Повышение эффективности обучения аудированию на уроках иностранного языка в средней школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Июня 2011 в 12:54, дипломная работа

Описание

Цель данного исследования: описать наиболее эффективные методы и приемы обучения аудированию на английском языке.

Объектом исследования является процесс формирования навыков аудирования на английском языке в средней школе.

Предметом исследования являются методы и приемы обучения аудированию.

Гипотеза: обучение аудированию будет более эффективным при условии использования наиболее активных форм и методов обучения аудированию, соответствующих возрасту, уровню обученности учащихся, учёта трудностей, возникающих при обучении аудированию.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………..............3

Глава I. ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ АУДИРОВАНИЯ

В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТАННОМУ ЯЗЫКУ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ…………………………………………………………………………....6

§1 Понятие, цели и содержание аудирования в процессе

обучения иностранного языка в средней школе..........................................6

§2 Психологические особенности учащихся подросткового возраста…12

§3 Условия, определяющие эффективное обучение аудированию

на уроках иностранного языка в средней школе…………………………16

§4 Средства повышения эффективности обучения аудированию

на уроках иностранного языка в средней школе ………………………...28

Выводы по I главе…………………………………………………………..46

Глава II. Опыт работы по использованию аудирования

в процессе обучения иностранному языку в

средней школе ……………………………………………………………..47

§1 Описание опыта работы по использованию аудирования

в процессе обучения иностранному языку в средней школе………….47

§2 Результаты опытно-экспериментальной работы по

использованию аудирования в процессе обучения иностранному

языку в средней школе………………………………………………..….69

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………79

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………….80

ПРИЛОЖЕНИЕ

Работа состоит из  1 файл

ВКР!!!.docx

— 170.33 Кб (Скачать документ)

       Грамматические. Ряд грамматических трудностей связан, прежде всего, с наличием аналитических форм, не свойственных русскому языку; к трудным явлениям следует отнести и грамматическую омонимию. Воспринимая фразу, учащийся должен расчленить ее на отдельные элементы, то есть информативные признаки звучащей фразы, которые физически выражены соответствующими речевыми качествами. Существует три физически выраженных речевых параметра: интонация, паузация и логическое ударение. Значит, для успешного понимания иноязычного текста следует обратить внимание на развитие у учащихся навыков адекватного восприятия интонации, паузации и логического ударения.

       Лексические. Именно на наличие многих незнакомых слов учащиеся указывают как на причину непонимания текста. [5,24]

       Таким образом, при обучении аудированию  на уроках иностранного языка в средней  школе перед учителем предстает  много трудностей. Это и совершенная нехватка времени, и отсутствие четко организованного контроля при аудировании, и отсутствие требовательности учителя к своей речи на иностранном языке, а также ряд других трудностей, учет которых возможно приведет к успешному результату при обучении иностранного языка учащихся средней школы. Если, учитель знает, как избежать этих трудностей, то обучение аудированию станет эффективным для учащихся.

       При обучении аудированию в средней  школе учителю также придется учитывать ряд сложностей, связанных  со спецификой этого аспекта обучения и предъявляемых для прослушивания  текстов.

       Основная  сложность при восприятии иноязычной речи заключается в том, что языковая форма долгое время является ненадежной опорой для смыслового прогнозирования, потому что именно на ней концентрируется  внимание учащегося, хотя изменить ее он не может. Поэтому необходимо вырабатывать способность принимать информацию и при наличии незнакомых языковых явлений, путем ее фильтрации, селекции и приблизительного осмысления.

       Учащихся  необходимо специально обучать умению понимать на слух речь, содержащую незнакомую лексику. Невоспринятые или неправильно  воспринятые части речевого сообщения (слово, словосочетание, фраза) восстанавливаются  реципиентом благодаря действию вероятностного прогнозирования (способность  предугадывать новое в опоре  на уже известное), следовательно, нужно  добиваться прогнозирования смысла высказывания, когда форма и содержание образуют полное единство.

       Успешность  обучения аудированию для учащихся средней школы во многом зависит  и от особенностей предъявления аудитивного  материала. Представляется необходимым  перечислить эти особенности.

       Количество  предъявлений. Немаловажное значение при обучении аудированию учащихся средней школы имеет правильное решение вопроса о целесообразности повторного (или многократного) предъявления одного и того же речевого сообщения. Количество предъявлений ставится в зависимость от дальнейшей работы с текстом, вида аудирования, причем выбор оптимального варианта в определенной мере зависит от характера аудитивного материала и от языковой подготовки учащихся.

       Объем речевого сообщения не является стабильной величиной и определяется продолжительностью звучания, которая зависит от этапа  обучения, сложности речевого сообщения  и от источника информации. Принято  считать оптимальным размер от 3 до 5 минут, так как он не превышает  возможности учащихся в удержании  информации и позволяет развивать  прогностические умения на уровне текста.

       Принцип полезной избыточности предполагает наличие  в тексте элементов, не связанных  непосредственно с содержанием (вводные  слова, паузы, повторы, синонимические выражения, переформулировки, контактирующие слова, описание отдельных ситуаций с иных позиций, заполнители молчания и пр.) облегчает прогнозирование, улучшает деятельность памяти, оказывает положительное влияние при обучении аудированию. К избыточным принято относить и внеязыковые (паралингвистические) элементы речи, с помощью которых передается до 60% информации. Они вводят в ситуацию общения, уточняют содержание, способствуют удержанию внимания, усиливают понимание замысла высказывания.

       Опоры и ориентиры восприятия. В первую очередь сюда следует отнести  интонацию, ритм, паузы и особенно логическое ударение. Они должны не только соответствовать содержанию, но и выполнять экспрессивную  функцию речи, то есть выражать эмоциональное  отношение говорящего, к сообщаемым фактам и явлениям. При нейтральном, говорении понимание значительно снижается. Для выделения смысловых ориентиров также используются вводные слова, повторения, риторические вопросы и др.

       Темп  речевых сообщений. Общий темп речи для учащихся средней школы складывается из двух величин - количества слогов (слов) в минуту и количества речевых  пауз, зависит от важности информации, содержащейся в отдельных частях сообщения, тесно связан с другими  средствами выразительности - ритмом, ударениями и особенно паузами. Следует  обратить внимание на то, что с самого начала обучения иностранному языку  темп речи должен быть естественным для  носителя языка.

       Для создания мотивации учащихся средней  школы к изучению иностранного языка  и, в частности, потребности в  аудировании как познании нового о языке и мире, как активном участии в общении, важным является правильный выбор аудиотекстов. Слишком  трудные тексты могут вызвать  разочарование учащихся, лишить их веры в успех. Слишком легкие аудиотексты  также нежелательны. Отсутствие момента  преодоления трудностей делает работу неинтересной и непривлекательной, не говоря уже о том, что она  не может быть развивающим фактором в процессе обучения иностранному языку.

       Безусловно, важен правильный выбор темы аудиотекста  с точки зрения интересов школьников той или иной возрастной группы. Учащиеся средней школы, как показали исследования эстонских методистов, интересуют тексты, связанные с политикой, с техникой, детективы. С большим  интересом они слушают аудиотексты  о любви и дружбе, о жизни  народов других стран, о природе. Учащиеся выпускных классов проявляют  интерес к текстам, связанным  с выбором профессии.

       Одним из эффективных средств создания мотивации к изучению иностранного языка являются тексты, посвященные  молодежным проблемам. Эти проблемы существовали всегда и всегда занимали молодежь, включая учащихся средней  школы. Если учитель включает в урок аудиотексты, связанные с проблемами молодежного досуга, современной  музыкой, неформальными объединениями, с проблемами гражданской активности и самостоятельности молодежи в  современной жизни, он может быть уверен, что такие аудиотексты  не только будут встречены учащимися  с большим интересом, но и повлекут за собой оживленную дискуссию.

       Эффективным стимулом успешного аудирования  является внесение в аудиотексты  элементов юмора. Юмор способствует созданию атмосферы непринужденности, релаксации. Психологическая разрядка, возникающая благодаря юмористическим средствам, определенным образом нейтрализует напряжение, связанное с декодированием трудных моментов. Решающим условием для успешного развития навыка аудирования, является потребность обучаемого в выполнении этой деятельности. Эта потребность возникает, если учащийся знает, для чего он слушает, как он может проявить свое понимание и как он использует полученную информацию.

       Широкое использование технических средств при обучении аудированию также вносит положительный эффект в обучение аудированию в средней школе. В настоящее время мы живем в информационном или компьютерном мире. Возможности современного учителя велики. На уроках иностранного языка в современном мире учитель английского языка имеет возможность не только использовать наглядность при обучении иностранному языку. Если класс оснащен, это и возможность прослушивания текстов в наушниках и просмотр фильма на иностранном языке без перевода с последующим пересказом основного содержания, возможно даже общение с иностранными друзьями в реальном времени. Все эти современные технические средства дают возможность учащимся лучше понимать иноязычную речь, дают возможность общения с иностранными друзьями, что развивает как аудирование, так и говорение. У учащихся не будет боязни заговорить на английском языке, если он будет уверен в хорошем владении языка, а все эти технические средства дают возможность хорошего усвоения иностранной речи. [5,24]

       При обучении аудированию нужно учитывать  все перечисленные факторы. Для  того чтобы обучение аудирования  для учащихся средней школы было успешным учителю нужно учитывать  различные факторы, от которых зависит  успешное усвоение иноязычной речи на слух. Учитель при обучении аудированию  учащихся средней школы должен учитывать, например, интересы детей. И в соответствии с их интересами учитель и должен подбирать текст. Например, как показали исследования эстонских методистов, учащихся средней школы, интересуют тексты, связанные с политикой, с техникой, детективы. С большим интересом они слушают аудиотексты о любви и дружбе, о жизни народов других стран, о природе. Также на уроках иностранного языка учитель должен использовать современные технические средства для обучения аудированию учащихся средней школы. Учитель должен помнить, что указанные выше факторы могут сыграть немаловажную роль при обучении аудированию на уроках иностранного языка в период изучения иностранного языка в средней школе.

       Контроль  понимания может проводиться  как на иностранном языке, так  и на родном; традиционным путем  либо с помощью тестов.

       Критерии  оценки понимания содержания прослушанного  сообщения зависят, прежде всего, от того, насколько слушающему удалось  реализовать коммуникативные намерения, установку, возникшую у него при восприятии текста.

       Установка слушающего может быть связана с  пониманием основной и личностно-значимой информации, получением сведений, представляющих ценность для практической деятельности, или для общения в коллективе сверстников. В связи с этим задание для проверки понимания текста могут быть трех типов:

    • задания на понимание содержания прослушанного;
    • задания на творческую переработку воспринятой информации;
    • задания на использование полученных сведений в общении и других видах деятельности.

       Коммуникативные задания первого типа связаны  с развитием умений целенаправленно, в соответствии с коммуникативной  задачей воспринимать информацию учебного текста на уровне фактов, на уровне идей, в общем или детально, либо осуществлять мысленный поиск по определённому  заданию. Выполняя задания этого  типа, слушающий, выделяет опорную мысль, основную идею, основные утверждения, как они обосновываются автором.

       Коммуникативные задания второго типа предполагают творческую переработку воспринятой  информации, активную мыслительную работу учащихся, выражение своего отношения  к общему содержанию, к отдельным  проблемам, к утверждениям автора. 

       Коммуникативные задания третьего типа связаны с  включением полученной информации в  процесс общения, с ее передачей  тому адресату, который указан в  коммуникативной задаче, или с  ее использованием в других видах  деятельности:  беседе, дискуссии  по проблеме, затронутой в сообщении, изготовлении поделок своими руками по услышанным рекомендациям и т.п. [24]

       Выполняя  задания, учащиеся обращаются не только к учителю, но и друг к другу, работая  в парах, тройках, группами. Выполнение перечисленных заданий не только формирует умения понимать речь на слух, но и свидетельствует о понимании, следовательно, выполняет и контрольную функцию.

       В целях проверки понимания можно  использовать тестовые формы контроля, позволяющие одновременно охватить весь класс: альтернативный тест, тест множественного выбора и тест дополнения, восстановления. Рассмотрим последний. Учащиеся слушают текст. Он препарирован таким образом, что часть слов в определенном интервале опускается. Делая паузу в чтении, и сигнализируя  о пропущенной единице при  помощи постукивания, поднятия руки или  другого приема, учитель побуждает  учащихся назвать после прослушивания  текста, пропущенные слова.

       В ходе прослушивания учащиеся записывают пропущенные слова, нумеруя их. Листок ответа оформляется по образцу, данному  учителем. Эта работа заключается  в том, что учащийся подписывает  свою фамилию и пишет столбик  цифр по количеству пропущенных слов. Тесты для контроля аудирования  в дополнение к тем, которые имеются  в учебниках, могут быть составлены учителем на основе аудиотекстов и  пособий, предназначенных для обучения аудированию, на всех изучаемых в  школе иностранных языках.

       Важно правильно выбрать периодичность  пропусков. Оптимальную дистанцию  между пропущенными словами составляют 10-15 слов. Меньший интервал между  пропущенными словами не желателен, так как в этом случае будет  существенно нарушена связность  текста и обучаемый не сможет опираться  на контекст. Пропускаться могут как  знаменательные, так и служебные  слова. Следует отметить, что служебные  слова угадываются легче, потому что они грамматически обусловлены. При угадывании знаменательных слов возможны варианты.

       Иногда  после выполнения тестового задания  учитель предлагает учащимся взаимно  обменяться тетрадями, проверить друг у друга слова по ключу и  оценить правильность выполнения заданий. Ключ выносится на доску или проецируется на экран с помощью проектора. Оценка «5» выставляется, если все слова восстановлены, верно, «4» - если восстановлено не менее половины слов, «3» - менее трети пропущенных слов.

Информация о работе Повышение эффективности обучения аудированию на уроках иностранного языка в средней школе