Возможности социальной работы в решении проблем детей-инвалидов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 19:14, курсовая работа

Описание

Цель курсовой работы: определить возможности социальной работы с детьми-инвалидами.
Задачи курсовой работы:
Определить основные понятия детской инвалидности
Определить социальные и психологические проблемы детей-инвалидов
Определить теоретические основы социальной работы с детьми-инвалидами
Определить сущность социальной работы с детьми-инвалидами.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Проблемное поле детей-инвалидов…………………………………….6
1.1. Понятие детской инвалидности……………………………………………..6
1.2. Социальные и психологические проблемы детей-инвалидов……………14
Глава 2. Возможности социальной работы в решении проблем детей-инвалидов………………………………………………………………………...21
2.1. Теоретические основы социальной работы с детьми-инвалидами……...21
2.2. Сущность социальной работы с детьми-инвалидами…………………….29
Заключение……………………………………………………………………….39
Список использованных источников…………………………………………..41

Работа состоит из  1 файл

курсовая работа.docx

— 80.38 Кб (Скачать документ)

      При некоторых тяжелых переломах  позвоночника происходит повреждение  спинного мозга, который отвечает за двигательную активность конечностей (рук и ног), вследствие чего происходит их паралич. Позвоночник может быть сломан в разных местах (на различных уровнях). Уровень поражения указывает на отдел спинного мозга, ниже которого чувствительность и движения нарушены или отсутствуют. Их отсутствие может быть полным или частичным, постоянным или временным. Последствия травмы позвоночника бывают различными – в зависимости от того, какая часть спинного мозга повреждена и насколько.

      Детский церебральный паралич (ДЦП) - термин, который  используется для описания группы хронических  состояний, связанных с координацией движения и мускульным тонусом. Эти  состояния обусловлены поражением одного или нескольких отделов мозга  в течение внутриутробного периода, непосредственно после рождения или в раннем детстве. Церебральный паралич - состояние не прогрессирующее, однако, при определенных условиях может развиваться, могут наступать  улучшения, ухудшения или сохраняться  стабильность. ДЦП не может передаваться другим людям, не является заболеванием и не должно считаться таковым. Хотя ДЦП нельзя вылечить в общепринятом смысле, тренинги и терапия могут  привести к улучшению функций. ДЦП характеризуется неспособностью полностью контролировать координацию движений и мышечную силу. В зависимости от того, какой отдел мозга поражен, может произойти резкое мускульное напряжение (спазм), непроизвольные движения, “танцующая” походка. Кроме того, могут возникать также анормальные ощущения и восприятия, нарушения зрения, слуха и речи, припадки, задержка в умственном развитии.

      Чаще  всего причины, приводящие к ДЦП, появляются во внутриутробном периоде, причем они не связаны с наследственностью. Такие состояния называются врожденным церебральным параличом. Менее распространены состояния, которые возникают в  течение первых двух лет жизни. Они  связаны с черепно-мозговыми травмами при родах, авариях, падениях или  мозговыми инфекциями. 
 

      Существуют  три основные вида ДЦП:

  • спастический (напряженные и затрудненные движения);
  • атетоидный (непроизвольные и неконтролируемые движения);
  • атаксический (нарушение чувства баланса и ощущения глубины).

      В некоторых людях все эти виды могут сочетаться.

      Людям, имеющим ДЦП, могут потребоваться  услуги поддержки - например, услуги персональных помощников, терапия, тренинги, услуги для независимой жизни, консультирование, транспорт, программы отдыха и досуга, работа и так далее. Люди, имеющие ДЦП, могут посещать школу, работать, создавать семью и жить вполне самостоятельно. (26)

      Дефекты зрения также являются причиной инвалидности. Нарушение зрения может быть различной  степени – от тотальной слепоты, что встречается редко, до частичной  слепоты, когда человек не может  различать цвет и форму, но может  видеть свет. Среди детей, обучающихся  в школах для слепых, около 80% являются инвалидами по зрению от рождения, около 1% - потеряли зрение в результате несчастных случаев и остальные являются слабовидящими, имеющими тенденцию  к ухудшению зрения. При определенной подготовке, которую все инвалиды по зрению получают в школах и на специальных курсах, они могут  достаточно свободно и самостоятельно перемещаться, ездить в общественном транспорте, делать покупки в магазине, решать бытовые проблемы и вообще ничем не отличаться от остальных  людей. В мире существует ряд приспособлений, помогающих не быть в зависимости  от окружающих: от определителя денежных купюр и определителя уровня воды в стакане до миникомпьютера, позволяющего свободно ориентироваться на местности. Кроме того, после определенной подготовки и приобретения навыков человек  может самостоятельно ориентироваться  на местности с помощью трости или собаки-поводыря.

      Статистикой установлено, что примерно у 10% населения  любой страны есть различные формы  нарушения слуха. Исходя из степени  потери слуха, неслышащие люди делятся на глухих, слабослышащих, позднооглохших, тугоухих. Причинами глухоты чаще всего бывают родовые травмы, инфекционные заболевания, последствия применения некоторых медикаментов, контузий во время военных действий и т.д. Впрочем, стать слабослышащим можно и в результате длительного воздействия шумов, недолеченного отита и других причин. В некоторых случаях возможно повышение слуха медикаментозными средствами. В любом случае частичной компенсацией может стать слуховой аппарат. Не слышащие от рождения дети, как правило, посещают специальные детские сады, обучаются в спецшколах-интернатах. Есть способ воспитания слабослышащих детей в домашних условиях по системе кандидата педагогических наук Э.И. Леонгард. Воспитание глухих детей по этой системе позволяет им развить речевое общение и речевой слух, успешно обучаться в обычных средних школах, получать высшее образование в обычных вузах. (7)

      Синдром Дауна впервые описан во второй половине XIX в. Синдром относится к хромосомным  аномалиям: у человека с синдромом  Дауна не 46, а 47 хромосом. При этом хромосомный набор у родителей  может быть абсолютно обычным. Медициной  до сих пор точно не установлены  причины появления у некоторых  эмбрионов лишней хромосомы. Ребенок, родившийся с синдромом Дауна, имеет характерную внешность – лицо монголоидного типа, несколько уменьшенный череп, иногда – непропорционально короткие конечности. Синдром Дауна означает, что малыш будет развиваться несколько медленнее, чем его сверстники и позже проходить общие этапы развития. Ему будет трудно учиться, но он сможет делать большую часть того, что делают все другие дети: ходить, говорить, читать и писать. У разных людей с синдромом Дауна разные умственные способности, разное поведение и физическое развитие. Каждый обладает уникальной индивидуальностью, как любой другой человек. Они могут гораздо лучше развить свои способности, если они живут дома, в атмосфере любви, если в детстве они проходят обучение по программе ранней помощи, если получают специальное образование, медицинское обслуживание и позитивное отношение общества. При соблюдении этих условий люди с синдромом Дауна разрушают один из основных стереотипов – о том, что все они не способны понять другого человека и не обучаемы. Сейчас в России действуют организации, которые помогают родителям воспитывать детей с синдромом Дауна. (16)

      Таким образом, можно сделать вывод, что заболеваний, приводящих к инвалидности в детском возрасте большое количество и  всех их не перечислить. Большая часть таких заболеваний не приносит ярко выраженных физических страданий. Но есть и такие заболевания, которые заставляют детей страдать и мучиться. При всем относительном прогрессе современной медицины до сих пор остается много заболеваний, которые невозможно излечить никакими усилиями и деньгами. Но если постоянно проходить определенные курсы реабилитации и лечения, то в скором времени  это приведет хоть и не к полному восстановлению функций организма, но хотя бы к частичному улучшению здоровья. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.2 Социальные  и психологические проблемы детей-инвалидов. 

      Государственная политика Российской Федерации в  отношении детей-инвалидов направлена на предоставление им равных с другими  гражданами возможностей в реализации экономических, социальных, культурных и политических прав, предусмотренных  Конституцией Российской Федерации.

Однако  существует целый ряд насущных проблем, без решения которых невозможны ни реабилитация, ни интеграция ребенка-инвалида в общество.

      С рядом проблем сталкиваются семьи, воспитывающие детей с ограниченными  возможностями. Например, проблемы медицинского характера. К ним можно отнести  невозможность получения своевременной  и полной информации о заболевании  ребёнка, особенностях его течения, прогнозе, ожидаемых социальных трудностях; овладение практическими навыками выполнения медицинских рекомендаций, коррекции речи; поиск возможностей дополнительного консультирования ребёнка, его госпитализация, получение  путёвки в санаторий. В семьях, имеющих ребёнка с ограниченными возможностями, уровень материальной обеспеченности ниже, чем в семьях, воспитывающих здоровых детей. Это связано с рядом причин: вынужденным неучастием части матерей в общественном производстве, вынужденной сменой работы нередко с потерей заработной платы, оформление отпуска без содержания для лечения и содержания ребёнка, затратами на приобретение дефицитных медикаментов, технических средств, оплату консультантов, медицинских сестёр по массажу.

      К проблемам обучения, воспитания и  ухода за больным ребёнком можно  отнести подготовку ребёнка к  школе и помощь в его обучении, особенно при обучении на дому; осуществление  целенаправленной работы по социальной адаптации ребёнка, формирование навыков  самообслуживания, передвижения, пользования  техническими средствами, общественным транспортом, развитие самостоятельности; организация досуга и игровой  деятельности ребёнка, способствующих развитию или компенсации нарушенных функций. Также родители, воспитывающие детей инвалидов не имеют возможности повышения профессионального уровня, отказываются от реализации профессиональных планов, вынуждены делать перерывы в работе на период лечения и организации ухода за больным ребенком.(14)

        На сегодняшний день очень  актуальна проблема интегрированности инвалидов в социум, в частности создания «безбарьерной среды». Прежде всего, эта проблема касается детей, которые не имеют возможности самостоятельно передвигаться, таких людей называют «инвалиды-колясочники». В основе формирования безбарьерной среды лежит идея интеграции людей с ограниченными возможностями в общество, создание условий, при которых они не чувствовали бы себя выброшенными за пределы жизни, ненужными и игнорируемыми. Большинство наших каждодневных действий, над которыми мы даже не задумываемся (сходить в магазин, проехать в автобусе и т.д.), для инвалида-колясочника – настоящий подвиг и в одиночку ему не под силу. Потому что на каждом шагу его встречают барьеры: выйти из подъезда не позволяют ступени лестницы, подняться в автобус – высокая посадочная площадка, в лифт на инвалидной коляске нельзя заехать из-за узких дверей. Однако очевидно, что в большинстве городов и сел потребности инвалидов не учтены. Входы в здания, лифты, лестницы, другие пространства общего пользования не дают возможности для перемещения. Это сдерживает их подвижность, а многим и вовсе не позволяет покидать свое жилище. Что говорить о планировке квартир, не позволяющих организовать быт инвалидов колясочников, если даже здания и сооружения, наиболее часто посещаемые инвалидами, в большинстве случаев для них не приспособлены. (23)

      Установка пандусов и лифтов в школах, вузах, где осуществляется обучение инвалидов, также требует значительных затрат, более того все аудитории, помещения, проходы, должны позволять таким  студентам перемещаться свободно. Большинство аптек, медицинских и образовательных учреждений, объектов социального обеспечения, магазинов, домов и т.д. не оборудованы для передвижения инвалидов-колясочников.

      Также является важной проблема доступности  образования. Получению качественного образования детьми-инвалидами препятствуют множественные структурные ограничения, так или иначе связанные с социальным неравенством. В обычных образовательных учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования могут обучаться дети только с легкой степенью инвалидности. Например, по данным Федерального агентства по образованию только половина детей с ограниченными возможностями здоровья обучается в адекватных условиях. Высокая наполняемость групп (25-30 человек) приводит к повышению утомляемости, истощению нервной системы обучающихся, трудностях в освоении программы. Выпускники специальных (коррекционных) образовательных учреждений, прошедшие хорошую социальную реабилитацию, и выпускники с ограниченными возможностями учреждений профессионального образования зачастую являются неконкурентоспособными на рынке труда. Решение проблемы профессионального образования людей с ограниченными возможностями здоровья связано со значительными финансовыми затратами. Руководители регионов зачастую не хотят вкладывать средства в интернатные и образовательные учреждения для инвалидов, так как это большие вложения в обеспечение нужд небольшого контингента населения. По данным управления специального образования при Министерстве образования Российской Федерации, за последние пять лет (1996-2000) прием инвалидов в вузы России увеличился втрое. Число студентов-инвалидов в российских вузах продолжает расти: с 5,4 тыс. человек в 2002 году до 14,5 тыс. в 2003 году. (38)

      Система образования в современной России переживает глубокие изменения.  Различные учебные заведения трансформируются в результате правительственных реформ и под влиянием рыночной экономики. При этом актуализируются ценности инклюзивного образования детей с инвалидностью, хотя общественное мнение по этому сложному вопросу далеко не однородно. Специальное образование, охватывающее учащихся с особыми потребностями - инвалидов, испытывает серьезные потрясения ввиду сокращения финансирования и структурных преобразований. Социальная роль таких учреждений, как школы-интернаты для детей с нарушениями развития, подвергается переоценке. На практике специальное образование, с одной стороны, создает особые условия для удовлетворения потребностей учащихся указанной категории в медицинских и педагогических услугах, а, с другой, - препятствует социальной интеграции инвалидов, ограничивая их жизненные шансы.(37)

Информация о работе Возможности социальной работы в решении проблем детей-инвалидов