Налоговая система и налогообложение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 10:47, дипломная работа

Описание

Актуальность темы дипломной работы обуславливается тем, что экономические преобразования в Казахстане и реформирование отношений собственности существенно повлияли на реализацию государством своих экономических функций и закономерно обусловили реформирование системы налогов. На пути к рыночной экономике налоги становятся наиболее действенным инструментом регулирования новых экономических отношений. В частности, они призваны ограничивать стихийность рыночных процессов, воздействовать на формирование производственной и социальной инфраструктуры, укрощать инфляцию.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………3
1 ПОНЯТИЕ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ И НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ В КАЗАХСТАНЕ……………………………………………………………………...5
1.1 Понятие и сущность налогообложения и налоговой системы………………5
1.2 Основные этапы становления налоговой системы Республики
Казахстан……………………………………………………………………………10
2 НАЛОГ НА ИМУЩЕСТВО И ЕГО РОЛЬ В ФОРМИРОВАНИИ ДОХОДНОЙ ЧАСТИ МЕСТНЫХ БЮДЖЕТОВ………………………………..18
2.1 Экономическое содержание и значение налога на имущество …………….18
2.2 Анализ деятельности Налогового Департамента Алматинской области по поступлению налога на имущество за 2008-2011 гг……………………………..33
3 ПРОБЛЕМЫ МЕХАНИЗМА ВЗИМАНИЯ НАЛОГА НА ИМУЩЕСТВО И ПУТИ ЕГО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ………………………………………….48
3.1 Проблемы механизма взимания местных налогов..…………………………48 3.2 Основные направления совершенствования механизма взимания местных налогов, а также имущественного налога в РК …….………………………… 60
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………….74
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.………………………………76

Работа состоит из  1 файл

умирбеков нов.doc

— 760.50 Кб (Скачать документ)

Тем не менее, налоговая  конкуренция способна оказать искажающее воздействие как на уровень общественных расходов в целом (за счет снижения уровня налогообложения), так и на их структуру (увеличив долю инвестиционных расходов за счет сокращения расходов на социальную сферу). Налоговая децентрализация в целом не является нейтральной и с точки зрения устранения горизонтальных дисбалансов в бюджетной системе, а также реализации перераспределительной экономической политики. Все эти ограничения сужают перечень приемлемых собственных доходных источников особенно для местных бюджетов, но сами по себе не создают объективную потребность в значительном ограничении полномочий соответствующих уровней управления [22].

Таким образом, с теоретической  точки зрения децентрализация налоговых  полномочий создает предпосылки  для укрепления фискальных стимулов органов местного самоуправления, а  налоговая конкуренция способствует устойчивому и долговременному характеру данной тенденции.

Тем не менее, ограничением в использовании данного подхода  при анализе процессов развития местного налогообложения является в целом статический подход к  системе межбюджетных отношений  и исключение из рассмотрения ее других элементов. Более точно, данное ограничение заключается в том, что соответствующие решения субъектов публичной власти находятся под влиянием динамических эффектов институциональной среды, влияющих на фискальный выбор, и не могут рассматриваться отдельно от последних.

Роль этого ограничения  применительно к бюджетной системе  Республики Казахстан чрезвычайно  высока, так как в ней сохраняются  унаследованные от советского периода  элементы и практика межбюджетных отношений, плохо совместимые с фискальной децентрализацией и определяющие ее неустойчивый характер.

 На уровне фискального  выбора развитию местного налогообложения  препятствуют несбалансированность  местных финансов, в том числе  вследствие значительного объема  «наведенных» с государственного уровня расходов, а также сохраняющиеся мягкие бюджетные ограничения в бюджетной системе и общественном секторе. Вследствие несбалансированности финансовых систем происходит нарушение причинно-следственной связи между уровнем налоговых усилий субъекта публичной власти и результатами выполняемых им собственных полномочий. Мягкие бюджетные ограничения способствуют хроническому недоиспользованию налогового потенциала субнациональными властями, ожидающими получение дополнительной финансовой поддержки из вышестоящего бюджета в случае возникновения затруднений. В таких условиях преимущества децентрализации полномочий по налогообложению ослабляются [23, 28с.].

Возможности местного налогообложения  принципиально ограничиваются структурой налоговой системы и доходов территориальных бюджетов.

Во-первых, роль местных  налогов в современной налоговой  системе Казахстана весьма незначительна: как правило, в настоящее время  за их счет формируется не более 25% доходов  консолидированных местных бюджетов, тогда как доля отчислений от общегосударственных налогов (по существу, эквивалентных не лимитированной финансовой помощи общего характера, так как регионы и органы местного самоуправления не вправе самостоятельно администрировать их поступления) превышает 50% доходов. Этот факт сам по себе снижает роль их собственной налоговой политики в системе управления общественными финансами.

Во-вторых, проблема формального  и исчерпывающего разграничения  полномочий в налоговой сфере  не получила должного внимания. Так, законодательно не разграничена компетенция республиканского центра, областей и органов местного самоуправления в отношении определения элементов налогообложения по местным налогам и не урегулированы принципы участия местных органов в непосредственном сборе налогов. При установлении местных налогов, а также ряда общегосударственных налогов, поступления от которых передаются в территориальные бюджеты, не всегда соблюдается территориальный принцип налогообложения (само понятие также не закреплено в действующем налоговом законодательстве). До настоящего времени решение указанных проблем государственными органами власти шло скорее по пути вытеснения регионов из соответствующих сфер регулирования, чем устранения этих системных недостатков.

В-третьих, существующая налоговая система Казахстана не ориентирована на обеспечение потребностей территориальных бюджетов. Из теории государственных финансов известно, что местные налоги должны удовлетворять критериям соответствия уровню формирования объекта налогообложения, стабильности налоговой базы, а их налоговая база должна быть относительно равномерно размещенной и немобильной. Удовлетворение этих требований предполагает не только совершенствования основ налогового законодательства, но и более «сфокусированный» характер отдельных налогов. В частности, эффективному разграничению полномочий в сфере налогообложения не способствует ситуация, когда поступления большей часть налогов определяются факторами рентного характера; кроме того, это способствует углублению межтерриториальной дифференциации и ослаблению фискальных стимулов.

Как результат, в существующих условиях дополнительные налоговые  полномочия местным органам, будучи делегированными, часто не могут  быть эффективно реализованы или  сопряжены с ухудшением ситуации в других сферах межбюджетных отношений. Именно этот фактор «стоит» за регрессом в области местного налогообложения и консервацией существующей системы разделения налогов [24].

Далее рассмотрим по отдельности  проблемы, которые существуют при  установлении, исчислении и взимании местных налогов: индивидуального подоходного налога, акцизов, социального налога, налога на имущество, земельного налога, налога на транспортные средства, единого земельного налога и фиксированного налога.

1) Рассмотрим проблемы, которые существуют при установлении, исчислении и взимании индивидуального подоходного налога.

 Значимость индивидуальный  подоходного налога в налоговой  системе определяется не только  удельным весом в доходах бюджета  (в государственном  около 12%, в местном – около 20%), но  и интересами почти половины населения страны или всей его трудоспособной части, а также рядом других экономических условий и общественных отношений. Подоходное налогообложение охватывает практически все категории населения и экономически возможные формы дохода, что наделяет его потенциальной справедливостью. Оно наиболее полно отвечает одному из основных принципов налогообложения – справедливости, когда сумма налога в идеале зависит от платежеспособности плательщика.

Несмотря на все преимущества, как для граждан, так и для государства  индивидуальный подоходный налог обладает рядом недостатков, связанных с особенностями объекта обложения и механизма взимания, что дает большую возможность для уклонения от его уплаты.

 Так, в числе  проблем  индивидуального подоходного налога можно выделить следующие:

- при налогообложении  доходов физических лиц, применяется  способ дробления дохода на  несколько частей для уменьшения  прогрессии обложения доходов,  преувеличение доходов на которые  предоставляются скидки по закону;

- возможность неуплаты или недоплаты индивидуального подоходного налога, удерживаемого у источника выплаты дохода, связана с распространяющейся практикой расчетов по оплате труда в натуральном выражении, то есть продукцией предприятия или продукцией полученной по бартеру. В подобных случаях трудности возникают с реальной оценкой натуральной оплаты, которая может быть занижена для целей налогообложения;

- широко распространена  практика завышения расходов  на оплату труда путем выписки  нарядов на подставных лиц, привлечения работников к “выполнению” работ по договору подряда, контракту, оказание фиктивных услуг со стороны, оформляемых документально.

- сокрытие дохода за  счет завышения вычетов (себестоимости)  производится путем включения  в нее потребительских расходов владельцев, руководителей и работников сферы предпринимательства. Одновременно этот прием позволяет экономить на уплате социального и подоходного налогов, так как имеет место натуральная оплата. За счет фирмы содержатся квартиры для руководителей под видом “помещения под офис”, “служебный автотранспорт”, покупается мебель, бытовая техника.

- проблемой при уплате  ИПН также является не предоставление  в срок налоговой декларации  по налогу;

- неуплата или неполная  уплату сумм ИПН в результате  занижения налогооблагаемой базы или иного неправильного исчисления;

- нарушение сроков  исполнения поручения о перечислении  налога в налоговые органы [25].

2) Рассмотрим проблемы, которые существуют при установлении, исчислении и взимании акцизов  в Республике Казахстан. 

Акцизы - налоги на товары, включаемые в цену и оплачиваемые покупателем. Акцизы уплачивают производители  товаров, имеющих в силу своих  специфических свойств монопольно высокие цены и устойчивый спрос.  

Акцизами облагаются товары, произведенные  на территории Республики Казахстан и импортируемые на территорию Республики Казахстан. В налоговых поступлениях бюджета акцизы занимают немногим более 7%.

В числе проблем исчисления и взимания подакцизных товаров  можно выделить:

- фактическое сокрытие  от налогообложения операций купли-продажи от учета;

- незаконный оборот  и производство подакцизных товаров  на территории Республики Казахстан,  реализации поддельных акцизных  марок; 

- не легальный импорт  подакцизных товаров через таможенную  территорию Республики Казахстан, а также незаконная деятельность организация подпольных цехов по производству фальсифицированной подакцизной продукции;

- особенно широко распространялись  нарушения налогового законодательства  в связи с прекращением контроля  за нормативами рентабельности продукции и либерализацией цен. Это дает возможность беспрепятственно перекладывать налоговые платежи на потребителей - население - путем безграничного увеличения цен на продукцию.

- на практике часто  имеют место споры, возникающие  между налогоплательщиком и налоговыми органами по поводу того, что последние считают недопустимым подтверждение налоговых вычетов документами, содержащими дефекты. К таковым относятся первичные документы, имеющие следующие замечания:

• ненадлежащее оформление документов;

• отсутствие доказательств оплаты товаров, услуг в виде чека;

• отсутствие в представленных документах разборчивой подписи  ответственных лиц либо расшифровок  их личных подписей.

3) Рассмотрим проблемы  связанные с исчислением и  взиманием социального налога  в Республике Казахстан.

В числе проблем социального  налога можно выделить:

- неполная и несвоевременная  уплата социального налога в  бюджет;

-  завышения расходов  на оплату труда путем выписки  нарядов на подставных лиц,  привлечения работников к “выполнению”  работ по договору подряда, контракту, оказание фиктивных услуг со стороны, оформляемых документально;

- сокрытие дохода за  счет завышения вычетов (себестоимости)  производится путем включения  в нее потребительских расходов  владельцев, руководителей и работников сферы предпринимательства. Одновременно этот прием позволяет экономить на уплате социального и подоходного налогов, так как имеет место натуральная оплата.

- нарушения законодательства  Республики Казахстан о пенсионном  обеспечении, то есть неисполнение либо ненадлежащее исполнение, либо несвоевременное перечисление по удержанию и (или) перечислению обязательных пенсионных взносов в накопительные пенсионные фонды;

- неисполнение либо  ненадлежащее исполнение, либо несвоевременное  перечисление по удержанию и (или) перечислению обязательных социальных отчислений (ОСО) в Государственный Фонд Социального страхования (ГФСС).

- незаконное использование  предоставляемых налоговых льгот  в соответствии с законодательством  РК. Так как в Налоговом кодексе  ставка социального налога составляет 11%, а для отдельных категорий налогоплательщиков, в частности  индивидуальных предпринимателей, частных нотариусов, адвокатов, которые уплачивают социальный налог в 2-кратном размере месячного расчетного показателя (МРП), за себя и 1-кратном размере МРП за каждого работника, а также специализированные организации, в которых работают инвалиды с нарушениями опорно-двигательного аппарата, по потере слуха, речи, зрения, уплачивают социальный налог по ставке 4,5%.

Таким образом, работодатели часто пользуются предоставляемыми льготами, для того чтобы снизить или вообще уклониться от уплаты социального налога. Ведь льготы предоставляются предприятиям, на которых число работающих инвалидов составляет не менее 50%. В этом случае предприниматели составляют фиктивные документы о приеме на работу инвалидов, фактически не работающих на предприятии [26].

4) Рассмотрим  проблемы  при установлении исчислении  и взимании земельного налога.

Земельный налог традиционно  относится к местным налогам  и взимается по факту владения или пользования земельным участком. Налог является одним из постоянных и стабильных источников финансовых ресурсов. Его платят как физические, так и юридические лица, и, как и все налоги на собственность, взимание налога не зависит от результатов хозяйственной деятельности. Поступления от взимания земельного налога полностью поступают в местные бюджеты Республики Казахстан. Но, несмотря на преимущества земельного налога в процессе его исчисления и взимания существуют проблемы.

Информация о работе Налоговая система и налогообложение