Технология социальной работы с бездомными детьми

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 09:30, курсовая работа

Описание

Но со временем среди беспризорников становилось все больше тех, кто ушел из дома сам, потому что в семье, потерявшей кормильца или в семье безработного, просто-напросто было нечего есть. Уходили старшие, давая возможность выжить малышам или на поиски заработков. Убегали и от плохого обращения, и от побоев, от пьянства и много от чего другого,- так к круглым сиротам добавились тысячи беспризорников наполовину. Понятно, что на работу они устроиться не могли, поскольку и взрослым ее не хватало.

Содержание

1. История беспризорности 3
2. Особенности положения бездомных детей на современном этапе 4
3. Социальные основы работы с бездомными детьми 7
4. Действия социальных работников по возращению бездомных детей в общество 14
Список использованной литературы 19

Работа состоит из  1 файл

бездомные детьми.doc

— 133.50 Кб (Скачать документ)

     Федеральное агентство по образованию РФ

     Восточно-Сибирский  государственный технологический университет

     ДОУ МРПК

     Кафедра социальнах технологий 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Курсовая  работа

     На  тему: «Технология социальной работы с бездомными детьми». 
 
 
 
 
 
 
 

                Проверил: ст. преподаватель каф.

                «Соц. Технологии» Кейзерова Л.А. 

                Выполнил:           Оздоноева А.Э. 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 

     Улан-Удэ

     2006

 

      
Содержание
 
 

 

       

     1. История беспризорности 

     Надежда Крупская утверждала, что всему виной "разрушение общественных связей, вызванное войной и революцией". Замечание абстрактное, но верное в принципе.

     Исследователи беспризорности говорят об одном  и том же: 95-98% ребят, оказавшихся  на улице, были из пролетарской и крестьянской среды - из тех слоев, которые стали пушечным мясом для исторических потрясений начала века1.

     В целом всех беспризорников можно  было разделить на две большие  категории: СИРОТЫ и ПОЛУПРИЗОРНЫЕ  ДЕТИ. С течением времени соотношение  этих категорий менялось в пользу последних, и теперь "полупризорные" дети из неблагополучных семей составляют большинство.

     Революция, гражданская война, голод и эпидемии вышвырнули тогда на улицы тысячи сирот, чьи родители погибли в  этой заварухе или просто разбрелись по необъятной стране. На улице можно было выжить. Бежали из старых детских домов, где было голодно, которые разорялись военными действиями, еще дореволюционные сироты.

     С началом и продолжением "триумфального  шествия Советской власти" список сирот дополнялся детьми раскулаченных, экспроприированных и расстрелянных. Затем годы засух и неурожаев привели к страшному голоду в Сибири и Поволжье и тысячи детей кинулись детей искать спасения в городах или в более хлебных губерниях.

     Но  со временем среди беспризорников становилось все больше тех, кто ушел из дома сам, потому что в семье, потерявшей кормильца или в семье безработного, просто-напросто было нечего есть. Уходили старшие, давая возможность выжить малышам или на поиски заработков. Убегали и от плохого обращения, и от побоев, от пьянства и много от чего другого,- так к круглым сиротам добавились тысячи беспризорников наполовину. Понятно, что на работу они устроиться не могли, поскольку и взрослым ее не хватало.

     У нынешних, быть может, живы еще родители, эти дети сбежали из родного дома, иногда в поисках приключений, но чаще всего потому, что знали: едва ли где-нибудь еще можно быть столь же несчастными и голодными, как дома. 

     2. Особенности положения бездомных детей на современном этапе  

     По  различным данным количество бездомных детей и детей, лишенных родительской опеки в России, составляет от 1 до 3 миллионов. Многие из них стали преступниками.

     Положение детей-бездомных особенно тягостно. Среди них есть дети-беглецы - дети, убежавшие из дома или из воспитательного учреждения вследствие разрыва связей с родителями, возникшего тяжелого конфликта с учителями, воспитателями, сверстниками, деформирования ценностных ориентации и других причин, приведших к кризису отношений. Реже причина побегов несовершеннолетних — наличие психического заболевания. Доставленные в приюты, другие учреждения социальной реабилитации, подобные дети нередко совершают рецидивные побеги.

     Среди множества причин, обусловливающих  утрату семейных связей, — конфликтные  отношения в семье, сопровождающиеся насилием, агрессивностью, жестоким обращением со стороны родителей. Причиной побегов детей из семей нередко являются разводы либо вступление в брак одинокого родителя, прежде проживавшего с несовершеннолетним ребенком.

     Дополнительным  фактором риска стала и позиция школы, которая дистанцируется от подростков с трудными судьбами. Свертывание внеклассной работы в образовательных учреждениях, исчезновение детских общественных организаций обедняет досуговую деятельность детей, их воспитание и развитие. В ряде случаев бегство детей из дома - следствие педагогической беспомощности родителей, их искаженного представления о границах самостоятельности детей, отсутствия контроля за их времяпрепровождением, озабоченности взрослых лишь проблемой удовлетворения естественных и материальных потребностей, нарушения взаимопонимания и доверия между детьми и родителями.

     Усиление  занятости родителей, вынужденных  совмещать несколько рабочих  мест, чтобы обеспечить существование  членам семьи, также ведет к увеличению детской безнадзорности, повышают риск их бегства из дома.

     Отмечается  резкий рост социальной дезадаптации детей: ранняя алкоголизация и наркомания, бродяжничество, аморальное поведение  подростков, проституция, противоправные действия. Дети-беглецы становятся легкой добычей криминальных структур, подростковая преступность отличается особой жестокостью и цинизмом. В настоящее время судами рассматриваются дела о преступлениях несовершеннолетних на основе применения стандартных процессуальных норм «для взрослых». В результате уголовного делопроизводства 23-24% несовершеннолетних преступников получают приговоры, предусматривающие тюремное заключение. Таким образом, Россия имеет один из самых высоких показателей по количеству несовершеннолетних заключенных - 17 человек на каждые 100 000 граждан, или около 25 000, по состоянию на начало 2004 года2.

     Практически все дети-беглецы имеют отставание в психическом, физическом и интеллектуальном развитии, ослабленное здоровье. Не редко они страдают хроническими заболеваниями. Ощущая свою ненужность, эти подростки часто склонны к суицидным действиям. Создание целостной системы профилактики и реабилитации социально дезадаптированных детей и подростков, в число которых входят и дети-беглецы, является сегодня проблемой государственной значимости.

     Бездомные дети ютятся на вокзалах, в метро. Оставлять их там небезопасно как для них самих, так и для окружающих.

     Для них создаются различного рода приюты, ночлежки, центры реабилитации и т.д.

     Следует отметить и такое важное событие: при Российском благотворительном фонде «Нет алкоголизму и наркомании» открыт приют для бездомных детей. Дети приходят сюда сами. Могут уйти. Здесь их кормят, одевают, оказывают медицинскую помощь. Учат читать и писать. Помогают обрести душевное спокойствие.

     Часть брошенных детей, находящихся в детприемниках, усыновляют. Но, несмотря на всю доброту и чуткость приемных родителей, ребенок знает: его бросила мать. Психическая травма в детском возрасте может сказаться на отношении этого малыша — будущего родителя к своим детям. Видимо, правы специалисты, считающие, что отвращение, ненависть к собственному ребенку — это такое явление, которое имело место в прошлом, есть в настоящем и, вероятно, будет и в будущем.

     Таким образом, можно сделать вывод, что беглецов-«романтиков» в наше время не наблюдается, потому что их не осталось. Раньше много было среди ребят любителей путешествовать: к морю съездить, просто проветриться. Таких сейчас единицы, а процентов 98 - дети с однозначно криминальной ориентацией. За плечами многих из них не одно преступление.

     Говорить  о беспризорности, наверное, можно начиная с 1989 года. С этого момента начался абсолютный распад и семьи, и государственных структур, которые должны заниматься детьми. Если раньше за ними осуществляли хотя бы формальный призор, то потом они стали беспризорными в полном смысле слова.

     В ситуации с бездомными детьми  государство не предпринимает эффективных мер для решения проблем беспризорности. Попытки помочь беспризорным детям предпринимают различные общественные организации. Но их очень мало, всё же большая часть беспризорников остаётся не удел.  

     3. Социальные основы работы с бездомными детьми  

     Учитывая, что семейные и социальные связи  бездомных  детей сохранились, пусть  в свернутом, "спящем" виде, социальная работа с ними может быть выделена в особый раздел, отличающийся от работы с бродягами и бездомными, с одной стороны, и с трудными детьми в семье - с другой. В данной ситуации необходимо привлечение этих детей, создание для них места и среды общения помимо уличных, восстановление их социального функционирования, создание возможности для посильной работы и заработка, возвращение в школу.

     Бездомные дети частично состоят из брошенных детей, находящихся вне попечения соответствующих органов, частично из детей, бежавших из дома, беженцев и т.д. Их сосредоточение характерно для больших городов, крупных транспортных и портовых центров, более теплых мест. Отсутствие образования обрекает тех из них, кто выживет в этих суровых условиях, на маргинальное положение на всю оставшуюся жизнь. Работа с ними заключается в привлечении (доставлении) в приюты и центры по реабилитации детей и подростков, лечении и оздоровлении, социально-психологической реабилитации, педагогической коррекции, восстановлении (если это целесообразно и отвечает интересам ребенка) семейных связей, возможно, в передаче в опекунскую семью или усыновлении, или же в передаче в детский дом.

     Дети-беглецы  покидают дом или учреждение социального  обслуживания в силу различных причин. Во-первых, речь может идти об определенных врожденных психических образованиях, ведущих к психологической неустойчивости, склонности к номадизму (кочевничеству). Во-вторых, подобные склонности могут быть результатом приобретенного заболевания, ослабления нервной системы, неадекватной социализации или дефектов воспитания.

     В возрасте пубертатного кризиса многие дети проявляют склонность к побегам  из дома, особенно носители гипертимной  акцентуации. Как правило, это проходит по окончании данного периода.

     Однако  чаще всего стремление к побегу проявляется как реакция на какие-то травмирующие факторы дома, в школе или в подростковой среде. Дети могут покидать дом из-за физического, психического или сексуального насилия близких, из-за нищеты и необеспеченности в семье, из-за обиды на родственников, порожденной их нечуткостью или непониманием проблем или переживаний ребенка.

     Школа может внести свой вклад в выталкивание детей из дома психической травлей отдельных учеников, попытками заставить семью физическими воздействиями на ребенка исправить свой собственный педагогический брак.

     Иногда  причиной побегов становится незащищенность детей и подростков от жестокостей и издевательств со стороны уличных группировок. Дети, бегущие из приютов, центров реабилитации, детских домов и других учреждений, как правило, реагируют на жестокость и принуждение, причем под принуждением может подразумеваться простое подчинение режиму, от которого дети-беглецы отвыкли. Чем дольше ребенок существует на улице, в условиях специфических законов бродяжнической жизни, тем сложнее происходит его реабилитация.

     Дети, страдающие алкоголизмом, токсикоманией  и наркоманией - сравнительно новое явление нашей действительности. Это, в первую очередь, дети из неблагополучных семей, где зависимостями страдает кто-то из родственников; иногда алкоголизм является врожденным и передастся от матери, пьющей и в период беременности. Часто подобное явление распространено среди безнадзорных и беспризорных, бродяжничающих детей. Однако широкая пропаганда потребления спиртных напитков, социальная и политическая нестабильность в стране и в "ближнем зарубежье", легкость контрабанды алкогольной продукции и наркотических веществ приводят к тому, что подобная участь может постичь и детей из благополучных семей - по некоторым исследованиям, употребление наркотиков достаточно распространено среди старшеклассников и студентов престижных вузов. Средства борьбы с этим включают в себя общесоциальные меры, как то усиление контроля над немедицинским употреблением наркотических средств, более действенные меры по блокированию ввоза в страну наркотиков или исходных компонентов для их приготовления, ограничение пропаганды и рекламы алкоголя и в целом образа жизни, включающего действующие на психику средства, продвижение традиций здорового образа жизни. Из специальных мер воздействия следует назвать лечение алкоголизма и наркомании, создание групп взаимопомощи для создания среды общения людей, готовых обходиться без наркотических веществ (типа "Анонимных алкоголиков" и т.п.). Очень важно также с раннего возраста доводить до детей информацию о вреде наркотических веществ (включая табак) и создавать возможности для занятий и провождения времени, исключающего наркотики.

Информация о работе Технология социальной работы с бездомными детьми