Выбор системы налогообложения как способ налоговой оптимизации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 18:05, курсовая работа

Описание

Цель курсовой работы: определение путей совершенствования и эффективности налогового планирования.
Для раскрытия данной темы предполагается решить ряд задач:
- проанализировать сложившиеся подходов к определению, структуре и классификации правовых режимов;
- исследовать специфику правовых режимов в налоговом праве;
- выработать определения правового режима, режима налогообложения, применимых для исследования проблем налогообложения организаций;

Работа состоит из  1 файл

Налоговый менеджмент Курсак.doc

— 404.00 Кб (Скачать документ)

Итак, в расходы при УСНО (при выполнении всех необходимых условий) включается покупная стоимость товаров без НДС, стоимость основных средств, заработная плата работников, начисленные и перечисленные страховые взносы, арендная плата и коммунальные услуги, прочие расходы и «входной» НДС. Величина учитываемых расходов — 55 188 434 руб. (36 176 300 руб. + 5 200 000 руб. + 1 570 400 руб. + 3 559 322,03 руб. + 1 042 372,88 руб. + 254 237,29 руб.+7 385 801,8 руб.). Сумма налога при УСНО - 625 745,7 руб. [(59 360 072 руб. — 55 188 434 руб.) × 15%].

Обратим внимание, что сумма доходов меньше 60 млн. руб., то есть лимит, указанный в пункте 4.1 статьи 346.13 НК РФ, не превышен. Минимальный налог равен 593 601 руб. (59 360 072 руб. × 1%).

Общая сумма налогов и взносов — 2 196 145,7 руб. (1 570 400 руб. + 625 745,7 руб.).

Он меньше единого, поэтому платить минимальный налог не придется.

На примере приведенного объекта очевидно проиллюстрирован оптимальный выбор налогового объекта.

Выбор между объектом налогообложения "Доходы" или "Доходы минус расходы" осуществляется самим налогоплательщиком. Правильный выбор позволит минимизировать сумму единого налога, уплачиваемого при упрощённой системе налогообложения (налог УСНО). Выбор должен быть сделан до подачи учредительных документов на государственную регистрацию нового предприятия.

Сумма налога УСНО будет одинакова в обоих случаях, если

В х С1 – (В – Р) х С2 = 0 (1),

где В – сумма выручка;

Р – сумма расходов;

В х С1 – сумма налога УСНО при объекте налогообложения "Доходы"; (В – Р) х С2 – сумма налога УСНО при объекте налогообложения "Доходы, уменьшенные на величину расходов";

С1 и С2 – налоговые ставки.

При С1 = 6% и С2 = 15%,

                решив уравнение, получаем:  Р = 3/5 х В (2)

         Таким образом, сумма налога УСНО будет одинакова в обоих случаях, если сумма расходов составляет 60% от выручки.

          Если расходы составляют более 60% от величины доходов, то более выгоден объект налогообложения в виде доходов, уменьшенных на величину расходов.

          Если расходы составляют менее 60% от величины доходов, то более выгоден объект налогообложения в виде доходов.

          В нашем случае расходы занимают 92,9% от выручки (т.е. больше 60%). Таким образом, согласно вышеприведенного уравнения целесообразно в качестве объекта налогообложения выбрать доходы - расходы.

         Для еще большего подтверждения посчитаем сумму налога при объекте налогообложения доходы.

        Сумма налога = 59 360 072*6%=3 561 604,32руб – 1 570 400= 1991 204.32 руб. (1 570 400< 1 780 802,16 (3 561 604.3*50%)). Таким образом, уплачивается сумма налога = 1 991 204,32 руб. 1 991 204,32>625 745,7. Что и требовалось доказать.

           2.2.  Оценка снижения налоговых платежей при переходе на УСНО

 

Рассчитаем (по данным таблицы 2.3 теперь оценку снижения налоговых платежей при переходе на УСНО. Для этого проведем анализ налогообложения этого же предприятия по традиционной системе налогообложения.

Предприятие, применяющее традиционную систему налогообложения, является плательщиком:

- налога на прибыль

- налога на добавленную стоимость,

- единого социального  налога,

- налога на имущество.

1. НДС=НДС к оплате  – НДС К возмещению.

По дебету сч.68/НДС  отразятся суммы НДС к возмещению = 36 176 300*18%+3 559 322,03*18%+1 042 372,88*18% = 6 511 734+640 677,97+187 627,12 = 7 340 039 руб.

По кредиту сч 68/ НДС  отразятся суммы НДС к уплате = 59 360 072/1,18-59 360 072 = 9 054 926,24 руб.

Сальдо по этому счету  кредитовое = 9 054 926,24-7 340 039 = 1 714 887,24 руб.

2. Налог на имущество.

Налоговая ставка 2,2%

Налог на имущество = Среднегодовая  стоимость имущества*2,2%= 1 042 372,88*2,2%=22 932,20 руб.

3. Страховые взносы во внебюджетные фонды был рассчитаны в предыдущем разделе и составил 1 570 400 руб.

4 Налог на прибыль: = (Доходы - Расходы)*20%

Доходы = 59 360 072

Расходы = 42 688 034+5 200 000 +4 200 000+ 1 230 000+254 237,29 + расходы на уплату налогов (1 570 400+22 932,20)=55 165 603,50 руб.

Доходы минус расходы : 59 360 072 – 55 165 603,5 = 4 194 468,5руб.

Налог на прибыль = 4 194 468,5 * 0,2  = 838 893,7 руб.

ИТОГО: все налоги при  традиционном режиме налогообложения  составят:

                                                                                                        Таблица 2.4

Налоговая нагрузка предприятия при традиционной системе налогообложения

Налог

Сумма, руб.

НДС

1 714 887,24

Отчисления во внебюджетные фонды

1 570 400

Налог на имущество

22 932,20

Налог на прибыль

838 893,7

ИТОГО

4 147 113,14


Таким образом, чистая прибыль предприятия при традиционной системе налогообложения составит: налогооблагаемая прибыль – налог на прибыль  = 4 194 468,5 – 838 893,7 = 3 355 574,8 руб.

В то время как, общая сумма налогов и взносов — 2 196 145,7 руб. Это значит, что чистая прибыль при УНО (объект обложения «доходы – расходы») составит :

Налогооблагаемая прибыль  59 360 072 – 36 176 300 – 5 200 000 – 3 559 322,03 – 1 042 372,88 – 254 237,29 – 7 340 039 = 5 787 800,7 руб 

Чистая прибыль (при УСНО)  5 787 800,7 - 2 196 145,7 = 3 591 655 руб.

Таким образом, переход на упрощенную систему налогообложения позволит предприятию увеличить чистую прибыль на (3 591 655 /3 355 574,8 *100-100)7%,и снизить налоговую нагрузку на (4 147 113,14 /2 196 145,7 /*100-100)  88,83%.

    2.3.  Мероприятия по совершенствованию налоговой нагрузки предприятия

 

Перспективная налоговая  оптимизация предусматривает выбор  наиболее приемлемой с точки зрения налогообложения, правовой формы осуществления  хозяйственной деятельности, построение схемы финансово-хозяйственной деятельности с учетом наиболее типичных отношений, в которых участвует данный субъект предпринимательской деятельности, учетной и налоговой политики, а также применение иных методов, имеющих долгосрочное влияние на размер налоговых обязательств налогоплательщика. Налоговая оптимизация отдельных хозяйственных операций осуществляется путем выбора оптимального вида гражданско-правового договора, подлежащего заключению, определения условий договора, установления порядка совершения конкретных действий в ходе осуществления хозяйственной операции (например, передачи имущества, оплаты товара и т.д.).

Самые популярные методы оптимизации налогообложения:

1. Метод замены налогового субъекта основывается на использовании в целях налоговой оптимизации такой организационно-правовой формы ведения бизнеса, в отношении которой действует более благоприятный режим налогообложения. Так, например, включение в бизнес-схему «инвалидных» компаний — имеющих льготы как общества инвалидов или имеющих долю инвалидов в штате более определенного уровня— позволяет экономить на прямых налогах.

 

 

Рис 2.1 Методы оптимизации налогов

        На рис 2.1. представлена классификация налоговой оптимизации по различным основаниям.

2. Метод изменения вида деятельности налогового субъекта предполагает переход на осуществление таких видов деятельности, которые облагаются налогом в меньшей степени по сравнению с теми, которые осуществлялись. Примером использования этого метода может служить превращение торговой организации в торгового агента или комиссионера, работающего по «чужому» поручению с «чужим» товаром за определенное вознаграждение, или использование договора товарного кредита — из соображений более легкого учета и меньшего налогообложения [7, c. 238].

3. Метод замены налоговой юрисдикции заключается в регистрации организации на территории, предоставляющей при определенных условиях льготное налогообложение. Выбор места регистрации (территории и юрисдикции) важен при условии неоднородности территории. Когда каждый регион страны наделен полномочиями по формированию местного законодательства и на этом поле субъекты обладают некоторой свободой, каждая территория использует эту свободу по-своему. Отсюда различия в размере налоговых отчислений. Разработка стратегии развития компании подразумевает возможную организацию аффилиационных структур во внешних зонах с минимальным налоговым бременем (оффшор). При выборе места регистрации ориентируются не только на размер налоговых ставок. При небольших налоговых ставках законодательством обычно устанавливается расширенная налоговая база, что в конечном итоге может привести к обратному эффекту — повышению налоговых платежей. Если небольшая налоговая ставка жестко привязана к единице результата деятельности, то налоговое планирование становится практически невозможным.

Многие специалисты  считают, что для определения  более выгодного режима налогообложения  необходимо сравнить показатели налоговой  нагрузки при применении различных  режимов и отдать предпочтение режиму с наименьшей налоговой нагрузкой. Но существуют и другие факторы, оказывающие иногда решающее влияние на выбор режима налогообложения. Проанализировав размер налоговой нагрузки по данным за предыдущие налоговые периоды (или на основании прогнозных значений) и влияние иных факторов, можно принять оптимальное решение по выбору налогового режима для организации [7, c.239].

Если организация все  же решила применять УСНО, то ей следует выбрать из двух объектов налогообложения: доходы (первый вариант) или доходы, уменьшенные на величину расходов (второй вариант). При этом необходимо учитывать, что объект налогообложения выбирается налогоплательщиком самостоятельно и не может добровольно им изменяться в течение всего срока применения УСНО согласно ст. 346.14 НК РФ.

При выборе варианта УСНО (с учетом всего ранее сказанного) необходимо проанализировать сумму исчисленного ЕН. На величину ЕН непосредственно влияют суммы доходов, расходов, начисленных страховых взносов во внебюджетные фонды и выплаченных пособий по временной нетрудоспособности.

Как уже говорилось ранее, если расходы налогоплательщика составляют 60% его доходов, приемлем выбор любого из объектов налогообложения.

Соответственно, если доля превышения доходов над расходами составляет более 60%, целесообразен выбор в качестве объекта налогообложения доходов, если менее 60% - доходов, уменьшенных на величину расходов.

Однако следует иметь в виду, что приведенное выше соотношение  не совсем точно, т.к. оно не учитывает  возможность налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшать рассчитанную сумму налога на страховые взносы, а также на сумму выплаченных пособий по временной нетрудоспособности.

Оптимизация налогообложения - это  процесс, который рекомендуется проводить как при создании бизнеса, так и на любом из этапов функционирования предприятия. Оптимизация налогообложения должна осуществляться задолго до начала налоговой проверки, а лучше - до создания предприятия, поскольку будущая система налогообложения определяется уже при регистрации [16].

Итак, упрощенная система налогообложения по сути это подарок налоговым оптимизаторам, и каждый прогрессивный налогоплательщик уже оценил перспективы, предоставленные государством.

Схемы с использованием оффшорных зон в последнее время стали достаточно неудобными в использовании благодаря тому активному интересу, который проявляют по отношению к ним правоохранительные органы, а также открывшейся борьбы европейского сообщества против оффшоров. Российские зоны максимального налогового благоприятствования и субвенции себя практически не оправдывают. Слишком хлопотно, неустойчиво и далеко от непосредственного контроля.

Однако соотношение  предприятий, перешедших на УСНО не так уж и велико.

В первую очередь, это обусловлено тем, что первоначально в Законе не была прямо прописана возможность налогоплательщиков включать в расходы стоимость товаров, приобретенных для дальнейшей реализации, в связи с чем весь экономический эффект системы был сведен к нулю. Соответствующие изменения были приняты только в декабре 2002 года, когда срок подачи заявления о переходе на упрощенную систему прошел. В связи с чем, для многих предприятий возможность применения льготного режима в 2003 году была попросту закрыта.

Также немаловажным фактором является то, что, как ни удивительно, зачастую сами бухгалтера противятся переходу на новую для них систему ведения учета, не смотря на то, что учет становится проще и удобнее. Ведь важной выгодой перехода на упрощенную систему для предприятия является значительное сокращение документооборота. С момента перехода на «упрощенку» все операции фиксируются в книге учета покупок-продаж. Она очень удобна для отслеживания финансовой ситуации руководителем предприятия: вся совокупность совершенных операций становится доступной и максимально наглядной. Таким образом, минимизируются финансовые и внутрифирменные затраты на ведение учета. Если же при этом есть возможность использовать компьютерную программу, то учет, включая печатание платежек, потребует минимум времени. Появится возможность все усилия направлять не на рутинные операции, а на повышение эффективности своего бизнеса и снижение затрат [10].

Введение упрощенной системы налогообложения решает и другую немаловажную экономическую  и социальную задачу.

Платежи во внебюджетные фонды является основной причиной использования «черных» схем выплаты заработной платы работникам, что не только неудобно для предпринимателя (ответственность, двойная бухгалтерия), но также неблагоприятно сказывается и на работниках, в первую очередь это касается накопления пенсионных взносов. Широкое освещение в СМИ начавшейся пенсионной реформы делают неофициальную выплату заработной платы мало приемлемой.

С 2003 года Пенсионный фонд России начинал компанию ознакомления работников предприятия с состоянием их пенсионных счетов. Эти действия провоцируют персонал на выяснение обстоятельств низкого поступления на счета или отсутствие его вообще.

Благодаря возросшему вниманию правоохранительных органов к сокрытию зарплатных выплат в руках работников также появился достаточно сильный рычаг воздействия на руководство, особенно, в конфликтных ситуациях, что делает неофициальные выплаты также опасными и для работодателя.

Информация о работе Выбор системы налогообложения как способ налоговой оптимизации