Повышение эффективности обучения аудированию на уроках иностранного языка в средней школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Июня 2011 в 12:54, дипломная работа

Описание

Цель данного исследования: описать наиболее эффективные методы и приемы обучения аудированию на английском языке.

Объектом исследования является процесс формирования навыков аудирования на английском языке в средней школе.

Предметом исследования являются методы и приемы обучения аудированию.

Гипотеза: обучение аудированию будет более эффективным при условии использования наиболее активных форм и методов обучения аудированию, соответствующих возрасту, уровню обученности учащихся, учёта трудностей, возникающих при обучении аудированию.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………..............3

Глава I. ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ АУДИРОВАНИЯ

В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТАННОМУ ЯЗЫКУ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ…………………………………………………………………………....6

§1 Понятие, цели и содержание аудирования в процессе

обучения иностранного языка в средней школе..........................................6

§2 Психологические особенности учащихся подросткового возраста…12

§3 Условия, определяющие эффективное обучение аудированию

на уроках иностранного языка в средней школе…………………………16

§4 Средства повышения эффективности обучения аудированию

на уроках иностранного языка в средней школе ………………………...28

Выводы по I главе…………………………………………………………..46

Глава II. Опыт работы по использованию аудирования

в процессе обучения иностранному языку в

средней школе ……………………………………………………………..47

§1 Описание опыта работы по использованию аудирования

в процессе обучения иностранному языку в средней школе………….47

§2 Результаты опытно-экспериментальной работы по

использованию аудирования в процессе обучения иностранному

языку в средней школе………………………………………………..….69

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………79

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………….80

ПРИЛОЖЕНИЕ

Работа состоит из  1 файл

ВКР!!!.docx

— 170.33 Кб (Скачать документ)

       Урок  носит развивающий характер. Все  задания были подобраны таким  образом, чтобы максимально активизировать работу логической памяти: осмысленное  запоминание, сохранение и последующее  воспроизведение нужной информации, формулирование главных мыслей. Юля  Ш. и Олег Р. Работали очень активно  на протяжении всего урока. Также следует выделить работу Евгения К. т.к. у него наблюдается прогресс в развитии аудитивных навыков. Практически все его ответы оказались в числе лучших. 

   Урок 2 Тема:

       Традиции  и праздники

       Цель: Создать условия для формирования лингвострановедческих знаний в области американских традиций через чтение текста под названием “Halloween”, а также создать условия для формирования навыка аудирования.

       Задачи:

       Образовательная: Формирование знаний у учащихся о существующих в Америке традициях и о празднование Halloween в Америке;

       Развивающая: Развитие навыка чтения, навыка аудирования, и навыка устной речи по теме «американские праздники;

       Воспитательная: Воспитывать уважительное отношение учащихся к традициям иноязычной культуры;

     
Начинается  урок с речевой разминки. Она заключается  в следующем, учитель задает вопросы, которые подведут учащихся к определению  той темы, которая будет основной на уроке, а учащиеся в свою очередь  должны отвечать на эти вопросы. Тема этого урока будет продолжение предыдущего урока, и будет посвящена всемирно известному  американскому празднику «Halloween». Данное задание  направлено на развитие навыков аудирования и устной речи, а также на развитие логического мышления, которое в свою очередь поможет определить учащимся тему данного урока.      
Далее следующее задание: преподаватель зачитывает текст по данной теме, а учащимся в свою очередь необходимо выделить основную мысль прочитанного текста.       Это задание  направлено на развитие навыка аудирования, а также помогает развивать учащимся аналитические способности, т.к. учащиеся в данном упражнении должны выявить основную мысль текста, и данное упражнение развивает перцептивные способности.
Следующее задание звучит так: учащиеся слушают текст, после этого необходимо прочитать и перевести данный текст. Данное упражнение направлено на развитие навыка аудирования и чтения.      
Учащимся  предлагается прослушать текст, который  посвящен некоторым рецептам, которые  помогут тебе напугать родных в этот праздник. А затем учащимся необходимо описать данный рецепт с опорой. Это задание  направлено на развитие навыка аудирования, а также помогает развивать учащимся аналитические способности, т.к. учащиеся в данном упражнении должны выявить  не только основную мысль текста, но и детали текста. Упражнение развивает перцептивные способности.
Учащимся  предлагается  прослушать текст, а  на листочках у них будут даны эти же предложения, только они будут  идти не по порядку, а в разнобой. А учащимся в свою очередь необходимо составить текст в той последовательности, в которой он был прочитан диктором.       Данное упражнение направлено на развитие навыка аудирования, и на развитие навыка письма. Ведь учащимся предлагается не только послушать ситуацию на слух, а также описать данную ситуацию на листочках. Задание помогает активизировать лексический запас учащихся, и  помогает учителю определить какой лексический запас у того или иного учащегося.

       Данный  урок носит развивающий характер. Этот урок очень насыщен различными упражнениями, направленными на развитие навыка аудирования, но кроме навыка аудирования в ходе данного урока, развиваются навыки устной речи. Ряд заданий, направлен на развитие навыка чтения, а в результате выполнения задания на повторение грамматического материала, у учащихся развиваются аналитические способности, а в ходе выполнения первого упражнения, учащиеся развивают свое логическое мышление. В ходе выполнения заданий, направленных на развитие навыка аудирования лучше всех с заданием справилась Юля Ш., Екатерина Р., и Роман Н. хуже всех проявили себя Дарья Р. и Дмитрий К. В ходе этого урока лучше всех работали: Екатерина Г., Юля Ш., Олег Р., и Роман Н., а у таких учащихся, как Сергей К. и Сергей Г. наблюдается низкий уровень знаний грамматического материала, и в ходе выполнения данного упражнения эти учащиеся показали самую низкую результативность.

       Урок 3 Тема:

       Традиции  и праздники

       Цель: Создать условия для формирования навыка письма, аудирования и устной речи;

       Задачи:

       Образовательная: Формирование у учащихся знаний и представлений о манерах поведения, принятых в стране изучаемого языка

       Развивающая: Развитие навыка письма, аудирования и навыка устной речи;

       Воспитательная: Воспитывать уважительное отношение учащихся к культуре страны изучаемого языка и к мнению одноклассников;

       Практическая: Составление учащимися приглашений на различные мероприятия формального и неформального характера.

 

 

     
Урок  начинается с беседы о том, кто такой хорошо воспитанный человек. Такое начало помогает развивать фонематический слух у учащихся, а соответственно помогает  развивать навыки аудирования. Учащимся необходимо прослушать вступление преподавателя и им необходимо понять, о чем идет речь.
Затем проводится викторина на тему «Воспитанный ли ты человек». Эта викторина  помогает развить навыки аудирования  у учащихся, и помогает определить уровень воспитанности у учащихся. Это задание поможет учащимся посмотреть на себя со стороны, и научит учащихся анализировать себя и свое поведение.
Прослушать  запись о том, как и по каким  праздникам люди, поздравляют друг друга. Затем учащимся необходимо заполнить  таблицу, состоящую из 3 глав.  Потом  нужно  прослушать запись еще раз, и необходимо сравнить полученные ответы. Это задание  направлено на развитие навыка аудирования, и на развитие логического мышления. Ведь учащимся необходимо прослушать запись, а затем заполнить таблицу, а если учащимся что – то будет  непонятно в речи диктора, они  возможно логически или интуитивно придут к нахождению правильного  ответа.
Следующее задание звучит так: учащимся необходимо прослушать три кратких рецензии на художественную выставку, концерт  и спектакль. Прочитать текст. Заполнить пропуски, выбрав одно из предложенных слов. Это задание  вновь направлено на развитие навык  аудирования с опорой на текст.  Перед учащимся будет лежать три  текста, в которых есть пропуски, а учащимся в свою очередь необходимо заполнить эти пропуски. Это задание развивает логическое мышление, и данное упражнение развивает аналитические способности.

       Урок  получился очень насыщенным,  в урок входило 3 задания, которые  были направлены  на развитие навыка аудирования, данные задания были абсолютно  разными, и были непохожими друг на друга, что вызывало особый интерес  у учащихся, но кроме этого, выполняя другие упражнения, учащиеся развивали  навыки письма, аналитические способности, развивали умение сравнивать и сопоставлять. Учащимся в одном из заданий предлагалось проанализировать самого себя и свои действия, что является достаточно трудным для подростка. В ходе выполнения заданий, направленных на развитие навыка аудирования с заданиями  справились абсолютно все, но только с разной степенью успеха. Лучше  всех с заданием справились Екатерина  Р.,  Олег Р., Евгений К., а хуже всех с данными заданиями справились Анна З., Евгения Б., Александр С.

§2 Результаты опытно-экспериментальной  работы по использованию  аудирования в  процессе обучения иностранному языку в средней  школе

   Контрольный эксперимент

       Цель: Контроль динамики развития навыка аудирования у учащихся английской подгруппы 8а класса МОУ СОШ №21 г. Шарьи.

       Для достижения данной цели использовался набор заданий-тестов. Данные упражнения предложены Г.В. Даниловой в учебнике английского языка для  5–9 классов и Барри Томалином в «Разговорном английском за 3 месяца».

       Описание  тестов.

       Тест  – задание включает в себя набор  из шести заданий. Перед проведением  данного тест-задания учитель объясняет цель проведения теста и создает у учащихся соответствующий настрой.

  1. Игра называется «Испорченный телефон». Играют две команды. Первые игроки составляют послания для своих команд. Это может быть пословица, или строчка из песни, или просто любое предложение. Затем они идут к своим командам. По сигналу водящего они шепотом передают сообщение следующим игрокам. И так сообщение передается от игрока к игроку, пока его не получит последний игрок. Когда обе команды заканчивают передавать сообщения, последние игроки каждой команды озвучивают сообщения, которые они получили.
       1 команда         2 команда 
Yesterday all my troubles seems so far away,

Now it looks as though they are here to stay,

Oh' I believe in yesterday.

Love, love me do,

You know I love you,

I “ll always be true,

So please love me do

 
       
  1. Игра называется «Hands up». Учитель зачитывает предложения. В конце каждого учащиеся поднимают руки, и определяет вопросительные слова и ответы на них. Балл дается за каждый правильный ответ. Исправленная ошибка оценивается двумя баллами. Учитель: Denis speaks clearly.

         Первый ученик: Who? Denis.

       How? Clearly. (4 балла).

       Учитель: The dog barked loudly in the back yard all night.

       Второй ученик: Who? The dog.

       Where? In the back yard.

       How? Loudly. (6 баллов).

  1. Учащимся предлагается прослушать диалог, где людей спрашивали, куда они любят ездить отдыхать и почему? Затем учащимся необходимо написать те данные в каждом предложение, которые он услышал от диктора. За каждый правильный ответ ученик получает один балл.
  2. I would like to go to London, England. I’ve never been to Europe and London would be a great place to start.
  3. I would like to go to Paris. I love art and I think the Louvre is one of the greatest art collections in the world.
  4. I would like to go to Beijing in China. I’d love to see the Great Wall. They say you can see it from outer space. China is changing so fast. I’d love to see Beijing before it becomes just another modern city.
  5. Where would I go? I think I‘d go to India. I’d love to see the Taj Mahal. Some people say it is most beautiful building in the world. 
  6. I love animals. I’d go to Kenya in Africa. I’d go on safari to see elephants and lions and tigers.
  7. I’d go to Alaska. It is the last wild place in America. I’d love to travel on a sledge with dogs. It would be the holiday of a lifetime.

 

 

     
Words Translation
The Taj Mahal Тадж-Махал
Art Искусство
The Louvre Лувр
The Great Wall Великая Китайская  стена
Outer space Космическое пространство
Go on safari Поехать на сафари
A sledge Сани
The holiday of a lifetime Незабываемый  отпуск.
 
  1. I would like to go to……………………………………because…………..
  2. I would like to go to……………………………………because…………..
  3. I would like to go to……………………………………because…………..
  4. I would like to go to……………………………………because…………..
  5. I would like to go to……………………………………because…………..
  6. I would like to go to……………………………………because…………..
 
       
  1. Учащимся  предлагается прослушать диалог между А и В и ответить на вопросы. За каждый правильный ответ учащийся получает 1 балл.

       Dialogue.

  1. What would you do if you had a million pounds?
  2. If I had a million pounds, I’d buy a yacht.
  3. Would you sail round the world?
  4. No, I wouldn’t. I’d sail in the South Seas.
  5. When would you have time?
  6. If I had a million pounds, I wouldn’t need to work. I’d spend three months of the year in the South Seas.
  7. Where would you keep the yacht?
  8. I’m not sure. If I could, I’d keep in New Zealand.
  9. And who would look after it when you weren’t there? 
  10. I’d hire a captain and crew.
  11. I have bad news for you. If you didn’t work, you bought a yacht and you hired a captain and crew, a million pounds wouldn’t be enough.

   Questions.

  1. How much money would A have?
  2. What would A buy?
  3. Where would A go?
  4. How long would he spend there?
  5. Who would he hire?
  6. Would he have enough money to do it?
 
       
  1. Игра называется «Заполни пропуски». Учитель читает рассказ. Затем рассказ звучит еще  раз, но уже с пропусками, при этом учитель дает задание заполнить  пропуски. И за каждый правильный ответ  игрок получает 1 балл.

Jean Henri Dunant was a 1 …businessman. He had been in 2… during the Crimean war. The Crimean war took place between 3… and 4… when Britain and 5… invaded Russia. He’d seen 6… people 7… or wounded in one battle, Solferino.  He’d also seen that there weren’t many 8… facilities and many people had died when they didn’t need to.

       As a result, Henri Dunant started the 9 ….Five Swiss people held a conference in Geneva in 10… and in 1864 twelve nations signed the first Geneva Convention. Its job was to help people in war or in disaster, independent of nationality.   The Red Cross sent medicine, doctors and food to prisoners, to soldiers and victims of 11 ….

       The Red Cross 12… is the Swiss flag. Henri Dunant was Swiss. But it also had another symbol, the Red Crescent. This is for Muslim countries. In Israel they use the Star of David. Jean Henri Dunant won the 13… Peace Prize in 14…

       Пропущенные слова.

  1. Swiss;
  2. Russia;
  3. 1853;
  4. 1856;
  5. France
  6. Four;
  7. Killed;
  8. Medical;
  9. Red Cross
  10. 1863;
  11. Disaster;
  12. Symbol;
  13. Nobel;
  14. 1901

Информация о работе Повышение эффективности обучения аудированию на уроках иностранного языка в средней школе