Налоговая система и налогообложение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 10:47, дипломная работа

Описание

Актуальность темы дипломной работы обуславливается тем, что экономические преобразования в Казахстане и реформирование отношений собственности существенно повлияли на реализацию государством своих экономических функций и закономерно обусловили реформирование системы налогов. На пути к рыночной экономике налоги становятся наиболее действенным инструментом регулирования новых экономических отношений. В частности, они призваны ограничивать стихийность рыночных процессов, воздействовать на формирование производственной и социальной инфраструктуры, укрощать инфляцию.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………3
1 ПОНЯТИЕ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ И НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ В КАЗАХСТАНЕ……………………………………………………………………...5
1.1 Понятие и сущность налогообложения и налоговой системы………………5
1.2 Основные этапы становления налоговой системы Республики
Казахстан……………………………………………………………………………10
2 НАЛОГ НА ИМУЩЕСТВО И ЕГО РОЛЬ В ФОРМИРОВАНИИ ДОХОДНОЙ ЧАСТИ МЕСТНЫХ БЮДЖЕТОВ………………………………..18
2.1 Экономическое содержание и значение налога на имущество …………….18
2.2 Анализ деятельности Налогового Департамента Алматинской области по поступлению налога на имущество за 2008-2011 гг……………………………..33
3 ПРОБЛЕМЫ МЕХАНИЗМА ВЗИМАНИЯ НАЛОГА НА ИМУЩЕСТВО И ПУТИ ЕГО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ………………………………………….48
3.1 Проблемы механизма взимания местных налогов..…………………………48 3.2 Основные направления совершенствования механизма взимания местных налогов, а также имущественного налога в РК …….………………………… 60
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………….74
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.………………………………76

Работа состоит из  1 файл

умирбеков нов.doc

— 760.50 Кб (Скачать документ)

 

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………3

1 ПОНЯТИЕ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ И НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ В КАЗАХСТАНЕ……………………………………………………………………...5

1.1 Понятие и сущность налогообложения и налоговой системы………………5

1.2 Основные этапы становления  налоговой системы Республики

Казахстан……………………………………………………………………………10

2 НАЛОГ НА ИМУЩЕСТВО И ЕГО РОЛЬ В ФОРМИРОВАНИИ ДОХОДНОЙ ЧАСТИ МЕСТНЫХ БЮДЖЕТОВ………………………………..18

2.1 Экономическое содержание и значение налога на имущество …………….18

2.2 Анализ деятельности  Налогового Департамента Алматинской области по поступлению налога на имущество за 2008-2011 гг……………………………..33

3 ПРОБЛЕМЫ МЕХАНИЗМА ВЗИМАНИЯ НАЛОГА НА ИМУЩЕСТВО И ПУТИ ЕГО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ………………………………………….48

3.1 Проблемы механизма взимания местных налогов..…………………………48 3.2 Основные направления совершенствования механизма взимания местных налогов, а также имущественного  налога в РК …….…………………………  60

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………….74

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.………………………………76

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы дипломной работы обуславливается тем, что экономические преобразования в Казахстане и реформирование отношений собственности существенно повлияли на реализацию государством своих экономических функций и закономерно обусловили реформирование системы налогов. На пути к рыночной экономике налоги становятся наиболее действенным инструментом регулирования новых экономических отношений. В частности, они призваны ограничивать стихийность рыночных процессов, воздействовать на формирование производственной и социальной инфраструктуры, укрощать инфляцию.

Налоговая реформа, под  которой, в отличие от отдельных  поправок к существующей налоговой  системе, подразумевается коренной пересмотр ее концептуальных и методологических основ – сложноорганизованная экономическая система. Она представляет собой протяженный во времени, динамично развивающийся, многовариантный и многоцелевой процесс, имеющий определенный набор однотипных по назначению, специфических по исполнению и уровню принятия решений последовательных стадий, являющихся ее подсистемами и состоящих, в свою очередь, из некоторого числа первичных элементов – этапов. В норме таких стадий в общей сложности три: подготовительная, непосредственного повсеместного внедрения нового законодательства и значительная. Последовательность и экономическая классификация всех элементов налоговой реформы составляет в совокупности законченный иерархический ряд, каждые последующие стадии и этапы которого по своему конечному результату, так или иначе соподчинены предыдущим.

Налоговая система - неотъемлемая часть экономической системы в целом. Организация налоговой системы, состав элементов, входящих в нее, методы и способы взимания налогов, их виды – все это зависти от того какие цели стоят перед государством на том или ином этапе развития общества.

От уровня действенности  и эффективности налоговой системы  зависят масштабы развития национального  хозяйства, так как главной целью организации налоговой системы является нахождение такого оптимального варианта, при котором будет обеспечено максимальное поступление средств в государственный бюджет. Но и в тоже время налоги не будут ограничивать развитие общественного производства, а наоборот будут создавать препятствия на пути факторов, негативно влияющих на него [1, C.65-69].

Цель данной работы заключается в рассмотрении особенностей механизма взимания налога на имущество и его роли в формировании доходной части местных бюджетов.

Для достижения цели необходимо поставить перед собой и решить следующие задачи:

1)   Раскрыть понятие налогообложения и налоговой системы РК;

2) Рассмотреть основные этапы становления налоговой системы Республики Казахстан;

3) Проанализировать деятельность Налогового департамента Алматинской области за 2008-2011гг.;

4) Провести анализ поступления налогов и других обязательных платежей, а также динамики поступления налога на имущество в местный бюджет Налогового департамента Алматинской области.

5) Рассмотреть проблемы взимания местных налогов, в том числе налога на имущество, а также дальнейшие пути совершенствования налоговой системы РК в целом, и в частности механизма взимания местных налогов.

Теоретическая значимость данной работы в том, что в ней подробно рассмотрен механизм взимания налога на имущество.

Практическая значимость работы заключается в том, что ее можно использовать для дальнейшего изучения этой темы, а также в том, что знания, полученные в процессе выполнения работы очень ценны и могут пригодиться в будущей профессиональной деятельности.

Предметом исследования является пути и способы решения проблем взимания местных налогов и в том числе налога на имущество.

Объектом исследования является налог на имущество в РК.

Логика построения определила следующую структуру данной дипломной  работы: введение, три главы и  заключение.

В первой главе раскрываются понятие налогообложения и налоговой системы РК, а также этапы развития налоговой системы Республики Казахстан.

Во второй главе рассматриваются экономическое содержание и значение налога на имущество и анализируется деятельность Налогового Департамента Алматинской области по поступлению налога на имущество за 2008-2010гг.

В третьей главе исследуются  проблемы и дальнейшее совершенствование механизма взимания местных налогов в целом, и в частности налога на имущество.

Теоретической базой  при написании данной дипломной работы явились научные труды казахстанских и зарубежных ученых экономистов: Ильясова К.К., Худякова А.И., Черник Д.Г. и других.

Правовой основой при  написании данной дипломной работы являются: Налоговый Кодекс Республики Казахстан, Бюджетный Кодекс РК.     Информационной базой послужили материалы периодических изданий, интернет- ресурсы следующих сайтов:  www.salyk.kz., www.minfin.kz., а также данные налоговой отчетности 1-Н Налогового Департамента Алматинской области.

 

 

 

 

 

 

 

 

1 ПОНЯТИЕ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ  И НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ В КАЗАХСТАНЕ

 

1.1 Понятие  и сущность налогообложения и  налоговой системы

Налоговая система - болевая  точка реформируемой экономики. Она является важнейшей составной условий экономического развития. Под налоговой системой понимается совокупность налогов, пошлин и сборов, взимаемых на территории государства в соответствии с налоговым кодексом, а также совокупность норм и правил, определяющих правомочия и систему ответственности сторон, участвующих в налоговых правоотношениях.

     Налоговые  системы многих стран мира  развивались постепенно, в течение  многих лет. У Казахстана же  не было времени для длительной  эволюции создания налоговой  системы, необходимо скорейшее становление и развитие национальной экономики. Но Казахстан не сможет за один период перейти к полностью удовлетворительной и современной налоговой системе. Продвижение к этой цели должно осуществляться поэтапно с тем, чтобы дать время, как налогоплательщикам, так и налоговым организациям осмыслить изменения, по мере того как они вносятся. Поскольку невозможно за один раз внести все желанные изменения должна быть определенная очередность.

 Впервые экономическая  сущность налогов была исследована в работах Д. Рикардо, который положил начало научным исследованиям. Изъятие государством  в пользу общества определенной части стоимости ВВП в виде обязательного взноса и составляет сущность налога.  Одной из первых организованных налоговых систем, многие стороны которые находят отражение и в современном налогообложении, является налоговая система Древнего  Рима. На ранних этапах развития Римского государства налоговые механизмы использовались исключительно для финансирования военных действий.

Граждане Рима облагались налогами в соответствии со своим достатком и семейным положением (прообраз декларации о доходах).

Определение суммы налога (ценза) проводилось специально избранными чиновниками.

В IV-III вв. до нашей эры развитие налоговой системы привело к возникновению как общегосударственных, так и местных (коммунальных) налогов.

Однако единой налоговой  системы в тот период не существовало, и налогообложение отдельных  местностей определялось лояльностью  местного населения к метрополии, а также успехами в военных мероприятиях государства.

Интересно отметить, что  многие принципы определения объектов налогообложения и подходы по установлению тех или иных налоговых  сборов сохранились до наших дней[2,C.79-82].

Повсеместно налоговые  платежи имели характер разовых изъятий, причем периодически парламенты государств предоставляли правителям полномочия, в основном чрезвычайные, по взиманию тех или иных видов налогов.      Сбором налогов занимались так называемые откупщики, которые выкупали установленные налоги у государства, внося сумму налога в казну полностью.

Далее, заручившись государственными полномочиями и применяя принуждение  через помощников и суботкупщиков, откупщик осуществлял сбор налогов  с населения, учитывая, естественно  и свою прибыль, которая достигала иной раз одной четвертой цены откупа. Однако развитие европейской государственности объективно требовало замены " случайных" налогов и института откупщиков стройной, рациональной и обоснованной системой налогообложения.

Система налогообложения  строится исходя из знания фундаментальных закономерностей распределительных отношений, их влияния на процесс создания общественного богатства. Основу налоговедения как науки определяют положения системы экономических законов:  возрастающих издержек и расходов, рыночного равновесия, свободной конкуренции и другие. В плоскости данных концепций особо важен анализ функций, роли налогов при формировании доходов бюджета и воздействии на качественные и количественные параметры воспроизводства. Это позволяет выявить социальные последствия налогообложения и оценить в целом регулирующее воздействие налогов и однотипных налоговых групп (прямых налогов, косвенных налогов, имущественных налогов, налогов в сфере природопользования, местных налогов и т.п.) на производство, товарообмен и личное потребление[3,4c.].

Налоговая система Республики Казахстан включает в себе органы налоговой службы, правовые нормы, регулирующие налоговые отношения и совокупность обязательных платежей в бюджетную  систему в виде налогов, сборов и  пошлин. Налоговая система в структурном плане состоит из следующих основных элементов:

  • Совокупность финансовых отношений и налогов, выражающих  эти отношение.
  • Налоговый  механизм - совокупность  методов и способов        налогообложения.
  • Совокупность  органов управления  и налоговых служб.

Организация налогообложения  сводится к построению и функционированию налогового механизма, включающего  как элементы, формы налоговых  отношений, т.е. конкретные наименования видов налогов, порядок и методы их применения, способы действия. Основные направления налоговой политики находят свое воплощение в эффективности действующей налоговой системы, задачами которой являются: обеспечение фискально-перераспределительной функции, обеспечение финансовыми ресурсами, поддержка предпринимательства, справедливость, легкость расчетов налогов, простота сборов налогов, стабильность системы налогообложения.

Налоговая система  представляет собой сложную  модель, состоящую    из различных компонентов. Для того чтобы  определить, насколько  эффективно  функционирует налоговая система, выявить ее недостатки, нерешенные проблемы и наметить  конкретные предложения необходимо изучение всех элементов налоговой системы.

Налоги – это предусмотренные  законом обязательные платежи, взимаемые  в определенных размерах и в установленные сроки. Налоги классифицируются по таким признакам, как по объекту обложения, по органу, по порядку их использования, по экономическому признаку, по степени оценки объекта обложения,  от формы уплаты, по субъекту обложения, как инструмента бюджетного регулирования, по порядку уплаты. Налоги выполняют следующие функции:

1. Фискальная (мобилиззационная) функция; т.е.  государство собирает налоги  для финансирования соответствующих  доходов.

2. Распределительная.  Собирая налоги, государство тем самым оказывает влияние на различные сферы экономики, осуществляя социальную политику, перераспределяет доходы между группами населения, регионами, поддерживает малоимущих и т.д.

3. Регулирующая  функция заключается в обеспечении  пропорции между потреблением населения посредством изъятия части текущих доходов и их направления на развитие производства.

4. Стимулирующая - создание  различных стимулов по экономическому  росту, техническому обновлению, проведению НИОКР, росту народонаселения.

5. Ограничительная функция - через налоговую политику государство может сдерживать или ограничивать развитие тех или иных производств.

Информация о работе Налоговая система и налогообложение