Выбор системы налогообложения как способ налоговой оптимизации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 18:05, курсовая работа

Описание

Цель курсовой работы: определение путей совершенствования и эффективности налогового планирования.
Для раскрытия данной темы предполагается решить ряд задач:
- проанализировать сложившиеся подходов к определению, структуре и классификации правовых режимов;
- исследовать специфику правовых режимов в налоговом праве;
- выработать определения правового режима, режима налогообложения, применимых для исследования проблем налогообложения организаций;

Работа состоит из  1 файл

Налоговый менеджмент Курсак.doc

— 404.00 Кб (Скачать документ)

 

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

 

Потребность в совершенствовании правового  регулирования налогообложения  взаимозависимых организаций в  России не только назрела, но и превратилась в одну из первоочередных задач налоговой политики, так как решающую роль группы взаимозависимых организаций играют уже не только в ресурсодобывающих отраслях промышленности, но и в высокотехнологичном секторе экономики, а также в агропромышленном комплексе. 

В настоящее  время остро актуальным для российского налогового законодательства является вопрос о формировании целостного правового режима налогообложения взаимозависимых организаций и в их числе – вертикально-интегрированных структур.

Современное состояние правового регулирования режима налогообложения, по-прежнему не учитывает в должной мере специфику отношений между организациями, государственными структура ми:

- выявлен  ряд серьезных пробелов в действующих нормах, регулирующих вопросы налогообложения (статьи 20, 40 НК РФ и ряд других), содержащиеся в них нормы являются недостаточно ясными и четкими, не обеспечивают единообразного и эффективного правоприменения, создают возможности для нарушений прав налогоплательщиков, а также для налоговых злоупотреблений;

- проблема налоговой взаимозависимости неоправданно сужается и сводится, как правило, к разработке методов противодействия манипулированию ценами и ужесточению правовых средств и методов налогового контроля в отношении этих субъектов. Такая налоговая политика может оказать отрицательное влияние на хозяйственную деятельность предприятий и на экономику государства в целом;

- назрела  необходимость согласования норм  национального налогового законодательства  с международными принципами  налогообложения взаимозависимых  (ассоциированных) лиц, а также развития отдельных налогово-правовых институтов с учетом зарубежного опыта правового регулирования. Это  позволит предотвратить вывод капиталов в страны, практикующие недобросовестную налоговую конкуренцию, а также стимулировать приток инвестиций в Россию.

Тема нашей  работы посвящена оптимизации налогообложения предприятий. Актуальность данной темы обусловлена экономической ситуацией. Во-первых, мировой экономический кризис вынудил предпринимателей жестко ограничивать и контролировать все свои расходы. Необходимо предприятию сделать доходы максимальными, а налоги минимальными , не нарушая Законодательство РФ. Во-вторых политическая ситуация показала, что необходим грамотный и легальный подход к проблеме оптимизации. И, в-третьих, реформирование финансового законодательства, а главным образом, увеличение страховых взносов во внебюджетные фонды и отмена регрессивной шкалы вместе с отменой самого ЕСН, вынуждает предпринимателей также оптимизировать налоговую нагрузку предприятия. 

Цель курсовой работы: определение путей совершенствования и эффективности налогового планирования.

Для раскрытия  данной темы  предполагается решить ряд задач:

- проанализировать сложившиеся подходов к определению, структуре и классификации правовых режимов;

- исследовать специфику правовых режимов в налоговом праве;

- выработать определения правового режима, режима налогообложения, применимых для исследования проблем налогообложения организаций;

- разработать классификации налогово-правовых режимов и определение места режима налогообложения в системе налогово-правовых режимов.

Теоретическую базу исследования составили труды ученых Н.С.Иващенко, Н.Н.Злобина, Г.В.Петровой, А.С.Матинова, С.С.Овчинникова, Ю.Л.Смирниковой.

Для выполнения курсовой работы использовалась отчетность производственного субъекта хозяйственной деятельности ООО «Современные технологии строительства» за 2009-2011 гг.

 

ГЛАВА 1. ДЕЙСТВУЮЩИЕ МЕХАНИЗМЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ

          1.1     Условия  и   размеры налогообложения при общеустановленной системе налогообложения

Выбор использования  специальных налоговых режимов  это преимущество сферы малого и  среднего бизнеса, а также предпринимательства  некоторых отдельных видов деятельности.

Поэтому рассмотрим общие особенности  современной системы налогообложения это сферы бизнеса.

Режим налогообложения - это системы правовых средств, составляющих механизм правового регулирования  налоговых правоотношений с участием взаимозависимых лиц (организаций), направленной на достижение сбалансированности частного и публичного интересов в сфере налогообложения путем установления особого порядка исчисления и уплаты налогов и создания необходимых условий (благоприятствующих либо ограничительных) для реализации прав и обязанностей субъектов налоговых  отношений [9].

        Характеристика общего режима налогообложения. Совокупность налогов и сборов, установленных НК РФ и иными федеральными законами и подлежащих уплате организациями всех форм собственности и физическими лицами, следует считать общим режимом налогообложения.

Юридические лица, имеющие статус субъектов малого предпринимательства, могут применять общий режим налогообложения, так же как и предприниматели, в добровольном порядке. Исключение составляют виды деятельности, подлежащие обложению единым налогом на вмененный доход. Общую систему налогообложения юридические лица вправе применять в отношении, как всех видов деятельности организации, так и отдельных видов в случае, когда по одному из видов деятельности субъект уплачивает ЕНВД. Под общим режимом налогообложения понимаются федеральные, региональные, местные налоги и сборы, предусмотренные для налогоплательщиков НК РФ. Статьей 13 НК РФ установлен следующий перечень федеральных налогов и сборов: НДС, акцизы, налог на доходы физических лиц, налог на прибыль организации, налог на добычу полезных ископаемых, водный налог, сборы за пользование флоры и фауны, государственная пошлина. К региональным налогам в соответствии со статьей 14 НК РФ относятся: налог на имущество организаций, налог на игорный бизнес, транспортный налог. К местным налогам в соответствии со статьей 15 НК РФ относятся: земельный налог, налог на имущество физических лиц» Ведения бухгалтерского учета, является обязательным. В настоящее время от обязанности ведения бухгалтерского учета освобождены только организации, перешедшие на упрощенную систему налогообложения (за исключением учета основных средств и нематериальных активов), которые ведут учет доходов и расходов в порядке, установленном главой 26.2 «Упрощенная система налогообложения» НК РФ, и физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, которые ведут только учет доходов и расходов в порядке, установленном налоговым законодательством Российской Федерации [2].

Схема документооборота при простой форме бухгалтерского учета выглядит следующим образом:

 

 

Рис. 1.1 – Схема документооборота при простой форме бухгалтерского учета

Схема документооборота упрощенной формы учета выглядит так:

 

Рис. 1.2.- Схема документооборота упрощенной формы учета

По общему правилу  выручку от продаж в бухгалтерском  учете организации отражают методом начисления, т.е. в момент, когда право собственности (владения, пользования и распоряжения) на продукцию (товар) перешло от организации к покупателю или работа принята заказчиком (услуга оказана). Исключение составляют операции по договорам с особым переходом права собственности Субъекты малого предпринимательства вправе выбирать метод отражения выручки от продаж в бухгалтерском учете: 

по общему правилу - методом  начисления (допущение временной  определенности);

 кассовым методом.

Налогообложение доходов субъектов малого предпринимательства осуществляется с применением, как общего, так и специальных режимов. Специальные налоговые режимы применяются субъектами малого предпринимательства наряду с общей системой налогообложения с 1 января 2003 года. Система налогового учета организуется налогоплательщиком самостоятельно в соответствии с разработанной им учетной политикой для целей налогообложения. Порядок её формирования регулируется гл.25 НК РФ "Налог на прибыль организаций". В обязанность субъекта малого предпринимательства, находящегося на общем режиме налогообложения, входит перечисление в бюджет:

  • налога на прибыль;
  • налога на добавленную стоимость, далее НДС;
  • налога на имущества, акцизов;
  • налога на доходы физических лиц, далее НДФЛ;
  • страховые взносы во внебюджетные фонды;
  • налога на добычу полезных ископаемых.

Информация о категориях налогоплательщиков, объекте налогообложения  и налоговых базах для исчисления названных видов налогов (в скобках  указаны статьи Налогового кодекса  РФ), представлена в таблице 1.

                                                                                                    Таблица 1.1

Особенности исчисления налогов, которые уплачиваются субъектами малого предпринимательства, находящимися на общем режиме налогообложения

Вид налога

Налогоплательщики

Объект налогообложения

Налоговая база

Налог на прибыль организации

1.Российские организации  
2.Иностраннные организации, осуществляющие свою деятельность в РФ через постоянные представительства и получающие доходы от источников в РФ (ст.246)

Прибыль налогоплательщика, под которой  понимаются полученные доходы, уменьшенные  на величину производственных расходов, признанных в соответствии со ст.247

Денежное выражение прибыли, подлежащей налогообложению (ст.274)

Налог на добавленную стоимость (НДС)

1.Организации  
2.Индивидуальные предприниматели (ст.143)

Реализация товаров (работ, услуг) на территории РФ, в т.ч. реализация предметов залога и передача товаров  по соглашению о представлении отступного или новации, а также передача имущественных прав (ст.146)

Все виды доходов налогоплательщика, связанные с расчетами по оплате товаров (работ, услуг), полученные им в  денежной и натуральной формах, включая  оплату ценными бумагами (ст.153)

Налог на имущество

1.Российские организации  
2.Иностраннные организации, осуществляющие свою деятельность в РФ через постоянные представительства и имеющие в собственности недвижимое имущество на территории РФ

Движимое и недвижимое имущество, учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета

Среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения

Акцизы

Организации и индивидуальные предприниматели, реализующие подакцизные товары и подакцизное минеральное сырье, перечень которых определен (ст.181)

Реализация на территории РФ лицами произведенных ими подакцизных  товаров, в т.ч. реализация предметов  залога и передача подакцизных товаров  по с оглашению о представлении  отступного или новации (ст.182)

Объем реализованных подакцизных товаров в натуральном выражении (ст.187)

 

 

 

 

Налог на доходы физических лиц (НДФЛ)  
(в отношении НДФЛ субъект малого бизнеса является налоговым агентом)

Физические лица, являющиеся налоговыми резидентами РФ, а также физические лица, получающие доходы от источников в РФ, не являются налоговыми резидентами (ст.207)

Доход, полученный налогоплательщиками  от источников в РФ и от источников за пределами РФ (ст.209)

Все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в  натуральных формах, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды (ст.209)

Отчисления во внебюджетные фонды

1.Лица, производящие выплаты физ.  лицам  
2.Инд. предприниматели, адвокаты (ст.235)

Выплаты и вознаграждения, начисляемые налогоплательщиками в пользу физ. лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, а также по авторским договорам (ст.236)

Сумма выплат и иных вознаграждений, начисленных налогоплательщиками в налоговый период в пользу физических лиц, либо сумма фиксированных платежей, устанавливаемых зконодательством

Налог на добычу полезных ископаемых

Организации и индивидуальные предприниматели, признанные пользователями недр в соответствии с законодательством РФ (ст.334)

  Полезные ископаемые,  добытые из недр на территории РФ, предоставленных налогоплательщику в пользование в соотв. с законодательством РФ (ст.336).

Стоимость добытых полезных ископаемых (ст.338.)


Правильное исчисление прибыли для целей налогообложения предполагает соблюдение законодательных основ квалификации доходов и группировки расходов субъекта малого предпринимательства.

Доходы определяются организацией (предпринимателем) на основании  первичных документов и документов налогового учета.

Под обоснованными расходами  понимаются экономически оправданные  затраты, оценка которых выражена в  денежной форме. Документально подтвержденными  расходами считаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством РФ. Расходами признаются любые затраты малого предприятия при условии, что они произведены им в целях получения дохода. В зависимости от характера, а также условий осуществления НК РФ выделяет две группы расходов: 

1) расходы, связанные  с производством и реализацией

2) внереализационные  расходы [3, п.2 ст.252].

Характерной особенностью налоговой системы России является наличие специальных налоговых  режимов, представляющих собой особый установленный Налоговым кодексом порядок исчисления и уплаты налогов и сборов в течение определенного периода времени и при­ меняемый в оговоренных Кодексом случаях.

Из предусмотренных  Налоговым кодексом 5 таких налоговых  режимов в настоящее время  действует пока четыре.

Указанные налоговые режимы нацелены на создание более благоприятных экономических и финансовых условий функционирования организаций, относящихся к сфере малого предпринимательства, а также индивидуальных предпринимателей [8, с. 498].

Концепция глав 26.2-26.4 части  второй налогового кодекса РФ направлена на обеспечение реализации государственной политики по совершенствованию системы налогообложения и снижению налоговой нагрузки субъектов малого и среднего предпринимательства [5, с. 409].

Действовавшие еще до принятия Кодекса единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности и упрощенная система налогообложения начиная с 2003 г., с принятием двух новых глав Кодекса, стали функционировать в обновленной редакции в виде специальных налоговых режимов.

В качестве нового элемента налоговой системы с 2002 г. введен специальный режим налогообложения в виде единого налога для сельскохозяйственных товаропроизводителей, в котором учтены особенности сельского хозяйства как отрасли, привязанной к конкретным участкам земли.

В перечень специальных  налоговых режимов входит также система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции (СРП). Введение подобного режима связано с необходимостью учета особых условий добычи полезных ископаемых при выполнении СРП.

Информация о работе Выбор системы налогообложения как способ налоговой оптимизации