Возможности социальной работы в решении проблем детей-инвалидов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 19:14, курсовая работа

Описание

Цель курсовой работы: определить возможности социальной работы с детьми-инвалидами.
Задачи курсовой работы:
Определить основные понятия детской инвалидности
Определить социальные и психологические проблемы детей-инвалидов
Определить теоретические основы социальной работы с детьми-инвалидами
Определить сущность социальной работы с детьми-инвалидами.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Проблемное поле детей-инвалидов…………………………………….6
1.1. Понятие детской инвалидности……………………………………………..6
1.2. Социальные и психологические проблемы детей-инвалидов……………14
Глава 2. Возможности социальной работы в решении проблем детей-инвалидов………………………………………………………………………...21
2.1. Теоретические основы социальной работы с детьми-инвалидами……...21
2.2. Сущность социальной работы с детьми-инвалидами…………………….29
Заключение……………………………………………………………………….39
Список использованных источников…………………………………………..41

Работа состоит из  1 файл

курсовая работа.docx

— 80.38 Кб (Скачать документ)

      Содержание 

Введение…………………………………………………………………………...3

Глава 1. Проблемное поле детей-инвалидов…………………………………….6

1.1. Понятие детской инвалидности……………………………………………..6

1.2. Социальные и психологические проблемы детей-инвалидов……………14

Глава 2. Возможности  социальной работы в решении проблем  детей-инвалидов………………………………………………………………………...21

2.1. Теоретические основы социальной работы с детьми-инвалидами……...21

2.2. Сущность социальной работы с детьми-инвалидами…………………….29

Заключение……………………………………………………………………….39

Список  использованных источников…………………………………………..41 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение. 

      Актуальность  выбранной темы исследования обусловлена  рядом проблем, с которыми сталкиваются дети-инвалиды в современном сообществе. Каждый ребенок имеет право на особую заботу и помощь от нашего общества. Но есть дети, у которых физическое и умственное состояние требует  повышенного к ним внимания. Это  дети с ограниченными возможностями здоровья, которые имеют разную степень инвалидности.

      Дети-инвалиды – одна из самых уязвимых социальных групп. Теоретически, люди с ограниченными  возможностями получают всестороннюю поддержку государства, и во многих случаях находятся полностью  под его опекой. В реальной жизни  они оказываются абсолютно беспомощными, отвергаемые чиновниками и обществом.  Их  доход значительно ниже  среднего, а потребности в медицинском и социальном  обслуживании  намного выше.   Они в меньшей степени имеют возможности получить  образование,  не могут заниматься трудовой  деятельностью.  Большинство из  них не  имеет семьи и не желает  участвовать в общественной  жизни.  Количество детей-инвалидов с каждым годом растет. Влияет на это плохая экологическая обстановка, высокий уровень заболеваемости родителей, множество нерешенных медицинских, социальных, экономических, психологических проблем. Всё  это   говорит  о  том, что  инвалиды  в  нашем обществе являются дискриминируемым  и сегрегированным  меньшинством.

      Проблемы доступности образования, интеграцию и социализацию детей-инвалидов в обществе, социальную политику и реабилитационные услуги для детей-инвалидов в своих работах рассматривали Ярская-Смирнова Е.Р., Романов П.В., Антонова Е.П., Лошакова И.И., Зайцев Д.В., Наберушкина Е.К., Ловцова Е.И. Этими авторами написано большое количество статей, научных монографий, учебных и учебно-методических пособий, среди которых можно выделить такие работы как «доступность высшего образования для инвалидов», «инклюзивное образование детей-инвалидов», «Право на жизнь в обществе: механизмы образовательной интеграции детей-инвалидов», «Подготовка детей-инвалидов к семейной жизни и взрослой жизни», «Инвалиды в современном российском обществе: социальные проблемы и социальная политика», «Социокультурная политика в отношении инвалидов: от законодательства к общественному мнению». В трудах Храпылиной Л.П., Рыбаковой И.И., Пузина Н.С., Степанова В.К., Цветкова В.А. рассматривались разработки по обеспечению безбарьерной среды жизнедеятельности инвалидов. Основной поток научной литературы посвящается вопросам социально-бытового обеспечения, предоставления социальных услуг (Дементьева Н.Ф., Храпылина Л.П., Сырникова Б.А., Соколова И.А. и др.). Социальную работу с семьями, воспитывающими детей-инвалидов и их психолого-педагогическую поддержку, а также теории и методологии социальной работы с детьми-инвалидами рассматривали Холостова Е.И., Ипполитова М.В., Григорьева С.И., Иванова В.Д., Павленко П.Д., Краткова И.П.

      Цель курсовой работы: определить возможности социальной работы с детьми-инвалидами.

      Задачи курсовой работы:

  1. Определить основные понятия детской инвалидности
  2. Определить социальные и психологические проблемы детей-инвалидов
  3. Определить теоретические основы социальной работы с детьми-инвалидами
  4. Определить сущность социальной работы с детьми-инвалидами.

      Объект  исследования: дети-инвалиды.

      Предмет исследования: социальная работа с детьми-инвалидами. 

      Информационной  основой курсовой работы послужили  нормативно-правовые документы РФ: Федеральный закон РФ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24 ноября 1995 г., Федеральный закон РФ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» от 2 августа 1995 г., Постановление Правительства РФ «О порядке и условиях признания лица инвалидом» от 20 февраля 2006 г., Постановление Правительства РФ «Об утверждении типового положения о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии» от 12 марта 1997 г., Приказ Министерства здравоохранения и социального развития «Об утверждении классификаций и критериев, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан Федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы» от 22 августа 2005 г.

      Курсовая  работа состоит из двух глав, введения, заключения и списка литературы. Каждая глава состоит из двух разделов. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 1. Проблемное поле детей-инвалидов 

    1. Понятие детской  инвалидности
 

      Инвалидность как феномен на всех этапах развития цивилизации связана с осознанием человека себя как личности, стремлением осмыслить свое место в мире и в обществе.  Для более четкого понимания  инвалидности рассмотрим основные трактовки данного понятия. Международная классификация дефектов, инвалидности и нетрудоспособности, принятая Всемирной организацией здравоохранения в 1980 году в Женеве определяет инвалидность как любое ограничение или отсутствие способности из-за нарушений здоровья осуществлять ту или иную деятельность, таким образом, или в таких рамках, которые считаются нормальными для человека. Инвалидность проявляется в том, что у человека из-за нарушений здоровья возникают барьеры (преграды) полноценного существования в обществе, приводящие к ухудшению его качества жизни.  (1)

      В Российской Федерации определения, касающиеся проблемы инвалидности, закреплены различными нормативными актами. Согласно Федеральному Закону «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» инвалидом признается лицо,  которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты. Ограничение жизнедеятельности – полная или частичная утрата лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью. В зависимости от степени расстройства функций организма и ограничения жизнедеятельности лицам, признанным инвалидами, устанавливается группа инвалидности, а лицам в возрасте до 18 лет устанавливается категория "ребенок-инвалид". (2)

      Постановление Правительства Российской Федерации  устанавливает определенные  правила  признания лица инвалидом. Настоящие  Правила определяют в соответствии с Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" порядок и условия признания  лица инвалидом. Такими условиями являются:

        а) нарушение здоровья со стойким  расстройством функций организма,  обусловленное заболеваниями, последствиями  травм или дефектами;

      б) ограничение жизнедеятельности (полная или частичная утрата гражданином  способности или возможности  осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться  или заниматься трудовой деятельностью);

      в) необходимость в мерах социальной защиты, включая реабилитацию. (4)

      Признание гражданина инвалидом осуществляется при проведении медико-социальной экспертизы исходя из комплексной оценки состояния  организма гражданина на основе анализа  его клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых и психологических  данных с использованием классификаций  и критериев, утверждаемых Министерством  здравоохранения и социального  развития Российской Федерации.  Классификации, используемые при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, определяют основные виды нарушений функций организма человека, обусловленные заболеваниями, последствиями травм или дефектами, и степени их выраженности; основные категории жизнедеятельности человека и степени выраженности ограничений этих категорий. Критерии, используемые при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, определяют условия установления степени ограничения способности к трудовой деятельности и групп инвалидности (категории "ребенок-инвалид").(6)

      Проблема  детской инвалидности начала формироваться  как самостоятельная и многоплановая  лишь в последние годы, хотя статус ребенка-инвалида впервые был введен в СССР в 1979 году. Дети-инвалиды – это дети, имеющие значительные ограничения жизнедеятельности, приводящие к социальной дезадаптации вследствие нарушения роста и развития ребенка, способностей к самообслуживанию, передвижению, ориентации, контролю за своим поведением, обучению, общению, трудовой деятельности в будущем. А «инвалидность» в детском возрасте можно определить, как состояние стойкой социальной дезадаптации, обусловленное хроническими заболеваниями или патологическими состояниями, резко ограничивающими возможность включения ребенка в адекватные возрасту воспитательные и педагогические процессы, в связи с чем возникает необходимость в постоянном дополнительном уходе за ним, помощи или надзоре. (15)

      Детская инвалидность — одна из острейших  медико-социальных проблем современного общества. По данным экспертов ВОЗ, количество детей в возрасте до 16 лет с ограничением жизненных  и социальных функций составляет около 10 % населения земного шара, т.е. более 120 млн. В Российской Федерации дети-инвалиды составляют, по разным оценкам, от 1,5-2,5 до 4,5% детского населения. Распространенность детской инвалидности в нашей стране с момента ее регистрации с 1980 по 2009 г. увеличилась почти в 12 раз. Уже в 2004 г. уровень детской инвалидности в России составил 200,8 на 10 тыс. детей 0-17 лет. В настоящее время абсолютное число детей с ограниченными возможностями превысило полумиллионную отметку. Эти данные имеют большое практическое значение, так как контингент детей инвалидов находится под наблюдением специалистов Бюро Медико-Социальной Экспертизы (БМСЭ), что дает возможность не только разрабатывать индивидуальные программы реабилитации инвалидам, но и следить за их выполнением и оценивать эффективность реабилитации детей-инвалидов и их интеграции в семью и общество. (18, 8)

      Исходя  из статистики детской инвалидности в РФ, приведенной выше, можно  с уверенностью сказать, что количество детей инвалидов разных возрастов  увеличивается с каждым годом. И  этому увеличению способствуют различные  причины, такие как травмы, высокая  заболеваемость родителей, врожденные патологии и многое другое. Наиболее распространенными заболеваниями, приводящими к инвалидности в детском возрасте являются: врожденные пороки сердца, дефекты зрения и слуха, косолапость и другие пороки скелета и суставов, детский церебральный паралич, умственная отсталость.  Рассмотрим основные виды и причины детской инвалидности.

      Врожденные  пороки сердца возникают вследствие нарушений нормального развития системы кровообращения в период внутриутробного развития плода. Причинами  заболевания являются неблагоприятные  факторы, такие как вирусные заболевания, перенесенные женщиной в первые три  месяца беременности, — грипп, краснуха, острые респираторные инфекции, герпес и др. Имеют значение также хронические  заболевания матери, профессиональные вредные для организма факторы  у родителей, интенсивное использование  во время беременности различных  лекарств, алкоголизм родителей, курение, наследственное предрасположение. При  тяжелом течении порока дети отстают  в физическом развитии, плохо прибавляют в весе, часто болеют респираторными заболеваниями. Основными жалобами являются быстрая утомляемость, одышка при нагрузке, а затем и в покое. (31)

Информация о работе Возможности социальной работы в решении проблем детей-инвалидов