введением подготовленного проекта нового Налогового кодекса который был принят 12 июня 2001 года №209-II , имеющего следующие черты:

- ясное и непротиворечивое  экономическое определение и  юридическое оформление социально-экономических проблем и налоговых инструментов для их решения;

- четкое представление  источников бюджетных средств  и их использования;

- определение направления  и оценка эффективности финансирования социально-экономических программ;

- организация рационального  использования имеющихся в распоряжении  налоговых служб инструментов;

- растущий профессионализм  представителей законодательной  и исполнительной власти.

Структура нового Налогового Кодекса 2001г. состоит из трех больших частей:

  1. Общая
  2. Особенная
  3. Налоговое администрирование

Общая часть – «конституция»  налогового законодательства. В ней четко определены принципы формирования налогового законодательства, введены жесткие принципы, в соответствии, с которыми любые изменения в законодательстве могут допускаться только с принятием бюджета, а вводиться в действие с началом календарного года. Однако, это не относится к акцизам и ставкам таможенных пошлин, регулирующих текущие изменения и конъюнктуру рынка.

 Данные принципиальные  положения должны стать основной  налогового законодательства в  общей части, которая не должна  претерпевать никаких существенных изменений в последующие годы. Что же касается Особенной части, то необходимо отметить, прежде всего, тот факт, что государство является сторонником стабильности, и преемственности действующего налогового законодательства в части методики и базы налогообложения. В части налогового администрирования определяются процессуальные вопросы.

Очень сложно говорить на сегодняшний день о четкой формулировке всех положений и требований по данному  разделу, так как назревает второй этап правовой реформы.  Многие аспекты Гражданского кодекса, его Особенной части, других законов, регулирующих отдельные сферы хозяйственной жизни нашего общества, в ближайшие 2-3 года не могут не претерпевать существенных изменений. Это, несомненно, найдет отражение и в процессуальных взаимоотношениях между налогоплательщиками и государством, особенно в процесс апелляции.

Следующий этап начинается с  2008 г. И связан с принятием  нового Налогового Кодекса. На данный момент, согласно, нового Налогового Кодекса РК от 10.12.2008г вступившего в силу 01.01.09г. в Республике Казахстан действуют 13 видов налогов, государственная пошлина, 5 сборов, 10 видов плат. При разработке Налогового кодекса учтены объективные и субъективные факторы, влияющие на эффективность функционирования системы налогообложения, ориентированные на реализацию долгосрочных целей[14,45c.].

Таким образом, вначале  налоги взимались в натуральной  форме, затем постепенно перешли  в денежную форму.  Формирование налоговой системы Республики Казахстан прошло несколько этапов, а именно первый этап (1991 - 1994гг.), второй этап (1995 - 1998гг.), третий этап (1999 - 2001 гг.), четвертый этап (2002-2007гг.), пятый этап (2008 г. и по нынешнее время).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2  НАЛОГ  НА ИМУЩЕСТВО И ЕГО РОЛЬ  В ФОРМИРОВАНИИ ДОХОДНОЙ ЧАСТИ МЕСТНЫХ БЮДЖЕТОВ

 

2.1 Экономическое  содержание и значение налога  на имущество

Плательщиками налога на имущество физических лиц являются физические лица, имеющие объект налогообложения.

Информация о работе Налоговая система и налогообложение