Выбор системы налогообложения как способ налоговой оптимизации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 18:05, курсовая работа

Описание

Цель курсовой работы: определение путей совершенствования и эффективности налогового планирования.
Для раскрытия данной темы предполагается решить ряд задач:
- проанализировать сложившиеся подходов к определению, структуре и классификации правовых режимов;
- исследовать специфику правовых режимов в налоговом праве;
- выработать определения правового режима, режима налогообложения, применимых для исследования проблем налогообложения организаций;

Работа состоит из  1 файл

Налоговый менеджмент Курсак.doc

— 404.00 Кб (Скачать документ)

В перечне специальных  налоговых режимов предусмотрена, но также пока не принята система налогообложения при разработке неиспользуемых и малодебитных нефтяных скважин. Создание подобной системы вызвано необходимостью стимулирования нефтедобывающих предприятий на добычу нефти из малодебитных скважин, бездействовавших и законсервированных скважин, которая невозможна при общем налоговом режиме [8, с. 498].

В целях налогового планирования и оптимизации налогообложения  наибольший интерес представляют два  средних специальных налоговых  режима: упрощенная система налогообложения и единый налог на вмененный доход.

Цель этих специальных  режимов – упростить порядок  исчисления и взимания налогов в  зависимости от субъектного состава  или вида предпринимательской деятельности [5, с. 409].

Рассмотрим теперь подробно один из таких специальных налоговых режимов – упрощенную систему налогообложения.

 

           1.2. Упрощенная система налогообложения: порядок применения, налоговые преимущества.

Упрощённая система налогообложения (УСНО) - особый вид налогового режима, ориентированный на снижение налогового бремени в организациях малого бизнеса и облегчение ведения бухгалтерского учёта.

Упрощенная система налогообложения  регулируется главой 26.2 Налогового кодекса РФ. Упрощенная система налогообложения применяется как организациями, так и индивидуальными предпринимателями.

Сущность упрощенной системы налогообложения  и ее привлекательность заключаются в том, что уплата целого ряда налогов заменяется уплатой единого налога. Единый налог рассчитывается на основании результатов хозяйственной деятельности налогоплательщика за налоговый период.

Перейти на применение упрощенной системы  налогообложения организации и предприниматели могут в добровольном порядке при соблюдении определенных условий. Заметим, что упрощенная система налогообложения дает дополнительные преимущества в виде возможности применять кассовый метод учета доходов и расходов, а также упрощенную форму бухгалтерского учета.

Применение упрощенной системы  налогообложения, предусмотренной  главой 26.2 Налогового кодекса РФ, подразумевает замену единым налогом целого ряда налогов.

Вместо налога на прибыль, налога на имущество и единого социального  налога (ЕСН) организации и предприниматели, перешедшие на упрощенную систему налогообложения, рассчитывают и перечисляют в  бюджет единый налог. Организации, работающие по УСНО, не признаются плательщиками налога на добавленную стоимость (НДС), за исключением случаев, когда налог подлежит уплате в соответствии со статьей 151 Налогового кодекса РФ при ввозе товаров на территорию России.

Кроме единого налога, организации  или индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему  налогообложения, должны платить взносы в Пенсионный фонд, страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также прочие налоги и сборы, например: земельный налог, транспортный налог, налог на добычу полезных ископаемых, налог за пользование недрами, сборы за пользование водными объектами, таможенные платежи и сборы, госпошлину и др. Об этом сказано в пункте 2 статьи 346.11 Налогового кодекса РФ.

Уплата страховых взносов на обязательное пенсионное страхование регулируется Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в РФ", а взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний - Федеральным законом от 24 июля 1998 г. N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний". При этом индивидуальный предприниматель уплачивает страховые взносы на обязательное пенсионное страхование как в отношении, например, наемных рабочих, так и в отношении себя.

Организации и предприниматели, перешедшие на упрощенную систему налогообложения, должны также исполнять обязанности налоговых агентов (п. 5 ст. 346.11 Налогового кодекса РФ). Напомним, что налоговыми агентами признаются лица, на которых возложены обязанности по исчислению и удержанию налогов у налогоплательщика (из выплачиваемых ему агентом средств) и перечислению их в соответствующий бюджет (внебюджетный фонд) (ст. 24 Налогового кодекса РФ) [19б с. 46].

Перечень налогоплательщиков, которые  не вправе применять упрощенную систему  налогообложения, установлен пунктом 3 статьи 346.12 НК РФ. Данный перечень налогоплательщиков является исчерпывающим.

Максимальная величина предельного  размера доходов налогоплательщика, ограничивающая право на применение УСНО:

- в 2009 г. составляет 30760 тыс. руб.;

- в 2010, 2011, 2012 гг. составляет  60 млн. руб.;

- в 2013 г. составляет 30760 тыс. руб. [3]

Также существуют иные ограничения  для перехода на УСНО. Рассмотрим их подробнее.

Ограничение по видам деятельности.

Для перехода на "упрощенку" организация  и предприниматель не должны заниматься следующими видами деятельности:

- банковской, страховой, негосударственным  пенсионным обеспечением, игорным  бизнесом;

- производством подакцизных товаров,  добычей и реализацией полезных  ископаемых, за исключением общераспространенных.

Не могут быть плательщиками  единого налога и организации, являющиеся участниками соглашений о разделе продукции.

Также они не должны являться профессиональными  участниками рынка ценных бумаг, инвестиционными фондами, ломбардами.

Не имеют права воспользоваться  упрощенной системой и нотариусы, занимающиеся частной практикой (подп. 10 п. 3 ст. 346.12 Налогового кодекса РФ). Это же относится и к адвокатам, учредившим адвокатские кабинеты, а также иным формам адвокатских образований.

Кроме того, не вправе применять упрощенную систему налогообложения бюджетные учреждения и иностранные организации на территории Российской Федерации.

Ограничение по структуре организации.

Организация не вправе применять "упрощенку", если она имеет филиалы и (или) представительства (подп. 1 п. 3 ст. 346.12 Налогового кодекса РФ) [3].

Такая формулировка ограничения по структуре организации сначала  ставит в тупик. Дело в том, что  понятия "филиал" и "представительство" в налоговом законодательстве не используются. Они установлены статьей 55 Гражданского кодекса РФ и применяются исключительно в гражданском законодательстве, согласно которому к филиалам относятся обособленные подразделения, находящиеся вне места нахождения организации и осуществляющие те же функции (в полном объеме или частично), что и головная организация. Обособленные подразделения, которые занимаются исключительно представлением и защитой интересов головной организации, называются представительствами.

Обязательным условием для осуществления  деятельности филиала или представительства  является указание о нем в учредительных  документах создавшего его юридического лица.

Поэтому организация не может применять  упрощенную систему налогообложения, если в ее учредительных документах указаны филиалы или представительства.

Однако стоит обратите внимание, что и филиал, и представительство  должны быть указаны в учредительных документах организации.

Ограничение по структуре уставного  капитала.

Это условие распространяется только на организации. Доля участия других юридических лиц в уставном капитале организации, предполагающей переход  на упрощенную систему налогообложения, не должна превышать 25 процентов. Об этом говорится в подпункте 14 пункта 3 статьи 346.12 Налогового кодекса РФ.

Можно сделать вывод, что, если, например, после подачи заявления о переходе на "упрощенку" организация до начала ее применения внесет изменения в учредительные документы и "правило 25 процентов" не будет выполняться, она потеряет право перейти на упрощенную систему налогообложения.

Льготы по соблюдению этого условия имеют организации, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов общественных организаций инвалидов, при условии, что среднесписочная численность инвалидов среди их работников составляет не менее 50 процентов, а их доля в фонде оплаты труда - не менее 25 процентов. Если хотя бы одно из этих условий не выполняется, организация не вправе перейти на упрощенную систему налогообложения [14].

Ограничение по численности работников.

Ограничение по численности касается как организаций, так и индивидуальных предпринимателей.

Для перехода на "упрощенку" количество работающих в организации или  у индивидуального предпринимателя  не должно превышать 100 человек (подп. 15 п. 3 ст. 346.12 Налогового кодекса РФ).

Для перехода на упрощенную систему  налогообложения со следующего года средняя численность работников определяется в соответствии с  Порядком, установленным Росстатом (Постановление от 20 ноября 2006 г. N 69), по состоянию на 1 октября текущего года.

Это значит, что для расчета средней  численности работников предприятия  используются данные о списочной  численности работников за период с января по сентябрь года, в котором налогоплательщик подает заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения.

Для этого работодатель ведет ежедневный учет списочной численности работников. Среднесписочная численность работников рассчитывается за определенный отрезок времени (например, за отчетный или налоговый период) на основании списочной численности (с некоторыми исключениями).

Ограничение по стоимости имущества.

Для того чтобы организация имела  право применения упрощенной системы налогообложения, остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов, определяемая по правилам бухгалтерского учета, не должна превышать 100 млн. руб. При этом учитывается только имущество, которое подлежит амортизации и признается амортизируемым имуществом в соответствии с главой 25 Налогового кодекса РФ.

Статьей 346.20 НК РФ устанавливаются следующие налоговые ставки по единому налогу:

 - 6 %, если объектом налогообложения являются доходы;

- 15%, если объектом налогообложения являются доходы, уменьшенные на величину расходов. С 1 января 2009 года законами субъектов РФ могут быть установлены дифференцированные налоговые ставки в пределах от 5 до 15 процентов в зависимости от категорий налогоплательщиков.

Объектом налогообложения, в соответствии со ст. 346.14 НК РФ, признаются:

-доходы;

-доходы, уменьшенные на величину расходов [14].

Выбор объекта налогообложения  осуществляется самим налогоплательщиком, за исключением случая, предусмотренного пунктом 3 настоящей статьи. Объект налогообложения может изменяться налогоплательщиком ежегодно. Объект налогообложения может быть изменен с начала налогового периода, если налогоплательщик уведомит об этом налоговый орган до 20 декабря года, предшествующего году, в котором налогоплательщик предлагает изменить объект налогообложения. В течение налогового периода налогоплательщик не может менять объект налогообложения.

Налогоплательщики, являющиеся участниками  договора простого товарищества (договора о совместной деятельности) или договора доверительного управления имуществом, применяют в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов [18, с.36].

Переход на упрощенную систему налогообложения  является добровольным.

Это означает, что никто не может  принудить перейти на упрощенную систему налогообложения. Вместе с тем существуют определенные ограничения на применение упрощенной системы налогообложения.

Налоговая база устанавливается статьей 346.18 НК РФ.

В случае , если объектом налогообложения являются доходы организации или индивидуального предпринимателя, налоговой базой признается денежное выражение доходов организации или индивидуального предпринимателя.

В случае , если объектом налогообложения являются доходы организации или индивидуального предпринимателя, уменьшенные на величину расходов, налоговой базой признается денежное выражение доходов, уменьшенных на величину расходов.

Расчет единого налога:

1) Объект налогообложения – доходы

1. Определяется налоговая база = сумма учитываемых доходов за  отчетный (налоговый период).

2. Определяется первоначальная сумма налога = налоговая база (п. 1) х 6%. (п. 2)

3. Определяется сумма ранее уплаченных взносов на обязательное страхование, в т.ч. и фиксированные взносы ИП, сумма взносов, перечисленных к моменту расчета налога (в пределах исчисленных за отчетный/налоговый период и сумма выплаченных пособий по временной нетрудоспособности (за вычетом сумм, возмещаемых ФСС) (п. 3).

3.1. Если первоначальная  сумма налога (п. 2) х 50% > (п. 3), тогда сумма вычета = сумма взносов (п. 3).

3.2. Если первоначальная  сумма налога (п. 2) х 50% < суммы уплаченных взносов на ОПС (п. 3), тогда сумма вычета = первоначальная сумма налога (п. 2) х 50%.

4. Определяется сумма налога, подлежащая доплате в бюджет = первоначальная сумма налога (п. 2) – сумма вычета – сумма налога за предыдущий период.

2) Объект налогообложения – доходы минус расходы за отчетный период

1. Определяется налоговая  база = сумма учитываемых доходов - сумма учитываемых расходов за отчетный период (п. 1).

1.1. Если налоговая  база (п. 1) > 0, первоначальная сумма налога = налоговая база (п. 1) х 15%.

1.2. Если налоговая  база (п. 1) < 0, то налоговая база равна нулю.

2. Определяется сумма налога, фактически уплаченная за предыдущие отчетные периоды.

3. Определяется сумма  налога, подлежащая доплате в  бюджет = первоначальная сумма налога - сумма налога, фактически уплаченная за предыдущие отчетные периоды.

Информация о работе Выбор системы налогообложения как способ налоговой оптимизации