Повышение эффективности обучения аудированию на уроках иностранного языка в средней школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Июня 2011 в 12:54, дипломная работа

Описание

Цель данного исследования: описать наиболее эффективные методы и приемы обучения аудированию на английском языке.

Объектом исследования является процесс формирования навыков аудирования на английском языке в средней школе.

Предметом исследования являются методы и приемы обучения аудированию.

Гипотеза: обучение аудированию будет более эффективным при условии использования наиболее активных форм и методов обучения аудированию, соответствующих возрасту, уровню обученности учащихся, учёта трудностей, возникающих при обучении аудированию.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………..............3

Глава I. ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ АУДИРОВАНИЯ

В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТАННОМУ ЯЗЫКУ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ…………………………………………………………………………....6

§1 Понятие, цели и содержание аудирования в процессе

обучения иностранного языка в средней школе..........................................6

§2 Психологические особенности учащихся подросткового возраста…12

§3 Условия, определяющие эффективное обучение аудированию

на уроках иностранного языка в средней школе…………………………16

§4 Средства повышения эффективности обучения аудированию

на уроках иностранного языка в средней школе ………………………...28

Выводы по I главе…………………………………………………………..46

Глава II. Опыт работы по использованию аудирования

в процессе обучения иностранному языку в

средней школе ……………………………………………………………..47

§1 Описание опыта работы по использованию аудирования

в процессе обучения иностранному языку в средней школе………….47

§2 Результаты опытно-экспериментальной работы по

использованию аудирования в процессе обучения иностранному

языку в средней школе………………………………………………..….69

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………79

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………….80

ПРИЛОЖЕНИЕ

Работа состоит из  1 файл

ВКР!!!.docx

— 170.33 Кб (Скачать документ)
 

 

   

       Результаты  контрольного эксперимента приведены  в таблице 2 и проиллюстрированы  диаграммой 2.

   Таблица 2

     
Список  класса Задание №1 Задание №2 Задание №3 Задание №4 Задание №5 Общее кол-во баллов
Сергей  К. 4 4 3 5 7 23
Дарья Р. 4 4 3 4 8 23
Дмитрий К. 4 6 1 5 10 26
Алена Н. 4 4 3 6 11 28
Роман Н. 4 6 4 3 10 27
Евгения Б. 4 4 3 1 12 24
Сергей  Г. 4 4 5 3 11 27
Виктория  З. 4 4 1 2 7 18
Анна  З. 4 4 3 2 1 14
Евгений К. 4 6 4 5 13 32
Екатерина Р. 4 6 5 4 12 31
Юлия  С. 4 4 5 2 4 19
Александр С. 4 6 3 5 12 30
Юлия  Ш. 4 6 6 5 13 34
Олег  Р. 4 4 5 3 8 24
Екатерина Г. 4 4 3 1 5 17
 

 

Диаграмма 2

       Таким образом, работа над развитием навыка аудирования велась интенсивно и  данная работа не прошла даром для  большинства учащихся 8а класса английской подгруппы. У большинства учащихся заметен рост при работе над заданиями, которые даны были для того, чтобы определить уровень развития навыка аудирования, например если мы сравним результаты те, которые мы имели на начальном этапе эксперимента, то мы увидим, что, если в самом начале у семи учащихся наблюдался низкий уровень развития навыка аудирования, то к концу данного эксперимента только у одного учащегося наблюдался низкий уровень развития навыка аудирования. Диаграмма 3 показывает динамику развития навыков аудирования учащихся английской  подгруппы 8а класса.

       Диаграмма 3

 
Заключение

       Таким образом, эффективность учебного процесса  во  многом  зависит от умения учителя правильно организовать урок и грамотно выбрать  ту или иную форму проведения занятия. Как известно, целью обучения иностранного языка в школе является формирование межкультурной компетенции учащихся, которая реализуется в способности к речевому общению. Залогом успешной речевой активности учащихся является развитие навыка аудирования у учащихся на  уроках  английского языка, в ходе которых учащиеся приобщаются не только к культуре стран изучаемого языка, а учащиеся еще и развивают свой фонематический слух, что позволяет учащимся принимать активное участие в диалоге культур. Впоследствии учащимся будет легче общаться с представителями иноязычной культуры, если у них будет хорошо развит фонематический слух.

       В ходе прохождения государственной  практики на каждом уроке иностранного языка существовали задания, направленные на развитие навыков аудирования. Поначалу учащимся было сложно воспринимать иноязычную речь на слух, т.к. учителем иностранного языка не велась работа по развитию у учащихся навыка аудирования, но в  ходе выполнения практических заданий  стало ясно, что учащимся интересно  выполнять разнообразные задания, направленные на развитие навыка аудирования.

       Опытно -экспериментально- работа подтверждает, что использование в процессе обучения аудированию системы упражнений с учётом возраста и уровня обученности  учащихся, а также наиболее активных форм и методов обучения аудированию  позволяют учителю добиться определённых результатов в обучении аудированию  учащихся в школе. 
 
 

 

Список  используемой литературы

  1. Богацкий И. С. «Бизнес – курс английского языка» М., Логос 2007.
  2. Гальскова Н. Д. «Теория обучения иностранному языку» 2004.
  3. Гез Н.И. Роль условий общения при обучении слушанию и говорению// Иностранные языки в школе. – 1981. -  № 5.
  4. Гез Н.И. Типология упражнений и организация обучения аудированию в школе с преподаванием ряда предметов на иностранном языке// Иностранные языки в школе. – 1985. - № 6. 
  5. Гез Н.И. О факторах, определяющих успешность аудирования иноязычной речи// ИЯШ № 5, 1977.
  6. Данилова Г.В. «Обучающие игры на уроках» Волгоград, Учитель 2008.  
  7. Дубровниа И. В. Данилова Е Е., Прихожнан А.М. «Психология» М., Академия 2003.
  8. Елухина Н.В. Обучение аудированию в русле коммуникативно-ориентированной методики// Иностранные языки в школе. – 1989. - № 2.
  9. Елухина Н.В. Обучение слушанию иноязычной речи // ИЯШ №5, 1996.
  10. Елухина Н.В. Преодоление основных трудностей понимания иноязычной речи на слух как условие формирования способности устно общаться // ИЯШ №4, 1996.
  11. Елухина Н.В. Обучение слушанию иноязычной речи //ИЯШ. – № 5. – 1996.
  12. Елухина Н.В. Речевые упражнения для обучения аудированию // ИЯШ №4, 1971.
  13. 10. Елухина Н.В. Подготовка учебного текста для аудирования // ИЯШ №2, 1988.
  14. Зайцева Л. А. Требования к аудитивному материалу, содержащему неизученную лексику // Иностранные языки в школе . -1996. - № 3.
  15. Зимняя «Психология обучения иностранному языку в школе» 1991.
  16. Климентенко А.Д., Миролюбов А.А. Теоретические основы методики обучения иностранным языкам в средней школе. – М.: Педагогика, 1981.
  17. Кузовлев В. П. «Учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений» М., Просвещение 2000.
  18. Маслыко Е. А. «Настольная книга преподавателя английского языка» Минск «Вышэйшая школа» 2001.
  19. Мильруд Р.П. «Методика преподавания английского языка» М., Дрофа 2005.
  20. Мухина В.С. «Возрастная Психология: Феноменология развития, Детство, Отрочество» М., Академия 1998.
  21. Немов Р.С. «Психология» М., Владос 1998.
  22. Подласый И.П.  «Педагогика» М., Владос 1999.
  23. Рабочая тетрадь к учебнику для 8 класса общеобразовательных учреждений. – М., Просвещение 2001.
  24. . Рогова Г. В., Рабинович Ф. И., Сахарова Т.Е. « Методика обучения иностранному языку в средней школе» М., Просвещение 1991.
  25. Сластёнин В. А. «Педагогика» М., Академия 2008.
  26. Стронин М. Ф. «Обучающие игры на уроках  английского языка. – М., Просвещение, 1984.
  27. .. Томалин Барри «Разговорный английский за 3 месяца». – М.,  Мир книги, 2006.

 

 Приложение №1.

       Цель: Создать условия для формирования навыка аудирования у учащихся 8а класса английской подгруппы;

       Задачи: 

       Образовательная: Формирование знаний у учащихся о некоторых известных традициях, существующих в США;

       Развивающая: Развитие аудитивного навыка через прослушивание текста, а также через ответы на вопросы по данному тексту, которые помогут учащимся заполнить таблицу;

       Воспитательная: Воспитывать уважительное отношение учащихся к традициям иноязычной культуры;

       Практическая: Учащиеся выполняют ряд заданий, которые направлены на развитие навыка аудирования;

       В данном упражнении учащимся требуется  понять конкретную информацию, необходимую  для заполнения таблицы.

       Прослушайте запись. Заполните таблицу. Укажите  характеристики дома или квартиры по образцу.

  1. Вспомните, какие типы зданий существуют в доме.
  2. Прослушайте запись, останавливая ее после описания каждого помещения.
  3. Прослушайте сообщение необходимое количество раз, чтобы заполнить таблицу.
  4. Прослушайте в последний раз, чтобы проверить свои ответы.
  5. Сверьте свои ответы с ключом.

       Сообщения.

  1. I am Peter.  I have a flat in a block in Brighton. It’s on the sixth floor. It has two bedrooms and a large balcony.
  2. I am Susan. I live in a house near Brighton. It’s by the sea. I’ve got a garden. I can walk in the garden and go right on the beach. It’s fantastic!
  3. I am Michael. I live in Brighton. I have a bedsit in Brighton. It’s great.  I’ve got one big room and a small kitchen and a bathroom. That’s it.
  4. Hi, I am Miriam. I am at Brighton University. I’ve got a room in a student’s flat with another student. We have one room and no toilet! Its okay but I’d like house.
  5. I am Arthur. We have a house in London. We, my wife, our two children and me, have four bedrooms and a big garden. We like it.
  6. Hi, I am Martina. I live with my parents. They have a big flat in Brighton. It’s great there. I have a big bedroom and we have a big kitchen and we have a garden! It’s great.
 
     
Name House/flat Where? Description
  1. Peter
Flat Brighton Sixth floor, two bedrooms, large balcony
  1. Susan
     
  1. Michael
     
  1. Miriam
     
  1. Arthur
     
  1. Martina
     
 
 
 
 
 
 
 
 

   Приложение  №2

       Цель: Создать условия для формирования навыка письма, аудирования и устной речи;

       Задачи: 

       Образовательная: Формирование навыка письма, аудирования и устной речи;

       Развивающая: Развитие навыка письма, аудирования и навыка устной речи;

        Воспитательная: Воспитывать уважительное отношение учащихся к мнению одноклассников;

       Практическая: учащимся необходимо понять общий смысл текста, а также описать ситуацию, которая прозвучит в записи;

       В данном упражнении учащимся необходимо понять общий смысл сообщения.

       Прослушайте запись и опишите ситуацию. Обратите внимание на рекламное объявление.

       Чем отличается описание квартиры в объявлении от того, что вы слышите в записи?

       Исправьте неверную информацию.

       А. I’m sorry. This is not right. This flat is on the fifth flour not the tenth.

        B. Okay. Okay. But you can see the sea.

       A. You can’t see the sea.

       B. But you’re on the top flour.

       A. No we aren’t. We’re on the fifth flour.

        B. But you are in the centre of Brighton.

       A. Okay. But where’s the sea? I can see the car park. That’s it.

       B. The sea is over there.

       A. Is it? You can’t see it from balcony. Oh, yes you can. Just! It’s not a wonderful view.

       B. But the flat is big.

       A. Big? There are two small bedrooms and only one bathroom. I’m sorry. This is not a good flat. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Приложение  №3

       Цель: Создать условия для формирования навыка аудирования и на развитие навыка устной речи;

Информация о работе Повышение эффективности обучения аудированию на уроках иностранного языка в средней школе