Интернет как средство обучения иностранным языкам

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2012 в 12:01, реферат

Описание

Иноязычные сайты Интернета на первый взгляд доступны каждому человеку, однако как часто в реальности школьники и студенты посещают их для достижения своих учебных и внеучебных целей? Насколько эффективны эти посещения именно для их культурного развития, развития их коммуникативно-когнетивных возможностей, подготовке к жизни и сотрудничеству с другими людьми в современном поликультурном мире? Таким образом, какими бы свойствами ни обладало то или иное средство обучения, информационно-предметная среда, первичны дидактические задачи, особенности познавательной деятельности учащихся, обусловленные определенными целями образования. Интернет со всеми своими возможностями и ресурсами – средство реализации этих целей и задач.

Работа состоит из  1 файл

Реферат.doc

— 95.00 Кб (Скачать документ)


14

 

                                                                   ВВЕДЕНИЕ

  Сейчас уже все понимают, что интернет обладает колоссальными информационными возможностями и не менее впечатляющими услугами. Компьютер вообще и Интернет в частности относятся к тем техническим средствам обучения иностранным языкам, которые не были придуманы специально для этой цели и выполняют в первую очередь другие функции. Однако в связи со своими большими возможностями Интернет вскоре после своего возникновения привлек внимание преподавателей-практиков и методистов. Интернет открыл широчайшие возможности для человека путешествовать по странам и континентам, общаться по желанию с их представителями, дал реальный доступ к мировому культурному наследию и достижениям культуры в различных языковых обществах. Он также может позволить каждому из нас стать культурным послом своей собственной страны и представлять ее достойно другим членам мирового общества. И, в принципе, достоинства сети Интернет как способа расширения возможностей человека в удовлетворении своих жизненно важных потребностей, интересов и даже, если хотите, амбиций уже давно не нуждаются в какой либо рекламе.

Иноязычные сайты Интернета на первый взгляд доступны каждому человеку, однако как часто в реальности школьники и студенты посещают их для достижения своих учебных и внеучебных целей? Насколько эффективны эти посещения именно для их культурного развития, развития их коммуникативно-когнетивных возможностей, подготовке к жизни и сотрудничеству с другими людьми в современном поликультурном мире? Таким образом, какими бы свойствами ни обладало то или иное средство обучения, информационно-предметная среда, первичны дидактические задачи, особенности познавательной деятельности учащихся, обусловленные определенными целями образования. Интернет со всеми своими возможностями и ресурсами – средство реализации этих целей и задач.

 

1.      13

Интернет создает уникальную возможность для изучающих иностранный язык пользоваться аутентичными текстами, слушать и общаться с носителями языка, т.е. он создает естественную языковую среду. Но как этим воспользоваться? Как все это вписать в реальный учебный процесс при трех часах в неделю и весьма ограниченном объеме языковых средств в общеобразовательной школе и несколько более благоприятных условиях в лингвистических гимназиях?

   Давайте сначала вспомним еще раз особенности предмета «иностранный язык», независимо от тех возможностей, которые предлагает нам Интернет, а также от типа учебного заведения, в котором этот язык преподается.

  Основная цель – формирование коммуникативной компетенции, все остальные цели (образовательная, воспитательная, развивающая) реализуются в процессе осуществления этой главной цели.  Коммуникативная компетенция в современном ее понимании предусматривает формирование способности к межкультурному взаимодействию.

   В наше время именно эта цель является наиболее востребованной любыми категориями учащихся, студентов, изучающих иностранные языки. Даже если дальнейшая специализация выпускника не связана с зарубежными поездками, контактами с иностранными специалистами, пользование всемирной сетью Интернет становится все более необходимым условием получения и передачи информации по любой специальности. Основная же информация в сети на английском языке. Однако стремительно развиваются информационно-предметные среды и на других языках. Образованный человек, который только и может быть востребован в условиях стремительно развивающихся технологий развитых стран мира, должен владеть информацией в своей области. Современные связи с партнерами, доступ к информационным ресурсам сети интернет предполагают достаточно свободное владение не только компьютерными технологиями, но и иностранными языками. Это реальность, с которой приходится считаться, и, видимо, одна из причин, по которой ЮНЕСКО объявил следующее столетие веком полиглотов. Приоритетная ценность в век информатизации – информация. Путь к успеху во многих областях – доступ к информации и умение работать с ней, разумеется, не только на родном языке.

   Специфика предмета «иностранный язык» заключается в том, что ведущим компонентом содержания обучения иностранным языкам являются не основы наук, а способы деятельности – обучение различным видам речевой деятельности: говорению, аудированию, чтению, письму. В соответствии же с психологической теорией деятельности обучение любому виду деятельности происходит в процессе ее выполнения, действий и операций, с ней связанных. Поэтому для обучения учащихся различным видам речевой деятельности необходимо предоставить практику каждому ученику в том виде речевой деятельности, которой он в данный отрезок времени  овладевает.  В основе формирования умений в любом виде иноязычной речевой деятельности лежат слухомоторные навыки. Следовательно, приоритет в обучении иностранным языкам принадлежит устным упражнениям. В этом основная специфика предмета и основная трудность преподавания, особенно если речь идет о формировании умений говорения.

   Следует иметь ввиду и еще одну особенность предмета «иностранный язык». Обучать речевой деятельности можно лишь в общении, в живом общении. Компьютерная программа, CD или DVD диск, какими бы интерактивными при этом они ни были, могут обеспечить лишь квазиобщение (т.е. общение с машиной, а не с живым человеком). Исключение составляют компьютерные телекоммуникации, когда ученик вступает в живой диалог (письменный или устный) с реальным партнером – носителем языка. Кроме того, коммуникативная компетенция, как мы видели, теснейшим образом связанна с лингвистической, а также с культуроведческой, в частности со страноведческой компетенцией. Следовательно, система обучения иностранным языкам должна быть построена таким образом, чтобы учащимся была предоставлена возможность знакомства с культурой страны изучаемого языка. Необходимо научить школьников уважать проявления этой культуры, т.е. быть способными к межкультурному взаимодействию. Разумеется, частично эта задача решается с помощью отбора содержания в учебники, учебные пособия. Но подлинного знакомства все-таки не происходит.

  Именно поэтому, готовясь к очередному уроку, планируя цепочку уроков по теме устной речи и чтения, учителю важно иметь ввиду дидактические свойства и функции каждого из отбираемых средств обучения, четко представляя себе, для решения какой методической задачи то или иное средство обучения может оказаться наиболее эффективным.

    Если иметь ввиду предмет нашего обсуждения – Интернет, то также прежде всего важно определиться, для каких целей мы собираемся использовать его возможности и  ресурсы. Например:

               для включения материалов сети в содержание урока (интегрировать их в программу обучения);

               для самостоятельного поиска информации учащимися в рамках работы над проектом;

               для самостоятельного изучения, углубления  первого и/или второго изучаемого иностранного языка, ликвидации пробелов в знаниях, умениях, навыках;

               для самостоятельной подготовки к сдаче квалификационного экзамена экстерном;

               для систематического изучения определенного курса иностранного языка дистанционно под руководством преподавателя.

   Все это, вполне очевидно, разные задачи, объединенные, однако, единой целью обучения – формированием коммуникативной компетенции. Исходя из специфики предмета, зная дидактические свойства и функции сети Интернет, ее возможности и ресурсы, мы можем определить, для решения каких дидактических задач могут использоваться те или иные услуги и ресурсы сети.  Только после этого можно определяться с методикой их применения на уроке или во внеурочное время, в очной или дистанционной формах обучения.

 

2.      Возможности использования Интернета как средства обучения

Итак, каким же образом можно использовать возможности, предоставляемые сетью Интернет, на уроках иностранного языка? Повторимся, обучать иностранному языку – это значит обучать общению, передаче и восприятию информации. Существуют три области, в которых Интернет может вывести обучение иностранным языкам на новый уровень. Это коммуникация, информация и публикация. Коммуникация осуществляется с помощью электронной почты, огромные пласты информации заключены во всемирной паутине(World Wide Web), публикация может осуществляться путем создания собственной страницы в Интернете.

   В принципе, все это можно делать и без Интернета. Общаться можно с помощью писем или по телефону, за информацией ходить в библиотеку, а публиковать свои труды в журналах и газетах. Однако Интернет вносит в эти области новое измерение. Коммуникация значительно облегчается и ускоряется, информация становится доступна, актуальна и аутентична, а публикация в Интернете имеет неизмеримо более широкую аудиторию, чем в журнале или газете.

  С дидактической точки зрения преимущество Интернета перед традиционными средствами обучения заключается, прежде всего, в доступности и актуальности аутентичных материалов, а также в облегчении и ускорении межнациональной коммуникации.

   В настоящее время разрабатывается методика обучения иностранному языку с использованием интернета. Существуют сторонники идеи обучения иностранному языку с использованием только Интернета, без традиционной работы с учебником. Но большинство преподавателей предпочитают использовать Интернет наряду с традиционными средствами обучения, интегрируя его в учебный процесс. Мы можем выделить три вида использования Интернета:

             интернет как источник получения дополнительной информации;

             использование Интернета на уроке;

             проведение Интернет-проектов.

   Самое простое применение Интернета – это использовать его как источник дополнительных материалов для преподавателя при подготовке к занятию. Материалы могут распечатываться и использоваться затем в ходе традиционного занятия. Конечно, в этом случае используется лишь часть возможностей Интернета. Но даже при таком применении Интернета обучение иностранному языку меняется: пользователь Интернета получает доступ к актуальной и аутентичной информации, которую трудно отобрать из других источников.

   Наиболее полно возможности Интернета раскрываются при использовании его непосредственно в студенческой или школьной аудитории. Идеальными условиями для такой работы является наличие компьютерного класса с подключением к Интернету.

   Использование Интернета на уроке не должно представлять самоцель. Для того чтобы правильно определить  место и роль Интернета в обучении языку, прежде всего, необходимо найти для себя четкие ответы на вопросы: для кого, для чего, когда, в каком объеме он должен использоваться.

   На самом начальном этапе изучения языка, к примеру, нет большого смысла в применении Интернета, согласно Л.А. Подопригоровой. В этот период велика роль тренировочных упражнений. В этом смысле Интернет не предоставляет  каких-либо новых возможностей по сравнению с учебником. В курсах для начинающих упражнения на закрепления грамматики и лексики вполне традиционны: подстановочные упражнения, тексты с пробелами, и т.д. Собственно говоря, это самые обычные упражнения, разница состоит в том, что учащиеся видят их не на бумаге, а на мониторе. Правда, положительный момент в выполнении этого вида задания состоит в том, что во многих случаях можно сразу узнать, правильно ли выполнено то или иное упражнение. Однако на вопрос «Почему это не правильно и как будет правильно?» должен отвечать преподаватель.

   И наконец, Интернет-проекты. Проекты могут проводиться и без Интернета. Однако Интернет придает проекту больший динамизм, меняет его временные рамки. В ходе работы над проектом студенты применяют и расширяют свои языковые знания, получают обширную страноведческую информацию.

  Существует два вида проектов, планирование, проведение и результаты которых отличаются друг от друга: WWW-проекты и E-mail-проекты. Они могут пересекаться и дополнять друг друга.

  В самом общем виде WWW-проекты рассчитаны на то, что обучающиеся получают задание, для выполнения которого им необходимо найти информацию в Интернете и представить потом результаты своего поиска.

   Тема проекта может соответствовать учебной теме или быть совершенно независимой от учебника. В любом случае она должна быть интересной для учащихся и входить в общий контекст обучения языку.

  Примерные темы таких проектов:

- изучение информации о каком-либо городе/регионе;

- составление плана путешествия самолетом, поездом или другим транспортом по стране изучаемого языка;

- поиск информации о фирмах страны изучаемого языка, их продуктах, о возможностях работы или учебы в стране изучаемого языка и т.д.

   Что касается E-mail-проектов, как правило, они проводятся с участием двух или нескольких групп студентов или школьников из разных стран, для которых используемый язык является иностранным, а не родным. Участие носителей языка нецелесообразно, так как языковой, а, следовательно, и содержательный уровень коммуникации их вряд ли может заинтересовать.

  При проведении такого вида проектов очень важна фаза планирования. Сначала нужно найти партнеров и обсудить с ними тему. Затем определяются временные рамки проекта, т.е. его продолжительность, начало и окончание. Нужно договориться, как часто будет происходить обмен письмами. Нужно также решить какой продукт планируется получить по завершении проекта.

  Польза E-mail-проектов состоит в том, что они делают возможной коммуникацию на иностранном языке с реальными партнерами. Учащимся важно то, что тексты составляются не для преподавателя с целью продемонстрировать свои знания и получить за это оценку, а для партнеров-сверстников, чтобы передать им интересную информацию или обсудить актуальные проблемы. Отсюда следует более ответственное отношение к продуцируемым текстам. Расширяется языковая компетенция учащихся и повышается мотивация к дальнейшему изучению языка.

  На основе вышеперечисленных видов использования Интернета мы можем выделить основные способы использования его ресурсов и услуг:

Информация о работе Интернет как средство обучения иностранным языкам