Возможности социальной работы в решении проблем детей-инвалидов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 19:14, курсовая работа

Описание

Цель курсовой работы: определить возможности социальной работы с детьми-инвалидами.
Задачи курсовой работы:
Определить основные понятия детской инвалидности
Определить социальные и психологические проблемы детей-инвалидов
Определить теоретические основы социальной работы с детьми-инвалидами
Определить сущность социальной работы с детьми-инвалидами.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Проблемное поле детей-инвалидов…………………………………….6
1.1. Понятие детской инвалидности……………………………………………..6
1.2. Социальные и психологические проблемы детей-инвалидов……………14
Глава 2. Возможности социальной работы в решении проблем детей-инвалидов………………………………………………………………………...21
2.1. Теоретические основы социальной работы с детьми-инвалидами……...21
2.2. Сущность социальной работы с детьми-инвалидами…………………….29
Заключение……………………………………………………………………….39
Список использованных источников…………………………………………..41

Работа состоит из  1 файл

курсовая работа.docx

— 80.38 Кб (Скачать документ)

      Недостаточно  развита сеть специальных (коррекционных) образовательных учреждений. Такие  учреждения создаются для глухих, слабослышащих и позднооглохших, слепых, слабовидящих и поздноослепших детей, детей с тяжелыми нарушениями речи, с нарушением опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития, для умственно отсталых и других детей с отклонениями в развитии. Для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии создаются следующие специальные (коррекционные) образовательные учреждения:  специальная (коррекционная) начальная школа-детский сад; специальная (коррекционная) общеобразовательная школа; специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат. Государственное, муниципальное специальное (коррекционное) образовательное учреждение реализует в зависимости от вида коррекционного учреждения образовательные программы дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего и начального профессионального образования.(5)

      Отдельной проблемой является дефицит профессионально  подготовленных кадров для системы  специального (коррекционного) образования, социального обслуживания детей-инвалидов, а также отсутствие специально разработанных для этой категории лиц государственных образовательных стандартов, программно-методического сопровождения. Содержание обучения не учитывает реальные возможности обучающихся. Недостаточно специальных пособий, учебников, программ.

      Несмотря  на рост числа центров и отделений, призванных оказывать услуги по реабилитации и адаптации детей-инвалидов, число их недостаточно, а регулирующие их работу нормативные документы ориентированы на помощь детям с минимальными нарушениями, дети же с более тяжелыми нарушениями функций организма туда не попадают. (36, 13)

      Если  говорить о личностных проблемах  ребенка-инвалида, то они заключаются  в его изолированности от общества, в котором ему предстоит жить и расти. С раннего детства  дети с отклонениями в развитии сталкиваются с оценкой их внешности другими  людьми. Часто здоровые дети с детской  непосредственностью и жестокостью  оценивают внешние дефекты детей-инвалидов  в их присутствии. В результате у  детей-инвалидов формируются замкнутость, избегание широкого круга общения, замыкание “в четырех стенах”, маскированная (скрытая) депрессия. Скрытая депрессия (сниженный фон настроения, негативная оценка себя, собственных перспектив и других людей, часто замедленный  темп мышления, скованность и пассивность) в сочетании с заниженной самооценкой  и отсутствием благоприятного прогноза на будущее достаточно часто приводит к появлению мыслей суицидального  характера. Часто формируется комплекс неполноценности.

      По  мере взросления дети с ограниченными  возможностями начинают осознавать, что уровень их жизненных возможностей по сравнению с “обычными” детьми снижен.  При этом у них формируется  сниженная самооценка, что в свою очередь приводит к чрезмерному  снижению уровня притязаний. Следствием этих процессов становится социальная пассивность и сужение активного  жизненного пространства.

      Рано  или поздно особые дети начинают осознавать глобальность своей зависимости  от здоровых членов общества. Пенсия, льготы и многое другое - все это они  получают за счет здоровых людей. Осознание  глобальности зависимости и привыкание к зависимости способствует формированию иждивенчества. Типичными тенденциями  становятся отказ от самостоятельности  и перенос ответственности за свою судьбу на ближайшее окружение. Фактически, к дефекту развития “особых” детей присоединяется дефект воспитания.

      Наиболее  тяжело переживают инвалидность лица, внезапно потерявшие слух, зрение и  воспринимающие ее как крах всей оставшейся жизни. Дальнейшее характерологическое  развитие личности может происходить  с поэтапной сменой неврозов, пограничных  состояний, психозов. Это особенно выражено у детей-инвалидов с неправильным воспитанием и выявляется при  описании ими модели своего будущего.

      Исследования  модели будущего детей-инвалидов показали, что она изменена по сравнению  с моделью будущего здоровых детей. В 14-15 лет 36% особых детей мечтают  об улучшении здоровья и все 100% - о получении конкретной профессии. Но, в 15-16 лет представление о будущем  сужено - жизнь планируется на 5 лет  и только в отношении работы. Эмоциональная  окраска будущего отрицательная. Дети не уверены в своих шансах. Мечтают  быть артистом, врачом, балериной, юристом, но понимают, что в лучшем случае будут переводчиком, машинисткой, швеей. Модель будущего бедна, ограничена в  содержании и временной характеристике, в эмоциональном плане она  отрицательна.

      В структуре модели будущего появляются противоречивые моменты. С одной  стороны, желаемое будущее компенсирует ограничение реальных возможностей, имеет положительную окраску  и отражает защитный механизм от возможных  неудач. С другой стороны, низкий уровень  удовлетворенности собой порождает  внутриличностный конфликт с последующим формированием различных неврозов, серьезно осложняющих межличностные взаимоотношения.

      В каждой семье, имеющей ребенка с  ограниченными возможностями жизнедеятельности, существуют свои особенности, свой психологический  климат, который так или иначе  воздействует на ребенка, либо способствует его реабилитации, либо, наоборот, тормозит ее.

      Такой фактор, как включенность отца в  воспитание ребенка-инвалида, значительно  влияет на его психологическое самочувствие. Вследствие отсутствия включенности отца в воспитание, а также в силу других причин, дети-инвалиды часто  испытывают дискомфорт в семейных отношениях. Естественно, это всегда негативно. Ребенок-инвалид в таких семьях испытывает двойную нагрузку: неприятие  обществом и подверженность феномену отчуждения в собственной семье. (33)

      Ряд проблем, рассмотренный выше,  показывает, с какими трудностями сталкиваются дети инвалиды и их семьи в современном  сообществе. Для решения этих проблем  одной социальной политики государства  будет не достаточно. Необходимы коренные изменения в отношении таких  детей. Самое главное это не отвергать  таких людей и пытаться помочь им всеми возможными способами, ведь главное для ребенка это понимание и поддержка со стороны окружающих. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 2. Возможности социальной работы в  решении проблем детей-инвалидов 

      2.1 Теоретические основы социальной работы с детьми-инвалидами 

      Исторически понятия инвалидность и инвалид  в России связывались с понятиями  нетрудоспособность и больной. И  нередко, методические подходы к анализу инвалидности заимствовались из здравоохранения, по аналогии с анализом заболеваемости. Представления о происхождении инвалидности укладывались в традиционные схемы здоровье - заболеваемость  и больной - инвалид. Специалисты долгое время рассматривали понятие инвалидность, отталкиваясь преимущественно от биологических предпосылок, в связи с этим социальная сторона проблемы была сужена до нетрудоспособности, как основном показателе инвалидности.

Однозначного  понятия инвалидности в истории  не существовало и в различных подходах и концепциях инвалидность рассматривалась по-разному. (20) Рассмотрим самые распространенные подходы к пониманию инвалидности.

      Можно выделить двенадцать различных исторических и современных моделей инвалидности, повлиявших или влияющих на конструируемую социумом социальную политику в области  инвалидности и условно разделяемых  на две парадигмы инвалидности - «старую», то есть традиционную, или  медицинскую, и «новую», то есть посттрадиционную, или социальную, хотя с дальнейшим развитием общества не исключено  и появление третьей, «новейшей» парадигмы инвалидности.

      Так называемая «старая», или традиционная, парадигма инвалидности включает в  себя:

          ·    моральную (религиозную) модель;

          ·    медицинскую модель;

          ·    экономическую модель;

          ·    реабилитационную модель;

          ·    модель функциональной ограниченности. (34)

      Рассмотрим  эти модели более подробно. Моральная  модель инвалидности, вытекающая из базовых постулатов христианской религии, с одной стороны, рассматривала инвалидность как «наказание за грехи», а с другой - причисляла инвалидов к мученикам. Некоторые культуры и субкультуры до сих пор связывают инвалидность с чувствами религиозного наказания или вины, стыда, низким социальным статусом и эксклюзией как самого инвалида, так и всей его семьи, даже если подобные чувства уже не базируются на религиозной доктрине. Для людей с ограниченными возможностями данная модель является особенно тягостной, поскольку порождает социальный остракизм и самоненависть. (34)

      Медицинская модель инвалидности в течение длительного времени была доминантной и претендовала на особую научность и гуманность (иногда ее еще называют «административной моделью», поскольку она зародилась в недрах систем здравоохранения и социального обеспечения). Медицинская модель инвалидности рассматривает физические и психические отличия между людьми в терминах патологических отклонений и дефектов, то есть «неполноценности».

      Отличительным подходом медицинской модели являлось то, что она рассматривала людей  с ограниченными возможностями  как некомпетентных, неспособных  отвечать за себя и трудиться, нуждающихся  в присмотре и, возможно, опасных  для общества. Медицинское определение  инвалидности в значительной мере довлеет  и над самим явлением инвалидности, и над теми, кого оно затрагивает, как и над всей социальной политикой  и социальной работой. При таком  подходе недуги автоматически исключают  участие инвалидов в обычной  социальной деятельности, в связи с чем необходимо создавать особые медицинские центры, изолированные специализированные интернаты и коррекционные школы. Кроме того, они нуждаются в специальных социальных льготах, пособиях, удовлетворяющих, как правило, только минимальный уровень их материального благополучия. Такой подход способствовал закреплению низкого социального статуса людей с ограниченными возможностями и усиливал социальные стереотипы относительно их несамостоятельности и неуверенности.

      Экономическая модель инвалидности во многом является закономерным продолжением медицинской модели, предполагает перераспределение доходов между различными слоями общества там, где в качестве методологической основы принимается медицинское определение инвалидности. Поскольку лица с ограниченными возможностями рассматриваются как физически неполноценные или психически больные, то отсюда делается вывод о том, что они могут работать с гораздо «меньшей нагрузкой, чем здоровые люди, или неспособные работать вообще. Таким образом, лица, страдающие неполноценностью, изначально рассматриваются как менее производительные и экономически ущербные», они не могут производить достаточное количество ресурсов, чтобы обеспечивать себя, и, следовательно, являются обузой для общества.

      Из  медицинской модели инвалидности выводится и определение функциональной ограниченности, описывающей неполноценность как неспособность лица выполнять те или иные функции наряду со здоровыми людьми. В частности, в Законе США от 1975 года «О правах лиц с недостатками развития» говорится о том, что функциональная ограниченность инвалидов может проявляться в трех или более областях человеческой деятельности: невозможность ухода за собой, ограничения в общении, ограничения в обучении, передвижении, самоконтроле, экономическая несамостоятельность в силу ущерба, невозможность независимого существования и др. (33)

      Современное функциональное определение неполноценного развития затрагивает большинство  людей, страдающих серьезными недостатками здоровья, и, как следствие, не учитывает  огромного количества людей, страдающих более легкими формами недугов. Из модели функциональной ограниченности вытекает и реабилитационная модель, которая видит главную проблему инвалида в наличии больного, «ненормального» тела или психики, нуждающихся в медицинском лечении и реабилитации, цель которых - устранение или компенсация возникших функциональных расстройств. Суть реабилитационной модели состоит в том, чтобы адаптировать, приспособить инвалида к социуму, задача же изменения социума в интересах инвалида и поднятие его социального статуса не рассматриваются. Стоит отметить родственную связь моделей функциональной ограниченности, реабилитационной и медицинской. Многие исследователи, говоря о медицинской модели инвалидности, подразумевают смешанный характер этих трех моделей.

      В конечном итоге рассмотренные модели - религиозная, медицинская, экономическая  и функциональной ограниченности - делают упор на то, что у данного  лица лимитировано или отсутствует. Религиозная модель акцентирует  внимание на неспособности инвалидов  к социальной адаптации по моральным  основаниям («божье наказание»), медицинская - на нездоровье, экономическая - на неспособности  к экономическому труду, модель функциональной ограниченности - на неспособности  в широком смысле этого слова. В связи с этим, данные модели инвалидности можно отнести к  «старой» парадигме инвалидности, оказавшей воздействие как на определение самой инвалидности и социальное к ней отношение, так и на конструирование национальных концепций социальной политики в области инвалидности. Эти концепции были направлены на то, чтобы создать для инвалидов отдельные социальные ниши, не пытаясь полноценно вписать их в социум, что вело, в свою очередь, к созданию барьеров общения между здоровыми членами общества и инвалидами, поощрению пассивного социально-профессионального поведения инвалидов и снижению их статуса на рынке труда. (32) 

Информация о работе Возможности социальной работы в решении проблем детей-инвалидов