Теории налогообложения и роль налоговой системы в рыночной экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 16:16, курсовая работа

Описание

Ни одно государство не может существовать без налогов. За счет налоговых взносов, сборов, пошлин и других платежей, формируются финансовые ресурсы государства. Налоги обеспечивают реализацию социальной, экономической, оборонной и других функций государства. Они идут на содержание государственного аппарата, армии, правоохранительных органов, финансирование образования, здравоохранения, науки. Из собранных в виде налогов средств государство строит школы, высшие учебные заведения, больницы, детские дома, государственные предприятия; платит зарплату преподавателям, врачам, государственным служащим, стипендии и пенсии. Часть средств идет на социальные пособия пожилым и больным людям, защиту здоровья матери и ребенка, окружающей среды и т.д.…
Хотя налоги чаще вызывают возмущение, чем одобрение общества, без них ни одно государство существовать не сможет.

Содержание

Введение 3
Теоретические основы налогообложения 4-19
Теории налогообложения 4-17
Сущность и структура налогов 18-19
Налоговая система государства 20-34
Понятие налоговой системы и ее структура 20-26
Роль налоговой системы в рыночной экономике 26-34

Заключение. 34-35
Список использованной литературы. 35-36

Работа состоит из  1 файл

Налоги и их функции1.doc

— 188.50 Кб (Скачать документ)

    Неоинституционализм возник на путях преодоления ограниченности понимания неоклассиками рациональности, он ввел в научный оборот категорию трансакционных издержек (или издержек взаимодействия субъектов) и, тем самым, «раздвинул» принятые в неоклассике рамки анализа. При анализе реальной экономики неоклассики делают свои выводы, которые действительны лишь при условии строгого соблюдения определенных, благоприятных для ее развития условий. При несоблюдении этих условий различия между научной абстракцией и реальностью могут быть просто колоссальными, что, достигая известного масштаба, трансакционные издержки могут превратиться в ведущий фактор, определяющий дальнейшее направление развития всей экономической системы.

    Современный институционализм сумел обратить внимание мировой научной мысли на значимость учета одного из факторов: неопределенности и непредсказуемости в поведении деловых партнеров. В связи с этим институциональный анализ более объективно оценивает экономическую реальность. Поэтому при анализе налоговых отношений между государством и экономическими агентами, на которые большое влияние оказывает волюнтаризм, наиболее перспективным представляется применение методологии институциональной экономики. 
 
 
 

    1.2 Сущность и структура налогов.

    Изъятие государством в свою пользу определенной части валового внутреннего продукта в виде обязательного взноса  и есть сущность налога.

    Налоги - это обязательные индивидуально-безвозмездные денежные платежи, взимаемые государством с юридических и физических лиц на основе специального налогового законодательства. 

    Налог считается установленным лишь в  том случае, когда определен субъект налога (налогоплательщик) и элементы налога.

    В налогах как экономической категории можно выделить ряд элементов, без которых налог не может считаться установленным. Элементы налога отражают его социально-экономическую сущность, которая определяет условия налогообложения, организацию, порядок исчисления и изъятия налога. Основными элементами налога являются:

    - объект (предмет) налогообложения;

    - налоговая база;

    - источник налога;

    - налоговая ставка;

    - единица обложения (налога);

    - налоговый оклад;

    - сумма налога;

    - налоговая льгота;

    - порядок исчисления налога;

    - налоговый период;

    - порядок и сроки уплаты налога  и др.

    Объект (предмет) налогообложения - это имущество, прибыль, доход, стоимость работ  или услуг, с которых в соответствии с законом с субъекта налога взимается  налог (сбор, госпошлина).

    Налоговая база - стоимостная, физическая или  иная характеристика объекта (предмета) налогообложения.

    Источник  налога - доход субъекта налога, из которого вносится оклад налога (взимается  налог).

    Налоговая ставка - размер налога или величина налогового исчисления на единицу измерения налоговой базы.

    Налоговый оклад - сумма налога, исчисляемая  на весь объект налога за определенный период времени, подлежащая внесению в соответствующий бюджет.

    Единица (масштаб) налога - единица измерения  объекта (предмета) налога, принятая за основу для начисления оклада налога и выраженная в рублях, тоннах, килограммах, квадратных метрах и других единицах измерения.

    Сумма налога - сумма налога, уплачиваемая субъектом налога с объекта (предмета) обложения.

    Налоговая льгота - снижение размера налогообложения или предоставление субъекту налога преимущества по отношению к другому плательщику налога.

    Налоговый период - календарный год или иной период времени, по окончании которого исчисляется налоговая база и  сумма налога, подлежащая уплате в соответствующий бюджет.

    Элементы  налога составляют структуру налога, каждая характеризуется:

    - зависимостью экономики (бюджета)  от налогов на различные виды  доходов;

    - влиянием налогов (сборов) на доходы  субъектов налога;

    - зависимостью колебания цен на товары (продукты) от налогов (сборов);

    - зависимостью колебания самих  налогов (налоговых ставок) от  изменения параметров элементов  налога и т.д.

2. Налоговая система государства.

    2.1 Понятие налоговой системы и ее структура.

     Совокупность  налогов, сборов, пошлин и других платежей (далее - налоги), взимаемых в установленном порядке, образует налоговую систему.

     В Российской Федерации устанавливаются  следующие виды налогов и сборов: федеральные налоги и сборы, налоги и сборы субъектов Российской Федерации (далее - региональные налоги и сборы) и местные налоги и сборы.

     Федеральными  признаются налоги и сборы, устанавливаемые  НК РФ и обязательные к уплате на всей территории Российской Федерации.

     Региональными признаются налоги и сборы, устанавливаемые  НК РФ и законами субъектов Российской Федерации, вводимые в действие в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации и обязательные к уплате на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации. При установлении регионального налога законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации определяются следующие элементы налогообложения: налоговые ставки в пределах, установленных НК РФ, порядок и сроки уплаты налога, а также формы отчетности по данному региональному налогу. Иные элементы налогообложения устанавливаются НК РФ. При установлении регионального налога законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком.1

     Местными  признаются налоги и сборы, устанавливаемые  НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления, вводимые в действие в соответствии с НК РФ нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления и обязательные к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований.

     Местные налоги и сборы в городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге устанавливаются в вводятся в действие законами указанных субъектов Российской Федерации.

     При установлении местного налога представительными  органами местного самоуправления в нормативных правовых актах определяются следующие элементы налогообложения: налоговые ставки в пределах, установленных НК РФ, порядок и сроки уплаты налога, а также формы отчетности по данному местному налогу. Иные элементы налогообложения устанавливаются НК РФ. При установлении местного налога представительными органами местного самоуправления могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком.

     Не  могут устанавливаться региональные или местные налоги и (или) сборы, не предусмотренные НК РФ.

     В пункте 1 статьи 12 НК РФ законодатель определяет структуру системы налогов и сборов, устанавливаемых в Российской Федерации.

     Система налогов и сборов в Российской Федерации отражает федеративное устройство Российского государства и представлена тремя условиями:

     1. федеральные налоги и сборы;

     2. региональные налоги и сборы,  т.е. налоги и сборы субъектов  Российской Федерации, краев,  областей, автономной области, автономных округов;

     3. местные налоги и сборы.

     Выделение трех уровней системы налогов  и сборов в Российской Федерации позволяет четко дифференцировать полномочия представительных органов различных уровней в отношении конкретных видов налогов и сборов.2

     Под федеральными налогами и сборами понимаются налоги и сборы, отвечающие одновременно двум условиям:

     1. устанавливаются Налоговым кодексом  РФ;

     2. обязательны к уплате на всей  территории Российской Федерации.

     Региональные  налоги и сборы в соответствии с комментируемой статьей характеризуются следующими чертами:

     1. устанавливаются Налоговым кодексом  РФ и законами субъектов РФ;

     2. вводятся в действие в соответствии  с Налоговым кодексом РФ законами субъектов РФ;

     3. обязательны к уплате на территории  соответствующих субъектов РФ;

     4. законодательные органы субъектов  РФ при установлении регионального налога определяют:

     а) налоговые ставки (в пределах, установленных  НК РФ);

     б) порядок и сроки уплаты налога;

     в) формы отчетности по региональному  налогу;

     г) (факультативно) налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком.

     Законодательство  запрещает устанавливать региональные налоги, не предусмотренные Налоговым кодексом РФ (п. 5 ст. 12 НК).

     Местные налоги и сборы:

     1. устанавливаются Налоговым кодексом РФ и нормативными актами представительных органов местного самоуправления;

     2. вводятся в действие в соответствии  с Налоговым кодексом РФ нормативными  правовыми актами представительных  органов местного самоуправления;

     3. обязательны к уплате на территории соответствующих муниципальных образований (городских или сельских поселений, муниципальных районов, городских округов либо внутригородской территории города федерального значения);

     4. представительные органы местного  самоуправления при установлении местного налога определяют:

     а) налоговые ставки в пределах, установленных  Налоговым кодексом РФ;

     б) порядок и сроки уплаты налога;

     в) формы отчетности по местному налогу;

     г) (факультативно) налоговые льготы и  основания для их использования налогоплательщиком.

     Так же, как и в отношении региональных налогов, законодатель запрещает установление местных налогов и сборов, не предусмотренных Налоговым кодексом РФ (п. 5 ст. 12 НК РФ).

     Для местных налогов и сборов в  городах федерального значения (Москва, Санкт-Петербург) законодатель устанавливает особенность, состоящую в том, что такие налоги и сборы устанавливаются и вводятся в действие законами городов Москвы и Санкт-Петербурга.

     Налоги  и сборы, включенные в систему  налогов и сборов Российской Федерации, подразделяются на виды в соответствии с несколькими критериями - порядком установления, порядком введения в действие, территорией, на которой налоги и сборы обязательны к уплате.3

     При этом следует отметить, что принадлежность налога (сбора) к конкретному уровню системы налогов и сборов не означает, что он является источником доходов только федерального бюджета, или региональных бюджетов, или местных бюджетов. Законодатель, например, может предусмотреть полное или частичное закрепление конкретных федеральных налогов в качестве источника доходов региональных и местных бюджетов. В соответствии с законодательством часть поступлений региональных налогов может направляться в доход местных бюджетов.

Информация о работе Теории налогообложения и роль налоговой системы в рыночной экономике