Теории налогообложения и роль налоговой системы в рыночной экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 16:16, курсовая работа

Описание

Ни одно государство не может существовать без налогов. За счет налоговых взносов, сборов, пошлин и других платежей, формируются финансовые ресурсы государства. Налоги обеспечивают реализацию социальной, экономической, оборонной и других функций государства. Они идут на содержание государственного аппарата, армии, правоохранительных органов, финансирование образования, здравоохранения, науки. Из собранных в виде налогов средств государство строит школы, высшие учебные заведения, больницы, детские дома, государственные предприятия; платит зарплату преподавателям, врачам, государственным служащим, стипендии и пенсии. Часть средств идет на социальные пособия пожилым и больным людям, защиту здоровья матери и ребенка, окружающей среды и т.д.…
Хотя налоги чаще вызывают возмущение, чем одобрение общества, без них ни одно государство существовать не сможет.

Содержание

Введение 3
Теоретические основы налогообложения 4-19
Теории налогообложения 4-17
Сущность и структура налогов 18-19
Налоговая система государства 20-34
Понятие налоговой системы и ее структура 20-26
Роль налоговой системы в рыночной экономике 26-34

Заключение. 34-35
Список использованной литературы. 35-36

Работа состоит из  1 файл

Налоги и их функции1.doc

— 188.50 Кб (Скачать документ)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ 

РОССИЙСКОЙ  ФЕДЕРАЦИИ 

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ 
 

Кафедра экономической теории 
 
 
 
 

КУРСОВАЯ РАБОТА

На тему: «Теории налогообложения и роль налоговой системы в рыночной экономике» 
 
 
 
 

                Выполнила студентка:

                Факультета

                Группы 

                Номер зачетной книжки  
                 
                 
                 

                                           
 
 

ПЛАН:

Стр.

Введение                                                                                                  3

  1. Теоретические основы налогообложения                                     4-19
    1.  Теории налогообложения                                               4-17
    1. Сущность  и структура налогов                                     18-19
  1. Налоговая система государства                                                    20-34
    1.  Понятие налоговой системы и ее структура                       20-26
    1.  Роль налоговой системы в рыночной экономике               26-34

 

Заключение.                                                                                          34-35

Список  использованной литературы.                                                35-36             
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение. 

    На  протяжении всей  истории  человечества  складывалась  система  налогообложения. Если сначала налоги взимались в виде различных натуральных податей и служили дополнением к трудовым повинностям или формой дани с покоренных народов, то по мере развития товарно-денежных отношений налоги приобрели денежную форму.

    Государство может воздействовать на ход экономической  жизни, лишь располагая определенными денежными средствами. Их должны предоставить все заинтересованные в выполнении функций государства стороны - граждане и юридические лица. Для этого и существует система налогов, т.е. обязательных платежей государству.

    Ни  одно  государство  не  может существовать  без налогов.  За счет налоговых взносов, сборов, пошлин и других платежей, формируются финансовые ресурсы государства. Налоги обеспечивают реализацию социальной, экономической, оборонной и других функций государства. Они идут на содержание государственного аппарата, армии, правоохранительных  органов, финансирование образования, здравоохранения, науки. Из собранных в виде налогов средств государство строит школы, высшие учебные заведения, больницы, детские дома, государственные предприятия; платит зарплату преподавателям, врачам, государственным  служащим, стипендии и пенсии. Часть средств идет на  социальные пособия пожилым и больным людям, защиту здоровья матери и ребенка, окружающей среды  и  т.д.…

    Хотя  налоги чаще вызывают возмущение, чем одобрение общества, без них ни  одно  государство существовать не сможет.

Я выбрала  тему налогообложения, т.к. она очень  актуальна именно в России, в стране с не развитой, но пытающейся выйти из кризиса экономикой.

1.Теоретические основы налогообложения.

1.1 Теории налогообложения.

    Исторически налоги связывают с появлением государства. Первые формы налоговых платежей были предназначены для обеспечения интересов публичной власти: финансирования государственных расходов. Для теоретического обоснования   экономико-политических отношений по поводу формирования централизованных финансовых ресурсов, складывающихся в государстве, формировались и развивались различные научные концепции, обосновывающие роль налогов в регулировании экономики. Они представляли собой частные и общие налоговые теории.

    Частные налоговые теории рассматривают  установление налогового режима в отношении отдельных налогов или соотношение различных видов налогов, количества налогов, их качественного состава, ставки налога. Общие налоговые теории  обосновывают необходимость и предназначение налога, исследуют особенности отношений, складывающихся между экономическими агентами и государством в процессе формирования, распределения и перераспределения централизованных финансовых ресурсов государства. 

    Ярким примером частной налоговой теории является теория о едином налоге, проповедуемая физиократами (от греческих слов «физис» – природа, «кратос» – власть). Основоположником этой теории является Франсуа Кенэ (1694-1774) – крупнейший французский политэконом. Ф. Кенэ считал, что налогом надо облагать только чистый продукт, как единственный подлинный экономический «излишек». Любые другие налоги обременяют хозяйство. Что же получалось? Те самые феодалы-землевладельцы, на которых Ф. Кенэ возлагал столь важные и почетные социальные функции, должны были на деле платить все налоги. В тогдашней Франции дело обстояло как раз наоборот: они не платили никаких налогов.

    В XIX в. американский экономист Генри  Джордж (1839-1897), выдвинувший идею «единого земельного налога», рассматривал его как средство обеспечения всеобщего достатка и «социального мира». В своей работе «Прогресс и бедность» (1879) причину низкой заработной платы и безработицы он видит в искусственном дефиците земли, обусловленным неравным распределением общественных земель. Он предлагает поднять налог на неиспользуемые земли, социализируя, таким образом, ренту без дополнительного налогового бремени, и отказаться от прочих налогов, называя их барьерами для торговли, занятости и формирования капитала.

    Признавая положительные моменты единого  налога, связанные, в частности, с  простотой его исчисления и сбора, тем не менее, следует отметить, что  в чистом виде эта теория утопична и практически неприменима. Однако в сочетании с другими системами налогообложения она может сыграть положительную роль. Идеи, лежащие в основе теории единого налога, частично воплощены и в налоговой системе Российской Федерации: в упрощенной системе налогообложения, системе налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности.

    Вместе  с тем, ни в одном государстве  налоговая система не строится на единственном налоге, разнообразие налоговых отношений предполагает присутствие различных объектов налогообложения, что можно считать залогом устойчивости и эффективности налоговой системы.

    Первая  общая налоговая теория – теория обмена. Она основывается на возмездном характере налога. Смысл этой теории: через налог граждане покупают у государства услуги по охране от нападения извне, поддержанию порядка и т.д. В рамках этой теории исследовался вопрос о выгоде сторон, и это близко к современному суждению о налоге как о цене за услуги государства. Обмен не был эквивалентным, но взаимовыгодным для обеих сторон: экономические агенты получали выгоду в виде экономии на издержках, связанных с защитой и охраной их собственности, а государство получало необходимые финансовые ресурсы для своего существования.

    Эти идеи были полностью восприняты дальнейшими  учениями в рамках классической политической экономии, и в последующем легли в основу всех её направлений и течений, даже тех, которые оппозиционны друг другу. Ни одно общество не придумало никакой более достойной альтернативы налоговым отношениям между государством и его экономическими субъектами, поэтому объективный характер налогов ни в какой теории не подвергается сомнениям. В дальнейших исследованиях во главу угла было поставлено исследование справедливости (рациональности) налогообложения, и основные теоретические дискуссии велись вокруг следующих вопросов: может ли государство для достижения общественных целей использовать силу и каким образом? Каково влияние государственных мероприятий и каковы границы государственного вмешательства в экономику? Как достичь справедливого распределения общественных благ? Какова должна быть плата за услуги, предоставляемые государством свои гражданам?

    Методологические  основы классической политэкономии  базировались на концепции «естественных прав» и «общественного договора», которая была абстракцией, идеальным образом рыночного хозяйства, где все люди – простые товаропроизводители, действующие в условиях совершенной конкуренции. В классической политической экономии не содержится однозначного ответа на вопрос о первенстве государства или налогов. Эта концепция отражала не реальный процесс происхождения, становления и развития государства, а программные требования податного населения: купцов, ремесленников, крестьян, позднее также буржуазии, рабочих, которые, в отличие от духовенства и дворянства, платили подати и боролись с абсолютистским государством.

    Трактовка происхождения государства и  права как результата свободного договора свободных индивидов ведет  происхождение от теории «общественного договора» (социального контракта). Эта концепция родилась в эпоху религиозных войн, когда освященная традициями феодальная регламентация стала постепенно уступать место сознательному регулированию гражданского общества. Это было время обостренного понимания справедливости, честность и бизнес казались многим несовместимыми. На первый план вышли проблемы развития контрактной этики, культуры соблюдения договоров. Происходит коренное переосмысление прав и свобод, дарованных каждому индивиду «от рождения».

    Основоположниками теории общественного договора были английские философы Томас Гоббс (1588-1679) и Джон Локк (1632-1704), в трудах которых мы находим обоснование понятия частной собственности как необходимой предпосылки гражданского общества и договорную интерпретацию полномочий государственной власти. Их теория положила начало новому гражданскому правосознанию и сделала возможной постановку вопроса о взаимных обязательствах государства и граждан.

    Собственно  о налогах Т. Гоббс упоминает  достаточно кратко в главе 24 «О питании  государства и о произведении им потомства» своего труда «Левиафан». Особое внимание он уделял исследованию роли государства в экономике. В качестве основной он считал функцию государства в распределении общественного богатства. Он выделил следующие подфункции: распределение земель между подданными, установление правил внутренней и внешней торговли, создание и развитие системы денежного обращения. Среди основных налогов он признавал поземельный налог, акцизы и пошлины. При этом королевские земли он считал ненадежной статьей дохода.

    Д. Локк развил и углубил теорию общественного  договора Т. Гоббса. Основным отличием в его воззрениях было утверждение о возможности расторжения гражданами со своей стороны заключенный с верховной властью договор, в каком праве Т. Гоббс им отказывал. В области налоговых отношений Д. Локк придерживался принципа добровольного согласия граждан с возлагаемым на них налоговым бременем.

    Несмотря  на ярко выраженный теологический характер воззрений этих мыслителей, в их теории четко прослеживается идея о налоге как части имущества, которую следует отдать государству в обмен на охрану остальной его части. Обмен носит не обязательно эквивалентный, но выгодный характер.

    Как видим, Гоббс и Локк приблизились к пониманию рациональности,  получившему дальнейшее развитие в классической политэкономии. Исследованием данной категории занимались, в частности, в рамках шотландской философии нравственности (А. Смит, Д. Рикардо, Д. Юм, А. Фергюссон, Ф. Хатчисон), сформулировавшей индивидуалистскую концепцию рационального поведения в обществе. Шотландский экономист и философ А. Смит (1723-1790) развил мысль о том, что при определенных условиях частные интересы действительно могут гармонически сочетаться с интересами общества, а в достижении такой гармонии одну из определяющих ролей играют налоги.

    Классическая  теория налогов (теория налогового нейтралитета), основоположниками которой по праву считаются А. Смит и Д. Рикардо, возникла в результате развития отдельных положений и разрозненных комментариев, сделанных английским экономистом, родоначальником буржуазной классической политической экономии У. Петти (1623-1687). В «Трактате о налогах» в I главе «О различных видах государственных расходов» он выделял следующие виды государственных расходов: военные расходы, расходы на содержание правителей (в т.ч. расходы по отправлению правосудия), расходы на содержание пастырей человеческих душ и руководителей их совести, расходы на школы и университеты, расходы на содержание сирот, найденных и подкинутых детей, а также всякого рода немощных людей, и, кроме того, людей, которые нуждаются в получении работы, расходы на дороги, судоходные реки, водопроводы, мосты, порты и другие предметы, нужные для блага пользования всех.

Информация о работе Теории налогообложения и роль налоговой системы в рыночной экономике